Но Нефтекумск – город черного золота




Будет все время расти.

(Конец пленки)

Такая радиопередача, наверняка, была интересна радиослушателям. Текст, в принципе не вызывает возражений и сегодня; одно высказывание ведущего дополняется другим, и все вместе- голосами людей, героями репортажа; хорошо прослеживается сюжетная линия; умело использован и сам стилистический прием, цель которого- отразить романтику трудовых будней того времени.

А вот совсем другой пример.

(Фрагмент передачи "Ты живешь на селе")

Корреспондент. Мы решили поехать на огонек в степи. Вечер... Освещенное окошко полевого вагончика... Откровенный разговор... Там мы, наверняка, найдем героя нашего рассказа.

Едем. На развилках глотаем пыль от встречных машин. На ухабах давим макушками брезент «газика». Песок хрустит на зубах. Быстро темнеет. Машина преодолевает небольшой подъем. Мы оглядываем степь и смеемся над собственной наивностью. Огонек в степи... Да степь сейчас залита огнями. Иллюминация. Полыхает стерня, там, где урожай убран.

Плуг запахивает огонь и землю. Глаза тракторов. Глаза комбайнов. Глаза машин пронизывают темно ту. Столько огней в степи. Два длинных луча от фар чертят перед нами дорогу. «Победа» останавливается. Знакомимся. Василий Иванович Глазко - председатель колхоза имени Ленина Петровского района. Шофер Федя. Приглашают нас в свою машину. Федя молчит. Вторые сутки пошли, как он за рулем. Председатель тщательно выбрит. Подтянут. Но в глазах усталость. Его рабочий день кончается в три утра. Начинается в пять.

Может, они наши герои? Поди, узнай. Сколько ни спрашиваем, в ответ о себе два слова. Разговор только об уборке.

Глазко. Думаю, что мы в этом году полностью получим то, что планировали. Мы продадим государству 63 тысячи центнеров хлеба.

Корреспондент. Так и ездили мы с председателем от первой бригады во вторую, от второй в третью. Потом в четвертую. И снова во все по очереди. Движутся, движутся огни в степи. Свет пробивается в окошки дома на по левом стане колхоза имени Ленина. Кухарка метет пол и ворчит: «Ничего не поймешь: кто завтракает, кто обедает, кто ужинает...» Шоферы допекают секретаря партийной организации: когда будет резина? Самая уборка, а машины стоят разутые. Разве это порядок? Дали б резину, мы ж засыпали бы тогда хлебом...»

Несколько эпизодов. Своеобразный "рваный монтаж", как его называют в кино. Здесь он не совсем обоснован, но введен в повествование тактично и умело. Не смотря на это, кажется, не остановись автор вовремя, приведи он еще хотя бы один эпизод, и это уже станет утомительным. Он как бы показал слушателям фотографии своего путешествия. Понятно желание автора этой передачи сделать повествование максимально выразительным, показать напряженность страдной поры на Ставрополье, передать тот стремительный темп жизни, которому подчинено в это время все на колхозной земле. Конечно, не сам стилистический прием вызывает здесь возражение, а лишь неумеренное его использование, приводящее к монотонности и однообразию. Авторы не замечают, что сплошной «рваный» текст через минуту звучания становится утомительным, через две - раздражающим, через три - нестерпимым.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Знание закономерностей использование языковых средств в разные моменты общения, в каждой из языково-стилистических структур речи, умение использовать функциональный и системный подход к стилистико - речевым явлениям позволяет целесообразно употреблять языковые средства в каждой конкретной ситуации, в радио- или телепередачах различных жанров и направлений.

Отражение языковой нормы в речи корреспондентов, обозревателей, комментаторов, редакторов, ведущих, директоров радиовещания и телевидения, иначе говоря, работа над текстом передач, над овладением комплексом специальных лингвистических знаний способствует совершенствованию речевой культуры слушателей и зрителей.

Следуя принципу уместности и целесообразности в использовании языковых единиц и стилистических приёмов, нельзя забывать об органической связи языка и мышления. Культура речи – это, прежде всего культура мысли. Высокая культура речи определяется в значительной мере умением сознательно подходить к тем или иным языково-стилистическим явлениям, умением анализировать выбранные в данном контексте языковые средства с учётом содержания и всей структуры текста радио- и телепередачи и осмыслением содержания с помощью формы, умением определять тему и основную мысль контекста, всей передачи, последовательно и грамотно излагать содержание предлагаемого слушателю и зрителю материала.

Только хорошо разбираясь в вопросах науке о культуре речи, журналист и редактор смогут правильно оценить литературные достоинства и недостатки текста передачи и хорошо (целесообразно) подготовить его к эфиру. Поскольку текст – это связное речевое высказывание с характерным для него стойким смысловым единством, система компонентов, функционально объединённых общей концепций в единую структуру, анализ и литературная обработка текста передачи ведутся в единстве плана содержания и плана выражения (при примате содержания). Текст для передач готовится с учётом коммуникативных функций текстового сообщения и средств их реализации в передачах разной функционально - стилевой и жанровой ориентации, информационных характеристик текста, коммуникативных качеств речи, литературных достоинств сообщения, т.е. с учётом информационной, логической, психологической, эстетической сторон структуры эфирного произведения.

Культура речи, основываясь на данных лингвистических науках, на тенденциях развития современного русского литературного языка и особенностях функционирования языковых единиц в разных типах речи и опираясь на языковую и стилистическую нормы с учётом её динамичности и вариантности, реализует на практике принцип коммуникативной целесообразности. И разумеется, неоспорима роль науки о культуре речи в борьбе за чистоту и действенность языка, за повышение речевой культуры, за свободное владение языком.

Стремлением рассмотреть жанрово – стилистические особенности публицистических передач вообще и Ставропольского краевого радио в частности, выявить их достоинства, недостатки с позиций современных понятий о речевой целесообразности вызвана данная работа.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970.

2. Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977.

3. Богуславский С. Каким должен быть радиоязык//Говорит СССР. 1940. №5. С. 10.

4. Вакурова В.Н. о языке радио- и телепередач. Под ред. проф. Былинского К.И. НМО ГКТР. М., 1960.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

6. Виноградов В.В. Проблемы культуры речи и некоторые задачи русского языкознания//Вопросы языкознания. 1964, №3.

7. Винокур Г.О. Культура речи. М., 1929.

8. Гаймакова Б.Д., Сенкевич М.П., Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. М., 1993.

9. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1988. с. 41 – 248.

10. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. М., 1986.

11. Гофман В. Ораторское искусство на радио. Нью – Йорк – Лондон.1944. С. 76 (архив ЦНП ГКТР)

12. Дежери Л. О радиопублицистике// Радио и телевидение. ОИРТ. 1965. №6. С. 3.

13. Зарва М.В. Слово в эфире. М., 1971.

14. Зарва М. Слово - их главный инструмент//Телевидение и радиовещание.1990. №10.

15. Иржи Гронек. Имеют ли малые информационные формы большое будущее?//Радио и телевидение. ОИРТ, 1964. №4. С. 7

16. Квинси Маккой. Вещание без помех // М.: Изд-во "Мир", 2000.

17. Кизнер А. О языке бесед по радио//Работник радио. 1936. №8. С. 15.

18. Ким Н.В. От замысла к воплощению//Технология подготовки журналистского произведения. Учебное пособие. СПб., 1999.

19. Кожин А.Н. Функциональные типы русской речи. М., 1982.

20. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные тоны русской речи. М., 1982.

21. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983.

22. Кохтев Н.Н. Ораторская речь. Стиль и композиция. М., 1992.

23. Куденко О., Михайлов Б. Беседа, да еще вечерняя!//Советское радио и телевидение. 1963. №4. С. 5

24. Лаптева О.А. Живая русская речь. Сегед, 1990.

25. Леннарт Мери. Где начинается искусство радио?//Советское радио и телевидение. 1963. №4.

26. Лесняк Р. Репортаж в художественно – документальных радиопередачах//Радио и телевидение. ОИРТ. 1970. №1. С. 20.

27. Лосев А.Ф., Тахо - Годи А. Платон. Аристотель. М.,1993.

28. Люди. Годы. Эфир. Ст. книжное изд., 2001.

29. Малкин М. Стиль и слог провинциальных радиогазет//Информационный бюллетень радиовещания.1930. №1. С. 12.

30. Михайлов Б. Радиоочерк. М., изд. НМО ГКРТ, 1958. С. 53.

31. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

32. Панов М.В. О стилях произношения//Развитие современного русского языка. М., 1963.

33. Платов М. Мобилизирующее слово на радио и его творцы//Говорит СССР. 1933. №16. С. 25.

34. Пешковский А.М. Объективная и нормальная точки зрения на язык//"Избранные труды". М., Учпедгиз, 1959. С. 59

35. Рина Зеленая. Кое – что о разговорной речи//Новый мир. 1958. №1. С. 277.

36. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

37. Старков А. Тридцать процентов. Радиоочерк.

38. Сенкевич М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование. М., 1980.

39. Сигал Л. Не по бумажке//Советское радио и телевидение, 1961. С. 17.

40. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. ЖЗЛ.- М.: Изд-во "Республика", 1995.

41. Советское радио и телевидение. 1967. №6. С. 12.

42. Советское радио и телевидение//Радиоочерк "Этого нельзя забывать" Лазарь Маграчев. 1973.

43. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 1991.

44. Социальная практика и журналистский текст. М., 1990.

45. Стиль радиоинформации//Информационный бюллетень радиовещания, 1930. №6. С. 31.

46. Толстова Н.А. Беседы и дикторском мастерстве. М., изд. НМО ГКРТ. 1963. С. 10.

47. Успенский Л.В. Культура речи. М., 1976.

48. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого "я".//Кн.2 - М.: Изд-во "Московский рабочий", 1990.

49. Фриш А. Беседа по радио. М., изд. НМО ГКРТ, 1961. С. 11.

50. Феллер М.Д. Структура произведения. М., 1980.

51. Цукерман В. Возвращение к звукам. "Известия", 1967, 22 декабря.

52. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. Изд. АН СССР

53. Шостак М.И. Журналист и его произведение. Практическое пособие. М.,ТОО "Гендальф". 1998.

54. Шнейдер А. Язык радиопрессы//Говорит СССР.1931. №2. С. 3

55. Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М., 1966.

56. Щерба Л.В. Современный русский язык//Избранные труды по русскому языку. М., Учпедгиз. 1957. С. 116.

57. Щерба Л. О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета//Избранные труды по русскому языку. С.11 – 12.

58. Язык современной публицистики. М., 1970.

59. Язык и стиль средств массовой агитации и пропаганды. Печать, радио, телевидение, документальное кино. М., 1980.

60. Ярцева Н.В начале было слово //Телевидение и радиовещание. 1987. №7.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: