Пояснительная записка.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Актуальность данной темы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
|
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Для решения этой задачи в детском саду в этом учебном году был организован кружок для детей младшего дошкольного возраста «Её величество Сенсорика».
|
Цель программы: способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию перцептивных, обследовательских действий у детей младшей группы.
2. Закреплять представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина.
3. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
В основе программы лежат следующие принципы:
· Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
· Принцип системности коррекционных и развивающих задач.
· Принцип единства диагностики и коррекции.
· Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
· Принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Программа реализуется через занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня. Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная. Используются следующие методы: игровой метод (дидактические игры), наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов), практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Направления программы:
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей,стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
|
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение),воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
Организационно-методическая деятельность по реализации программы.
· Систематический анализ сенсорного развития детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
· Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
· Определение содержания педагогического процесса в образовательном учреждении, способствующего формированию сенсорной культуры, сенсорному образованию детей.
· Создание условий для кружковой деятельности.
Гибкая форма организации кружка в совместной деятельности детей и взрослого позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками обследования, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале деятельности рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе деятельности, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток педагог подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения деятельности различны.