Конструкция подвесного
Лодочного мотора
«Вихрь 30-Р»
Методические указания к практическому
Занятию по изучению конструкции
Самара 2001
Составители: Ф.В. Паровай, Д.С. Лежин, П. В. Дубовиков
УДК 621.432
Конструкция подвесного лодочного мотора «Вихрь–30Р»:
Метод. Указания к практическому занятию/Сост. Ф. В. Паровай,
Д.С. Лежин, П. В. Дубовиков. Самарский государственный аэрокосмический университет. Самара, 2001-24 с.
Методические указания предназначены для изучения конструкции основных элементов и систем подвесного лодочного мотора «Вихрь-30Р» в рамках практического занятия по курсу «Конструирование двигателей внутреннего сгорания». Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 1302 «Авиационные двигатели и энергетические установки» и 101200 «Двигатели внутреннего сгорания»
Печатается по решению редакционно-издательского совета Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королева.
Рецензент: Ковылов Ю.Л.
Цель занятия
Целью лабораторной работы является изучение конструкции поршневого двигателя, его элементов и систем.
При изучении используются: настоящее пособие. Натурный разрезной пакетный макет и плакат двигателя «Вихрь-30Р», разрезные макеты и плакаты других двигателей внутреннего сгорания для сравнения используемых в изучаемом двигателе конструктивных решений с другими вариантами. Это позволяет проанализировать мотивы принятых конструктивных решений, выяснить достоинства и недостатки изучаемых конструкций и в итоге обобщить опыт проектирования двигателей внутреннего сгорания различого назначения. Для студентов специальности 101200 «Двигатели внутреннего сгорания» и специальности 1302(специализации «Авиационные двигатели внутреннего сгорания») рекомендуется следующая последовательность проведения занятия:
|
1. По настоящему пособию изучить назначение и устройство основных элементов, входящих в состав двигателя;
2. На макете и плакате найти основные узлы и детали, рассмотреть механизм их взаимодействия и конструктивные особенности;
3. Для деталей одинакового назначения, имеющих на разных двигателях различные конструктивные исполнения, сделать заключение о возможном причинах этих отличий;
4. Изучить устройство топливной системы, системы смазки и системы охлаждения двигателя
5. Подготовить ответы на контрольные вопросы;
6. По ходу работы делать необходимые записи в тетрадь лабораторных работ;
7. Выполнить эскизы элементов и схемы систем по заданию преподавателя.
Занятие рассчитано на 4 часа. За 15 минут до окончания занятия быть готовыми к контрольному опросу.
Общие сведения о двигателе
Подвесной лодочный мотор «Вихрь-30Р» (рис.1) предназначен для установки на судах туристического или хозяйственного назначения массой не менее 150 кг и высотой транца не более 405 мм и может эксплуатироваться в любых водоемах, имеющих глубину не более 0.8 м.
Подводная часть мотора выполнена из коррозионностойких материалов, поэтому мотор может быть использован как в пресной, так и в соленой воде. ПЛМ «Вихрь-30Р» - двухтактный, двухцилиндровый с рядным расположением цилиндров, возвратнопетлевой продувкой, водяным охлаждением и карбюраторным смесеобразованием.В качестве горючего используется смесь бензина А-76 ГОСТ 2084-77 и масла М8-А или М12-ТП ГОСТ 10541-78 в соотношении 25:1.
|
Основные параметры двигателя
Максимальная мощность N, кВт (л.с.) 22.1(30)
Скорость вращения коленчатого вала
При максимальной мощности n, 1/мин. 5000
Удельный расход топлива при
Максимальной мощности Суд, г/л. с.ч. 351
Диаметр цилиндра D, мм 72
Ход поршня S, мм 60
Рабочий объем цилиндра V, л 0,488
Степень сжатия 8,5
Габаритные размеры, мм 800х368х1250
Сухая масса M, кг 49
Рис. 1. Габаритные и присоединительные размеры
Подвесного лодочного мотора «Вихрь-30Р»:
1,2,3 места присоединения дистанционного управления
5, 6
Занятие рассчитано на 4 часа. За 15 минут до окончания занятия быть готовыми к контрольному опросу.
Условия эксплуатации двигателя
Диапазон условий работы мотора
o температура воды от -10 С до +300 С
o температура окружающей среды от -300 С до +600 С
o относительная влажность воздуха (при +300 С) 100%
Мотор надежно запускается без использования дополнительных средств и подогрева при температуре окружающего воздуха и элементов конструкции мотора до t = -50 С.
2.Эксплуатационные характеристики двигателя
Для выбора наивыгоднейших условий работы двигателя, оптимального его урегулирования и для определения влияния различных условий эксплуатации на основные параметры необходимо располагать данными о всей совокупности режимов работы двигателя, которые могут встретиться при его эксплуатации. Общая картина такой совокупности возможных режимов работы двигателя может быть представлена его характеристиками, показывающими изменение его эффективной мощности и удельного расхода топлива при изменении частоты вращения коленчатого вала и внешних условий. Для двигателей внутреннего сгорания практический интерес имеют внешняя, винтовая(дроссельная) и высотная характеристики.
|
Внешняя характеристика представляет собой зависимость максимальной располагаемой эффективной мощности и соответствующего удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала. Эта характеристика показывает значения наибольших мощностей, которые можно получить на выводном валу двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке и различных скоростях вращения коленчатого вала. Любые значения эффективной мощности, расположенной на диаграмме
внешней характеристики ниже кривой максимальной мощности, могут быть получены при помощи соответствующего дросселирования. Внешняя характеристика двигателя вихрь «30-Р» представлена на рис. 2.
Дроссельная характеристика (рис.3) поршневых двигателей представляет собой изменение эффективной мощности и расхода топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала в положении дроссельной заслонки карбюратора от прикрытого (режим малого газа) до полнго открытия (режим полного газа).
Дроссельная характеристика двигателя подвесного лодочного мотора «Вихрь-30Р» в виде зависимости Ne GТ=f(n) в стандартных атмосферных условиях представлена на рис.3.