Цель: Продолжать учить детей фиксировать внимание на величине предметов. Формировать умение пользоваться простейшими приёмами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине, при этом ориентироваться на слова: большой, маленький, такой, не такой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: деревянные прямоугольники, овалы и треугольники двух размеров: из расчёта по 5 больших и 5 маленьких на каждого ребёнка; кукла; мешочек.
Ход игры:
Игровой приём - кукла Маша принесла красивый мешочек.
Показать большие и маленькие прямоугольники, перемешать, назвать их игрушками. Пояснить, что они разные.
Предложить детям: такие игрушки (большие прямоугольники) класть в одну сторону, а вот такие (маленький прямоугольник) - в другую. Первые две пары взрослы группирует сам, а с третьей пары привлекает к этому детей.
Подозвать одного ребёнка, дать большой прямоугольник, предложить посмотреть, какой он, отыскать место, где лежат такие же игрушки, и положить их вместе. То же самое проделать с маленьким прямоугольником. Учить детей захватывать маленький предмет ладонью так, чтобы он "спрятался" в ней.
Как только дети справятся с одной парой предметов, предложить другой материал (большие и маленькие овалы или треугольники). На одном занятии дети могут группировать от двух до трёх видов однородного материала.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 32
ТЕМА: Игра "Что в трубке лежит? "
Цель: Продолжать учить детей пользоваться палочкой как орудием в новых условиях - при выталкивании игрушек. Развивать глазомер, координацию движений. Активизировать словарь за счёт существительных, глаголов. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
|
Материал: на каждого ребёнка - трубка с цветными вставками внутри; палочка; игрушечный медведь; корзинка.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям пришёл медвежонок и принёс что-то интересное в корзинке.
Показать детям трубку, внутри которой лежит завёрнутая в цветную бумагу игрушка, и спросить: "Что это? ". Напомнить детям названия предметов.
На данном занятии дать детям трубки и палочки без предварительного показа действий, но нужно помочь тем, кто не умеет правильно использовать палочку. Если ребёнок пытается достать игрушку из трубки пальцами, нужно сказать: "Пальчиками трудно достать - достань палочкой"
Можно использовать прозрачные, из небьющегося материала, и непрозрачные картонные, лёгкие трубки.
ФЕВРАЛЬ
1 НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 33
ТЕМА: Раскладывание больших и маленьких предметов на две группы.
Цель: Продолжать учить детей фиксировать внимание на величине предметов. Формировать умение пользоваться простейшими приёмами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине, при этом ориентироваться на слова: большой, маленький, такой, не такой. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: деревянные прямоугольники, овалы и треугольники двух размеров: из расчёта по 5 больших и 5 маленьких на каждого ребёнка; игрушечный мишка; корзинка.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям пришёл Мишка с полной корзинкой игрушек.
Показать детям большие и маленькие овалы, перемешать, назвать их игрушками. Пояснить, что они разные. Наглядный показ действий: первые две пары взрослый группирует сам, а с третьей пары привлечь к этому детей.
|
Предложить одному ребёнку большой овал, обратить внимание, какой он, найти место, где лежат такие же игрушки, и положить их вместе. То же самое проделать с маленьким овалом. Ещё раз показать детям, как правильно захватывать маленький предмет ладонью (так, чтобы предмет "спрятался в ладошке").
Как только дети справятся с парой предметов, предложить другой материал (большие и маленькие прямоугольники и треугольники). Использовать в речи доступные слова: прямоугольник называть - кирпичиком, овал - огурчиком, треугольник - домиком или крышей.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 34
ТЕМА: Игра "Поехала куколка в гости"
Цель: Научить детей использовать орудие с приспособлением, учитывая особенности предмета - цели; координировать свои движения и движение предмета. Активизировать словарь за счёт глаголов. Воспитывать направленность деятельности.
Материал: тележка со стержнем; палочка с кольцом; кукла.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям пришла кукла Катя.
Показать детям тележку, посадить в неё куклу. Обратить внимание детей на то, что на тележке имеется стержень. Кольцо, закреплённое на конце палочки, накинуть на стержень со словами: "Поехала куколка в гости" - тянуть к себе тележку за палочку. Затем предложить проделать то же самое каждому ребёнку, приговаривая: "Едет (поехала, приехала и т. д.) кукла к Саше (Пете, Маше) в гости".
Затрудняющимся детям следует повторно показать правильный способ действий, обращая их внимание именно на кольцо на конце палочки и на то, как нужно надевать это кольцо на стержень и подтягивать коляску. Тому, кто не справляется с задачей, можно предложить посмотреть, как правильно действует другой ребёнок.
|
2 НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 35
ТЕМА: Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.
Цель: Учить детей фиксировать внимание на форме предметов. Формировать умение пользоваться простейшими приёмами нахождения тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы, ориентируясь при этом на слова:такой, не такой, разные, одинаковые. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: круги D=3 см. и квадраты 3*3*3*3 см., прямоугольники 3*5 см. и треугольники 3*3*3 см.; машина.
Ход игры:
Игровой приём - приехал большой грузовик и привёз много игрушек ребятишкам.
Непосредственный показ предметов разной формы. Объяснить, что игрушки разные. Геометрические фигуры называть игрушками.
Группировка предметов. Наглядный показ действий: сначала педагог выполняет действия сам, спрашивает детей, куда положить круг, а куда квадрат. Необходимо показывать каждый предмет: "Где у нас лежит такая же игрушка? Куда мы эту игрушку положим? " Наложить круг на круг, показать и пояснить, что эти игрушки одинаковые. Предметы третьей пары группируют дети.
Подозвать ребёнка к столу, предложить взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же. Средством контроля над правильностью группировки предметов служит наложение предметов одинаковой формы. Все дети поочерёдно группируют предметы на столе педагога.
После объяснения и показа действий каждый ребёнок получает по 5 предметов каждой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 36
ТЕМА: Игра "Ловись, рыбка"
Цель: Научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Закреплять в новых условиях приобретённые ранее навыки, координировать свои движения, активизировать произнесение слов: рыбка, ловись. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Материал: целлулоидные рыбки, сачки; тазик, вода.
Ход игры:
Сюрпризный момент - под красивой салфеткой находится тазик с водой и рыбками в нём.
Вызвать положительные эмоции у детей.
Педагог: "Посмотрите, детки, как рыбки в воде плавают! " Показать детям, как нужно ловить рыбок сачком, при этом приговаривать: "Поймает рыбку Максим (Соня, Даша) ". "Ловись рыбка, большая да маленькая".
Кольцо нужно не накидывать на стержень сверху, а подводить под плавающую в воде рыбку снизу так, чтобы она попала в сачок и её можно было бы вынуть из воды.
3 НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 37
ТЕМА: Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.
Цель: Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов. Формировать простейшие приёмы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы, ориентируясь при этом на слова:такая, не такая, разные, одинаковые. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: круги D=3 см. и квадраты 3*3*3*3 см., прямоугольники 3*5 см. и треугольники 3*3*3 см.; кукла; корзинка.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям пришла кукла Таня с корзинкой.
Непосредственный показ предметов разной формы. Объяснить, что игрушки разные.
Группировка предметов. Наглядный показ действий: сначала педагог выполняет действия сам, спрашивает детей, куда положить прямоугольник, а куда треугольник. Необходимо показывать каждый предмет: "Где у нас лежит такая же игрушка? Куда мы эту игрушку положим? " Наложить треугольник на треугольник, показать и пояснить, что эти игрушки одинаковые. Предметы третьей пары группируют дети.
Подозвать ребёнка к столу, предложить взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же. Средством контроля над правильностью группировки предметов служит наложение предметов одинаковой формы. Все дети поочерёдно группируют предметы на столе педагога.
После объяснения и показа действий каждый ребёнок получает по 5 предметов каждой формы. Важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал. детям, быстро справившимся с заданием, можно предложить сгруппировать предметы другой формы. если ребёнок затрудняется, нужно ему помочь.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 38
ТЕМА: Игра "Достань шарик"
Цель: Научить детей пользоваться черпачком для доставания шариков из воды. Закреплять приобретённые ранее навыки, развивать координацию движений. Активизировать произнесение слов: шарик, упал, достанем, вода. Воспитывать направленность деятельности.
Материал: черпачки и банки по количеству детей; шарики; вода.
Ход игры:
Сюрпризный момент - под красивой салфеткой находится банка с водой. Эмоционально заинтересовать детей.
Бросить в банку шарик, сказать: "В банке вода, шарик упал в воду, сейчас достанем шарик! ". Показ действий.
После показа перед каждым ребёнком поставить по банке с водой и предложить им самим бросить в воду шарики. Ещё раз показать детям необходимое действие, раздать черпачки, предложить им самим достать шарики из банки.
Следить, чтобы дети играли спокойно, не разбрызгивая воду.
4 НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 39
ТЕМА: Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы.
Цель: Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов. Формировать более тонкое восприятие формы предметов, простейшие приёмы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы. Развивать активную речь. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: из расчёта на каждого ребёнка по 5 кругов и по 5 квадратов или по 5 прямоугольников и по 5 треугольников; Петрушка; корзинка.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям пришёл Петрушка и принёс собой корзинку с игрушками.
Непосредственный показ предметов разной формы. Объяснить, что игрушки разные, обратить внимание на их форму. Обвести круг рукой, пояснить: "Посмотрите, какой у меня кружок, вот такой". Обвести рукой овал, пояснить, что это игрушка другая, она похожа на огурчик. Далее круги разместить справа, а овалы - слева. Использовать приём наложения.
Предложить кому -либо из детей взять круг, рассмотреть его, определить, где лежит такая же игрушка, и присоединить к ней круг.
Те же действия ребёнок с другим предметом. После того, как все дети разместят по два предмета разной формы (1 круг и 1 овал) на столе, раздать им индивидуальный материал.
Если ребёнок затрудняется оказать ему помощь: "Возьми игрушку, посмотри на неё внимательно; посмотри, где у меня такая же; покажи, где у меня такая же; а теперь положи их вместе".
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 40
ТЕМА: Игра "Ловись, уточка"
Цель: Продолжать учить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды. Закреплять полученные ранее навыки, развивать координацию движений. Активизировать произнесение слов: уточка, ловись, вода. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Материал: уточки, сачки; тазик, вода.
Ход игры:
Сюрпризный момент - под красивой салфеткой находится тазик с водой и уточками в нём.
Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Обратить внимание на то, что уточки плавают. Показать ловлю игрушек сачком. Раздать детям сачки.
Напомнить, что кольцо нужно подводить под плавающую в воде уточку снизу. Если нужно, помочь ребёнку.
МАРТ
НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 41
ТЕМА: Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы.
Цель: Продолжать учить детей фиксировать внимание на форме предметов; формировать более тонкое восприятие формы предметов. Формировать умение пользоваться простейшими приёмами установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: из расчёта на каждого ребёнка: 5 кругов и 5 квадратов или 5 прямоугольников и 5 треугольников; машина.
Ход игры:
Игровой приём - в группу приехала большая машина и привезла много игрушек.
Непосредственный показ предметов разной формы. Объяснить детям, что игрушки разные - обратить внимание на их форму. Обвести треугольник рукой, пояснить, что он похож на домик. Обвести рукой прямоугольник, пояснить, что это другая игрушка, она похожа на кирпичик. Разместить треугольники слева, прямоугольники справа. Использовать приём наложения.
Предложить кому-либо из детей взять треугольник -домик, рассмотреть его, определить, где лежит такая же игрушка. Те же действия ребёнок совершает с другим предметом. После того, как все дети разместят по 2 предмета разной формы (1 треугольник и 1 прямоугольник) на столе, раздать им индивидуальный материал. Важно, чтобы у детей сидящих рядом, был разный материал.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 42
ТЕМА: Игра "Кто там? "
Цель: Развивать речевой слух; развивать слуховое внимание. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (ав-ав-собака и т. п.). Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает.
Материал: игрушки: собака, кошка, птичка, корова, лошадка, лягушка, мышка, курочка и другие животные; картинки с их изображениями.
Ход игры:
Игровой приём - за дверью раздаётся крик животного (мяу, ав-ав, ко-ко, чик-чирик, пи-пи, и-го-го, му-му, ква-ква и др.) Педагог предлагает детям прислушаться и отгадать, кто как кричит: "Слышите, кто-то там за дверью кричит. Послушайте внимательно. Кто там? " Дети могут показать картинку с изображением соответствующего животного или назвать его словом. Педагог предлагает открыть дверь и взять игрушку: "Молодцы, угадали. Послушайте, кто ещё кричит за дверью"
В этой игре участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подаёт сигнал, другой проводит игру. Если нет второго ведущего, то можно проводить игру, пряча игрушки за ширмой.
НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 43
ТЕМА: Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.
Цель: Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы. Формировать положительное отношение детей к совместной деятельности со взрослым. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: шесть досок с большими и маленькими круглыми отверстиями; комплект вкладышей; кукла; корзинка.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям пришла кукла Катя с корзинкой.
Показать детям доску, которую можно назвать домиком. Обратить внимание детей на то, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая окна, назвать их большими и маленькими, то же самое сказать о вкладышах. Большими и маленькими вкладышами закрыть все окна. Наглядный показ действий с пояснением.
Затем одному ребёнку предложить большой вкладыш, чтобы закрыть большое окно, потом маленький вкладыш. Если ребёнок неверно выполняет задание, объяснить, что окно закрыто плохо. Дети по очереди выполняют задание.
После общего объяснения, показа и индивидуального выполнения задания раздать детям материал для игры.
Правильная раздача: большие отверстия должны находиться в левой части доски, а вкладыши разместить перед ребёнком, перемешать их.
Метод расчленения действий: внимательно посмотреть на вкладыш, рассмотреть отверстия, зрительно найти гнездо, показать педагогу, закрыть отверстие (для затрудняющихся).
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 44
ТЕМА: Игра "Застёгиваем-расстёгиваем"
Цель: Научить детей действовать с предметами (расстёгивать, застёгивать и т. д.) Развивать у детей координацию движений глаз и рук, точность движений, умение ощущать результативность действий. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Материал: стенд, обтянутый плотной тканью где прикреплены разноцветные пуговицы и петли разного цвета, полоски со шнуровкой (с большими отверстиями, крупные молнии, кнопки, крючки и петли.
Ход игры:
Сюрпризный момент - внести стенд в группу.
Вызвать положительные эмоции у детей.
Показать детям, какие действия можно выполнить с пуговицами, молниями и т. д., а затем предложить им самостоятельно застегнуть и расстегнуть предметы.
После оставить стенд в группе в открытом доступе.
НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 45
ТЕМА: Размещение овальных вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях.
Цель: Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы. Формировать положительное отношение детей к совместной деятельности со взрослым. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: шесть досок с большими и маленькими овальными отверстиями; комплект вкладышей; зайка; корзинка.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям прибежал Зайка и принес корзинку с игрушками.
Показать детям доску, которую можно назвать домиком. Обратить внимание детей на то, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая поочерёдно окна и вкладыши, сказать, что они большие и маленькие. Большими и маленькими вкладышами закрыть все окна. Наглядный показ действий с пояснением.
Затем одному ребёнку предложить большой вкладыш, чтобы закрыть большое окно, потом маленький вкладыш. Если ребёнок неверно выполняет задание, объяснить, что окно закрыто плохо. Дети по очереди выполняют задание. Использовать метод расчленения действий. Каждый ребёнок получает материал для самостоятельной игры. Важно правильно раздать материал.
В ходе игры давать детям лаконичные установки, организующие сенсорные действия (не торопись, посмотри внимательно, или непосредственные действия по исправлению допущенных детьми ошибок (педагог вынимает из гнезда неправильно положенный вкладыш).
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 46
ТЕМА: Игра "Узнай по звуку"
Цель: Развивать у детей слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки. Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает.
Материал: звучащие игрушки: погремушки, пищалки, колокольчики, трещотки, свистульки и др.; ширма.
Ход игры:
Сюрпризный момент - за ширмой что-то есть. Эмоционально заинтересовать детей. Показать детям игрушки и предложить поиграть с ними для извлечения звуков, пока не научатся чётко дифференцировать их на слух.
Затем спрятать игрушки за ширму и предложить детям послушать звуки и угадать, какие предметы их издают (можно воспроизводить звуки за спиной у детей или предложить им закрыть глаза). В зависимости от уровня развития речи и способностей дети могут показать игрушку или назвать её.
НЕДЕЛЯ
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 47
ТЕМА: Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях.
Цель: Продолжать закреплять умение детей группировать по величине однородные предметы и сравнивать разнородные предметы. Формировать положительное отношение детей к игровой деятельности. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: 6 досок с (4 б. и 5 м.) квадратными отверстиями; 2-3 доски с (4 б. и 5 м.) прямоугольными отверстиями; 2-3 доски с (4 б. и 5 м.) треугольными отверстиями; комплекты вкладышей; машина.
Ход игры:
Игровой приём - в гости к детям приехала машина и привезла им много игрушек.
Показать детям доску с большими и маленькими квадратными отверстиями. Обратить внимание детей на то, что в домике есть большие и маленькие окошки. Демонстрация вкладышей квадратной формы. Пояснить, что окошки можно закрыть. Наглядный показ действий с пояснением.
Предложить кому-либо из детей взять любой вкладыш, рассмотреть его, затем посмотреть на доску и сравнив предмет с отверстиями на ней, найти окошко той же величины, примерить вкладыш и закрыть окно. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем. Для выполнения задания к столу пригласить поочерёдно остальных детей.
Каждый ребёнок получает материал для самостоятельной игровой деятельности.
Помочь детям ("методом рука в руке") размещать вкладыши, совмещая углы предметов и отверстий. Каждый ребёнок действует одновременно только с одной формой предметов двух величин - большими и маленькими.
ИГРА-ЗАНЯТИЕ № 48
ТЕМА: Игра "Коробочки с секретом"
Цель: Учить детей видеть скрытые свойства предметов, развивать познавательную активность. Через исследовательскую деятельность вызвать у детей интерес к игре, яркие эмоции. Воспитывать настойчивость в достижении цели.
Материал: коробочки с различными затворами; мелкие игрушки.
Ход игры:
В непрозрачную коробочку или футляр педагог кладёт маленькую игрушку, бусины и т. д.
Потрясти коробочкой: "Слышишь, там что-то гремит? Попробуй открыть коробочку, посмотрим, что там внутри". Если ребёнок затрудняется, следует помочь ему наводящим вопросом: "Может быть нужно нажать на кнопочку? ", "Как ты думаешь, может быть, коробочка откроется, если потянуть за петельку? " или советом: "Попробуй отодвинуть крючочек". Педагог не должен выполнять действие за малыша. В некоторых случаях можно показать правильное действие и предложить ребёнку повторить его.
Когда ребёнок откроет коробочку и спрятанный предмет, нужно похвалить его, вместе рассмотреть находку. Можно предложить ребёнку спрятать игрушку обратно и снова открыть коробочку.