- Учет интересов и способностей детей.
- Желание родителей.
- Добровольное участие.
- Учет психофизических особенностей детей.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 27 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Предполагаемый результат:
- Дети различают и называют основные цвета.
- Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Работа данного кружка ведётся с октября 2015 года. В начале года с детьми была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, что многие дети не определяют и не называют основные цвета, не умеют сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. По окончании реализации программы будут подведены итоги работы в данном направлении и представлен полный отчёт деятельности кружка по сенсорному развитию детей «Её величество Сенсорика».
Тематический план занятий
Раздел и тема занятия | Кол-во часов | Задачи |
1.Золотая осень. «Урожай осени» (овощи и фрукты) «Золотая осень» (растения) «Моя одежда» «Птицы» | - Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным. | |
2.В мире животных. «Дикие животные» «Домашние животные» «Дом, в котором я живу». «Дома, здания». | -Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Формировать представление детей о величине предметов. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. | |
3.Зима наступает. «Моя машина» «Зимняя одежда» «Животные и птицы зимой». «Новый год». | -Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. | |
4.Зимушка-зима. «Зимние забавы» «Ой, мороз, мороз». «Комнатные растения». | -Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. | |
5.Папы очень нам нужны. «Посуда». «Что я люблю есть». «Защитники Отечества». «В гостях у сказки». | -Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. | |
6.Мамочка моя. «Самые любимые мамочки на свете». «Край, в котором я живу». «Домашние птицы». «Вот и весна». | -Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. | |
7.Весна – красна. «Одежда весной». «Природа просыпается». «Подводный мир». «Насекомые» | -Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. |
Итого: 27 занятий
Календарный план занятий по программе сенсорного развития детей младшего возраста
«Её величество Сенсорика».
тема | цель | содержание | оборудование |
Золотая осень. | |||
«Урожай осени» (овощи и фрукты) | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Разложи яблоки по величине». Д/и «Ёлочки и грибочки». «Раскрась фрукты». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, цветные карандаши, раскраски «Фрукты». |
«Золотая осень» (растения) | Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Учить находить одинаковые предметы. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). Формировать представления детей о предметах различной формы. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери грибы» Д/и «Парные картинки» Д/и «Найди такой же листок», «Геометрическое лото» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением разноцветных осенних листьев, геометрических фигур. |
«Моя одежда» | Соотносить предметы по величине. Учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/игра«Подбери одежду для куклы». Д/и «Собери бусы» Д/и «Что нужно куколке красавице?» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, цветные карандаши, картинки с нарисованными бусами, игрушка кукла. |
«Птицы» | Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке в соответствии с образцом или без образца по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). | Д/и «Подбери пёрышко» Д/и «Покорми птичек» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением птиц, музыка «Пение птиц». |
В мире животных. | |||
«Дикие животные» | Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Развивать умения детей составлять целое из частей. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Спрячь мышку» Д/и «Три медведя» Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, картинки с изображением диких животных, игрушка лисёнок. |
«Домашние животные» | Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку. Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Клубочки для котят», «Спрячем матрёшек», «Спрячь животное». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, пирамидки, картинки с изображением домашних животных, игрушка собака. |
«Дом, в котором я живу». | Формировать представления детей о величине предметов. Учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Три медведя», «Домик для матрёшек», «Закрой окно в домике». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, конструктор, матрёшки по кол-ву детей, картинки с изображением домов. |
«Дома, здания». | Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. Продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери башенку», «Найди свой домик». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, конструктор, мелкие игрушки. |
Зима наступает. | |||
«Моя машина» | Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери машину по цвету», «Найди такую же машинку», «Найди предмет такой же формы». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, мелкие игрушечные машинки. |
«Зимняя одежда» | Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери куклам одежду», «Украсим кукол». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, кукла с комплектом зимней одежды. |
«Животные и птицы зимой». | Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери пёрышко», «Сложи животное». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, картинки с изображением животных и птиц, запись голосов птиц и животных. |
«Новый год». | Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Украсим ёлочку», «Собери бусы для ёлочки». Ритуал прощания «До встречи друг». | Маленькая искусственная ёлочка, игрушки, дидактические игры, картинки с изображением геометрических фигур. |
Зимушка-зима. | |||
«Зимние забавы». | Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Выложи по образцу», «Чудесный мешочек», «Подбери машинку для мишки». Ритуал прощания «До встречи друг». | Дидактические игры, мелкие игрушки разной формы, мешочек из ткани. |
«Ой, мороз, мороз». | Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Рисование снеговика. Д/и «Сложи снеговика», «Выкладывание орнамента», «Разные круги». Ритуал прощания «До встречи друг». | Белые листы бумаги по кол-ву детей, карандаши, образец (рисунок снеговика), дидактические игры. |
«Комнатные растения». | Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Найди такой же цветок», «Длинный - короткий». Ритуал прощания «До встречи друг». | Полоски цветной бумаги разные по длине, дидактические игры. |
Папы очень нам нужны. | |||
«Посуда». | Закреплять умение детей определять величину предметов. Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Новоселье у куклы Маши», «Чаепитие с Машей», «У зайчонка в гостях». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Кукла, набор кукольной посуды, вырезанные из картона геометрические фигуры. |
«Что я люблю есть». | Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Украсим торт», «Собери овощи и фрукты». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Картинки овощей и фруктов, вырезанные из картона геометрические фигурки разного размера и цвета. |
«Защитники Отечества». | Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине. Учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Чередование флажков», «Подбери к шарикам круги», «Кому какой по величине?» Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Флажки разные по цвету, величине, плоские и объёмные изображения геометрических фигур, разные предметы по величине. |
«В гостях у сказки». | Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Построим дом для сказочных героев», «Геометрическое лото», «Найди игрушки синего, красного и т.д. цвета». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». | Конструктор, мелкие игрушки, дидактические игры. |
Мамочка моя. | |||
«Самые любимые мамочки на свете». | Закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. | Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Весёлые матрёшки», «Собери цветочек для бабушки», «Что подарила мама?». Ритуал прощания «До встречи друг». | Матрёшки, комплекты геометрических фигур для сбора цветов. |
«Край, в котором я живу». | Закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.) Упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Ёлочки и грибочки» «Спрячь мышку» «Пирамидка». Ритуал прощания «До встречи друг». | Плоскостные изображения ёлочек, грибочков, пирамидки, дидактическая игра. |
«Домашние птицы». | Упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести. Учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Утка с утятами», «Курочка и цыплята». Ритуал прощания «До встречи друг». | Мозаика, пазлы. |
«Вот и весна». | Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т. д.; короткий – короткий - длинный и т. д.). | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Подбери лучики к солнышку», «Разложи сосульки», «Найди в песочке». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные сосульки разные по величине, плоскостное изображение солнышка и лучиков, мелкие предметы различной формы. |
Весна - красна. | |||
«Одежда весной». | Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Оденем кукол», «Собери бусы». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные геометрические фигуры, 3 куклы с комплектами одежды разные по размеру. |
«Природа просыпается». | Закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. | Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и - вкладыш «Козлята и волк», «Заборчик для петушка»; «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, счётные палочки. |
«Подводный мир». | Закреплять умение детей составлять предмет из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Поймай рыбку», «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» | Дидактические игры, плоскостные изображения рыбок. |
«Насекомые» | Закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым). Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. | Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Сложи насекомое», «Спрячь насекомое». Игра «Летает – не летает». Ритуал прощания «Я молодец!» | Плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера. |
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.
2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.
4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
5. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» - М.: Мозаика-Синтез 2000г.
6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
8.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с