Принципы комплектования группы и организации работы.




  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 27 занятий по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Предполагаемый результат:

  • Дети различают и называют основные цвета.
  • Различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

 

Работа данного кружка ведётся с октября 2015 года. В начале года с детьми была проведена диагностика, во время которой было выявлено, какие представления о цвете, форме, величине и других качествах предметов имеют дети. На основе полученных данных выявлено, что многие дети не определяют и не называют основные цвета, не умеют сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или не совпадение. По окончании реализации программы будут подведены итоги работы в данном направлении и представлен полный отчёт деятельности кружка по сенсорному развитию детей «Её величество Сенсорика».

 

Тематический план занятий

Раздел и тема занятия Кол-во часов Задачи
1.Золотая осень. «Урожай осени» (овощи и фрукты) «Золотая осень» (растения) «Моя одежда» «Птицы»       - Учить детей обращать внимание на величину и цвет предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами установления сходства и различия объектов по величине, развить мелкую моторику, расширить представление об осени, о подготовке животных к зиме, формировать гуманное отношение к животным.
2.В мире животных. «Дикие животные» «Домашние животные» «Дом, в котором я живу». «Дома, здания».           -Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Формировать представление детей о величине предметов. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета.  
3.Зима наступает. «Моя машина» «Зимняя одежда» «Животные и птицы зимой». «Новый год».     -Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
4.Зимушка-зима. «Зимние забавы» «Ой, мороз, мороз». «Комнатные растения».     -Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине.
5.Папы очень нам нужны. «Посуда». «Что я люблю есть». «Защитники Отечества». «В гостях у сказки».         -Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом.
6.Мамочка моя. «Самые любимые мамочки на свете». «Край, в котором я живу». «Домашние птицы». «Вот и весна».           -Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур.
7.Весна – красна. «Одежда весной». «Природа просыпается». «Подводный мир». «Насекомые»     -Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов. Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов.

 

Итого: 27 занятий

 

 


Календарный план занятий по программе сенсорного развития детей младшего возраста

«Её величество Сенсорика».

тема цель содержание оборудование
Золотая осень.
«Урожай осени» (овощи и фрукты) Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. Учить чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Разложи яблоки по величине». Д/и «Ёлочки и грибочки». «Раскрась фрукты». Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, цветные карандаши, раскраски «Фрукты».
«Золотая осень» (растения)   Закреплять знания детей о величине (большие, маленькие). Учить находить одинаковые предметы. Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). Формировать представления детей о предметах различной формы. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери грибы» Д/и «Парные картинки» Д/и «Найди такой же листок», «Геометрическое лото» Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, картинки с изображением разноцветных осенних листьев, геометрических фигур.
«Моя одежда»   Соотносить предметы по величине. Учить чередовать предметы по 2 – 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать представление детей о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/игра«Подбери одежду для куклы». Д/и «Собери бусы» Д/и «Что нужно куколке красавице?» Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, цветные карандаши, картинки с нарисованными бусами, игрушка кукла.
«Птицы» Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке в соответствии с образцом или без образца по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей группировать объекты по 2 признакам (форме и величине). Д/и «Подбери пёрышко» Д/и «Покорми птичек» Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, картинки с изображением птиц, музыка «Пение птиц».
В мире животных.
«Дикие животные»     Закрепление знаний детей о шести цветах спектра и их названии. Развивать умения детей составлять целое из частей.   Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Спрячь мышку» Д/и «Три медведя» Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, картинки с изображением диких животных, игрушка лисёнок.
«Домашние животные»   Учить детей группировать объекты по 2 признакам (цвету и величине). Продолжать учить детей складывать 3-6 местную матрешку. Формировать представления о геометрических фигурах, эталонах цвета. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Клубочки для котят», «Спрячем матрёшек», «Спрячь животное». Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, пирамидки, картинки с изображением домашних животных, игрушка собака.
«Дом, в котором я живу». Формировать представления детей о величине предметов. Учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной. Формировать представления детей о геометрических фигурах, закреплять представления детей о цвете и величине. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Три медведя», «Домик для матрёшек», «Закрой окно в домике». Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, конструктор, матрёшки по кол-ву детей, картинки с изображением домов.
«Дома, здания». Закреплять представления об отношениях по величине, учить располагать в порядке убывания. Продолжать учить детей сравнивать объекты с учетом их свойств, величины и формы. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Собери башенку», «Найди свой домик». Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, конструктор, мелкие игрушки.
Зима наступает.
«Моя машина»     Закреплять умение группировать объекты по цвету и обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей находить два предмета одинаковой величины путем накладывания. Учить детей выделять форму конкретных предметов окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери машину по цвету», «Найди такую же машинку», «Найди предмет такой же формы». Ритуал прощания «До встречи друг». Дидактические игры, мелкие игрушечные машинки.
«Зимняя одежда»   Закреплять умение группировать объекты по цвету и размеру, обучать детей соотносить разнородные объекты по цвету. Учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах и цвете. Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери куклам одежду», «Украсим кукол». Ритуал прощания «До встречи друг». Дидактические игры, кукла с комплектом зимней одежды.
«Животные и птицы зимой».   Учить детей раскладывать цветные перышки в определенном порядке по словесному указанию по 2 признакам (величина, цвет). Учить детей складывать из геометрических фигур разного цвета и размера животное по образцу. Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Подбери пёрышко», «Сложи животное». Ритуал прощания «До встречи друг». Дидактические игры, картинки с изображением животных и птиц, запись голосов птиц и животных.
«Новый год». Закреплять умение детей группировать цвета, подбирать их по слову, обозначающему цвет. Продолжать учить детей выкладывать узор в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Украсим ёлочку», «Собери бусы для ёлочки». Ритуал прощания «До встречи друг». Маленькая искусственная ёлочка, игрушки, дидактические игры, картинки с изображением геометрических фигур.
Зимушка-зима.
«Зимние забавы».   Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы на ощупь одной формы. Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине. Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Выложи по образцу», «Чудесный мешочек», «Подбери машинку для мишки». Ритуал прощания «До встречи друг». Дидактические игры, мелкие игрушки разной формы, мешочек из ткани.
«Ой, мороз, мороз».   Продолжать учить детей выкладывать узор на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Упражнять детей в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом. Продолжать учить детей устанавливать отношения между объектами по величине, располагать их в порядке убывания и нарастания величины. Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Рисование снеговика. Д/и «Сложи снеговика», «Выкладывание орнамента», «Разные круги». Ритуал прощания «До встречи друг». Белые листы бумаги по кол-ву детей, карандаши, образец (рисунок снеговика), дидактические игры.
«Комнатные растения». Упражнять детей в умении группировать объекты по 3 признакам (форме, цвету и величине). Формировать у детей четкое дифференцированное восприятие новых качеств величины.   Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Найди такой же цветок», «Длинный - короткий». Ритуал прощания «До встречи друг». Полоски цветной бумаги разные по длине, дидактические игры.
Папы очень нам нужны.
«Посуда».   Закреплять умение детей определять величину предметов. Продолжать учить детей правильно соотносить посуду по цвету и размеру (красная большая кружечка к красному большому блюдечку и т. д.). Закреплять умение детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Новоселье у куклы Маши», «Чаепитие с Машей», «У зайчонка в гостях». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». Кукла, набор кукольной посуды, вырезанные из картона геометрические фигуры.
«Что я люблю есть».   Упражнять детей в раскладывании овощей и фруктов по цвету и величине. Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию; закреплять представления детей о геометрических фигурах, величине и цвете. Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Украсим торт», «Собери овощи и фрукты». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». Картинки овощей и фруктов, вырезанные из картона геометрические фигурки разного размера и цвета.
«Защитники Отечества».   Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме и величине. Учить детей соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар). Упражнять детей в сравнении и упорядочении предметов по величине.     Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Чередование флажков», «Подбери к шарикам круги», «Кому какой по величине?» Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». Флажки разные по цвету, величине, плоские и объёмные изображения геометрических фигур, разные предметы по величине.
«В гостях у сказки». Продолжать учить детей строить домик из конструктора в соответствии с цветом и величиной, развивать глазомер. Развивать способности детей устанавливать сходство и различие в предметах на основе зрительного анализа, закреплять знания детей об оттенках цвета. Закреплять умение детей соотносить форму и цвет изображенного предмета с геометрической формой и цветом. Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Построим дом для сказочных героев», «Геометрическое лото», «Найди игрушки синего, красного и т.д. цвета». Ритуал прощания «Солнечные лучики улыбнулись». Конструктор, мелкие игрушки, дидактические игры.
Мамочка моя.
«Самые любимые мамочки на свете».   Закреплять представления о шести цветах спектра, закреплять умение выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов. Упражнять детей в умении различать и сравнивать предметы по разным качествам величины. Закреплять умение детей видеть форму в предмете, составлять предмет (цветок) из геометрических фигур. Ритуал приветствия «Добрые слова». Д/и «Весёлые матрёшки», «Собери цветочек для бабушки», «Что подарила мама?». Ритуал прощания «До встречи друг». Матрёшки, комплекты геометрических фигур для сбора цветов.
«Край, в котором я живу».   Закреплять умение детей чередовать объекты по словесному указанию взрослого (например, выложи – елочку, грибок, грибок, елочку и т. д.) Упражнять детей в различении шести цветов спектра и их названии.   Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Ёлочки и грибочки» «Спрячь мышку» «Пирамидка». Ритуал прощания «До встречи друг». Плоскостные изображения ёлочек, грибочков, пирамидки, дидактическая игра.
«Домашние птицы». Упражнять детей в размещение элементов мозаики с постоянной сменой сочетаний цветов в условиях выбора двух нужных цветов из шести. Учиться воспроизводить заданные формы по образцу, развивать творческое воображение. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Утка с утятами», «Курочка и цыплята». Ритуал прощания «До встречи друг». Мозаика, пазлы.
«Вот и весна». Упражнять детей в раскладывании предметов по величине от самого длинного до самого короткого и наоборот. Упражнять детей в умении определять предметы различной формы на ощупь. Закреплять умение детей подбирать лучики по цвету и размеру; упражнять детей в раскладывании лучиков в определенной последовательности (например, длинный – короткий и т. д.; короткий – короткий - длинный и т. д.). Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Подбери лучики к солнышку», «Разложи сосульки», «Найди в песочке». Ритуал прощания «Я молодец!» Плоскостные сосульки разные по величине, плоскостное изображение солнышка и лучиков, мелкие предметы различной формы.
Весна - красна.
«Одежда весной».   Упражнять детей в выкладывании фигур в определенном порядке в соответствии с заданным образцом. Закреплять умение детей учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесные обозначение величин. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и «Оденем кукол», «Собери бусы». Ритуал прощания «Я молодец!» Плоскостные геометрические фигуры, 3 куклы с комплектами одежды разные по размеру.
«Природа просыпается».   Закреплять знания и представления детей о том, что величина является значимым признаком, учитывать ее в своих действиях; упражнять в соотнесении резко различных величин на расстоянии, проверяя в случае необходимости с помощью наложения. Упражнять детей в умении составлять целое из частей. Закреплять умение детей чередовать объекты по цвету; фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов. Ритуал приветствия «Я рада (рад) видеть тебя». Д/и - вкладыш «Козлята и волк», «Заборчик для петушка»; «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, счётные палочки.
«Подводный мир». Закреплять умение детей составлять предмет из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов.   Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Поймай рыбку», «Разрезные картинки». Ритуал прощания «Я молодец!» Дидактические игры, плоскостные изображения рыбок.
«Насекомые» Закреплять умение детей соотносить цвет и размер с заданным предметом (насекомым). Упражнять детей в складывании насекомых из геометрических фигур разного цвета и размера по образцу.   Ритуал приветствия «Я тебя люблю». Д/и «Сложи насекомое», «Спрячь насекомое». Игра «Летает – не летает». Ритуал прощания «Я молодец!» Плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера.

 


Литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

3. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Под ред. Венгера Л. А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988.

4. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

5. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» - М.: Мозаика-Синтез 2000г.

6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.

7. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.

8.Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. Под редакцией Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: