РАЗДЕЛ 2. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
ЗАДАЧА 2.1. Тема «Виды простых понятий. Структура простых понятий». Заполните таблицу тремя своими примерами в соответствие с образцом. Текст, написанный курсивом – образец.
Субъект | Предикат | Общеутвердительное суждение | Общеотрицательное суждение | Частноутвердительное суждение | Частноотрицательное суждение | |||||||||
Пример №1. ОБРАЗЕЦ удалить и вставить свой пример | Приказ ректора | Быть выполненным | Все приказы ректора являются выполненными. | Все приказы ректора не являются выполненными. | Некоторые приказы ректора являются выполненными. | Некоторые приказы ректора не являются выполненными. | ||||||||
Символическое обозначение с указанием распределенности терминов | S | P | +S a -P | +S e +P | -S i -P | -S o +P | ||||||||
Круговая схема соотношения объемов |
|
|
|
| ||||||||||
Пример №2. | ||||||||||||||
Символическое обозначение с указанием распределенности терминов | ||||||||||||||
Круговая схема соотношения объемов |
ЗАДАЧА 2.2. Тема «Логический квадрат». Заполните таблицу тремя своими примерами. Текст, написанный курсивом – образец.
Отношения совместимости | Отношения несовместимые | |||
Отношения подчинения СУБОРДИНАЦИЯ | Отношения частичной совместимости СУБКОНТРАРНОСТЬ | Отношения противоположности КОНТРАРНОСТЬ | Отношения противоречия КОНТРАДИКТОРНОСТЬ | |
Символическое обозначение обоих суждений и их развернутые схемы. | А) (SaP) Все S есть P. (SiP) Некоторые S есть P. Б) (SeP) Ни один S не есть P. (SоP) Некоторые S не есть P. | (SiP) Некоторые S есть P. (SoP) Некоторые S не есть P. | (SeP) Ни один S не есть P. (SaP) Все S есть P. | А) (SeP) Ни один S не есть P. (SiP) Некоторые S есть P. Б) (SаP) Все S есть P. (SоP) Некоторые S не есть P. |
Схемы отношений истинности и ложности между суждениями в логическом квадрате данного вида. | A и I и Е и O и А л I? Е л O? I и A? O и Е? I л А л O л Е л | I и O? O и I? I л O и O л I и | A и Е л Е и A и А л Е? Е л А? | A и Е л Е и A и А л Е и Е л А и |
Пара суждений с одинаковой материей. Пример №1. ОБРАЗЕЦ удалить и вставить свой пример | Все студенты группы успешно сдали логику. Некоторые студенты группы успешно сдали логику. | Некоторые студенты группы успешно сдали логику. Часть студентов группы не сдали логику успешно. | Все студенты группы успешно сдали логику. Ни один студент группы не сдал успешно логику. | Все студенты группы сдали логику успешно. Некоторые студенты группы не сдали логику успешно. |
Пример 2. |
ЗАДАЧА 2.3. Тема «Логический квадрат». Придумайте пары суждений с «одинаковой материей», которые:
|
А) могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
Б) могут быть одновременно ложными, но не могут быть одновременно истинными;
В) не могут быть одновременно ложными, не могут быть одновременно истинными;
Г) из ложности первого должна проистекать истинность второго.
Укажите вид этих суждений и их отношения по логическому квадрату.
ЗАДАЧА 2.4. Тема «Модальность суждений». Дайте определение и придумайте примеры суждений к каждому виду модальности. Текст, написанный курсивом – образец. Тема «Модальность суждений» изучается самостоятельно по учебнику!!!
|
№ вида | Вид модальности | Определение вида модальности (переписать из учебника) | Подвиды | Примеры суждений |
Алетическая модальность | Необходимость | |||
Возможность | ||||
Аксиологическая (оценочная) модальность | С помощью абсолютных понятий | |||
С помощью относительных понятий | ||||
Деонтическая (нормативная) модальность | Обязывание | |||
Запрещение | ||||
Разрешение | ||||
Эпистемическая (познавательная) модальность | Достоверность ОБРАЗЕЦ | Доказано, что Земля – круглая. | ||
Проблематичность | Опровергнуто, что Земля – плоская. |
ЗАДАЧА 2.5.Тема «Виды сложных суждений». Заполните таблицу своими примерами. Текст, написанный курсивом – образец.
Вид сложного суждения | Примеры | Символическая запись | |
Соединительные суждения (конъюнкция) ОБРАЗЕЦ | Деточкин воровал автомобили (А), но при этом не наживался на чужой беде (не-В). | А ∩ не-В | |
Разделительные суждения (дизъюнкция) | Строгая дизъюнкция | ||
Нестрогая дизъюнкция | |||
Полная дизъюнкция | |||
Неполная дизъюнкция | |||
Условные суждения (импликация) | |||
Равнозначные суждения (эквиваленция) |
ЗАДАЧА 2.6.Тема «Виды сложных суждений». Запишите в виде формулы следующее высказывание: “Неверно, что на работу в это учреждение принимают тогда и только тогда, когда пройдешь собеседование и будешь аттестован положительно”. Оцените его истинность, если на самом деле:
1) На работу принимают без собеседования и аттестации.
2) На работу не принимают после собеседования и положительной аттестации.
|
3) На работу не принимают без собеседования и без положительной аттестации.
4) На работу принимают после собеседования, но без положительной аттестации.
ДОМАШНЯЯ ПИСЬМЕННАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА