Тема 7 Структура системы сохранения летной годности ВС




Учебные вопросы:

 

1 Проблемы сохранения летной годности ВС

2 Разработка системы сохранения летной годности ВС применительно к существующим условиям

 

1 Проблемы сохранения летной годности ВС

 

Состояние проблемы безопасности полетов во многом определяется
эффективностью действующей системы сохранения летной годности ВС.

Проблема сохранения летной годности ВС решалась на всех этапах
становления и развития гражданской авиации. На каждом из этапов в соот-
ветствии с требованиями своего времени, действовала определенная система
управления и система правовой и нормативно-технической документации.

В последнее время изменились условия работы гражданской авиации,
появились новые реальности, с которыми нельзя не считаться:

- в гражданской авиации Украины вместо единого «Аэрофлота» обра-
зовалось большое количество самостоятельных авиапредприятий
(эксплуатантов);

- изменилась система государственного управления деятельностью
эксплуатантов;

- эксплуатируется парк «стареющих» ВС, который практически не
обновляется;

- появление в украинских эксплуатантов воздушных судов иностран-
ного производства;

- слабая производственно-техническая база большинства эксплуатантов;

- законодательная и нормативно-техническая база гражданской авиа-
ции - несовершенна, еще не полностью отвечает требованиям Воздушно-
го кодекса Украины;

- практика формирования объемов доработок AT, организация их
обеспечения и выполнения не учитывает интересы эксплуатанта;

- эксплуатационная документация, поступающая от разработчика-
изготовителя по номенклатуре, объему, содержанию и своей форме не соот-
ветствует современным требованиям;

- практически отсутствуют признанные неправительственные (обще-
ственные) организации для разработки важнейших нормативно-технических
документов (НТД);

 

- не разработан механизм, отслеживающий выполнение требований,
заложенных в авиационных правилах и НТД;

- в мировой авиационной системе развиваются интеграционные про-
цессы, проводится гармонизация правил при весьма ограниченном участии
Украины в этом процессе.

Эти реальности необходимо учитывать при разработке системы сохра-
нения летной годности ВС применительно к существующим условиям хозяйствова-
ния. Система должна строиться на основе новых подходов, базирующихся
на научной основе и мировой практике, и учитывать:

- обеспечение высокой степени живучести конструкции, функцио-
нальных групп и систем современных ВС;

- усиление требований в отношении обеспечения эксплуатационно-
технических характеристик современных ВС;

- широкое использование при создании современных ВС принципа
«безопасности повреждаемости» конструкции в отличие от принципа «безо-
пасного срока службы»;

- широкое применение на современных ВС бортовых систем диагно-
стирования функциональных систем и их изделий;

- отказ от проведения традиционных капитальных ремонтов ВС, соз-
данных по принципу «безопасной повреждаемости»;

- ориентацию на широкое применение стратегий ТОиР изделий и
функциональных систем по техническому состоянию;

- развитие в эксплуатационных предприятиях лабораторий (центров)
диагностики и широкое применение в практике технического обслуживания
и ремонта методов и средств неразрушающего контроля и диагностики;

- разработку состава новых форм эксплуатационно-технических до-
кументов, поставляемых разработчиком вместе с новым типом ВС.

Структурно система сохранения летной годности ВС состоит из ряда
основных компонентов, взаимосвязанных между собой. К числу основных
компонентов системы относятся, прежде всего, рассмотренные фак-
торы сохранения летной годности ВС, а также: программа ТОиР, диагности-
рование и неразрушающий контроль, доработки конструкции, подготовка и
переподготовка инженерно-технического персонала и другие компоненты. Функционирование системы сохранения летной годности ВС обеспе-
чивается соответствующей инфраструктурой авиапредприятия. В общем слу-
чае инфраструктура включает комплекс служб, призванных решать задачи:

- организационно-правового обеспечения сохранения летной годно-
сти;

- развития и совершенствования производственной базы для сохра-
нения летной годности;

- материально-технического обеспечения процессов сохранения лет-
ной годности;

- информационного обеспечения процессов сохранения летной год-
ности;

- научно-методического обеспечения и совершенствования норма-
тивно технической документации.

 

2 Разработка системы сохранения летной годности ВС применительно к существующим условиям

Особую актуальность эта проблема приобретает для нового поколения
ВС, спроектированных по принципам (критериям) безопасной повреждаемо-
сти и допустимого повреждения и обладающих повышенной эксплуатацион-
ной живучестью. Для таких конструкций расширяются возможности внедре-
ния стратегий ТОиР по состоянию без капитального ремонта планера.

Программа ТОиР представляет собой единый документ, который опре-
деляет эффективность системы сохранения летной годности в соответствии с
принятыми методами и режимами технической эксплуатации ВС, характери-
зующими его фактические эксплуатационно-технические характеристики во
взаимосвязи с документацией, средствами и исполнителями, и устанавливает
порядок обеспечения и корректировки указанных характеристик с начала
эксплуатации и до списания ВС. Программа ТОиР является основой для разработки эксплуатационной и ремонтной документации, и должна обеспечивать формирование, и внедрение на эксплуатационных и ремонтных предприятиях и, в частности, системы со-
хранения летной годности.

Ответственным исполнителем программы ТОиР является главный
разработчик ВС. Программу ТОиР составляют на ВС в целом. Разработчики
покупных изделий (элементов, двигателей, систем и отдельных изделий),
устанавливаемых на ВС, представляют главному разработчику ВС согласо-
ванные с ним программы сохранения летной годности изделий для использо-
вания при составлении программы ТОиР. Требования к содержанию про-
грамм ТОиР изделий, необходимые для обеспечения их технической экс-
плуатации, устанавливает голавный разработчик ВС на основании требова-
ний технического задания на ВС. Разработка и корректировка программы ТОиР на различных етапах создания и эксплуатации ВС представляется следующим образом:

- аванпроект (техническое предложение) - план-проспект программы;

- эскизный проект (макет) - проект программы;

- заводские испытания - проект программы, скорректированный по
результатам заводских испытаний ВС;

- сертификационные (государственные) испытания - программа,
скорректированная по результатам сертификационных испытаний ВС;

- эксплуатационные испытания - программа, утвержденная в уста-
новленном порядке;

- период эксплуатации - корректировка программы.

Решение задач формирования современной программы ТОиР связано с
переходом от статических (жестких) к динамическим (гибким) формам
управления процессами ТОиР ВС. Возрастает роль текущей информации об
изменении условий эксплуатации и техническом состоянии парка ВС авиа-
предприятия в системе управления технологическими процессами. Формирование гибкой программы ТОиР базируется на методах сис-
темного анализа и представляет собой многоуровневый процесс принятия
решений по выбору стратегий и режимов ТОиР для парка ВС авиапредприя-
тия, конкретного ВС, планера, авиадвигателя, функциональной системы.

Диагностирование и неразрушающий контроль. Основной задачей ди-
агностирования и неразрушающего контроля в части сохранения летной год-
ности ВС является предупреждение и профилактика отказов и неисправно-
стей, влияющих на безопасность полета.

Первичным условием эффективности диагностирования неразрушаю-
щего контроля является контролепригодность ВС, которая должна быть обя-
зательно обеспечена промышленностью на этапе проектирования ВС или пу-
тем проведения необходимых доработок на эксплуатирующейся авиатехнике.

Приоритетными, требующими дальнейшего совершенствования диаг-
ностическими работами в отношении авиационных двигателей, следует счи-
тать:

- вибродиагностику (в том числе виброакустический контроль под-
шипниковых узлов авиадвигателей);

- диагностику по параметрам рабочих процессов;

- трибодиагностику (анализ примесей в работавших маслах);

- оптико-визуальную диагностику проточной части.

Приоритетными, требующими дальнейшего развития диагностически-
ми работами в отношении планера и функциональных систем ВС, следует
считать:

- обнаружение и оценку степени опасности всех видов коррозии пла-
нера методами неразрушающего контроля и инструментальной диагностики;

- обнаружение и оценку степени опасности трещин (в том числе
скрытых), отслоений обшивки, нарушений неразъемных соединений метода-
ми неразрушающего контроля и инструментальной диагностики;

- обнаружение отказавших (неисправных) агрегатов (элементов) в
многокомпонентных функциональных системах ВС с помощью алгоритмов-
тестов;

- регистрацию внутренней негерметичности высоконапорных гидро-
газовых систем ВС методами инструментальной диагностики.

Доработки конструкции. Проведение доработок авиационной техники
означает внесение санкционированных изменений в конструкцию ВС, его
устройств и систем, а также соответствующих изменений в правила, нормы и
режимы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта авиатехники.
При этом доработки направлены на поддержание эксплуатационно-
технических характеристик ВС, повышение надежности путем устранения
конструктивных и производственных недостатков изделий. Существующая система доработок отечественной AT характеризуется рядом серьезных организационно-технических и технико-экономических недостатков:

- непрекращающийся поток доработок конструкции и систем ВС на
протяжении всего периода эксплуатации, свидетельствующий о недостаточ-
ном качестве их конструктивной отработки;

- выполнение ряда доработок требует значительных затрат труда и
времени, что существенно влияет на эффективность эксплуатации ВС в авиа-
предприятиях;

- разработчик слабо реагирует на претензии эксплуатанта по недос-
таткам конструкции ВС;

- значительная часть доработок AT технически или экономически
неоправданна, что свидетельствует об отсутствии механизмов предваритель-
ной оценки эффективности разрабатываемых бюллетеней.

Основными направлениями совершенствования системы доработок AT
являются:

- разработка постоянно действующего механизма взаимодействия
разработчика - изготовителя и эксплуатанта, обеспечивающего оперативное
проведение работ по совершенствованию конструкции ВС и эксплуатацион-
но-ремонтной документации, направленных на сохранение летной годности
ВС;

- разработка бюллетеней по доработкам должна сопровождаться
предварительным тщательным обоснованием, отработкой технологии их
проведения и оценкой эффективности;

- выполнение в процессе эксплуатации доработок AT, связанных с
конструктивными или производственными недостатками, не должно затраги-
вать интересы эксплуатанта, а в необходимых случаях должны быть преду-
смотрены гарантированные компенсационные меры, определяемые догово-
рами на выполнение работ по бюллетеням.

Подготовка и переподготовка авиационного персонала. В гражданской
авиации за многие годы сложилась положительно зарекомендовавшая себя
система подготовки, аттестации (сертификации) и до-
пуска авиационного персонала к обслуживанию авиационной техники, обес-
печивающая сохранение летной годности ВС и безопасности полетов, не ус-
тупающая зарубежным аналогам. В целях дальнейшего совершенствования системы допуска авиацион-
ного персонала к обслуживанию ВС в гражданской авиации с учетом стан-
дартов и рекомендаций ИКАО установлен новый порядок оформления и вы-
дачи свидетельств инженерно-технического персонала. Свидетельство явля-
ется документом, подтверждающим компетентность его владельца в области
технического обслуживания ВС. Виды работ по ТОиР или ТО их систем, ко-
торые разрешено самостоятельно выполнять владельцу свидетельства, ука-
зываются в прилагаемых к свидетельству сертификатах, являющихся состав-
ной частью свидетельства.

Главной задачей рассматриваемой проблемы является определение состава мероприятий, подлежащих реализации на различных стадиях жизненного цикла ВС. Учитывая то обстоятельство, что проблемой сохранения летной годности ВС заняты коллективы многих организаций и предприятий, для её успешного решения необходим системный подход. Он должен учитывать особенности действующей практики решения задач сохранения летной годности ВС, нормативной базы в области ТЭ, содержание основных факторов, определяющих проблему сохранения ЛГ.

Решаемые каждым из участников задачи должны быть взаимоувязаны между собой по замыслу и срокам с обеспечением руководства и координации единым полномочным органом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: