ТО подвижного состава может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях. Основным критерием для выбора метода ТО является суточная (сменная) производственная программа. В зависимости от N1 с и N2 с выбирается метод организации ТО-1 и ТО-2.
Если суточная программа ТО-1 N1 с >12 - применяется поточный метод (расчет ведется по пункту 4.1). Если N1 с 12, ТО-1 проводится на отдельных постах (расчет ведется по пункту 4.2).
Если суточная программа ТО-2 N2 с >5 - применяется поточный метод (расчет ведется по пункту 4.3). Если N2 с 5, ТО-2 проводится на отдельных постах (расчет ведется по пункту 4.4).
Расчет поточных линий ТО-1 периодического действия
Такт линии
t л1 = (60 t1 / (ХЛ1 РСР))+ tП,
ХЛ1 – число постов линии ТО-1; принимается 3. РСР – среднее число рабочих на одном посту линии обслуживания (по прилож. 4.2); tП – время передвижения автомобиля с поста на пост, принимается 2 мин. Выражение (ХЛ1*РСР) при необходимости округлить до целого числа.
Число линий обслуживания
m1 = N1 с j t л1 / (60 ТСМ С)
где ТСМ - время одной смены, С – число смен (из пункта 1.2.3), j - коэффициент неравномерности поступления автомобилей на обслуживание (прилож. 4.3).
При расчете числа линий необходимо подбирать значение (ХЛ*РСР) так, чтобы отношение значение m1 было целым числом или близким к нему. При превышении целого числа линия будет перегружена. Допускаемое отклонение может быть принято не более 0,08 в расчете на одну линию. Если при расчете число линий не удовлетворяет указанным требованиям, то следует произвести перерасчет такта линии, изменив значение (ХЛ*РСР).
Расчет числа отдельных постов ТО-1
Ритм производства
R1 = 60 ТСМ С / (N1 с j),
где ТСМ – продолжительность смены, ч;
С – число смен работы зоны ТО-1 (см. прилож. 2.5); j – (см. прилож. 4.3).
Такт поста
t1 = (60 t1 / РСР)+ tП ,
где t1 – трудоемкость работ ТО-1, чел-ч; РСР - (см. прилож. 4.2); tП принимается равным 1¸3 мин.
Число постов ТО-1
X1 =t 1 / R 1.
Расчет поточных линий ТО-2 периодического действия
Такт линии
t л2 = (60 t2 / (ХЛ2 РСР))+ tП,
ХЛ2 – число постов линии ТО-2; принимается 3 или 4. РСР (по прилож. 4.2); tП – принимается 2 мин. Выражение (ХЛ2*РСР) при необходимости округлить до целого числа.
Число линий ТО-2
m2 = N2 с j t л2 / (60 ТСМ С)
где ТСМ - время одной смены, С – число смен, j - (по прилож. 4.3).
Расчет числа отдельных постов ТО-2
Ритм производства
R2 = 60 ТСМ С / (N2 с j),
где ТСМ – продолжительность смены, ч; С – число смен работы зоны ТО-2; j – (см. прилож. 4.3).
Такт поста
t2= (60 t2 / РСР)+ tП ,
РСР - (см. прилож. 4.2); tП принимается равным 1¸3 мин.
Число постов ТО-2
X2 =t 2 / (R 2h2),
где h2 – коэффициент использования рабочего времени поста ТО-2, h2= 0,85¸0,9.
4.5. Число постов диагностирования
Число постов Д-1
X Д-1 = ТД -1 / (ДРАБ.Г ТСМ С h д РП),
где ТД-1 – годовой объем Д-1, чел-ч; h д– коэффициент использования рабочего времени диагностического поста, h д = 0,6¸0,75.
РП – число одновременно работающих на посту диагностирования; принимается равным 1 или 2.
Число постов Д-2
X Д-2 = ТД -2 / (ДРАБ.Г ТСМ С h д РП),
где ТД-2 – годовой объем Д-2, чел-ч.
При малых объемах Д-1 и Д-2, их можно объединить в один пост.
Расчет числа постов ТР
Число постов ТР
X ТР i = ТТР i (п) j / (ДРАБ.Г ТСМ С h п РСР),
где ТТР.i (п) – годовой объем работ, выполняемых на постах ТР; h п– коэффициент использования рабочего времени поста ТР, при наилучшей организации труда принимается равным 0,85 ¸ 0,90, в средних условиях – 0,80 ¸ 0,85, в худших условиях организации технологического процесса и снабжения постов 0,75 ¸ 0,80.
Число постов ТР определяется отдельно для регулировочных и разборочно-сборочных, сварочно-жестяницких, окрасочных и деревообрабатывающих работ.
Общее число постов ТР
X ТР = ∑ X ТР i.
4.7. Расчет поточных линий ЕО (мойки)
Поточные линии применяются для выполнения уборочно-моечных работ ЕО с использованием механизированных установок для мойки и сушки (обдува) автомобилей.
Такт линии при полной механизации работ по мойке и сушке автомобилей и отсутствии уборочных операций, выполняемых на других постах вручную
tЕО. л = 60 / NУ,
где NУ – производительность механизированной установки, авт / ч; для грузовых автомобилей 15 ¸ 20, легковых – 30 ¸ 40 и автобусов – 30 ¸ 50 авт / ч.
Ритм производства
RЕО = 60 ТВОЗ /(0,7* (NЕОс с+NЕОт с)),
где ТВОЗ – продолжительность «пикового» возврата подвижного состава в течение суток на АТП, ч (прилож. 4.1); 0,7 – коэффициент «пикового» возврата подвижного состава с линии;
Число линий ЕО
m ЕО = tЕО л / RЕО.
Число постов на линии ЕО можно принимать ХЛ =3 (уборка, мойка, сушка).