Жанр – вид речевого произведения, характеризующийся единством




конструктивного принципа, своеобразием композиционной организации материала и используемых стилистических структур27.

Жанры радиовещания обладают значительным своеобразием и существенно отличаются друг от друга. Различно их назначение. В хроникальной заметке это, в основном, отбор фактов и дикторская интонация; в корреспонденции, очерке - это и изобразительно - выразительные средства, и документальные записи, и шумы, и музыка и, конечно, голос, интонация корреспондента или ведущего. Различна в

______________________________

27 Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982. С. 156


разных жанрах степень активности слушателя. В одном случае это партнер, которому что-то разъясняют, с которым полемизируют, которого в чем-то убеждают; в другом - лишь человек, до сведения которого доводят определенную информацию.

Не тождественны жанры радиовещания и по принципам отбора и компоновки языковых средств. В них различны соотношение, взаимообусловленность, а также закономерности употребления элементов книжных и разговорных; логических (интеллектуальных) и эмоциональных; терминированных и общеупотребительных; литературно обработанных и «неподготовленных», импровизационных; индивидуальных и привычно традиционных, общеязыковых; номинативных и образных.

Изменяется в пределах разных жанров и сама функция о разности. Она выступает то как средство создания словесной наглядности, возмещающей отсутствие зрительных иллюстраций, то как средство выразительности и эмоционального насыщения публицистического текста. Иногда же она оказывается вовсе неприемлемой.

Но, несмотря на эти значительные различия, между жанрами радио есть черты сходства, оправдывающие существование и объясняющие общепризнанность понятия «язык радио». Все «речевые» жанры радиовещания принадлежат к одному и тому же виду массовой коммуникации, поэтому они не могут не обладать известной общностью. Рассмотрим особенности использования фактов в художественно-публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет. Этой родовой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно- публицистических жанров лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта.

Типизация используется в художественно - публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта. Документальность описываемого объекта может быть подтверждена авторскими свидетельствами: «я видел», «я узнал», «я был очевидцем», «я был участником» и т.п. Во всех этих случаях журналист, как нотариус, своим именем заверяет правдивость описания. Автор выступает полпредом слушателя, и слушатель до какой-то степени отождествляет себя с ним. Физическая идентификация (слушатель на месте автора) создает предрасположенность к идентификации духовной, то есть готовит благоприятную почву для принятия миропонимания публициста».28 Для художественно - публицистических произведений данный момент особенно важен, потому что автор помимо создания образа человека, стремится донести до читателя и свои мысли. Во-первых, с помощью творческого воображения он производит отбор фактического материала для конкретного произведения, сохраняя лишь необходимые детали для создания документального образа. Во-вторых, специфика воображения заключается и в способности человека на образном уровне постигать всеобщее, распознавать целое раньше его частей. В этом смысле «основная функция воображения заключается в перекомбинировании образов и в переносе признаков одного объекта на другие».29 Например, в публицистике выработана целая система художественно - выразительных средств: агглютинация, гиперболизация, схематизация, аналогия, сравнение и др., с помощью которых и можно создать новые образы.

При создании документального образа в публицистике используются не ____________________________

28 Язык и стиль средств массовой агитации и пропаганды. Печать, радио, телевидение, документальное кино. М., 1980.

29 Там же.


только такие методы, как типизация, интерпретация и образная трактовка, но и различные художественно-выразительные средства, призванные ярче высветить тот или иной факт или явление действительности.

Образы публицистического произведения лишь в том случае приведут к желаемому результату, если пишущий обладает достаточной наблюдательностью, жизненным опытом, культурой, если у него есть языковое чутье, вкус, если ему присущи такт и чувство меры.

Понятно желание публициста "освежить" речь, но при этом не следует забывать о целесообразности и здравом смысле. Расплывчатые, случайные образы уводят мысли, воображение слушателя в сторону. Становясь чужеродными элементами в системе публицистического произведения, они играют не положительную, а скорее отрицательную роль.

А между тем многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что, стремясь к образности, многие пишущие вовсе не представляют себе ни природы образа, ни обязательности его стилистического соответствия общему контексту, ни, главное, необходимости сохранения в нем жизненной правды.

"В радиовещании нужно выбрать такой стиль передач, чтобы можно было поднять воображение радиослушателя до способности видеть описываемую картину. Для достижения этой цели нужно сперва получить негатив, свободный от всякой фальши, фразеологии, всякого рода преувеличенных образов, которыми насыщен теперешний стиль изложения. При слушании радиопередачи глаза остаются незанятыми и начинает работать зрительная фантазия радиослушателя. Но если фантазию эту начинают питать ложными образами, то непонимание и скука овладевают слушателями."30

______________________________

30 "Стиль радиоинформации"//Информационный бюллетень радиовещания, 1930. №6. С. 31.


И раньше не раз звучало предостережение авторам, пишущим для радио и увлекающимся образностью в целях популяризации "… не пользоваться такими метафорами и сравнениями, которые вместо четкого

представления об излагаемом предмете создают представление

расплывчатое, неточное, неясное, лишь вредят усвоению материала".31

В 50 - 60 – х г.г. на радио был наиболее популярен и широко распространен очерк, поэтому, уделим этому жанру особое внимание. Сначала о специфике этого жанра.

В хронологическом очерке может быть описана судьба человека, эпизод из его жизни, событие или история, в которых участвует герой публикации. Автор последовательно разворачивает повествование во времени, описывая наиболее значительные моменты его жизни. При внешней простоте в написании такого очерка журналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкой жизненного материла, ведь уместить в одном очерке рассказ обо всей жизни героя невозможно. Поэтому незначимые периоды следует опустить, не нарушая хронологического принципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повествования. Вялотекущее описание биографических данных героя вряд ли кого-то может заинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело событийную канву. В основу хронологического очерка может быть положена ярко выраженная фабула, за развитием которой читателю было бы интересно следить. Выдвигая на передний план некое динамичное действие, журналисту легче вокруг этого событийного ядра объединить самые разнородные элементы.

Очерк-исследование в большей степени подчинен законам логики. Выявляя различные причинно-следственные связи между явлениями

______________________________

31 Кизнер А. О языке бесед по радио//Работник радио. 1936. №8. С. 15.


 

действительности или исследуя внутренний мир своих героев, мотивы их поведения и т.п., автор строит произведение относительно логики развития своей мысли. Но, заботясь о четкости логического построения, об убедительности аргументов и выводов, очеркист должен в то же время оставаться в зоне художественно-публицистического творчества с его специфическими законами. Отход от данного правила может привести к нарушению законов жанра.

Опасность в том, что порой, увлекшись своими мыслями, журналист забывает об образном насыщении материала. Чтобы избежать этой опасности, можно в качестве своеобразных логических мостиков использовать различные исторические параллели, контрастные сопоставления и т.д. Сопоставление контрастов - самый действенный способ передать движение, объем мысли, звука, образа, пространства. В очерке могут быть использованы следующие контрастные сопоставления: характера героя и его внешности или окружающей обстановки, события и пейзажа, портретных деталей, психологических мотивов поступков. Подобного рода композиционно-стилистические элементы способны придать любому исследовательскому очерку особую эмоциональную окраску.

Эссеистская форма построения очерка основывается на свободной манере изложения материала, а ее внутренняя структура базируется на различных ассоциативных связях. «Ассоциации представлений, - пишет Н.В. Ярцева, - это связь чувственных представлений как следов чувственных восприятий и их воспроизведение в том виде, как они возникли. Связь эта может быть случайной, беспорядочной и может быть постоянно повторяющейся, в которой отдельные представления непременно соотнесены между собой. Они могут быть непроизвольными, пассивными и активно направленными».32 Только на первый взгляд может показаться, что ассоциативная композиция подчиняется лишь спонтанно возникшим представлениям. Но это не так. В основе любого эссеисткого очерка должна лежать четко продуманная авторская идея, вокруг которой и выстраивается вся цепь ассоциаций. Любой эпизод, фрагмент действительности, деталь, подробность, характеристика героя и т.д. нанизываются на данную идею, создавая тем самым внутреннее единство произведения. Функция ассоциаций состоит в том, чтобы посредством различных ассоциативных связок (например, по сходству событий или их близости по времени и пространству) состыковывать между собой разнородные факты действительности.

Специфика структуры очерка вытекает из особенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С одной стороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой - публицистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Лаптева О.А. писала, что «особенность художественности очерка... состоит в том, что публицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается на изобразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти органичное слияние публицистической мысли и художественного приема».33 Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не только о создании очеркового образа, но и о его насыщении публицистической мыслью. В данном «сцеплении» значительная роль отводится различным композиционным приемам.

Основные типы композиционных форм должны соответствовать типам связей, характерных для окружающей действительности - временных и причинно-следственных. В соответствии с этим были выделены следующие типы очерковых структур:

______________________________

33 Лаптева О.А. Живая русская речь. Сегед. 1990.

32 Ярцева Н.В. В начале было слово//Телевидение и радиовещание. 1987. №7.


1. Хроникальное построение материала (описание явлений, событий, человеческой жизни в их временной последовательности).

2. Структуры, основанные на логике причинно - следственных связей (очерк - исследование, анализ, где нет рассказа о событии, явлении или каком - либо отрезке жизни героя «во времени», не временной, а логической

последовательности, как движение мысли, система положений, система выводов и доказательств). В основе этих структур лежит не логика изложения, как в первом случае, а логика исследования.

3. Так называемая эссеистская, свободная форма построения, основанная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях. Эта форма наиболее распространена в практике газетного очерка. Она, как правило, совмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуется наибольшей полифоничностью, многогранностью, многообразием употребляемых композиционных приемов и средств.

Композиционное построение журналистского произведения предполагает четкую структурную организацию. В отдельных жанрах публицистики, как, например, в эссе или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала - творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному.

Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

«Радиоочерк, как известно, имеет свою специфику, и перенести его с пленки на бумагу, сделать его «читабельным», не нарушая при этом особенностей жанра, довольно трудно. Например, никакими словами не опишешь сохранившийся с блокадных времен на магнитной пленке свист снарядов, мерный стук метронома, атаки и контратаки, завывание ветра на Ладожской трассе, вой сирен мелодии боевых песен и, главное, интонации простых, полных душевной боли и гнева человеческих голосов...

Нет, на бумагу это перенести невозможно...

Уповаю на то, что наш профессиональный читатель, перелистывая эти страницы, все же «услышит» неповторимые звуки времени и мысленно представит себе, как это звучало в эфире...»34 Так писал один из видных радиожурналистов 70-х годов.

Композиционное построение журналистского произведения в целом предполагает четкую структурную организацию. В отдельных жанрах публицистики, вообще и радийной в частности, (например, в эссе) или в очерке, материал выстраивается средствами ассоциативной композиции: с помощью различных планов повествования, эпизодов, авторских ремарок и т.п. В информационных и аналитических жанрах, где основными функциональными целями публикаций являются или сообщение, или анализ, жесткое структурирование материала - творческая необходимость. Обусловлено это и особенностями читательского восприятия: лучше и легче

______________________________

34 Советское радио и телевидение//Радиоочерк "Этого нельзя забывать" Лазарь Маграчев. 1973.


прочитываются те материалы, которые имеют четкую структурную организацию, так как позволяют ориентироваться в пространстве текста, дают возможность вернуться к уже прочитанному.

Основное функциональное назначение жанра заметки заключается в передаче актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки заключается в привлечении внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления, переживания, портретные и пейзажные зарисовки и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже так называемый эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору нужно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер.

В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

Мы рассмотрели различные формы композиционного построения журналистских произведений разных жанров и убедились в том, что композиция всегда обусловлена содержанием, что она является главным компонентом художественной формы и не только соподчиняет разнородные содержательные элементы, но и придает всему произведению единство и цельность, что именно композиция является важной приметой завершенности произведения. Выбор тех или иных композиционных форм во многом зависит от замысла произведения, от задач, стоящих перед журналистом, наконец, от характера жизненного материала. Искусство организации журналистского произведения определяется авторским мастерством: способностью проникнуть в суть описываемых событий, знанием объекта и предмета исследования, мировоззрением и мироощущением, наконец, желанием и умением передать читателям свои чувства и мысли.

 

2.4. ВНУТРИСТИЛЕВЫЕ ЧЕРТЫПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ.

 

Язык журналистики – публицистический стиль – наиболее влиятельная разновидность литературного языка, и в данном случае – объект нашего внимания.

Слово стиль происходит от греческого " стилос" — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из ме­талла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им выводили буквы (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль», «стирали» неудавшийся вариант. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда — выражение «Часто перевёртывай стиль» (Гораций), т. е. исправляй, «отделывай сочинение».

Происхождение слова стиль проясняет суть стилистики. А именно: стилистика всегда связана с проблемой выбора. Одну и ту же мысль можно выразить и так, и эдак.

Поискам лучшего, оптимального варианта выражения мыслей (в данных конкретных условиях) и учит стилистика — наука о стилях.

Стилистика – это наука о языке, изучающая стили языка, закономерности функционирования языка в разных сферах использования, особенности употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условий общения, выразительные свойства языка.

Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие:

1) общение;

2) сообщение;

3) воздействие.

Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности называются функциональными стилями.

Публицистический стиль присущ политическим выступлениям, в том числе непериодической печати, на радио, телевидении. В нем реализуется функция воздействия с целью агитации и пропаганды, с которой совмещается функция чисто информативная (сообщение новостей). С его помощью освещаются проблемы весьма широкой тематики – любые актуальные вопросы современности, представляющие интерес для общества: политические, экономические, моральные, философские, вопросы культуры, воспитания, повседневного быта.

Особенности языка публицистики определяются функциональной многоплановостью жанров публицистики и их стилистической неоднородностью. Одни жанры представляют собой чистую публицистику (репортаж, заметка, обзор), другие граничат с художественной литературой (фельетон, очерк, памфлет), третьи – с официально – деловой литературой (официальная информация).

К внутристилевым чертам публицистического стиля относятся информативная насыщенность речи, конкретность, фактографичность, логичность, лаконичность, экспрессивность и эмоциональность изложения. Информативная функция публицистического стиля, его логичность и фактографичность обусловливают широкое использование в текстах информационных предложений, сообщающих о каком – либо событии или факте. Такие черты публицистического стиля, как экспрессивность и эмоциональность, объясняют использование лексико – фразеологических и синтаксических средств выразительности.

Публицистический стиль (наряду с официально – деловым и научным) относится к книжным стилям. Отсюда его литературность и нормативность. Но он взаимодействует и с разговорным языком. Отсюда наличие в нем элементов разговорного стиля, что связано с социально – оценочным характером публицистики, с ведущей ролью авторского "я". Иными словами, разговорность публицистики всегда субъективна.

Следует отметить высокую "проницаемость" публицистического стиля, его взаимодействие с другими функциональными стилями. Почти все новое, что входит в систему письменной речи из "говорения", входит через периодическую печать.35

В основе публицистического стиля лежат принципы оценочного использования языковых средств. В языке публицистики реализуется органическое единство логического и образного начал, обобщенность рассуждений, доказательности научного изложения и образной конкретизации художественного описания. Таким образом, язык

публицистики характеризуют информативность, логичность, обязательная эмоциональность.

К особым стилевым признакам публицистического стиля можно отнести следующие:

- на фонетическом уровне - подчиненность интонации семантико – синтаксическому заданию, сочетание полного (книжного) типа произношения с элементами неполного (разговорного); элементы ритмизации;

- на лексическом уровне – преимущественное использование публицистической неоценочной и оценочной лексики; широкое употребление общекнижной понятийной лексики (особенно слов общественно – политического звучания);

- на морфолого – словообразовательном уровне – широкое использование форм родительного падежа существительных, существительных собирательных или с собирательным значением, образований от иностранных и интернациональных слов, наречий, произведенных от многосложных слов, а также аббревиатур, или сложносокращенных слов;

- на синтаксическом уровне – простота синтаксических конструкций,

_____________________________

35 Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М., 1966. стр. 10


- упорядоченность строя предложения, частая инверсия членов предложения, являющихся логическим центром фразы; использование элементов поэтического синтаксиса (риторический вопрос, анафора, эпифора, градация) и разговорного синтаксиса (эллипс, присоединение, вопросно – ответная форма и т.д.).

И в любом случае отбор лексико – фразеологических и морфолого – синтаксических средств языка должен соответствовать жанровой специфике публицистического произведения. Например, хроникальная информация (она подразделяется на хронику (краткая информация о какой – либо важной новости), короткую информацию (заметка), интервью, отчет, путевые заметки, зарисовки) рассказывает о самом факте, не описывая подробности). Отсюда лаконизм, сдержанность, объективность сообщения и как следствие такие собственно языковые черты, как, например, использование общеупотребительной и терминологической лексики в прямых значениях. Репортаж соединяет в себе документальность, объективность и протокольность с эмоциональностью и живописностью изображения (эффект присутствия автора). Различны по языково – стилистическим чертам очерк и фельетон и памфлет, основа которых – сатирическое отношение к действительности и прямая оценка отрицательных фактов, а отсюда – широкое использование эмоционально – экспрессивных языковых средств.

Внутри каждого жанра публицистики присутствуют разнообразные средства выражения. Жанровая многоплановость обеспечивает языково – стилистическую "многоголосность" – от книжной, официальной до разговорной и даже просторечной. Публицистические жанры необходимо рассматривать, прежде всего, в плане содержания. Именно содержание обусловливает то или иное отношение к действительности, способ отбора и освещение фактов. Все жанры публицистики объединяются системой публицистического стиля, что связано с общностью задач и целей жанров публицистики.

Специфика стиля определяется общностью образа автора, авторского отношения к излагаемому. В публицистике автор – создатель произведения и его авторское "я" обычно совпадают. Форма же реализации авторского "я" в разных жанрах может быть различной. Например, в радиоочерке автор наиболее индивидуализирован, конкретен; специфичен образ автора в фельетоне; в корреспонденции и комментарии обычны приемы комментирования. В информационном сообщении не проявляется авторское отношение к излагаемому. Образ автора определяет отбор языковых средств и общую стилистическую тональность изложения.

В разных публицистических жанрах используется, по преимуществу, тот или иной из трех речевых планов (косвенная речь, прямая и несобственно - прямая). Например, прямая или несобственно – прямая речь чаще используется в очерке для характеристики героя и как прием оживления изложения. В интервью и репортаже прямая речь обычно служит для передачи информации или, реже, для характеристики героя. Для рецензии прямая речь не характерна, здесь обычна косвенная речь автора.

В публицистическом стиле весьма ощутимы тенденции к расширению и обобщению значения слова (в частности, специальной лексики, терминов), а также связанная с этим метафоризация (приобретение словом позитивной или негативной оценочности). Оценочность обогащает семантику (значение) слов.

Для публицистики, в идеале, характерна глубина содержания, высокая информативность (интеллектуальная и эмоциональная информация), особовыраженное авторского "я", точность, лаконичность и разнообразие языково – стилистических средств.

Язык публицистики, функциональный публицистический стиль – основной для таких средств массовой коммуникации, как радио и телевидение. В целом он характеризуется использованием семантически значимых языковых единиц, экспрессивно – модальных форм, сближением книжной речи с разговорной (демократизация языка), лаконичностью, точностью, ясностью, доступностью.

Однако при определении степени правильности речи нельзя опираться только на языковую форму. Необходимо учитывать ситуацию, в которой происходит общение. То, что "правильно" в одной сфере общения, может оказаться "неправильным" в другой сфере. Норма накладывает ограничение на использование языковых вариантов в том или ином функциональном стиле, жанре. Здесь мы сталкиваемя с понятием стилистической нормы, т.е. нормы, присущей данному функциональному стилю. Оценивать один стиль, опираясь на нормы другого, нельзя. При выборе языковых средств необходим функциональный подход, т.е. языковые средства должны соответствовать данному функциональному стилю. Стилистические нормы, обусловленные целями, задачами и содержанием определенных сфер общения, являются вершиной речевой культуры и устанавливаются на основе обобщения закономерностей языка.

В радиоречи широко используется и литературно – разговорная, и обиходно – бытовая речь, все образно – выразительные средства языка. Выражение авторской индивидуальности в художественно – публицистических жанрах (очерк, рассказ, зарисовка и др.) позволяет свободно использовать лексику разных стилистических и экспрессивно – эмоциональных пластов и весь арсенал лексических и синтаксических изобразительно – выразительных средств.

В целом можно сказать, что произведение для радио требует многоярусной интерпретации, так как передача – это единая целостная система языковых и внеязыковых средств, в которой данный элемент существен благодаря своей информационной и стилистической функции. Каждый элемент произведения следует рассматривать как элемент функционально значимый, как часть стилистической системы, т.е. с учетом лингвистических факторов, связанных с особенностями публичного выступления.

В персонифицированном публицистическом выступлении для большего контакта со слушателем, большей доходчивости вполне допустимы неупорядоченные структуры экспрессивного разговорного синтаксиса с неправильным порядком слов, с местоименным повтором, а также риторические вопросы, вопросно – ответные единства, конструкции с вводными словами и предложениями и другие конструкции разговорного синтаксиса.

Степень литературной обработанности, нормированности зависит от жанра, характера передачи, ее тематики, направленности, адреса, а также от степени подготовленности и литературной грамотности ведущего.

Необходимо помнить, что электронные СМИ – это особые средства массовой коммуникации. Тексты, звучащие по радио, в силу необходимости доведения информации до широкой аудитории, а также благодаря техническим средствам, являются более–стандартизированными, нормированными. Отклонение от нормы на десять процентов может вызвать искажение в восприятии информации или даже подсознательное недоверие к источнику информации.


2.4. ЖАНРОВО – СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО РАДИО (60-е годы).

 

60 – е годы в истории нашей страны и Ставрополья ознаменовались бурным ростом экономики, строительством индустриальных гигантов, подъемом сельского хозяйства, рождением новых городов и населенных пунктов. Естественно, все это находило отражение и в передачах Ставропольского краевого радио. Тем более, что в начале этого периода, когда телевидение переживало пору своего становления, радио было единственным средством массовой информации, которое могло непосредственно в звуке, с места события рассказать о происходящем, донести живое слово инженера, монтажника, чабана, комбайнера.

В те годы большой популярностью у слушателей пользовались тематические радиопрограммы (журналы): "Край родной", "Здоровье", "Человек и закон", "Ты живешь на селе", "На молодежной волне". За каждой из них стояли конкретные люди, имена которых были у всех на слуху. Вот что вспоминают о тех годах некоторые из ныне живущих.

Автор программы "Край родной" – Анна Константиновна Швырева: "По образованию я – учитель биологии, по профессии – музейщик, по научной специализации – палеонтолог. Но есть у меня еще одно стародавнее хобби – журналистика. А началось это мое увлечение с облепихи. Я прочитала статью о выращивании облепихи на Алтае, и это растение меня просто околдовало. Я просто влюбилась в это растение, всем рассказывала о его щедротах. Дело кончилось тем, что мои друзья посоветовали сделать сюжет на радио и отнести его в редакцию детских передач (почему – то кое – кто считает, что для детей писать проще). Это было в 60 – х годах. В радиокомитете меня встретила высокая стройная блондинка с очень внимательными голубыми глазами – редактор передач для детей и юношества Вера Александровна Гегина. Она произвела на меня впечатление человека очень строгого, неулыбчивого, и даже немного суховатого. Только потом я поняла, что эта внешняя строгость – результат высокой ответственности за свое дело, ведь делать передачи для детей очень трудно, здесь нельзя ошибиться, здесь каждое свое слово нужно соразмерить с возрастом слушателя, его интересами, степенью его восприимчивости и доверчивости слову взрослого человека.

Постепенно у меня сложился свой стиль, своя манера изложения, наконец, появилась своя тема – природа родного края. И здесь немало труда приложил Михаил Макарович Кандыбко, обладая уникальным голосом, он много лет работал на радио диктором. В его обязанности, я так думаю, не входило написание текстов, но он мог так прочитать любой текст, написанный кем – то из коллег, что у неискушенного радиослушателя не возникало и тени сомнения в авторстве человека, несущего информацию из эфира. Михаил Макарович читал тексты душою, интуитивно расставляя все акценты. И это качество он стремился выработать у каждого, кто садился к микрофону. Необходимо, чтобы сюжет был «слухабельным» (профессиональный сленг).

После общения с природой чувства буквально захлестывают, возникает потребность с кем – то поделиться увиденным. Это, наверное, очень важно – захотеть рассказать, причем, рассказать так, чтобы слушающие меня мысленно увидели то, о чем я говорю, чтобы у них возникло ощущение присутствия здесь и сейчас, на месте события. Мне очень хотелось, чтобы в радиозарисовках о природе в моих словах зазвучал шепот листвы, запели арфы телеграфных проводов, застучали кастаньеты осыпающихся желудей и каштанов, озорно прокартавил лесной родничок. Описать – то это все возможно, мне казалось, что сама природа подсказала мне нужные слова, и яркие образы, и стройную логику изложения. А вот как это заставить зазвучать должным образом? Ведь самый красивый текст можно напрочь испортить неумелым чтением. И вот здесь за мое образование взялась Эмма Павловна Каравинская – натура артистичная, она не уставала повторять, что текст надо не читать, а исполнять, но все надо делать в меру. Не считаясь с собственной большой занятостью, усталостью и прочими напастями, она учила меня говорить в микрофон: не спешить все протараторить, а говорить ровно, делать логичные паузы, выделять главные смысловые слова, следить за ударениями, свободно дышать – все это было невероятно трудно, но преодолимо. В моей журналистской судьбе был и мэтр Аполлон Петров, направляющий писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно."

Главный редактор Ставропольского краевого радио Михаил Суренович Петросян в 60 – м году был принят на радио корреспондентом писем и корреспондентской сети. Старейший в крае журналист хорошо помнит всех журналистов, работавших тогда в редакции краевого радио. Он рассказывает:

"Ведущий отдел общественно – политических передач возглавлял Виктор Генрихович Иодко. Он готовил отчеты с партийных конференций, пропагандистские статьи и беседы, освещал партийную жизнь. Это был очень мягкий, интеллигентный человек.

А вот старший редактор Александр Александрович Лемер был из числа тех, кому палец в рот не клади – откусит. Сан Саныч считался знатоком сельского хозяйства. Спорить с ним на эту тему было совершенно невозможно. Любого он засыпал таким количеством цифр, фактов, фамилий, что даже самый заядлый спорщик сдавался и постепенно стихал.

Когда где – то в начале 60 – х годов наша радиожурналистика созрела уже до понимания того, что экономику надо показывать через человека, Сан Санычу пришлось уступить свое место более молодому коллеге. А сам он перешел в отдел писем и местных редакций и еще несколько лет командовал городскими и районными радиоредакциями, а также колхозными и совхозными радиогазетами. Кстати, Ставропольский край был пионером в организации этого звена радиовещания, и его опыт обобщался и распространялся по всей стране.

Вильгельм Рейнгольд был весьма разносторонний и талантливый журналист. Ему были подвластны все жанры. Вместе с Геннадием Л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: