БАЗОВАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ




БАЗОВАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ

И ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ

 

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной

физической культуры

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

 

Москва – 2008


 

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

 

Научный консультант доктор педагогических наук, профессор

Голомазов Станислав Вениаминович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Шестаков Михаил Петрович

 

доктор педагогических наук, профессор

Губа Владимир Петрович

 

доктор педагогических наук, профессор

Золотарев Александр Петрович

 

Ведущая организация ГОУ ВПО «Московская государственная

академия физической культуры»

 

Защита состоится «» 2008 года в часов на заседании диссертационного совета Д 311.003.01 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд. 603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Автореферат разослан 2008 года

 

Ученый секретарь

диссертационного совета Шалманов А.А.


 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Эффективность соревновательной деятельности в футболе определяется уровнем специальной работоспособности футболистов, который предполагает гармоничное сочетание основных ее составляющих: техники владения мячом, тактического мастерства, двигательных возможностей, психологической подготовленности (Г.М. Гагаева, 1969; А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1975; Г.С. Зонин, 1974; С.Ю. Тюленьков, 1996; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 1999; В.Н. Шамардин, 2002).

В силу того что сутью игры в футбол является доставка мяча на ударную позицию и взятие ворот, несмотря на несомненную важность развития двигательных качеств и функциональных возможностей, все-таки первостепенную роль в футболе играют техническое и тактическое мастерство футболистов.

Это обусловило повышенное внимание специалистов футбола к анализу тенденций развития техники и тактики игры (А.А. Аверьянов, 2003; А. Бубнов, 2000; Ю.А. Морозов, 1977), поиску наиболее рациональных вариантов построения атакующих и оборонительных действий (А.А. Аверьянов, 2003; А.М. Зеленцов, 1989; Ю. Колосовский, 2006; Г.А. Лисенчук, 1991; Н.М. Люкшинов, Г.В. Мешков, 1979), выявлению эффективных методов и средств технической и тактической подготовки квалифицированных футболистов (Г.А. Голденко, 1984; В. Губа, Н. Ермаков, И. Строева, 2002; Г.С. Зонин, 1974; В.Н. Колобов, 1987; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, Р.Р. Сагасти, 1989; Г.А. Рымашевский, 1978), исследованию различных аспектов обучения технике и тактике игры юных футболистов (В.В. Варюшин, 1987; В.А. Выжгин, 1972; А.Я. Долгов, 1990; А.П. Золотарев, 1987, 1997; В.З. Ивасев, 2001; И.А. Клесов, 1991; В.И. Козловский, 1979; Н.М. Люкшинов, 2003; А.В. Петухов, 2006;. М.К. Хоутка, 1959).


 

Анализ литературных данных и опыта работы в детско-юношеском и профессиональном футболе позволяет констатировать, что в современной методологии технической и тактической подготовки футболистов существует ряд вопросов, которые представляются важными, однако разработаны недостаточно глубоко, а именно:

– закономерности игры в футбол, отражающие большую или меньшую вероятность тех или иных событий в соревновательных играх;

– специфика в технике выполнения футболистами основных действий с мячом в соревновательных играх в разных зонах поля;

– явление переноса тренированности в быстроте и точности выполнения футболистами действий с мячом при переходе от тренировочных условий к условиям соревновательных игр;

– возможности освоения квалифицированными футболистами зрелого возраста новых для них способов оперирования мячом;

– основное направление работы и алгоритм построения упражнений для совершенствования квалифицированными футболистами технического мастерства;

– благоприятные возрастные периоды для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом и принципиальные подходы к подбору упражнений, используемых на разных возрастных этапах при обучении технике игры;

– обучение тактике игры юных футболистов и совершенствование тактических действий квалифицированными футболистами с учетом тенденций развития тактики игры в футбол.

Вышеназванные проблемы, с одной стороны, еще не в полной мере изученные, а с другой – несомненно, важные для совершенствования методики технической и тактической подготовки футболистов, предопределили актуальность настоящего исследования.


 

 

Объект исследования – тренировочная и соревновательная деятельность футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд в разделе техники и тактики игры.

Предмет исследования – методика базовой и профессиональной технической и тактической подготовки футболистов.

Гипотеза исследования. В качестве гипотезы исследования были выдвинуты предположения о том, что:

– становление технического мастерства юных футболистов связано со своевременностью применения соответствующих упражнений в многолетнем плане, которая определяется тем, используются ли данные упражнения в благоприятные возрастные периоды для воздействия на отдельные составляющие, определяющие быстроту и точность действий футболистов с мячом;

– совершенствование профессиональными футболистами технического мастерства определяется эффективностью тренировочных упражнений, которая зависит от того, учитывались ли при их построении аналитические закономерности игры в футбол, специфика в исполнении технических приемов в соревновательных играх и закономерности переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом;

– повышение тактического мастерства отдельных футболистов и команд в целом обусловлено, в том числе и использованием при выборе тактики игры, планировании тренировочного процесса и определении пропорций в работе над отдельными составляющими тактической подготовленности игроков аналитических закономерностей доставки мяча на ударную позицию и взятия ворот в футболе.

Цель исследования – совершенствование методики технической и тактической подготовки футболистов детско-юношеского возраста и профессиональных команд.


 

Задачи исследования. Основными задачами исследования являлись следующие.

1. Выявить аналитические закономерности игры в футбол посредством анализа игр команд высокой квалификации.

2. Проанализировать техническое выполнение футболистами действий с мячом в соревновательных играх на предмет выявления специфики в их исполнении и факторов, ее обуславливающих.

3. Провести экспериментальное исследование переноса тренированности в быстроте и точности действий с мячом при переходе от тренировочных условий к условиям соревновательных игр.

4. Сформулировать основное направление работы, принципы и методы тренировки при совершенствовании профессиональными футболистами технического мастерства.

5. Экспериментально проверить возможности освоения квалифицированными футболистами зрелого возраста новых для них способов оперирования мячом.

6. Определить благоприятные возрастные периоды для обучения юных футболистов быстроте и точности действий с мячом; сформулировать основные задачи, определить акценты в работе и особенности методики при становлении технического мастерства в различные возрастные периоды.

7. Проанализировать тенденции развития тактики игры в футбол и разработать подходы к построению тактических индивидуальных и командных действий футболистов с использованием в качестве основы для выбора тактики игры аналитических закономерностей взятия ворот в футболе.

8. Разработать методику контроля действий футболистов с мячом по трем основным направлениям: игровая деятельность, подготовленность игроков, построение упражнений с мячом и качество их выполнения.


 

Методологической основой и теоретической базой исследования послужили работы специалистов в области:

– теории и методики спортивной тренировки (В.М. Дьячков, 1972; Л.П. Матвеев, 1991, 1997; Н.Г. Озолин, 1970; В.Н. Платонов, 1984; М.П. Шестаков, 1998; Б.Н. Шустин, 1985);

– теории и методики спортивных игр (А. Гомельский, 1966; В.Я. Игнатьева, 1983; В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов, 1986; С.В. Малиновский, 1981; Ю.М. Портнов, 1989, 1996; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, 2001; В.А. Усков, 2004; М.М. Шестаков, 1992);

– теории и методики детско-юношеского спорта (Л.В. Волков, 1984; А.А. Гужаловский, 1978, 1979; Ю.Д. Желязняк, 1981; В.Я. Игнатьева, 1995; М.Я. Набатникова, 1982; В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980; Н.А. Фомин, В.П. Филин, 1972);

– теории и методики подготовки квалифицированных футболистов (Ю. М. Арестов, М.А. Годик, 1980; Б.А. Аркадьев, 1962; О.П. Базилевич, 1983; А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский, 1985; Г.С. Зонин, 1974; Г.Д. Качалин, 1986; Н.М. Люкшинов, А.И. Шамардин, 2000; В.Н. Шамардин, 1978; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, Р.Р. Сагасти, 1989; С.А. Савин, 1963, 1975; С.Ю. Тюленьков, 1996, 1998; М.С. Полишкис, В.А. Выжгин, 1999);

– теории и методики подготовки юных футболистов (В.В. Варюшин, 1997; В.А. Выжгин, 1972; Л.Я. Евгеньева, 2004; А.П. Золотарев, 1987, 1997; В.И Козловский, 1979; А.П. Лаптев, А.А. Сучилин, 1983; А.В. Петухов, 1990, 2006; М.С. Полишкис, 1984; А.И. Шамардин, 2000;);

– спортивной метрологии (Б.А. Ашмарин, 1979; Х. Бубе и др., 1968; В.М. Зациорский, 1979, 1972; Н.А. Плохинский, 1970);

– контроля тренировочной и соревновательной деятельности в футболе (Г.М. Гаджиев, М.А. Годик, Г.С. Зонин, 1982; М.А. Годик, 1980; Г.А. Голденко, 1989; Н.М. Люкшинов, 1989; Ali A.H., 1988).


 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения и тестирование; педагогические эксперименты (сравнительный, параллельный, лонгитудиальный); экспертные оценки методом парного сравнения; методы математической статистики, включая однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный и факторный анализ.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической базой исследования, адекватностью используемых методов исследования поставленным задачам, достаточным объемом экспериментального материала, корректностью статистической обработки цифровых данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: