Интерактивный семинар ДАРАСВЕТА ЛЮБОМИРОВИЧА (РОССИЯ)
ЗНАНИЕ И ПАМЯТЬ
«Во многом знании – многая печаль…» Иоанн Златоуст
Знание – цель жизни (овладение всем доступным знанием).
Знание – знаки (траектория, целесообразность участия в событиях, опыт и память).
Знание – срез памяти (импульс, энергия, слово).
Расширение границ знания, тупик незнания, выход в память («прямое знание»).
Ресурс познания, работа в поле неопределённости. «Яйцо смысла». Треугольник ВСР.
Мужчина – опора на познанное, логику, рациональность, стремление в непознанное, хаос.
Женщина – опора на чувства, иррациональность, непознанное, стремление к познанному и упорядочению. Взаимодействие по восьмёрке.
Чувство – иррациональное интегральное знание (ресурс для М).
Понимание – дифференциация и выбор (ресурс для Ж).
Презумпция знания и презумпция незнания. Невежество, незнание, беспамятство.
«Узнавание» - «Знание» - Понимание – Осознание – Овладение – Обучение – Освобождение от опыта для входа в события
Знание – Сознание – Самосознание - Осознание - Самоосознание
Данные (кодировка, дешифровка) – информация (качественное изменение состояния системы) – опыт (личное проживание) –- знание (овладение законами, позволяющее ставить и решать задачи с гарантированным результатом) – осознание (понимание уровня своих возможностей и компетентности) – сила (способность менять ход событий).
Вера, как правополушарная технология. Знание, как левополушарная технология.
Право на знание – право на обучение. Право на знание начинается при соединении пространства и времени.
Педагогика – структуризация информополей по конкретной матрице.
|
Андрогогика – законы обучения взрослых (Знания – Умения – Навыки + Отношение и Оценка).
ВосПИтание – прямая передача качеств, вербальная и невербальная.
Обучение – передача информации (инсталляция пластинок знаний).
ОБРАЗование – трансляция образов, запуск памяти. Развитие мозга тройками.
Защита гипофизарного типа – клоун, эпифизарного – блаженный.
Смех – агрессия, защита, адаптация.
Предзнание – режим озарения. Предчувствие – спонтанное включение интуиции.
Опыт – многократный повтор, фиксированный внешней памятью. Событие – непредсказуемо, фиксируется личной памятью.
Знание для других – опыт. Знание для себя – интуиция. В чистом виде не нужно, но необходимо!
Событие – личная память – знание – память участников – опыт (трансформация качеств, образ, повтор).
Опыт (знакомое событие) – память участников – знание - личная память – событие (новое, то, что надо познать).
Знание – отделение личной памяти от памяти участников, освобождение от закрепления в событии.
БИЗНЕС ДЕРЖИТСЯ НА ЗНАНИЯХ, САМ ТОГО НЕ ЗНАЯ… «Большинство ресурсов не являются специфичными: капитал, оборудование, материальные ценности не могут быть использованы для того, чтобы отличить один бизнес от другого по своей глубинной сути. Самый главный ресурс, отличающий бизнес и дающий решающие конкурентные преимущества, — это используемые в нем специфические производственные и управленческие знания» Питер Друкер. «Задачи менеджмента в XXI веке». В последнее время появилось множество спекуляций на концепции управления знаниями (knowledge management, УЗ). IT-компании быстро подхватили это модное магическое заклинание, которое стремительно вытесняет или дополняет уже известные и приевшиеся термины КИС, ERP, workflow и другие «панацеи» автоматизации. Поэтому, пока не произошла окончательная девальвация этого понятия, внесём ясность в проблематику управления знаниями в бизнесе. Знания и данные трактуются в научной и деловой литературе неоднозначно, поэтому даём определения: Данные — полученные эмпирически, зафиксированные факты, характеризующие отдельные свойства объектов, процессов или явлений. Знания — результаты обобщения фактов и установления определенных закономерностей в какой-либо предметной области, позволяющие ставить и решать задачи в этой области. Знания, безусловно, основаны на данных. Переход от данных к знаниям с точки зрения уровня организации информации характеризуется все большим усложнением информационных структур и появлением многочисленных связей между ними. По влиянию на бизнес знания подразделяются: 1) коренные 2) обеспечивающие успех 3) инновационные. Коренные знания представляют необходимый минимум, который позволяет «участвовать в игре». Обладание ими не может обеспечить долговременную конкурентную значимость фирмы, но создает определенный барьер на входе в отрасль. Такие знания есть у всех участников отрасли, и, следовательно, они обеспечивают конкурентное преимущество перед фирмами, еще только желающими войти в отрасль. Знания, обеспечивающие успех, формируют конкурентный потенциал фирмы внутри отрасли. Фирма может обладать тем же самым уровнем коренных знаний, что и ее конкуренты, но некоторые специфические знания позволяют ей использовать стратегию дифференциации. Фирма может претендовать на успех в той конкурентной позиции, где знает больше конкурентов. Инновационные знания уже предоставляют фирме возможность изменять «правила игры». Обычно именно они и позволяют лидировать в отрасли. Осознание ценности знаний для бизнеса происходит постепенно… Когда осознание происходит, встает вопрос, как управлять таким особым видом информации, как знания. Признаки необходимости внедрения УЗ: 1. мы не знаем, что нам известно; 2. происходит потеря опыта; 3. люди обладают знаниями, но не распространяют их в коллективе; 4. очевиден потенциал (и/ или дефицит) качественных знаний для принятия оптимальных решений.
|
|
ГНОСЕОЛОГИЯ БИЗНЕСА Эпоха перемен, о которой как о высшем проклятье говорили древние китайцы, набирает обороты. Публика пребывает в растерянности – «научная общественность» в том числе. Логическое линейное мышление западного типа в панике сталкивается с его величеством Хаосом. Видимые проявления этого хаоса в научно-технологическом и социально-демографическом «взрыве» последних лет: «свободная энергия» и «теория торсионных полей», клонирование и микрочипирование человека, унисекс и вырождение в развитых странах, информационные эпидемии и климатические катастрофы, глобальная конкуренция и миграция. Хорошая новость в том, что хаос – это на самом деле более сложноорганизованный порядок, следовательно, - он в принципе познаваем, было бы желание и возможности. Плохая новость – разобраться в нём дано пока немногим обладателям сильного мозга и оптимальной модели познания. Говоря компьютерным языком, для нового программного обеспечения нужен более мощный процессор. Как правильно сделать апгрейд собственному мозгу и мышлению – тема данной статьи. Автор, будучи практикующим бизнес-консультантом, неизбежно наталкивался на ряд «проклятых вопросов» при решении задач эффективности бизнеса: 1) Сколько информации необходимо и достаточно (достаточно! – я сказал…) для принятия эффективных решений? 2) Сколько, чему, как, когда и зачем обучаться – иначе говоря, оптимально удовлетворять потребность бизнеса в знаниях? 3) Какова реальная (а не декларируемая) связь «теории» с практикой? 4) Насколько ценна, актуальна и своевременна получаемая информация? 5) Почему эффективность обучения (передачи и выживаемости знаний) столь низка? 6) Как реально оценить (и желательно управлять!) интеллектуальным продуктом (ресурсом, потенциалом) компании? 7) Как повысить эффективность собственного мозга, мышления, а точнее – «решабельность» бизнес-задач? 8) Какую картину мира, в конце концов, взять как модель для целеполагания, планирования, маркетинга и управления? Поиски ответов на эти вопросы привели меня к достаточно глобальным философско – мировоззренческим обобщениям, но как писал в своё время практичный американец Дэйл Карнеги: «Самая большая проблема, с которой приходится сталкиваться человеку, это выбор правильного образа мыслей. Возможно, это вообще единственная проблема, о которой ему стоит позаботиться. Если мы сможем правильно определить своё мировоззрение, все остальные проблемы покажутся нам пустяками». Вдохновлённый доказательствами западных гуру менеджмента в стиле – «тактика копейка, стратегия – рубль», я попробовал систематизировать «методологию познания для бизнесменов»: как, чем, куда, и зачем надо думать для повышения эффективности, да и надо ли думать вообще... Итак, поехали. Первое и самое важное положение гносеологии – познаваем ли мир (он же «реальность») вообще? Если нет, то что заставляет пытаться его познавать (и зачем…). Если да, то какое количество ресурса (времени и денег) стоит на это тратить? И кстати, что такое само познание? Как я узнаю, что я знаю достаточно? И что будет, если узнать лишнего? Слушаем хоть и немодного, но классика: «Познание - есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не «мёртво», не «абстрактно», не без движения,не без противоречий, а в вечномпроцесседвижения, возникновения противоречий и разрешения их. Познание есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов etc., каковы понятия, законы etc. (мышление, наука = «логическая идея») и охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся и развивающейся природы… Человек не может охватить = отразить = отобразить природы всей, полностью, её «непосредственной цельности», он может лишь вечно приближаться к этому, создавая абстракции, понятия, законы, научную картину мира и т.д.» В.И. Ульянов-Ленин Мысль в целом понятна – познание абсолютной истины невозможно (да и бессмысленно), потому что всё во Вселенной постоянно меняется, главное – сам процесс развития сознания и мышления, который и создаёт новую реальность (которая в свою очередь требует нового сознания…, и так в общем без конца). Знаменитый треугольник – восприятие, сознание, реальность, изменение любого угла которого ведёт к изменению двух других, - наверное самая удачная модель взаимодействия познания и мира. С этой точки зрения, познание и самопознание – практически синонимы, по крайней мере, по своему воздействию на реальность. В разные периоды времени мы проходим разные стадии этого процесса: в первой половине жизни – познание мира, во второй половине – познание себя. Соответственно выстраиваются разные цели, система ценностей, событийный ряд и т.д. Главное – опознать, где сейчас твой вектор внимания должен быть и заниматься целесообразной для себя деятельностью. Импульс к получению знания встроен в любую живую систему как основа выживания, самообучения и саморазвития. Зачастую он сильнее инстинкта самосохранения! Это и неудивительно, потому что для биологического вида в целом получение эволюционной информации важнее, чем жизнь отдельной особи. По мере развития коллективного сознания (сейчас мы как раз проживаем его скачкообразный рост), расширяется область познанного, но соответственно увеличивается граница с непознанным. Это вызывает дискомфорт и чувство постоянной угрозы, жить с которой долго невозможно. Большинство выбирает уход в мировоззренческий коллапс – «не знаю, да и знать не хочу – так спокойнее». Меньшинство пытается подобрать «удобную» мировоззренческую парадигму – их в изобилии плодит официальная наука («жираф большой – ему видней»). Ещё меньше экстремалов способны жить не только с непознанным, а вообще с принципиально непознаваемым. Но здесь требуется мозг уже другого класса… Наступивший хаос, турбулентное время и фазовые переходы множества сложных систем выбрасывают в неопределённость всё большие массы людей. Презумпция незнания и право на незнание перестали защищать от катастроф. Кризис как таковой стал перманентным процессом, а очажки стабильности – приятным исключением. В эпоху перемен единственное, что стабильно – сами перемены. Поэтому, либо ты управляешь ими – а для этого познаёшь их законы, либо они займутся тобой. Последствия, в общем, предсказуемы… Особенность нового времени – нелинейность (а значит непредсказуемость) большинства процессов. Если некоторое время назад можно было просчитать тенденции и перспективы на основе прошлого, то сейчас любое событие может пойти по любой траектории, на первый взгляд совершенно не связанной с предыдущим ходом процесса. Это касается бизнеса, семейных отношений, политики, и т.д. В уплотнённом турбулентном времени количество точек бифуркации нарастает, это даёт большую свободу выбора траекторий, но и большую хаосность. Согласно статистике, время жизни компаний, отношений, связей, целей неуклонно сокращается. «Эффект бабочки» - сверхслабое воздействие в критической точке выбора, способно вызвать непредсказуемые лавинообразные последствия. Поэтому особенно важно видеть маркеры латентных нарастающих изменений – предвестники саморазрушения системы. Например, для нынешнего российского бизнеса принято ориентироваться исключительно на финансовые показатели. Но в реальности то или иное количество денег, или даже динамика их движения, абсолютно не являются показателями системной устойчивости. Гораздо важнее могут оказаться инновации, или горизонтальные связи, или репутация, или человеческий ресурс организации. Словом всё то, что не учитывается в традиционном экономическом анализе. Что уж говорить про такие нематериальные вещи, как креативность, дух команды, корпоративная культура, взаимное доверие или право на ошибку! Пока этих субстанций, напрямую влияющих на эффективность, для российского бизнеса не существует…
Вопросы и темы Свободная энергия, Т-поля, клонирование, унисекс, информационные эпидемии Знание- познание- незнание- непознанное- непознаваемое. неопределённость, нелинейность, динамический хаос, риски, катастрофы, турбулентность, теория игр, гипотетические события, эффект бабочки, причинность. Упорядочение, аттракторы, импульс, ритм, Рита. Мерности сознания – моноистина и споры, истина как консенсус, диалектика -дихотомия, триединство, тримурти, троица. квадриги Терлецкого - 4 элемента, пять стихий. Самоорганизация, саморазрушение и самообучение систем. Теория управления, менеджмент – обучение и коучинг.
Управление изменениями. ВПИЭВ и ЗП. Бизнес-фанк.
Интеллектуальный бизнес, креативность. Хронология систем менеджмента Наука, паранаука и лженаука, ненаучность, секты и психологическая попса, классификация развивающих технологий, логика-интуиция, субъективность эксперимента, рацио-иррацио, сознание и гендер, вера и знание, синергетика и дифференциация, системный анализ и системный синтез, интегративность и узкая специализация, самообразование и образование, опережающее обучение, линейное и нелинейное мышление
Новые технологии обучения. Учиться, учиться и учиться? Эффективность передачи информации в традиционном обучении и его латентные цели. От общего к частному и наоборот Градиент прироста и обработки информации, киборги, правополушарность, ритмы мозга, дети индиго, образы и символы, развивающая среда, структура информообменаобмена, невербальность – знаки, нейробионика и нейрогигиена.
Саморазвитие - менеджмент-управление информацией - кадровый реинжиниринг – экспертиза знаний и НМ