Уровни применения сметных нормативов
Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необоримостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющих их подрядчиками.
Нормирование в строительстве предназначено для повышения эффективности инвестиций, надежности и долговечности зданий и сооружений, экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, рационального использования земель и других видов природных ресурсов, охране окружающей среды, а также для установления требований, создающих здоровые и безопасные условия труда и быта на проектируемых предприятиях, в зданиях и сооружениях.
Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники.
Сметной нормой называется совокупный расход ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленных на принятый измеритель строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных и других видов работ.
Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений и обязательных или рекомендательных требований при проектировании, инженерных изысканиях, новом строительстве, а так же при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений, при производстве строительных материалов, изделий и конструкций, благоустройстве, мелиорации и т.п.
Какие существуют уровни применения сметных нормативов.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды
▪ федеральные;
▪ ведомственные;
▪ региональные (местные);
▪ собственная нормативная база пользователя.
В соответствии с МДС 81-35.2004 сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
1) по уровню применения:
государственные (федеральные) (ГСП);
отраслевые (ОСН);
территориальные (ТСН);
фирменные (ФСН);
индивидуальные (ИСН).
2) по структуре и степени укрупнения:
шифр 1 — элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов;
шифр 2 — элементные сметные нормы и расценки на общестроительные работы;
шифр 3 — ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
шифр 4 — элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные и пусконаладочные работы.
шифр 5 — сметные нормативы, выраженные в процентах;
шифр 6 - укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);
шифр 7 — укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР);
шифр 8 — укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
шифр 9 - укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели сметной стоимости строительства (УПСС), прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ), прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПСЗС), укрупненные расценки (УР), сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ), показатели по объектам аналогам и др.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
1) элементные сметные нормы (ЭСН) и единичные расценки (ЕР);
2) укрупненные сметные нормы (УСН) и показатели (УСП).
Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком. ЭСН содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ. ЭСН являются первичными сметными нормативами. Они разрабатываются на все виды строительных работ. На их основе разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы, предназначенные для определения прямых сметных затрат. В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определенного вида строительных конструкций и работ. Потребность в ресурсах в ЭСН определяется:
по затратам труда рабочих на основе действующих норм на строительно-монтажные работы;
эксплуатации строительных машин на основе производственных норм исходя из технической производительности машин, принятой в технологических картах;
материалам на основе производственных норм расхода материалов;
конструкциям на основе спецификации к рабочим чертежам.
Укрупненные сметные нормативы и показатели предназначены для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. УСН и УСП применяются для составления инвесторских смет, при разработке технико-экономического обоснования строительства объекта, составления бизнес планов, для определения предварительной стоимости для подрядных торгов, при экономических расчетах для выбора наиболее эффективного проекта и т.п.
Они дают возможность определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
В компетенцию государственных сметных нормативов относятся документы, входящие в состав 8 группы «Документы по экономике» подгрупп 81 «Ценообразование и сметы», 82 «Материальные ресурсы» и 83 «Трудовые ресурсы». Приведенные выше сметные нормативы и образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам (ГСН 81 — 2001) относятся сметные нормативы, введенные в действие Госстроем России, а вводимые после 01.04.2004 — утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а в настоящее время Министерством регионального развития Российской Федерации. К этим нормативам относятся:
Государственные элементные сметные нормы на строительные (ГЭСН —2001), ремонтно-строительные (ГЭСНр —2001), монтажные (ГЭСНм-2001), пусконаладочные (ГЭСНп-2001) работы;
федеральные сборники единичных расценок на общестроительные (ФЕР —2001), ремонтно-строительные (ФЕРр —2001), монтажные (ФЕРм —2001), пусконаладочные (ФЕРп —2001) работы, Федеральные сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФЕМ —2001);
федеральные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (6 частей);
сборник Федеральных сметных норм (ФСН) и территориальных единичных расценок (ТЕР —2001) на ремонтно-реставрационные работы (в 6 томах);
укрупненные Государственные сметные нормы (ГСН), выраженные в процентах (шифр 5): [сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01—2001),сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001), сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02 — 2001), сметные нормы дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02 — 2001)]; нормативы накладных расходов (МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004), сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);
укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (шифры 6, 7, 8, 9);
справочники базовых цен на проектные и инженерно-изыскательские работы для строительства;
методические документы в строительстве (МДС);
руководящие документы в строительстве (РДС);
нормативные показатели расхода материалов (НПРМ);
методические пособия, рекомендации и другие документы.
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах, для которых они разработаны. Они не должны противоречить государственным сметным нормативам или дублировать их.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и утвержденные администрацией субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов не производится.
Сметные нормы и правила, содержат в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
Все вместе федеральные, ведомственные и региональные (местные) сметные нормативы, а также собственная нормативная база пользователей образуют СМЕТНО-НОРМАТИВНУЮ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ) БАЗУ СИСТЕМЫЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.
К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП) и вводимые в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.
К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства.
К региональным (местным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления и местной администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей.
К собственной нормативной базе пользователей относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального уровня.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
1) элементные сметные нормы и единичные расценки;
2) укрупненные сметные нормы и показатели.
Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком.
Элементные сметные нормы содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
Укрупненные сметные нормативы и показател и предназначены для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. Они дают возможность определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
нормативы накладных расходов; нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ); показатели по объектам аналогам; и другие нормативы.
Основной методический документ при определении сметной стоимости строительства - МДС 81-345.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является основой сметно-нормативной базы?
2. Что является производным от норм?
3. Как подразделяются нормы и расценки по уровню применения?
4. Что относят к федеральным сметным нормативам и области их применение?
5. Что относят к региональным (территориальным) сметным нормативам и области их применение?
6. Что относят к собственным (фирменным) сметным нормативам и их применение?
7. Какие нормативы имеют приоритетное значение в практике сметного ценообразования?
8. Какова структура и степень укрупнения нормативов?