1. Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
2. Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребенка.
3. Репродуктивная. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).
4. Практический. Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.
5. Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
6. Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.
7. Игровой. Использование сюжета игры для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
8. Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.
Методы работы
1. Словесный (беседа, рассказ);
2. Наглядный метод (демонстрация педагогом готовой постройки);
3. Практический (выполнение работ детьми по образцу).
4. Перспективный (выполнение детьми постройки по устному составлению темы, по замыслу)
Форма работы кружка
Тематическая совместная деятельность детей и педагога.
Ожидаемые результаты:
В результате обучения по данной программе, предполагается овладение детьми такими знаниями, умениями и навыками, как:
· Владение разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться правилам и социальным нормам
· Проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, учатся экспериментировать.
· Умение следовать словесной инструкции педагога
· Приобретают новые конструктивные умения: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, делать постройки прочными, связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливать основу для перекрытий.
· Повышение уровня развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации.
· Стойкий интерес и желание у детей, экспериментировать, сочетая разные виды материалов в работе.
· Овладение культурой труда и навыками работы в коллективе.
· Повышение уровня коммуникативных способностей, творческих способностей, фантазии, воображения, мышления и речи.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
· Организация фото выставки детских работ.
· Проведение конкурса на лучшую детскую постройку.
Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Материалы, инструменты, оборудование, необходимые для реализации программы:
1. Деревянный строительный конструктор «Зодчий» (фирма Интелин)
2. Металлический конструктор №3
3. Конструктор Лего (средний и малый размер)
4. Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС (фирма Интелин)
5. Конструктор магнитный геометрический (фирма Интелин)
6. Набор для творчества: «Пейзаж», «Абстракция», «Разноцветный круг» (фирма Интелин)
7. Трековый конструктор (фирма Интелин)
Методическое обеспечение:
· Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду»: Программа и конспекты занятий. М: ТЦ Сфера,2005г.
· Лиштван З.В. «Конструирование: пособие для воспитателей детского сада», М. Просвещение, 1981
· Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
· Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
· Л.Г. Комарова «Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO)» – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
· Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники». – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013г
Учебно-методический план дополнительной образовательной программы
№ | Наименование темы | Всего |
1. | «Город будущего, город моей мечты» | |
2. | «Картинку нарисуй или пейзаж» | |
3. | «Знакомимся с новым конструктором» | |
4. | «Замок для волшебницы» | |
5. | «Волшебные мосты со всего света» | |
6. | «Наша деревня» | |
7. | «Осенние листья» | |
8. | «В нашем доме живут дети» | |
9. | «Горочка для Маши» | |
10. | «Космические корабли» | |
11. | «Транспорт в городе и деревне» | |
12. | «Восход и закат у залива» | |
13. | «Салон красоты» | |
14. | «Веселая радуга» | |
15. | «Волшебные фонарики» | |
16. | «Замок Снежной королевы» | |
17. | «Мы сегодня в цирк пойдем» | |
18. | «Тележка для куклы» | |
19. | «Лягушата и рыбки» | |
20. | «Специальные машины» | |
21. | «Мы пошли в торговый центр» | |
22. | «Военные боевые машины» | |
23. | «Наша армия» | |
24. | «Веселая флотилия» | |
25. | «Автомастерская и заправочная станция» | |
26. | «Стройплощадка» | |
27. | «Наша лучшая горочка» | |
28. | «Театральные поделки к сказке «Колобок» | |
29. | «На поляне» | |
30. | «Луноход и марсианский корабль» | |
31. | «Крепость старого Кремля» | |
32. | «Самая большая горка - Диснейленд» | |
33. | «Мой любимый дворик» | |
34. | «На лугу живет гусеница» | |
35. | «Насекомые и звери» | |
36. | «Все, что мы можем построить» |
Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной деятельности
Сентябрь
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО «Город будущего, город моей мечты»
Цель: Показать детям как из конструктора мы можем собрать разные виды зданий. Можно вначале сделать по образцу, а потом дать детям свободно поэкспериментировать с деталями конструктора.
Вторая неделя. Магнитный геометрический конструктор «Картинку нарисуй или пейзаж»
Цель: закрепить знания детей о магнитном конструкторе, не все части могут крепиться друг к другу. Научить создавать плоскостные элементы цветов, домов, солнце и так далее.
Третья неделя. Конструктор металлический №3 «Знакомимся с новым конструктором»
Цель: познакомить детей с новым конструктором и его деталями. Научить детей соединять уголки с пластинами и строить элементарные постройки.
Четвертая неделя. Конструктор трековый. «Замок для волшебницы»
Цель: закрепить знания детей о способах крепления в трековом конструкторе. Научить создавать более легкие лабиринты для спуска шарика. Закреплять знания работы детей по схеме – образцу.
Октябрь
Первая неделя. Конструктор для творчества «Абстракция». «Волшебные мосты со всего света»
Цель: Вспомнить с детьми о таких архитектурных сооружениях как мосты. Показать всевозможные виды мостов и предложить сделать свой мост. Можно вначале сделать по образцу, а потом дать детям свободно экспериментировать с деталями конструктора.
Вторая неделя. Конструктор «Зодчество». «Наша деревня».
Цель: закрепить знания детей в строительстве домов из бревенчатого и деревянного материала. Прививать любовь к Родине. Дать детям возможность выполнить избу, забор, баню, скамейку и другие предметы из деревенского обихода. Развивать аккуратность и бережливость.
Третья неделя. Конструируем из бумаги. «Осенние листья»
Цель: закрепить знания детей об осенних приметах. Помочь детям в изготовлении осенних листьев: клена, березы и осины. Помогать в правильности сложения листов бумаги, аккуратности в работе и не торопиться, а тщательно выполнять все инструкции педагога.
Четвертая неделя. Металлический конструктор №3. «В нашем доме живут дети».
Цель: закрепляем умения пользоваться металлическим конструктором и его деталями. Научить детей строить по образцу мебель (стол, стулья, скамейку), а также предметы необходимые для малышей – коляску. Дать детям возможность самим моделировать и экспериментировать с конструктором.
Ноябрь
Первая неделя. Конструктор трековый. «Горочка для Маши»
Цель: Научить детей постройкам разных форм. Предложить детям выполнить горочку для маленького ребенка. Приучаем детей к аккуратности в работе с пластмассовыми деталями.
Вторая неделя. Конструктор подвижными креплениями КЛИКС. «Космические корабли».
Цель: Закрепляем знания детей о конструкторе Кликс. Научить закреплять детали друг с другом. По образцу или самостоятельно дети делают космический корабль для полетов наших космонавтов. Закрепляем правила вежливого обращения друг к другу, если нужна, какая то деталь. Приучать аккуратной уборке деталей конструктора в соответствующие коробочки.
Третья неделя. Магнитный геометрический конструктор. «Транспорт в городе и деревне»
Цель: закрепляем умения работать с магнитным конструктором. Предложить детям построить городской и деревенский транспорт. Показать, как закрепляются детали у конструктора.
Четвертая неделя. Набор для творчества «Пейзаж». «Восход и закат у залива»
Цель: выяснить у детей, что такое заход и восход солнца и когда они это видели. Подчеркнуть красоту этого явления. Показать детям, как с помощью конструктора можно это воссоздать. Предложить самостоятельно пофантазировать на эту тему.
Декабрь
Первая неделя. Конструктор Кликс. «Салон красоты».
Цель: Закрепить знания детей о салоне красоты, чем там занимаются парикмахеры, стилисты и визажисты. Помочь детям сделать атрибуты для салона: фен, сумка, сундучок и другие необходимые предметы. Развиваем аккуратность и доброе отношение друг к другу.
Вторая неделя. Конструктор для творчества. «Веселая радуга».
Цель: познакомить детей с новым конструктором и его деталями. Показать, как из разных по форме деталей можно сложить красивые цветочные узоры и конечно радугу. Приучать детей к разнообразию цветовой гаммы. Приучать к аккуратности и бережному отношению к предметам.
Третья неделя. Бумажное конструирование «Волшебные фонарики»
Цель: закреплять умения детей в искусстве оригами. Научить правильно и последовательно складывать фонарик для новогодней елочки. Приучать детей к аккуратности и сосредоточенности в работе с листом бумаги.
Четвертая неделя. Магнитный геометрический конструктор. «Замок Снежной королевы»
Цель: закреплять умения детей работать с магнитным конструктором. Научить строить дома по разной высоте и соединять их друг с другом, чтобы получился большой дворец для Снежной королевы. Закреплять умения фантазировать.
Январь
Первая неделя. Конструктор для творчества. «Мы сегодня в цирк пойдем».
Цель: Показать детям как из кубиков конструктора можно сделать разных животных: заяц, слон, собака, а также выполнить клоуна. Объяснить последовательность действий и дать полную свободу для творчества детей.
Вторая неделя. Металлический конструктор №3. «Тележка для куклы».
Цель: показать детям, как из металлического конструктора можно выполнить тележку для перевозки куклы или других предметов. Прививать любовь к конструированию.
Третья неделя. Бумажный конструктор – оригами. «Лягушата и рыбки»
Цель: помочь детям закрепить знания работы с бумагой. Обучить в последовательном сложении листа бумаги, чтобы получился лягушонок и рыбка.
Четвертая неделя. Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС. «Специальные машины»
Цель: закрепить знания детей о специальном транспорте: скорая помощь, пожарная, эвакуатор, полицейская машина. Продолжать обучать детей в пошаговом конструировании или использовании схемы сборке транспорта.
Февраль
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Мы пошли в торговый центр».
Цель: вспомнить вместе с детьми, какие постройки или достопримечательности есть в городах. Что им больше всего запомнилось. Закрепить умения строить дома, высотки, мосты. Научить строить большие торговые центры с переходами, парковкой и зоной отдыха.
Вторая неделя. Металлический конструктор №3. «Военные боевые машины»
Цель: закрепить знания детей о военной технике. Показать по образцу или схеме как можно последовательно собрать танк, военную машину, БТР, самолет и вертолет. Приучать к аккуратности и терпению.
Третья неделя. Деревянный конструктор «Зодчество». «Наша армия»
Цель: показать детям, как из деревянного конструктора можно изготовить военную технику: корабль, самолет, танк. Предложить детям построить и военную базу для этой техники.
Четвертая неделя. Бумажный конструктор – оригами. «Веселая флотилия»
Цель: рассказать детям о военной морской флотилии. Показать как строятся из бумаги корабли, теплоходы и лодочки. Приучать к терпению и аккуратности в работе с бумагой.
Март
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Автомастерская и заправочная станция».
Цель: закрепит знания детей, что такое автомастерская и автостоянка, зачем нужна заправочная станция. Кто там работает и где находятся автомобили. Научить стоить огромный забор (огородить территорию). Что за здания там находятся и зачем они нужны.
Вторая неделя. Деревянный конструктор «Зодчество». «Стройплощадка».
Цель: закреплять умения детей работать с деревянным конструктором. Выяснить у детей, что находиться на стройплощадке. Предложить детям построить подъёмный кран, недостроенный дом и конечно готовый дом. Приучать детей к аккуратности и доброму отношению между детьми.
Третья неделя. Конструктор трековый. «Наша лучшая горочка»
Цель: предложить детям построить из конструктора горочку. Вспомнить, как крепятся детали, и какая последовательность скатывания шарика. Приучать детей к аккуратности в работе с пластмассовыми деталями.
Четвертая неделя. Бумажный конструктор – оригами. «Театральные поделки к сказке «Колобок»
Цель: помочь детям в изготовлении поделок к сказке «Колобок». Показать последовательно изготовление зайца, волка, медведя и лисы. Предложить детям обыграть эту сказку в свободной деятельности.
Апрель
Первая неделя. Магнитный геометрический конструктор. «На поляне»
Цель: закрепить знания детей о магнитном конструкторе. Показать, как можно сделать насекомых, зверей, цветы и деревья. Помочь детям пофантазировать и выполнить придуманную ими композицию или предмет.
Вторая неделя. Конструктор с подвижными креплениями КЛИКС. «Луноход и марсианский корабль».
Цель: продолжаем изучать конструктор и творить из него новые предметы. Надо научить детей складывать космические корабли и другие летательные аппараты. Помочь проявить творчество и изобретательность в игре с конструктором. Приучать к аккуратности и бережливости к деталям и людям.
Третья неделя. Деревянный конструктор «Зодчество». «Крепость старого Кремля»
Цель: закрепить знания детей о строительстве домов и заборов из деревянного конструктора. Помочь детям в большом строительстве крепости с его атрибутами разными постройками. Дать возможность детям пофантазировать и проявить свое творчество.
Четвертая недел я. Конструктор трековый. «Самая большая горка - Диснейленд»
Цель: закрепить все полученные знания детей и построить с ними самую большую и многоходовую горку. Приучать детей к аккуратности в работе с пластмассовыми деталями.
Май
Первая неделя. Конструктор ЛЕГО. «Мой любимый дворик».
Цель: закрепить все полученные знания за год о строительстве. Что бывает в городе, какие здания, автостоянки, аэродром, спортивные площадки и парковые зоны. Дети самостоятельно и сообща должы построить такой город или макет своего двора.
Вторая неделя. Конструктор для творчества «Разноцветный круг». «На лугу живет гусеница».
Цель: закрепит знания детей о цвете. Закрепить знания детей о необычных формах и уметь из них составлять насекомых. Научить детей составлять композицию с помощью чередования цветов и деталей. Приучать к аккуратности при уборке материала на место.
Третья неделя. Конструктор с подвижными креплениями Кликс. «Насекомые и звери»
Цель: закреплять все полученные знания детей за год. Пофантазировать с детьми, кто живет на лугу весной и летом. Помочь детям выполнить насекомых: пчелу, стрекозу и животных: зайца, черепаху, утенка. Придумать рассказ с этими героями.
Четвертая неделя. Металлический конструктор №3. «Все, что можем мы построим»
Цель: закрепить знания детей в работе с металлическим конструктором. Дать детям возможность самим построить заданную модель транспорта или мебели. Приучать к аккуратности и дружелюбию.