Какие существуют уровни применения сметных нормативов.




Уровни применения сметных нормативов

Становление и развитие сметного нормирования обусловлено необоримостью регулирования экономических отношений между заказчиками строительно-монтажных работ и выполняющих их подрядчиками.

Нормирование в строительстве предназ­начено для повышения эффективности инвестиций, надежности и долговечности зданий и сооружений, экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, рационально­го использования земель и других видов природных ресурсов, ох­ране окружающей среды, а также для установления требований, создающих здоровые и безопасные условия труда и быта на про­ектируемых предприятиях, в зданиях и сооружениях.

 

Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники.

 

Сметной нормой называется совокупный расход ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленных на принятый измеритель строительных, монтажных, пусконаладочных, ремонтных и других видов работ.

 

Нормативные документы в строительстве устанавливают комплекс норм, правил, положений и обязательных или рекомендательных требований при проектировании, инженерных изысканиях, новом строительстве, а так же при расширении, реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий и сооружений, при производстве строительных материалов, изделий и конструкций, благоустройстве, мелиорации и т.п.

 

Какие существуют уровни применения сметных нормативов.

Сметные нормативы подразделяются на следующие виды

▪ федеральные;

▪ ведомственные;

▪ региональные (местные);

▪ собственная нормативная база пользователя.

В соответствии с МДС 81-35.2004 сметные нормативы подраз­деляются на следующие виды:

1) по уровню применения:
государственные (федеральные) (ГСП);
отраслевые (ОСН);
территориальные (ТСН);
фирменные (ФСН);
индивидуальные (ИСН).

2) по структуре и степени укрупнения:

шифр 1 — элементные сметные нормы и цены базисного уров­ня на виды ресурсов;

шифр 2 — элементные сметные нормы и расценки на обще­строительные работы;

шифр 3 — ресурсные сметные нормы на монтажные и специ­альные строительные работы;

шифр 4 — элементные сметные нормы и расценки на ремонт­но-строительные и пусконаладочные работы.

шифр 5 — сметные нормативы, выраженные в процентах;

шифр 6 - укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);

шифр 7 — укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР);

шифр 8 — укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укруп­ненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам стро­ительства;

шифр 9 - укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе укрупненные показатели сметной стоимости строитель­ства (УПСС), прейскуранты на потребительскую единицу стро­ительной продукции (ППЕ), прейскуранты на строительство зда­ний и сооружений (ПСЗС), укрупненные расценки (УР), смет­ные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ), сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ), по­казатели по объектам аналогам и др.

По степени укрупнения все сметные нормативы подразделя­ются на две группы:

1) элементные сметные нормы (ЭСН) и единичные расценки (ЕР);

2) укрупненные сметные нормы (УСН) и показатели (УСП).

Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком. ЭСН содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денеж­ном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ. ЭСН являются первичными сметными нормативами. Они разрабатываются на все виды строительных работ. На их основе разрабатываются едини­чные расценки в базисном уровне цен на строительные конструк­ции и работы, предназначенные для определения прямых смет­ных затрат. В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определен­ного вида строительных конструкций и работ. Потребность в ре­сурсах в ЭСН определяется:

­ по затратам труда рабочих на основе действующих норм на строительно-монтажные работы;

­ эксплуатации строительных машин на основе производствен­ных норм исходя из технической производительности машин, принятой в технологических картах;

­ материалам на основе производственных норм расхода мате­риалов;

­ конструкциям на основе спецификации к рабочим чертежам.

Укрупненные сметные нормативы и показатели предназначе­ны для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. УСН и УСП применяются для составления инвесторских смет, при разработке технико-эконо­мического обоснования строительства объекта, составления биз­нес планов, для определения предварительной стоимости для подрядных торгов, при экономических расчетах для выбора наи­более эффективного проекта и т.п.

Они дают возможность определения простым и доступным об­разом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных еди­ниц объемов работ.

В компетенцию государственных сметных нормативов относят­ся документы, входящие в состав 8 группы «Документы по эконо­мике» подгрупп 81 «Ценообразование и сметы», 82 «Материаль­ные ресурсы» и 83 «Трудовые ресурсы». Приведенные выше смет­ные нормативы и образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

К государственным сметным нормативам (ГСН 81 — 2001) отно­сятся сметные нормативы, введенные в действие Госстроем Рос­сии, а вводимые после 01.04.2004 — утвержденные Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации, Федераль­ным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хо­зяйству, а в настоящее время Министерством регионального раз­вития Российской Федерации. К этим нормативам относятся:

­ Государственные элементные сметные нормы на строительные (ГЭСН —2001), ремонтно-строительные (ГЭСНр —2001), монтажные (ГЭСНм-2001), пусконаладочные (ГЭСНп-2001) ра­боты;

­ федеральные сборники единичных расценок на общестроительные (ФЕР —2001), ремонтно-строительные (ФЕРр —2001), монтажные (ФЕРм —2001), пусконаладочные (ФЕРп —2001) ра­боты, Федеральные сметные нормы и расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ФЕМ —2001);

­ федеральные сборники сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (6 частей);

­ сборник Федеральных сметных норм (ФСН) и территориальных единичных расценок (ТЕР —2001) на ремонтно-реставрационные работы (в 6 томах);

­ укрупненные Государственные сметные нормы (ГСН), выраженные в процентах (шифр 5): [сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01—2001),сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений при производстве ремонтно-строительных работ (ГСНр 81-05-01-2001), сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02 — 2001), сметные нормы дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02 — 2001)]; нормативы накладных расходов (МДС 81-33.2004 и МДС 81-34.2004), сметной прибыли (МДС 81-25.2001) и затрат на содержание службы заказчика (технического надзора);

­ укрупненные сметные нормативы и показатели стоимости (шифры 6, 7, 8, 9);

­ справочники базовых цен на проектные и инженерно-изыскательские работы для строительства;

­ методические документы в строительстве (МДС);

­ руководящие документы в строительстве (РДС);

­ нормативные показатели расхода материалов (НПРМ);

­ методические пособия, рекомендации и другие документы.

К отраслевым сметным нормативам относятся сметные доку­менты, введенные для строительства, осуществляемого в преде­лах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных райо­нах, для которых они разработаны. Они не должны противоречить государственным сметным нормативам или дублировать их.

К территориальным сметным нормативам относятся сметные документы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и утвержденные администрацией субъекта Российской Федерации.

Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.

К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.

В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.

Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.

При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов не производится.

 

Сметные нормы и правила, содержат в своем составе основные правила разработки и применения сметных нормативов, а также определения сметной стоимости строительства, все сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.

 

Все вместе федеральные, ведомственные и региональные (местные) сметные нормативы, а также собственная нормативная база пользователей образуют СМЕТНО-НОРМАТИВНУЮ (НОРМАТИВНО-ИНФОРМАЦИОННУЮ) БАЗУ СИСТЕМЫЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

 

К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав строительных норм и правил (СНиП) и вводимые в действие Госстроем России. Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации.

 

К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства.

 

К региональным (местным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления и местной администрации республик в составе Российской Федерации, краев, областей.

 

К собственной нормативной базе пользователей относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации - исполнителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального уровня.

 

По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:

1) элементные сметные нормы и единичные расценки;

2) укрупненные сметные нормы и показатели.

 

 

Элементные сметные нормативы применяются для поэлементного расчета цены строительной продукции на этапах проектирования и взаиморасчетах между заказчиком и подрядчиком.

Элементные сметные нормы содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ.

К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.

 

 

Укрупненные сметные нормативы и показател и предназначены для определения цены строительной продукции на начальном этапе инвестиционного процесса. Они дают возможность определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.

 

К укрупненным сметным нормативам относятся:

сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:

нормативы накладных расходов; нормативы сметной прибыли;

сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;

сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;

индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;

нормативы затрат на содержание службы заказчика (технического надзора)

укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:

укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);

укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);

сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);

укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;

укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);

прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);

прейскуранты на строительство зданий и сооружений;

сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);

сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ); показатели по объектам аналогам; и другие нормативы.

 

 

Основной методический документ при определении сметной стоимости строительства - МДС 81-345.2004 Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что является основой сметно-нормативной базы?

2. Что является производным от норм?

3. Как подразделяются нормы и расценки по уровню применения?

4. Что относят к федеральным сметным нормативам и области их применение?

5. Что относят к региональным (территориальным) сметным нормативам и области их применение?

6. Что относят к собственным (фирменным) сметным нормативам и их применение?

7. Какие нормативы имеют приоритетное значение в практике сметного ценообразования?

8. Какова структура и степень укрупнения нормативов?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: