Проблема межэтнических отношений в этнопсихологии




Лекция №7

Цель изучения: охарактеризовать основные типы и этапы развития межэтнических отношений; проанализировать психологию этнических конфликтов, психологическую сущность этнических конфликтов и условия их возникновения; виды этнических конфликтов; формы этнических конфликтов; проанализировать теории возникновения этнических конфликтов; стадии этнических конфликтов; назвать психологические причины национальных конфликтов.

 

План:

1. Основные типы и этапы развития межэтнических отношений.

2. Психология этнических конфликтов. Психологическая сущность этнических конфликтов и условия их возникновения.

3. Виды и формы этнических конфликтов.

4. Теории возникновения этнических конфликтов, стадии этнических конфликтов.

5. Психологические причины национальных конфликтов.

 

Обязательная литература:

 

1.Баронин А.С. Этническая психология: Учеб. пособие. – К.: ПК ООО “Тандем”, 2000. – 264 с.

2. Льовочкіна А.М. Етнопсихологія: Навч. посібник. – К.: МАУП, 2002. – 144 с. –

 

Дополнительная литература:

 

1. Адорно Теодор. Исследование авторитарной личности. Под общей редакцией д. филос. н. В. П. Култыгина. - М.; Серебряные нити, 2001.-416с.

2. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций — М.: Издательство «Экзамен», 2002.

3. Налчаджян А.А. Этногенез и ассимиляция (психологические аспекты). – М.: «Когито-Центр», 2004. – 216 с.

4. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 381с.

5. Тернер Ж. Социальное влияние. - М.Питер, 2003. - С.14-35.

6. Шибутани Т. Социальная психология. – М.: Феникс, 2002. – 387 с.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

 

1. Националистические настроения.

2. Анализ причин этнических конфликтов. Факторы и пути урегулирования этнических конфликтов.

 

1. Развитие межэтнических отношений, этапы и результаты этого процесса зависят от того, каким образом впервые встретились два или более этносов. Межэтнические отношения появляются в разных исторических и географических условиях и отличаются разнообразием.

В связи с этим выделяют несколько типов и этапов развития межэтнических отношений.

Выделяется четыре этапа формирования взаимоотношений между этнической группой и обществом.

Первый этап - это этап первичного контакта с одним или несколькими этническими группами, из которых состоит это общество. На данном этапе большое значение имеет тот факт: моноэтническую или многоэтническое это общество.

Типичным является пример эмиграции в США новых этнических групп из Европы, Азии и Латинской Америки в то время, как многоэтническое и иерархизировано американское общество уже образовалось.

Второй этап - это этап соперничества. После первых контактов наступает соперничество, фактором является распределение земли и рабочих мест. Новоприбывшие начинают свою жизнь с самого низкого социального статуса и по выполнению таких видов труда, которые не требуют специальной профессиональной подготовки. По-другому, наверное, невозможно, поскольку они не владеют языком доминирующего этноса и не знают культуры данного сообщества, а лучших условий, как правило, им никто не предлагает. Несмотря на это, эмигранты работают с энтузиазмом в тех условиях, если не подвергаются гонениям и геноцида, бывает довольно часто.

Третий этап - этап аккомодации по истечении этапов контакта и соперничества. На этапе аккомодации наблюдаются общие согласованные действия этносов, между которыми устанавливаются стратификационные отношения. Каждая из сторон начинает понимать, как действовать по отношению к другой стороне.

Нередко этнические группы специализируются в определенных областях труда. Иногда даже создается впечатление, что они имеют естественную склонность к этим видам деятельности. На данном этапе борьба за существование превращается в борьбу за определенный статус в обществе, дает человеку или группе власть, богатство и уважение со стороны других людей. Так, появляются "этнические островки", в которых сохраняется и развивается собственная культура. Эта относительная изоляция позволяет этносам сохранить свой язык и традиции.

Четвертый этап - это этап ассимиляции. Принимая культуру большого общества, члены этнического меньшинства со временем ассимилируются в нем. В то же время с принятием и усвоением культуры нового общества образуются смешанные браки.

Обычно, начиная со второго и третьего поколений эмигрантов, ассимиляция ускоряется. Так, осуществляется переход от аккомодации к ассимиляции, в ходе которого колонии этнических меньшинств распадаются. Во время этого процесса увеличивается количество случаев дезорганизации, девиантного поведения (преступления, проституция, употребление наркотиков и т. Д.), Снижается уровень уважения детей к родителям. Таким образом, новые поколения оказываются в ситуации, при которой поощряются образцы поведения, отклоняющихся от нормы. Такие группы этнических меньшинств становятся объектом пристального внимания со стороны полиции.

На этапе ассимиляции наблюдается постепенное повышение статуса группы эмигрантов, поскольку они упорно работают и отличаются сильной мотивацией к повышению своего статуса в обществе. Однако в результате смешанных браков появляется новый физический (антропологический) тип. После смены нескольких поколений физический тип мигрантов исчезает. Исчезает также и колония: она становится обычной частью большой социальной общности. Итак, ассимиляция завершается. Основной, а иногда и единственной преградой на пути ассимиляции этнических меньшинств, становится сопротивление общества, в котором они пытаются адаптироваться. В некоторых случаях это сопротивление весьма слабым.

Так, в США фактически исчезли такие специфические этнические "единицы", как ирландцы, шотландцы, англичане, скандинавы и немцы. Некоторое этническое самоопределение сохраняют итальянцы, греки, армяне и др. НЕ ассимилируются китайцы, мексиканцы и пуэрториканцы.

Подобные процессы ассимиляции и различия между этническими группами наблюдаются и в других многоэтнических странах. Описанная выше последовательность не всегда повторяется в других странах. Например, армяне в республиках бывшего СССР адаптировались и ассимилировались по-разному, в частности, в Азербайджане они стали частью русскоязычного населения этой страны.

Второй тип межэтнических отношений - это "завоевание и доминирование". Этот тип характеризуется тем, что большое количество мигрантов захватывает сравнительно слаборазвитой территорию, намереваясь остаться там для постоянного проживания. Во многих случаях оккупанты выселяют аборигенов.

Например, по второму типу межэтнических отношений европейцы совершили завоевания Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки, а турки - тех территорий, которые теперь считают своей родиной.

Между настоящими хозяевами земли и завоевателями возникают конфликты и борьба. Если завоеватели побеждают, то всю жизнь страны меняется. Впоследствии количество аборигенов начинает уменьшаться. Если общество аборигенов распадается, то распространяются различные виды поведения, отклоняющегося от нормы, и болезни. Многие представители коренного населения покидают страну своих предков. В тех случаях, при которых аборигены оказывают серьезное сопротивление, начинаются конфликты, кризисы и войны, взаимное истребление, иногда - массовое. Несмотря на то, что слово "геноцид" появилось недавно, практика уничтожения целых народов имеет длительную историю (Т. Шибутани).

Основным механизмом геноцида выступает дегуманизация аборигенов: психологически лишив их настоящих человеческих качеств и считая "низкими животными", завоеватели тем самым перестают идентифицировать себя с ними и начинают их уничтожать, выгонять из страны и т. д., а в некоторых случаях - изолировать на определенных территориях (резервациях).

Однако не всегда местных жителей полностью истребляют: чаще всего их превращают в рабов и изолируют. Например, апартеид в ЮАР. Похожим образом китайцы завоевали Тибет и Тайвань.

Третьим типом межэтнических отношений является создание колоний. Для этого типа характерны случаи, при которых немногочисленные завоеватели, имея экономическое и военное превосходство, подчиняют себе целые страны, превращая их в собственные колонии. Например, британские колонии в Африке и Азии. Колониальный порядок приводит к упадку культуры и социального строя подчиненных этнических групп. В колониях широкое распространение получают преступления и аморальное поведение, рабский труд и другие признаки упадка. Ставятся под сомнение этнические символы и святыни.

В результате ослабления этноцентризма этносов, оказавшихся в рабском положении, создаются условия, способствующие объединению их усилий для совместной борьбы против завоевателей. Если эта борьба успешно завершается, то тем самым создаются предпосылки для появления и развития новых многонациональных государств.

В колониях иногда появляется группа маргинальных людей, которые частично принимают образ жизни завоевателей, отказываясь в то же время от своих этнических традиций. Поведение группы маргиналов является реакцией на культурное давление со стороны колонизаторов. Маргиналы организуют восстание и в большинстве случаев вытесняют колонизаторов. С колонизаторов остаются только те, которые готовы ассимилироваться к местной культуре (как правило, таких людей очень мало). Итак, ассимиляция этнических групп - это всегда двусторонний процесс.

Четвертый тип межэтнических отношений отличается тем, что этнос с высоким уровнем развития культуры, который имеет большой авторитет среди других народов, попадает в ярмо к этносу с низким уровнем культурного развития, примитивной культурой и мышлением. В этом случае, несмотря на то, что военная и административная власть оказывается в руках завоевателей, представители последних постепенно усваивают культуру завоеванных народов.

Например, завоевание Рима варварскими германскими племенами, Китая маньчжурами и т. Д.

Распад могущественных империй, которые были созданы недавно, начинается с ассимиляции народов, проживающих на окраинах. Представители этих народов и дети, рожденные от смешанных браков, постепенно проникают во все сферы жизни империи - в армию, экономики и политики и т. Д., А иногда начинают играть в них решающую роль. Например, заметной с роль армян в истории Византии на протяжении нескольких столетий.

Одним из путей ассимиляции является браки женщин - представительниц подвластных народов с мужчинами - представителями доминирующего народа, поскольку дети, которые родились в этих браках, принимают культуру своих родителей.

Каждый тип межэтнических отношений может сохраняться в течение многих десятилетий и даже веков, а изучение этих типов в значительной степени способствует пониманию отношений между народами и сегодня.

 

2. 3. Этнические конфликты, представляя собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общнос­тями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара. Поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить: а) что является этническим конфликтом, а что нет; б) каковы их причины; в) какие виды они принимают и как влияют на людей; г) как они разрешаются или регулируются.

В данном случае имеются в виду важнейшие задачи при изучении и осмыс­лении конфликтов, которые ставят перед собой именно психологи. Среди обще­го круга проблем, с которыми сталкиваются тут представители других наук, можно назвать, например: построение классификаций и типологий этнических конфликтов; определение числа этнических конфликтов в стране или в регионе; формулирование стратегии выхода из конфликтной ситуации или перевода эт­нического конфликта в политически приемлемую форму; определение круга экс­периментов, подготовка которых соответствует задачам изучения и практиче­ского воздействия на конфликт; формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфлик­тов в современных политических процессах.

Этнические конфликты по своему происхождению, содержанию и формам проявления, а также причинам и факторам, их вызывающим, являются наиболее сложными феноменами современной социальной действительности. Их общий смысл можно представить в виде конф­ронтации между национальными движениями, политическими партия­ми, с одной стороны, и местными (или центральными) государствен­ными органами власти — с другой. Последние оценивают сложившую­ся ситуацию:

· либо как конфронтацию между этническими общностями (субэтническими, этноконфессиональными, экстерриториальными, этносословными и т.п. группами);

· либо как конфронтацию этнической общности, находящейся в положении меньшинства населения страны, с государственными ин­ститутами, выражающими культурно-языковые, социально-экономи­ческие или политические интересы доминирующего этнического большинства.

Таким образом, совершенно очевидно, что объективный анализ и осмысление сущности и содержания этнических конфликтов (особен­но в социальной сфере) невозможны, во-первых, без учета социаль­но-экономических, политических, социокультурных и социально-пси­хологических ценностей, существующих в конкретном обществе, во-вторых, вне понятий «борьба за власть», «политические отношения».

Борьбу за власть, психологию политических отношений изучает особая от­расль психологической науки — политическая психология. Естественно, что эт­нопсихология не может не учитывать ее реалии применительно к специфике межнациональных отношений.

Во-первых, любой человек, так или иначе, стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутрен­ние силы для этого, очень часто испытывает и превосходство над ними.

Во-вторых, люди всегда выполняют в обществе какие-то конкрет­ные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как прави­ло, является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид или властвует, или подчиняется.

В-третьих, без отношений господства и подчинения (и соответ­ственно власти) не может существовать ни одно государство, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.

По этой причине этнический конфликт — это тоже борьба за власть конкретной этнической общности.

 

Этнические конфликты представляют собой одну из форм по­литических отношений — конфронтацию между двумя или не­сколькими этносами (или между их отдельными представителя­ми, между конкретными субэтническими элементами), характе­ризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тен­денцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму про­тивостояния «группа — группа», «группа — государство».

Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, одна из этих концепций, теория «меж­этнического реконструирования жизненного мира» считает, что этнический конфликт возникает как следствие различий, суще­ствующих у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных ми­ров возможно возникновение сложных, конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритичес­кое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлек­сии означает выход за пределы этого мира.

Специфическая особенность конфликтов между «мирами» зак­лючается в принципиальной невозможности их различения с по­мощью логики, путем рациональным. Основной причиной, способствующей сохранению «миров», является потребность в значе­нии, т. е. потребность в создании собственного «мира» как усло­вия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, иденти­фикации. Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потреб­ностей. Традиционные аналитические методы урегулирования конф­ликтов в рассматриваемой ситуации неэффективны, так как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что происходит посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные кон­фликты могут быть разрешены с помощью метода межэтническо­го реконструирования жизненного «мира» — путем создания но­вого «мира» или в ходе постепенных структурных изменений об­щества.

Современная наука подчеркивает тот факт, что искусно подогреваемые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой уни­версальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность», способность вступать в ко­алицию с самыми полярными идейными течениями и откровен­ными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый пресле­дует чаще всего далеко не национальные интересы, а свои соб­ственные. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм приобретает характер «национального един­ства», временного межнационального союза для борьбы с обще­ственной системой, блокирования властных, правительственных решений.

Обычно этнические конфликты выступают, с одной стороны, следствием проявления негативных стереотипов взаимного вос­приятия контактирующих (соперничающих) народов, с другой - порождением конфликтных ситуаций, возникающих как резуль­тат предъявления представителями в чем-либо ущемленных этни­ческих групп определенных требований, а именно:

· гражданского равноправия (от прав гражданства до равно­правного социального статуса и экономического положения);

· права на культуру (от символического использования род­ного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой поли­тики, признающей использование языка этнического меньшин­ства в суде, в государственных учреждениях, в школьном и уни­верситетском образовании);

· институционализированных политических прав (от симво­лических элементов автономии местных органов власти и симво­лического представительства в государственных органах управле­ния до полномасштабного конфедерализма);

· права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоедине­ния к другому государству.

Этнические конфликты сопровождаются определенной дина­мично меняющейся социально-политической ситуацией, которая порождается неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) местных эт­нических групп и проявляется в виде хотя бы одного из следую­щих действий данной группы:

а) начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой об­щественным мнением данной группы как «исход», «массовое пе­реселение» и т.п., существенно изменяющей местный этнодемографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;

б) создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти;

в) спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих инте­ресов со стороны представителей другой (других) местной этни­ческой группы или органов государственной власти в виде массо­вых митингов, шествий, погромов.

Об этническом конфликте как реальном феномене чаще всего можно говорить тогда, когда организационно оформляется и при­обретает определенное влияние национальное движение (или партия), ставящее своей целью обеспечение «национальных ин­тересов» определенной этнической общности и для достижения этой цели стремящееся изменить прежде бывшее терпимым или привычным положение в культурно-языковой, социально-эконо­мической или политической сфере жизни.

Этнический конфликт всегда представляет собой явление по­литическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к из­менению ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь пу­тем обретения определенных властных полномочий. Под властны­ми полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов, обычно понимаются способ­ность и возможность одной группы людей распоряжаться деятель­ностью других групп.

Этнические конфликты можно классифицировать по различ­ным основаниям.

Во-первых, самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противосто­ящих сторон:

1) конфликты между этнической группой (группами) и государ­ством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там само­провозглашенных и де-факто независимых государств при пол­ном вытеснении из местных органов власти русских, грузин и азербайджанцев соответственно;

2) конфликты между этническими группами (между ассоциация­ми групп). Примерами могут служить события еще советского вре­мени в Фергане — погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области — столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Во-вторых, возможна классификация этнических конфлик­тов по приоритетным целям, сформулированным одной из сто­рон, а следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором конфликты развиваются.

По этому признаку обычно различают:

1) социально-экономические конфликты, возникающие на ос­нове требований выравнивания уровня жизни, социально-про­фессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) или пре­кращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Такие конфликты явля­ются следствием неудовлетворенности своим правовым статусом той или иной нации, не имеющей собственной государственнос­ти или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находит­ся данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов);

2) этнотерриториальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. С учетом того что в России национально-территориальные границы по существу отсутство­вали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, и ареал расселения многих народов весьма широк и пестр, — конфликты такого рода особенно опасны и труднораз­решимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильствен­ного переселения депортированных народов и на их историчес­кой Родине при реализации права на возвращение прежних тер­риторий (борьба между ингушами и осетинами за Пригородный район, конфликты крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Ка­захстана, Украины и Молдовы — всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывают около 100);

3) этнодемографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в резуль­тате быстрого притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав «коренной нации», введение разного рода ограничений для «пришлых». Та­кого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.

В-третьих, по формам проявления этнические конфликты мо­гут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погро­мы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по про­должительности — долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они явля­ются следствием распада или дезинтеграции социума, дискрими­нации одной нации другой, нарушения соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причиной межэт­нических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между эт­носами, этническими группами. За каждым конфликтом — че­ловеческие трагедии, драмы народов и, что не менее опас­но, неизбежность перенесения в память новых поколений старых обид, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подтал­кивать впоследствии на решение даже простых противоречий не­праведными действиями.

Предпосылки этнических конфликтов достаточно многообраз­ны и в латентном состоянии присутствуют в любом полиэтничном обществе. Объективизация этих существовавших ранее предпосы­лок в общественном сознании значительной части народа прев­ращает их в действительные причины этнического конфликта и тем самым делает его реальностью.

Среди многообразных предпосылок, выступивших в качестве причин реальных этнических конфликтов и конфликтных ситуа­ций в СССР и постсоветских государствах, можно, например, выделить следующие:

социально-экономические (неравенство в уровне жизни, различ­ное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти);

политические (возрождение этничности в любой стране сопро­вождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и в автономии на местном уровне; они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность суще­ствующей государственной системы, отстаивая право на самооп­ределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций);

культурно-языковые (недостаточное, с точки зрения предста­вителей этнического меньшинства, использование его языка и культурных символов в общественной жизни);

Под объективизацией понимается процесс осознания конкретными людь­ми существующего порядка вещей в окружающей социальной действительности и появление стремления к его изменению, если он чем-то их не устраивает. Например, представители интеллигенции, как правило, первыми осознают несправедливое ущемление национальных интересов своего народа. Начало дея­тельности этнонациональных движений и партий (а следовательно, и зарожде­ние этнических конфликтов) как раз и характеризуется активной пропагандой фактов подобного рода ущемления. При этом такие факты трактуются как ре­зультат целенаправленной деятельности другого народа или государственных институтов, выражающих его интересы.

этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соот­ношения численности контактирующих народов вследствие миг­рационных процессов и различий в уровне естественного при­роста);

экологические (ухудшение качества окружающей среды и ис­пользуемых природных ресурсов в результате их загрязнения или истощения вследствие использования представителями иной эт­нической группы или государством, ассоциируемым с другим народом);

этнотерриториалъные (несовпадение государственных или ад­министративных границ с границами расселения народов);

исторические (прошлые взаимоотношения народов — войны, отношения политического господства — подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти);

конфессиональные (включая различия в уровне религиозности населения);

культурные (культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры);

психологические (угроза насильственного разрушения привыч­ного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспри­нимаются социальными группами и индивидами в этносе; в це­лом все это вызывает в этнической общности защитные реак­ции, так как отказ от привычных ценностей предполагает при­знание превосходства ценностей доминирующего этноса, порож­дает чувство второсортности, представления о национальном не­равенстве).

 

4. В психологии межэтнических отношений изучаются проблемы возникновения, протекания и урегулирования конфликтов, рассматриваются в русле более общих теорий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: