Подготовил студент 1 курса юридического института группы ЮС-1802 Беляев Никита




Реферат на тему

«Правовое регулирование заключения и расторжения брака по Законам Хаммурапи и Законам Ману»

Подготовил студент 1 курса юридического института группы ЮС-1802 Беляев Никита


 

Брак являлся разновидностью договора. Обычно он заключался между родителями жениха и невесты, однако, согласие последних не учитывалось.

Он заключался без участия государства и считался действительным только в присутствии свидетелей. Подобные договоры заключались, чаще всего, в устной форме, но при некоторых обстоятельствах – в письменной форме. Одним из таких обстоятельств могло быть то, что жена была жрицей или была представительницей богатого слоя населения. Письменный договор мог заключаться для урегулирования вопроса о разводе, о детях и о возможной второй жене. Письменные договоры сильно улучшали положение женщин в браке. Договор заключался в форме купли-продажи невесты, чем очень похож на римский брачный договор. Действовало правило: нет договора - нет брака и семьи. «Если человек взял жену и не заключил с ней письменного договора, то эта женщина не жена» (ст. 128 Законов Хаммурапи). Однако, был возможен отказ от заключения договора, хотя, в последствии, лицо, заявившее об отказе, несло имущественный ущерб (ст. 159, 160).

Допускался брак свободного мужчины с рабыней и свободной женщины с рабом, если он служил во дворце или у мушкенума[1]. Дети от таких браков считались свободными (ст. 175). В случае смерти их отца половина наследства принадлежала хозяину раба (ст.176). Будущий зять платил выкупную плату, обменивался с тестем подарками. Дочери полагалось приданое, которое оставалось её собственностью и могло быть в дальнейшем использовано мужем. Приданое и подарки давали невесте некоторые гарантии ее материального обеспечения на случай смерти мужа или развода (кроме случаев, когда она обвинялась в измене, унижении мужа и разорении дома, потому что в таких случаях приданое жене не возвращалось (ст.141)).

По Законам Хаммурапи, муж имел право иметь только одну законную жену, что подтверждается статьёй 129, предусматривающей смертную казнь, а именно, утопление в реке, за измену жены, а также статьёй 142, которая давала право жене на развод в случае измены мужа. Однако, оба были защищены от ложных и бездоказательных обвинений об измене, о чём говорят статьи 131 и 132 Законов Хаммурапи.

Муж мог, если того пожелал, выделить жене часть наследства. Её доля могла быть равна доле сыновей. Если же дети притесняли свою мать, выгоняли ее из дома, то она могла, взяв приданое, уйти от них, но теряла свою долю наследства, поскольку более не являлась частью семьи. Забрав с собой приданое, эта женщина могла выйти замуж за человека, «который ей по сердцу» (ст. 172). Она имела право покинуть мужа, получить развод и вернуться к отцу, если ее муж «гулял, очень унижал, а она блюла себя и греха не совершала, или же она люто возненавидела своего мужа, сказав ему: «Не трогай меня. Не прикасайся ко мне» (ст. 142). Во втором случае дело о разводе надлежало рассматривать в том квартале, где женщина проживает.

Закон предусматривал некоторые гарантии женщине с детьми, если ее оставил муж. Муж-авилум[2], покидая жену, должен был выделить на воспитание детей половину своего имущества. Если дети достигали совершеннолетия, их мать могла получить свою долю наследства, равную части любого наследника (ст. 137). Она могла выйти замуж за человека, «который ей понравился». В данном случае предусматривается один из первых и древнейших видов алиментных обязательств.

Жена могла уйти к другому, если ее муж попал в плен и не оставил ей средств к существованию (ст. 134). Но если он возвращался из плена, то жена обязана была вернуться к нему, а дети «должны идти за своими отцами». Если муж-авилум бросил семью и убежал из своего селения, а потом вернулся, то его жена не обязана была возвращаться к нему. Авилум мог оставить жену, если она была бездетной и не могла рожать. В этом случае ей возвращались выкуп и приданое или мина серебра (ст. 138--139). Мушкенум при таком разводе платил полмины. По тем временам сумма весьма значительная. При бездетной жене муж имел право привести в дом наложницу, но он не мог взять наложницу, если его жена привела ему рабыню, родившую детей.

Закон детально определяет положение супругов, их права на наследство и т. д. Муж-авилум мог отдать свою жену в долговую кабалу, если в брачном контракте она в письменной форме не оградила себя от подобной участи(ст. 151). В случае тяжкой болезни супруги муж мог взять вторую жены. Если такую жену не прогоняли, она становилась рабыней, а муж мог жениться на другой. Следовательно, развод для мужчины был возможен в любое время. Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

Законы Хаммурапи предусматривали большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием. Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

 

 

Законы Индии содержали подробные предписания, нормы о семье и браке.

Для семей древней Индии характерен патриархат. Муж мог наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

«Законы Ману упоминают сыновей, купленных (IX. 160, 174) и подаренных (IX. 141, 150, 168). Старший сын обладал преимущественными правами на наследство: «Отцовское имущество полностью наследует старший брат, остальным следует жить при нем, как при отце» (IX. 104, 105).

Существовало 8 видов брака, но лишь в одном случае имело значение согласие женщины (III. 21 - 42). Форма выкупа невесты являлась, по сути, продажей дочери. Муж мог купить и продать жену (IX. 46; XI, 62). Ману осуждает такие сделки, но на практике подобная купля-продажа жены была широко распространена. Женщина могла выступать свидетелем в суде в редчайших случаях (VIII. 77).

Хотя законы Ману предписывают взаимную верность до смерти, муж мог иметь несколько жён, а мог и развестись с женой. Он имел право принудить жену к сожительству с другим мужчиной. Однако, если муж продал и оставил свою жену, она не перестаёт быть частью семьи. Считалось допустимым рождение детей от другого сожителя, если в семье не было детей (XI. 167). Женщины рассматривались как наследственное владение. Однако женщина отнюдь не являлась бесправной. Оскорбление матери каралось штрафом (VIII. 275).

В законах Ману женщина-мать занимала высокое положение. В некоторых статьях она выше, чем учитель и отец. Она была хранительницей очага, воплощением богини земли (II. 225). Мораль призывает почитать мать, ей нельзя причинить вред, с ней нельзя ссориться, под угрозой штрафа ее нельзя покидать, оставлять в беспомощном состоянии.» К.Г.Федоров, Э.В.Лисневский История государства и права зарубежных стран (учебник), Ростов на Дону, изд. «Ростовского ун-та», 1994г., стр. 104.

Брачный возраст для мужчины составлял не моложе 20 лет, девушек -12 и даже 8 лет. В идеальном браке возраст невесты должен был соответствовать трети возраста жениха. Выбор жениха и невесты зависел от воли родителей, учитывалось положение будущих супругов в варнах[3] и кастах[4]. Их мнение и увлечения не всегда учитывались.

Перед браком должна была состояться помолвка, до обряда бракосочетания молодые жили у своих родителей и обычно вообще не видели друг друга. После обряда бракосочетания новобрачные направлялись в дом жениха, где совершалось жертвоприношение домашнему очагу.

В течение первых трех или даже десяти ночей идеальная супружеская пара обязана была хранить целомудрие.

«Отец невесты нес большие расходы на приданое дочери, в результате которых бедняк на всю жизнь оставался в долгах. Отсутствие приданого обрекало девушку на безбрачие, что не раз приводило к трагедиям.

Законы признавали единобрачие. Брак считался нерасторжимым. Жене запрещалось покидать своего мужа и детей (V. 149). Жена должна повиноваться мужу и следовать за ним после его смерти (V. 151)» К.Г.Федоров, Э.В.Лисневский История государства и права зарубежных стран (учебник), Ростов на Дону, изд. «Ростовского ун-та», 1994г., стр. 105.

Законы Ману фиксируют статус женщины, даже замужней, как неполноправного субъекта прав, на которой одни только обязанности перед мужем. Жена являлась послушной служанкой. В случае бездетности супруги муж мог взять себе вторую жену, не спрашивая согласия первой. Как правило, имущество умершей жены переходило к ее супругу.

Закон подразделял собственность женщины на шесть разрядов: имущество, данное при помолвке, договоре, при свадебном шествии, данное в знак любви, а также полученное от брата матери и отца (IX. 194). Женщина могла распоряжаться лишь отдельными видами своей собственности. Беспутная жена вообще лишалась имущественных прав, муж мог её прогнать. Мужу разрешалось привести в дом вторую жену, если первая имеет злобный нрав, расточительна, тяжело больна, скандалистка, привержена к пьянству (IX. 80). Жене можно было изменить мужу только в одном случае: если он уедет в дальние края и не оставит ей средств к существованию.

Женщина не могла снова выйти замуж, если же она вступила в связь с мужчиной низшей касты, ее ждала суровая участь. По законам Ману, ее могли на площади прилюдно бросить на потребу собакам (VIII. 37).

 


[1] Мушкенум - "склоняющийся ниц",человек порвавший с общиной. Являлись свободными, но ограниченными в правах людьми. Они не могли иметь в собственности землю и получали ее в условное владение за службу.

[2] Авилум - человек или сын человека полностью свободный, человек, владеющий собственностью и являющийся членом общины.

[3] Варны – в Древней Индии это четыре основных сословия касты.

[4] Касты – это сословия, на которые разделено общество Древней Индии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: