Анализ технико-экономических показателей (ТЭП) является завершающей стадией проектирования и говорит о степени совершенства и экономической целесообразности разработанных проектных решений. Эффективность проекта оценивается путем сравнения его технико-экономических показателей с нормативными (эталонными) показателями.
Номенклатура показателей для оценки проектов АТП включает технологические, строительно-планировочные, стоимости строительства, уровня рентабельности, сроков окупаемости капитальных вложений. При технологическом расчете рассматривается только часть технологических и строительно-планировочных показателей.
Основными показателями качества технологических решений проектов автономных АТП являются:
– число производственных рабочих на один автомобиль;
– число рабочих постов на один автомобиль;
– площадь производственно-складских помещений на один автомобиль, м2;
– площадь административно-бытовых помещений на один автомобиль, м2;
– площадь стоянки на одно место хранения, м2;
– площадь территории предприятия на один автомобиль, м2.
ТЭП представляют собой удельные значения нормативов численности производственных рабочих, постов, площадей производственных и административно-бытовых помещений для следующих эталонных условий:
– эталонные модели подвижного состава — для грузовых автомобилей –
КамАЗ-5320, для автобусов – ЛиАЗ-5256, для легковых автомобилей –
ГАЗ-24-10;
– списочное число технологически совместимого подвижного состава —300;
– климатический район — умеренный;
– категория условий эксплуатации — I;
– среднесуточный пробег, км — 250;
– условия хранения — открытая стоянка без подогрева при 50 % независимого выезда автомобилей под углом 90о;
– водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение — от городских сетей;
На основе результатов научно-исследовательских работ и обобщения опыта передовых АТП определены численные значения эталонных ТЭП для автономных АТП (прилож. 6.1).
Для АТП, условия эксплуатации и размер которого отличаются от эталонных, определение ТЭП производится с помощью следующих корректирующих коэффициентов:
К1¢ – коэффициент, учитывающий списочное число технологически совместимого подвижного состава (прилож. 6.2, табл. 1);
К2¢ – коэффициент, учитывающий тип подвижного состава (прилож. 6.2, табл. 2);
К3¢ – коэффициент, учитывающий наличие прицепного состава (прилож. 6.2, табл. 3);
К4¢ – коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег подвижного состава (прилож. 6.2, табл. 4);
К5¢ – коэффициент, учитывающий условия хранения (прилож. 6.2, табл. 5);
К6¢ – коэффициент, учитывающий категория условий эксплуатации (прилож. 6.2, табл. 6);
К7¢ – коэффициент, учитывающий климатический район (прилож.6.2, табл. 7).
При выборе значений коэффициента К2¢, кроме класса и грузоподъемности подвижного состава, необходимо учитывать наличие автомобилей повышенной проходимости, автомобилей-самосвалов, специальных и газобаллонных автомобилей. Итоговое значение коэффициента К2¢, определяется перемножением значений соответствующих коэффициентов (прилож. 6.2, табл. 2). При определении коэффициентов, когда их численные значения находятся в интервале значений, приведенных в прилож. 6, используется метод интерполяции.
Расчет ТЭП на один автомобиль для условий проектируемого АТП:
– приведенное удельное число производственных рабочих
РУД = РУД (ЭТ)К1¢ К2¢ К3¢ К4¢ К6¢ К7¢, (6.1)
где РУД (ЭТ) – число производственных рабочих на один автомобиль для эталонных условий;
– приведенное удельное число рабочих постов
ХУД=ХУД (ЭТ )К1¢ К2¢ К3¢ К4¢ К6¢ К7¢, (6.2)
где ХУД (ЭТ ) – число рабочих постов на один автомобиль для эталонных условий;
– приведенная удельная площадь производственно-складских помещений
SУД.П = SУД.П (ЭТ) К1¢ К2¢ К3¢ К4¢ К6¢ К7¢, (6.3)
где SУД.П (ЭТ) – площадь производственно-складских помещений на один автомобиль для эталонных условий;
– приведенная удельная площадь административно-бытовых помещений
SУД.А = SУД.А (ЭТ) К1¢ К2¢ К3¢ К4¢ К6¢ К7¢, (6.4)
где SУД.А (ЭТ) – площадь административно-бытовых помещений на один автомобиль для эталонных условий;
– приведенная удельная площадь стоянки
SУД.С = SУД..С (ЭТ) К2¢ К3¢ К5¢, (6.5)
где SУД.С (ЭТ) – площадь стоянки на один автомобиль для эталонных условий;
– приведенная удельная площадь территории
SУД.Т.= SУД.Т (ЭТ) К1¢ К2¢ К3¢ К4¢ К5¢ К6¢ К7¢, (6.6)
где SУД.Т (ЭТ) – площадь территории на один автомобиль для эталонных условий.
Абсолютные значения нормативных показателей для условий проектируемого АТП определяются произведением соответствующего приведенного удельного показателя на списочное число автомобилей АИ:
– число производственных рабочих
Р = РУД АИ; (6.7)
– число рабочих постов
Х = ХУД АИ; (6.8)
– площадь производственно-складских помещений
SП = SУД.П АИ; (6.9)
– площадь административно-бытовых помещений
SА = SУД.А АИ; (6.10)
– площадь стоянки
SС = SУД.С АИ; (6.11)
– площадь территории
SТ = SУД.Т АИ. (6.12)
Результаты технико-экономической оценки проекта
Показатели | Абсолютное значение эталонных показателей | Расчетные показатели | Отклонение расчетных значений от эталонных, % |
Число производственных рабочих, чел | |||
Число постов, ед. | |||
Площадь производственно-складских помещений, м2 | |||
Площадь административно-бытовых помещений, м2 | |||
Площадь стоянки, м2 | |||
Площадь территории, м2 |
При наличии в АТП различного подвижного состава технико-экономические показатели определяются раздельно для каждой технологически совместимой группы с последующим суммированием результатов.
Для проектируемых АТП значения ТЭП должны быть близки к эталонным. Допускаемое отклонение от эталонных показателей составляет 10%. Если они превышают эталонные необходимо проанализировать показатели и пересмотреть принятые ранее решения с позиций применения более прогрессивных организационных и технологических решений по использованию постов и площадей. Например, число рабочих постов может быть сокращено за счет использования унифицированных поточных линий для проведения ТО-1 и ТО-2 в разные смены; при выполнении ТО-2 на постах тупикового типа в первую смену эти же посты могут использоваться во вторую и третью смены для выполнения ТО-1 и ТР; максимальное использование производственных площадей может быть достигнуто за счет рациональной планировки зон и участков, за счет двух и трехсменной работы, другими методами.