План-конспект урока музыкального искусства
Тема урока: Музыкальная живопись и живописная музыка.
Цель: Формирование и развитие представлений о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, поэзии и изобразительного искусства). Дать возможность обучающимся почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит, сопоставив разные по настроению картины. Объяснить, что музыка потому и может изображать разные картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Познакомить (кратко)с направлением в искусстве-импрессионизм, историей создания струнных инструментов.Раскрыть взаимопроникновение живописи и музыки на примере импрессионизма.
Задачи урока: образовательные: формирование у обучающихся представления о музыкальности изобразительного искусства; обогатить представления уч-ся об особенностях музыкального языка К.Дебюсси, показать, что воздействие музыки непосредственно связано с тем, насколько верно она воплощает то или иное содержание. Формировать чувство эстетического сопереживания произведениям искусства. Дать возможность обучающимся услышать живопись. Доказать, что в звучании композиторы используют «живописные» приемы, позволяющие более точно представить музыкальные образы;
развивающие: развитие психических процессов (внимание, воображение и мышление) через восприятие и анализ творчества художников, композиторов, исполнителей; развивать вокально-хоровые навыки, муз.вкус, образное мышление Познакомить обучающихся с понятием «импрессионизм», его истоками, развитием в живописи и музыке, деятелями искусства, работавших в данном направлении; проанализировать художественно-изобразительные особенности импрессионизма в музыке и живописи;Развивать у обучающихся музыкально-аналитическое мышление, совершенствовать умение понимания жизненно-образного содержания музыкальных произведений.
|
воспитательные: воспитание любви к искусству, через знакомство с его разновидностями: музыки, поэзии, живописи, воспитывать муз.культуру, любовь и интерес к классической музыке,природе, гражданское и патриотическое воспитание. Воспитывать любовь и уважение к музыке и искусству в целом.
коррекционные: коррекция эмоционально-чувственной сферы, психофизических качеств, познавательных интересов, дикции, артикуляции.
Оборудование: ноутбук, муз.центр, презентация, телевизор
Тип урока: углубление в тему
Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы: эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдулин);
- наблюдение за музыкой (Б.М. Асафьев);
- размышление о музыке (Н.А. Ветлугина);
- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);
- методы стимулирования и мотивации учения;
- методы организации и осуществления учебных действий и операций;
- методы контроля и самоконтроля
Ход урока.
I Подготовительная часть урока.
1.1.Вход под музыку - песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — “Песня о картинах”
1.2.Муз.приветствие «Любимая школа» А.Ермолов
II. Основная часть урока.
2.1.Актуализация опорных знаний.Вы вошли в класс под музыку. О чём эта песня?Дети: О пейзаже, о натюрморте, о портрете.Учитель: К какому виду искусства относятся эти понятия?Дети: Изобразительному, живописи.
Искусство - это сказка и яркая мечта,
А звуки это краски для сердца и ума.
И для души, что рвется в неведомый полет,
Для всех, кто в своем сердце хоть искорку несет.
На прошлом уроке мы убедились в том, что можем услышать живопись.
|
2.2.Сообщение темы и цели урока: Повторение:Но ведь мы с вами пришли на урок музыки, причём здесь живопись и изобразительное искусство? Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?” Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении удивительные образы. Но внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку. Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке могут воспеть красоту природы. Мы с вами уже говорили о том, что музыку можно увидеть с помощью каких – либо представлений. А сегодня мы должны узнать: живопись можно только увидеть или ещё её можно услышать.
Учитель: (СЛАЙД 1 – тема урока) Сегодня мы продолжим рассматривать, как музыка связана с другими видами искусства и с живописью в частности. Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка», запишите её в тетради. Мы познакомимся с новым для нас направление в искусстве, чтобы проследить взаимопроникновение живописи и музыки. Но для начала давайте вспомним жанры живописи, с которыми мы познакомились на прошлых уроках, они нам сегодня помогут. (СЛАЙД 2 – картины в разных жанграх)
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака.
|
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется… ПЕЙЗАЖ.
Если видишь: на картине чашка кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт.
Или все предметы сращу, знай, что это… НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас.
Или принц в плаще старинном или Вовка, твой сосед.
Обязательно картина называется… ПОРТРЕТ.
Учащиеся хором называют название жанров и их определения.
ПОДГОТОВКА К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
Учитель: Ну что ж, молодцы, жанры живописи вспомнили. Тогда начнём знакомство с новым направлением в живописи и музыки, а для этого я приглашаю вас в фантастически красивую страну – Франция. (СЛАЙД 3 – виды Франции, Парижа, последний - Лувр) Страна необычная, очень чувственная и поэтичная, страна, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление от этого безумного-безумного мира, или, как говорят французы, «Impression».Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей Лувр. Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на две экспозиции. Вот первая из них: (СЛАЙД 4 – картины Шишкина И.И. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», Густава Кубре «Девушки на берегу Сены», Брюллова К. «Итальянский полдень»). И вторая: (СЛАЙД 5 – картины Эдгара Дега «Балерины в розовом», Пьера Ренуара «Розарий в Варжемоне», Поль Сезанна «Гора Сент-Виктуар»). Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах. Может быть, есть что-то, что объединяет каждую группу и отличает одну от другой. (СЛАЙД 6 – обе выставки на одном слайде для визуального сравнения)
В первой группе детали прорисованы более тщательно, контрастно. Во второй группе рисунок как будто не имеет чётких границ, всё перетекает из одного в другое, всё как-будто шевелиться и немного размыто.Учитель: Художники второй выставки стремились изобразить не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Эти картины кажутся нам как бы несколько завуалированными, задымлёнными, фантастичными.
В 1874 г. состоялась выставка художников в Париже. Организатором Чтобы избежать монотонности в названиях своих картин, Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление» («impression»). Критик Леруа зло высмеял этих «мазил-впечатленщиков». Художникам же признали правильной уничижительную кличку и увековечили её в истории культуры. А стиль, в котором они работали, получил название импрессионизм. (СЛАЙД 7 – название направления) Позже это направление проникает и в музыкальное искусство.
Учитель: Понять, как выражался импрессионизм в музыке, нам поможет французский композитор Клод Дебюсси (СЛАЙД 9 – портрет композитора, название его произведения «Празднества», аудиофайл и вопросы для обдумывания)
Учитель: Сначала мы обратимся к симфонической картине «Празднества», послушаем фрагмент, но прошу обратить внимание на следующие моменты: какие картины возникают у вас от звучащей музыки? Чувствуется ли движение в музыки или она описывает покой? Какие краски вы бы использовались, если бы были художниками? Можете закрыть глазки, что бы вам ничего не мешало.
Прослушивание фрагмента симфонической картины «Празднества»
Учитель: Итак, давайте обсудим наши впечатления. Какие картины представляли вы, слушая симфоническую картину?
Предполагаемые ответы детей: шумный праздник, яркие огни ночного карнавала, улыбки, радость.
Учитель: Есть ли движение в музыке?
Предполагаемые ответы детей: есть, чувствуется суета, постоянное движение и даже мельтешение.
Учитель: А вы можете увидеть отдельных людей или всё смешивается?
Предполагаемые ответы детей: все гости смешиваются в единую массу
Учитель: Какие краски вы увидели и представили?
Предполагаемые ответы детей: фиолетовый, жёлтый, ярко-красный.
Учитель: Ну что ж, погружение в мир праздника, по-моему, получился. А сейчас мы обратимся ещё к одному произведению Клода Дебюсси, этого необычного композитора, который рисует картины, часто пейзажи, с помощью звуков. «Лунный свет». Задачи те же: попробуйте представить картину, которую с помощью музыки изображает композитор. Останьтесь сейчас наедине со своими мыслями, эмоциями, импрессией, закройте глаза и постарайтесь понять, что за картину написал композитор. (СЛАЙД 10 – название музыкального произведения «Лунный свет», вопросы для обдумывания и аудиофайл)Прослушивание «Лунный свет»
Учитель: Каковы ваши впечатления? Какие ассоциации рождает музыка у вас? Какие цвета использовал композитор?
Предполагаемые ответы детей: фиолетовый, жёлтый, бежевый, неброские, приглушённые тона
Учитель: Какое настроение?
Предполагаемые ответы детей: фантастическое, загадочное
Учитель: А теперь давай вернёмся к таблице, мы оставили пустыми графы о музыкальном импрессионизме. (СЛАЙД 11 – таблица) Какова техника письма композитора-импрессиониста и общее впечатление от произведений?
Предполагаемые ответы детей: нет ярко выраженной мелодии, цветовые вспышки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью. Описание чувств, собственных впечатлений.
5. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ИМПРЕССИОНИЗМ» В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ
Учитель: Сегодня на уроке мы встретились с картинами художников-импрессионистов, а так же музыкальными картинами композитора-импрессиониста. Как вы думаете, есть ли что-то, что объединяет эти произведения искусства?В них важен те столько сюжет, так как он постоянно меняется, сколько чувства, ощущение, возникшие от соприкосновения с этими произведениями искусства и часто сменяющие друг друга.
6. ИТОГ УРОКА
Учитель: Мне сегодня так же важна ваша импрессия от урока и от услышанной музыки. Мы ещё раз прослушаем «Лунный свет», но при этом попробуем выразить свою импрессию. Перед вами на столах стоят баночки с основой (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), краски и кисти. Во время звучания музыкального произведения, используйте цвет, который, по вашему мнению, наиболее подходит к этой музыке, и вмешайте его в основу. Учитывайте и насыщенность цвета. Позже я пройду по рядам с формой, и каждый из вас выльет свою цветовую основу в неё. Можно вылить обычным способом, можно вылить фигурно или точечно. Фантазируйте и творите. (СЛАЙД 12 – звучание «Лунного света» и слайдшоу)
Звучание «Лунного света», ребята выполняют творческую работу.
Учитель: Вот такая картина нашего общего настроения у нас получилась. Из музыки родилась картина! Так как же связаны между собой живопись и музыка?
Предполагаемые ответы детей: Мы слышим музыку, в голове возникают зрительные образы, мы рисуем картину. И наоборот, мы видим картину, под её впечатлением в голове начинают звучать звуки, мелодии, мы сочиняем, исполняем, напеваем. (СЛАЙД 13 – Логические цепочки связи живописи и музыки)
Учитель: Я надеюсь, что наше сегодняшнее погружение в искусство импрессионизма останется в вашем сердце и памяти. А закончить наш урок мне бы хотелось словами Клода Дебюсси: «Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать вашу душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное, и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны» (СЛАЙД 14 – цитата К. Дебюсси)Звучание музыки иногда может вызывать в нашем воображении удивительные образы. Но внимательно и сосредоточенно всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы нередко можем своим внутренним слухом услышать ту или иную музыку.
Картиной можно назвать не только картину, нарисованную художником, но и что-либо увиденное в жизни – «картину природы», «картину происшествия». Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку
Глядя на картины, мы можем услышать живопись. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые, а особенные, музыкальные: тембровые; динамические, регистровые, темповые. И всё же они бывают, похожи на краски изобразительные. Мы не только видим, но и слышим густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; тревожные и спокойные; жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому, внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.
2.4.Хоровое пение: «Крылатые качели» Е.Крылатов -вокально-хоровая работа над текстом, чистотой интонирования, темпом, динамикой, характером исполнения-1,2 куплет и припев-повторение.3 куплет и припев-разучивание.
2.5.Музыкальная грамота:история создания струнных музыкальных инструментов(видео)
2.6.Музыкальная разминка: «Би-Би-ка» (с танцевальными движениями) Гимнастика Стрельниковой А.Н. Эта гимнастика восстанавливает голос певца и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:повышает общую сопротивляемость организма,улучшает нервно- психическое состояние(упражнение «Ладошки», «Насос», «Кошка»)
2.7.Индивидуальная работа: Работа с солистами, по музыкальной грамоте.
III. Заключительная часть урока
3.1.Подведение итогов урока: Художники, поэты,композиторы в разных произведениях искусства воспевали красоту природы:художники -своими красками, композиторы- музыкальными средствами, а поэты -литературными жанрами.А мы, слушая произведения, смогли услышать живопись. С музыкой какого композитора познакомились на уроке? Как называется? Скажите, что вы сегодня узнали нового?(что живопись можно не только увидеть, но и услышать)
3.2.Оценивание