Классификация способов и систем смазки
В зависимости от принципа подвода смазочных материалов к поверхностям и узлам трения различают следующие способы смазки.
При смазке минеральными маслами: индивидуальный, погружением вращающихся деталей в масляную ванну, смазыванием под давлением.
Индивидуальный способ применяют для смазки отдельных узлов трения, когда подключение их к централизованным системам затруднено или к ним предъявляются специфические требования. Этот способ осуществляют с помощью различного рода «самосмазов» (винтовых, с трубкой Пито и др.), масленок различных конструкций (фитильных, наливных с запорной иглой и др.), свободно висящих на валу колец (кольцевая смазка). Кольцевая смазка (рис. 1, а) простая по конструкции и достаточно надежная в эксплуатации, довольно широко применяется для смазки опор горизонтальных валов с подшипниками скольжения. Она основана на использовании сил сцепления между жидкостью 1 и кольцом 2, свободно висящих на валу 3 и погруженной нижней частью в масляную ванну. При вращении вала кольцо также вращается и выносит масло из ванны на вал и далее на опору.
Смазывание погружением (рис. 1, б) (картерную смазку), применяют, в основном, в редукторах при окружных скоростях зубчатых колес до 10 м/с, когда тепло, выделяющееся в зацеплениях, полностью отводится в окружающее пространство через стенки картера и крышку 1. В зону зацепления масло подается колесом 2 или паразитной шестерней 3 за счет сил молекулярного сцепления.
Смазывание под давлением (рис. 1, в) является наиболее эффективным способом. Его применяют в ответственных машинах и механизмах и осуществляют с помощью циркуляционных систем смазки. Масло подается к трущимся поверхностям 3 из резервуара 2 за счет перепада давлений, создаваемого насосами 1, и возвращается в резервуар самотеком. Циркуляция масла в замкнутом контуре обеспечивает непрерывный отвод тепла и продуктов износа и узлов трения.
При смазке пластичными материалами различают индивидуальный, закладной и централизованный способы смазки.
При индивидуальном способе смазку к узлам трения подают периодически посредством ручных шприцев через масленки, установленные в смазочных отверстиях узлов трения. Масленка содержит шариковый клапан с пружиной и служит затвором, предохраняющим смазочный канал от загрязнения.
Закладной способ заключается в заполнении узла трения смазкой при сборке или ремонте и невозможности смазывания узла в процессе эксплуатации. При этом применяют, как правило, смазки, сохраняющие в течение длительного времени свои свойства (дисульфидмолибденовые, литиевые и др.). Отработанную смазку заменяют при ремонтах.
Централизованный способ (ручной или автоматический) применяют для одновременной смазки большого числа узлов трения (до 1000), расположенных на большом удалении от насосной станции. Этот способ реализуют с помощью централизованных систем пластичной смазки.
В зависимости от вида или состояния смазочных материалов различают системы жидкой, пластичной и аэрозольной смазки.
По характеру циркуляции смазочного материала системы смазки делят на проточные и циркуляционные. В проточных системах смазочный материал подается к трущимся поверхностям периодически небольшими порциями, используется в работе один раз и в резервуар системы не возвращается. Все системы с использованием пластичных смазок являются проточными. В циркуляционных системах применяют только жидкие смазочные материалы, циркулирующие многократно между узлом трения и резервуаром.
При этом масло, сливающееся самотеком в резервуар, подвергается непрерывной очистке перед его повторной подачей к узлу трения.
Для смазки металлургического оборудования наиболее широко применяют циркуляционные централизованные системы жидкой и централизованные системы пластичной смазки.
Классификация систем мазки
Смазочная система – это совокупность устройств, обеспечивающих подачу смазочных материалов к поверхности трения и его возврат в бак.
К функциям системы относят также:
· хранение и
· отчистку см. м.,
· контроль его поступления к поверхности трения,
· предотвращение аварии оборудования при прекращении подачи см. м.
· и управление режимом смазывания.
Различают:
· Индивидуальная смазочная сист. – система, в которой см. м. подается к одной поверхности трения.
· Централизованная смаз. сист. – система, в которой смахз. м. подается к 2-м и более парам поверхностей трения.
· Проточная смаз. сист. – система, в которой смаз. м. периодически или непрерывно подводится к пов. тр. и не возвращается в смаз. сист.
· Циркуляционная смаз. сист. – сист., в которой смаз. м. после прохождения по пов. тр. вновь подводится к ним механическим способом.
Смазочный нагнетатель – устройство для подачи смаз. м. под давлением с помощью насоса.
Смазочная станция – тот же нагнетатель, которой включает в себя, кондиционер, контрольно-измерительную аппаратуру, смазочный бак.
Смазочный питатель – направляющий смазочный аппарат для подачи смаз. м. к парам трения определенными порциями.
Различают следующие системы смазки:
1) по виду смаз. м.
· жидкие
· пластичные
· аэрозольные
2) по числу узлов трения
· индивидуальная
· цинтрализованнная
3) по числу магистралей
· одно-
· двух-
· комбинированные
4) по способу управления
· ручные
· полуавтоматические
· автоматические
5) по характеру действия во времени
· непрерывные
· периодические
6) по использованию смаз. м.
· проточная
· циркуляционная
7) по способу подачи
· без принудительного давления
· под давлением
За простоту экономичность и эксплуатационную пригодность в металлургии получили широкое распространение
Для ЖСМ централизованная, циркуляционная и системы смазки масляным туманом,
Для ПСМ централизованная.