Методические рекомендации по проведению SWOT-анализа




Задание 1

«Цели и виды деятельности

 

Выберите из предлагаемого перечня количественные и качественные цели (см. таблицу 1.1), а также вид деятельности предполагаемых фирм (см. таблицу 1.2) в соответствии с выбранными целями. Занесите все в итоговую таблицу 1. 3.

 

Таблица 1.1 - Перечень целей

Формирование нормального социально-психологического климата в коллективе   Увеличение дохода по сравнению с прошлым годом на 30% за счет сокращения издержек производства Повышение эффективности продукции на 15 %
Увеличение прибыли на 25% в течение года Оперативность деятельности Удовлетворение всех запросов покупателей (потребителей)
Повышение качества продукции (услуг) Качественное трудоустройство на предприятиях города и области Завоевание 20% рынка сбыта производственного сырья
Повышение процентной ставки на 10% Оздоровление экологической обстановки в городе (области) Обеспечение законности совершаемых (заключаемых) сделок
Своевременное оказание услуг Долговечность изделия Сокращение текучести кадров на 33%
Сокращение затрат на 245 тыс.у.е. Быстрая доставка грузов различного габарита и веса Увеличение долговечности выполненных работ (оказанных услуг)
Безопасность обслуживания клиентов Гарантия качества и эффективности работ (услуг) Увеличение объема производства на 15 %
Подготовка конкурентоспособного специалиста Расширение спектра оказываемых услуг Сокращение объема реализации некачественной продукции на 35%

 

 

Таблица 1.2 - Перечень видов деятельности фирм

Производство товаров и услуг Гостиничное хозяйство Разработка компьютерных программ
Оказание медицинской помощи Транспортные услуги Экспертиза технической документации и проектов
Образовательные услуги Производство медикаментов Консалтинговые услуги
Строительство дорог Продажа недвижимости Услуги по трудоустройству
Благоустройство города Нотариальные услуги Сантехнические работы
Ремонт бытовой техники Организация культурно-массовых мероприятий Организация выставок и экспозиций
Продажа продуктов питания Посреднические услуги Музеи
Рекламная деятельность Уборка помещений Театральные представления
Социальное обеспечение Уход за больными и престарелым гражданами Репетиторство
Страхование Ксерокопирование и печатные услуги Переработка сырья

Таблица 1.3

ЦЕЛИ ФИРМЫ Вид деятельности фирм
Количественные Качественные
1 Увеличение прибыли на 25% в течение года 1. Повышение качества продукции (услуг) 1. Производство товаров и услуг
2. Сокращение затрат на 245 тыс.у.е. 2. Подготовка конкурентоспособного специалиста 2. Образовательные услуги
3. Завоевание 20% рынка сбыта производственного сырья 3. Качественное трудоустройство на предприятиях города и области 3. Услуги по трудоустройству
     
4 Увеличение объема производства на 15 % 4 Оперативность деятельности 4 Производство товаров и услуг
5 Сокращение объема реализации некачественной продукции на 35% 5 Удовлетворение всех запросов покупателей (потребителей) 5 Производство медикаментов
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Задание 2

«Факторы внешней и внутренней среды»

 

Выберите факторы и таблицы 2.1, которые относятся к внешней и внутренней среде по отношению к фирме. Занесите все в итоговую таблицу 2. 2.

Таблица 2.1 - Перечень факторов внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность фирмы

политические обеспечение предприятия необходимыми видами ресурсов этнические
маркетинговые экономические Ошибки в деятельности вышестоящего уровня управления
финансовые кадровые Неверное вложение денежных ресурсов
падение спроса на продукцию фирмы выбор цели деятельности фирмы природные
изменение потребительского поведения демографические совершенствование организационной структуры управления предприятием
технико-технологические международные появление новых конкурентов
правовые внешнеторговые изменение политики поставщиков
задачи дальнейшего развития производственной мощности предприятия экологические таможенные ограничения на ввоз или вывоз продукции
замена устаревшего оборудования трудовые социальные

Таблица 2.2

Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность фирмы
Факторы внешней среды Факторы внутренней среды
политические финансовые
маркетинговые кадровые
обеспечение предприятия необходимыми видами ресурсов технико-технологические
внешнеторговые задачи дальнейшего развития производственной мощности предприятия
экологические замена устаревшего оборудования
социальные совершенствование организационной структуры управления предприятием
таможенные ограничения на ввоз или вывоз продукции трудовые

 

Деловая ситуация 6

«Анализ матрицы SWOT-анализа»

Методические рекомендации по проведению SWOT-анализа

Сильные и слабые стороны внутренней среды организации, угрозы и возможности, определяют условия ее успешного существования.

Поэтому стратегическое планирование при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.

Применяемый для анализа среды метод SWOT – по буквам сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместноеизучениевнешней и внутренней среды.

Применяя метод СВОТ, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.

Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее заключенных во внешней среде.

 

Сильные стороны:

- выдающаяся компетентность;

- адекватные финансовые ресурсы;

- высокая квалификация;

- хорошая репутация у покупателей;

- известный лидер рынка;

- изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;

- возможность получения экономии от роста объема производства:

- защищенность от сильного конкурентного давления;

- подходящая технология;

- преимущества в области издержек;

- преимущества в области конкуренции;

- наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

- проверенный временемменеджмент.

Слабые стороны:

- нет ясных стратегических направлений;

- ухудшающаяся конкурентная позиция;

- устаревшее оборудование;

- более низкая прибыльность потому, что...;

- недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

- отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

- плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

- мучение с внутренними производственными проблемами;

- уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

- отставание в области исследований и разработок;

- очень узкая производственная линия;

- слабое представление о рынке;

- конкурентные недостатки;

- ниже среднего маркетинговые способности;

- неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

 

Возможности:

- выход на новые рынки или сегменты рынка;

- расширение производственной линии;

- увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах;

- добавление сопутствующих продуктов;

- вертикальная интеграция;

- возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

- самодовольство среди конкурирующих фирм;

- ускорение роста рынка.

 

Угрозы:

- возможность появления новых конкурентов;

- рост продаж замещающего продукта;

- неблагоприятная политика правительства;

- возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

- рецессия и затухание делового цикла;

- изменение потребностей и вкуса покупателей;

- неблагоприятные демографические изменения.

Организация может дополнить каждую из четырех частей списка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится. После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет видпредставленный в таблице 6.1.


Таблица 6.1 - Матрица SWOT-анализ (пример)

  Возможности: Угрозы:
  Выход на новые рынки или сегменты рынка Расширение производственной линии Рост рынка. Увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах Привлечение инвестиций Замедление роста рынка Остановка производства Изменение потребностей покупателя Возрастание силы торга у покупателей и поставщиков
Сильные стороны Выдающаяся компетентность;   ]- + + +        
защищенность от сильного конкурентного давления Высокая квалификация: + + +          
известный лидер рынка Хорошая репутация у покупателей;     +            
возможность получения экономии от роста объема производства Отсутствие конкурентов;     +   +   -т- +  
адекватные финансовые ресурсы Подходящая технология; + 4- + +          
  Наличие инновационных способностей; + +   + +        
  Высокое качество выпускаемой продукции;     + +          
высокая квалификация Финансовая независимость. +   +   +        
Слабые стороны Отсутствие стратегических направлений; +   + + +        
ухудшающаяся конкурентная позиция Устаревшее оборудование;                  
отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности Низкая прибыльность; + + +   + + +    
  Внутренние производственные проблемы;                  
мучение с внутренними производственными проблемами Ограниченное число потребителей + + + +   + + + +
плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;   + +   + + +    
  Ниже среднего маркетинговые способности; + + + + +        
конкурентные недостатки Очень низкая ликвидность.     +   +   +    

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации.

В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы) рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: