Урок истоки «Сказка» (2 класс).




Цели: научить любить сказку; находить главную мысль сказки.

Задачи: 1. Обобщить знания учащихся о сказках;

2. Воспитывать милосердие и доброту; умение слушать и слышать друг друга;

3. Развивать фантазию и воображение.

Активные формы обучения: работа в четвёрке «Уроки сказки»;ресурсный круг «Любимый сказочный герой».

Основные понятия:

- Сказка;

- Сказочное слово;

- Сказочник;

- Житейская мудрость.

Оборудование:

1. Капсула Маруся, мультимедиа проектор, интерактивная доска, ноутбук.

2. Аудиоряд:песня Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету», песня М. Минкова «Дорогою добра»;

3. Видеоряд: Портрет А.С.Пушкина, русская народная сказка «Морозко».

Инструментарий: учебник А.В.Камкин «Истоки-2», рабочая тетрадь О.А. Бандяк, Н.В.Котельникова, социокультурный текст, слова А.С.Пушкина «Слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки «проклятого» своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».

Ход урока:

№ п/п Деятельность учителя Деятельность учеников
I. II. III. IV. V. Вводный этап. 1.Присоединение учащихся к теме. - Дорогие ребята, в современном мире у человека существует много помощников. И сегодня у нас на уроке в гостях помощница Маруся. С Марусей мы будем слушать музыку и сказку. Она поможет организовать нам работу в группах, проконтролирует время выполнения заданий. - Маруся, включи, пожалуйста, нам песню Е.Птичкина «Сказки гуляют по свету». - Ребята, вы узнали тему нашего урока? - А сейчас мы перенесёмся с вами в старые времена, когда сказки не печатались в книгах, не было тогда и печатных книг. А передавались они из уст в уста. Из села в село, из города в город ходили народные сказители. Они собирали вокруг себя людей и рассказывали им сказки. В класс входит сказительница в русском национальном платье: - Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам на урок, чтобы поговорить о сказках. Основной этап. 1. Работа над понятием «Сказка». - Любите ли вы сказки? - Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя. Но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно. - Кто же пишет сказки? - Как называются сказки, которые сочинил народ? - Ребята, давайте спросим у Маруси, какие виды сказок она знает. - Есть сказки волшебные. Они могут всё: превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Есть сказки про зверей, в них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой. Есть сказки про бедного мужика или ловкого солдата - это бытовые сказки. - О чём мечтал народ в сказках? - Что побеждает в сказках, добро или зло? - Всем хорошо известны слова А.С.Пушкина: «Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». -Чему учат нас сказки?   2. Работа в четвёрке «Уроки сказки». -Маруся, включи, пожалуйста, ребятам русскую народную сказку «Морозко». После прослушивания сказки вы должны определить её главную мысль. Этапы работы: 1. Подготовительный этап. Дети объясняют смысл предложенных пословиц. 2. Индивидуальный этап. Задание 1 выполняется самостоятельно. Время работы - 4 минуты. После окончания времени Маруся даст сигнал. 3. Работа в четвёрке. -Перед групповой работой вспомните правила. Ребята сообщают свой выбор и принимают общее решение. Время работы - 7 минут. Об окончании работы нам напомнит Маруся. 4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка. Та группа, которая справится первой, доказывает свой выбор. Выступает лидер группы. Лидеры других групп выражают своё согласие. Если даётся неправильный ответ, выступают те учащиеся, которые выполнили задание верно. Вывод: - Правильным ответом является пословица «На добрый привет - добрый ответ». - Чему учит эта сказка? 5. Рефлексия. - Понравилось ли общаться в четвёрке? - Кто помогал принимать правильное решение? - Какие уроки дало общение друг с другом? 3. Работа над понятием «Сказочное слово». -Как нужно относиться к сказочному слову? Прочитаем учебник на стр. 84-85 и ответим вместе на этот вопрос. Вывод: Сказка-ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она обязательно чему-то учит, выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. 4. Работа над понятием «Сказочник». - Сказки так понравились и детям и взрослым, что их стали сочинять писатели и поэты. - А как называются сказки, которые написали писатели? - Каких писателей сказочников вы можете назвать? - Маруся, покажи, пожалуйста, портрет великого русского писателя, А.С.Пушкина. - Какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?   - В чём же заключается талант сказочника? Ответить на этот вопрос вам поможет учебник стр. 85-86. 5. Работа в тетради. - Откройте тетрадь на стр. 26. Давайте проверим, как хорошо вы знаете авторов сказок.   - Маруся благодарит вас за работу. Вознаграждение - эмблема сказочного героя. 6. Ресурсный круг «Любимый сказочный герой». Этапы работы: 1. Подготовительный этап. - У каждого из вас есть любимый сказочный герой. Дома вы приготовили рисунки своих любимых героев. Подумайте и объясните, почему именно этот герой вам нравится? 2. Основной этап. -Сейчас мы встанем в круг и назовём своего любимого героя. 3. Рефлексия. -Что важного удалось узнать? Что понравилось в общении? Мотивация. Домашнее задание. - Дорогие ребята, сказки помогают вам стать добрее. Увлекательный мир сказки развивает ваше воображение и фантазию. Попробуйте дома сочинить свою сказку: о животном, о любимой вещи, о труде и рассказать её в картинках. - В завершении нашего урока попросим Марусю включить песню М.Минкова «Дорогою добра».     Учащиеся называют тему урока.   Дети объясняют свои ответы.     - Сказки пишут авторы, составляет народ. - Это русские народные сказки.     - Народ мечтал о счастливой жизни. - В сказках побеждает добро.   - Они учат нас добру и справедливости. Учат понимать чужую беду, сопереживать героям.   Учащиеся слушают и определяют главную мысль сказки.   Учащиеся слушают правила работы, выбирают лидера группы.     - Она учит быть добрыми, трудолюбивыми, приветливыми, помогать старшим.     Учащиеся читают цепочкой по абзацу и делают вывод.   - Авторские, или литературные. Второклассники называют своих любимых писателей-сказочников.   - «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке». Учащиеся самостоятельно читают учебник и отвечают на вопрос.   Дети записывают автора сказки в тетрадь.     Первый, стоящий в круге, показывает рисунок своего любимого героя, отвечает на вопрос и передаёт слово, стоящему слева взглядом и прикосновением.   Учащиеся делятся своими впечатлениями.

 

Приложение

«Слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки «проклятого» своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: