Система электрооборудования необходима для
воспламенения рабочей смеси в камере сгорания двигателя
в нудный момент. Состоит из маховичного электронного
магнето, высоковольтных трансформаторов,
соединительных проводов и свечей зажигания.
В связи с отсутствием механических контактов электронное магнето не подвержено износу и не требует обслуживания и регулировки. Электронный блок выполнен на бескорпусных элементах и защищен компаундом. Данная защита сокращает время восстановления рабочего состояния мотора после падения его в воду.
Система запуска
Запуск мотора осуществляется с помощью ручного стартера. Стартер представляет собой шкив-блок 26 с намотанным на него шнуром. При вытягивании шнура за имеющуюся на его конце ручку блок начинает вращаться и при этом с помощью собачек сцепляется с храповым барабаном, сидящем на маховике. В результате коленвал тоже начинает вращаться и мотор запускается. При отпускании шнура блок под действием возвратной пружины вращается в обратную сторону, расцепляется с барабаном маховика и наматывает на себя шнур.
Сцепление и расцепление блока стартера с маховиком происходит так: на одной оси с блоком сидит скоба, имеющая возможность несколько поворачиваться относительно блока и при этом разворачивать собачки, находящиеся на блоке. В зависимости от направления вращения блока собачки переходят в рабочее либо нерабочее положение.
Для смягчения ударов собачек о храповой барабан на маховике при неквалифицированном запуске, корпус стартера крепится к двигателю через резиновые амортизаторы. Для исключения запуска мотора при включенных скоростях «вперед» или «назад», на стартере установлена блокировка, связанная боуденовским тросом с узлом переключения скоростей.
|
Система топливопитания
Система топливопитания предназначена для обеспечения двигателя топливом в процессе работы
В состав системы топливопитания входят: топливный насос карбюратора, топливный бак и соединительные шланги.
Топливный насос
Топливный насос служит для принудительной подачи топлива из бака к карбюратору.
Схема насоса представлена на рис. 5. Насос диафрагменного типа приводится в действие за счет изменения давления в полости кривошипной камеры верхнего цилиндра соответствующего блока цилиндров.
Основные элементы насоса: корпус 4, крышки 6 и 9, мембрана 5, два клапана 7. С кривошипной камерой воздушная полость А сообщается через канал в крышке 6.
Топливо подводится к крышке 9 через штуцер. К клапану 7 топливо подводится через сетчатый фильтр 3. Мембрана 5 установлена между крышкой 6 и корпусом 4.
Уплотнение штуцера 8 и крышки 9 с корпусом 4 осуществляется резиновыми прокладками.
Крышка 9 крепится к корпусу серьгой 1 с гайкой 2. Отвод топлива производится через штуцер 8. Под действием переменного давления, поступающего из кривошипной камеры. Мембрана 5 совершает колебательные движения - при разрешении в полости А над мембраной она прогибается вверх и топливо через клапан поступает в полость под мембраной. При повышении давления в полости А мембрана прогибается вниз и вытесняет топливо через второй клапан к штуцеру 8.
Карбюратор
Карбюратор предназначен для обеспечения топливопитания двигателя.
|
Схема карбюратора, представлена на рис. 6.
На двигателе "Вихрь-ЗОР" применен карбюратор поплавкового типа с горизонтальным расположением смесительной камеры и несбалансированной поплавковой камерой.
Карбюратор имеет следующие системы:
- главную дозирующую систему,
- систему холостого хода;
- пусковую систему.
Подвод топлива от насоса в поплавковую камеру карбюратора производится через штуцер 3. В крышке поплавковой камеры и автоматически регулируется иглой, связанной с поплавком 1 рычагом. Поплавок и игольчатый клапан обеспечивают постоянный уровень в поплавковой камере.
Главная дозирующая система предназначена для обеспечения подачи топлива в воздушный тракт карбюратора на основных эксплуатационных режимах работы двигателя.
Основные элементы системы - главный топливный жиклер 10, распылитель 11 и воздушный жиклер 4. Главный топливный жиклер установлен между топливной полостью поплавковой камеры и распылителем. Распылитель расположен в узкой части диффузора и верхний срез его несколько выше уровня топлива в поплавковой камере, поэтому на неработающем двигателе топливо из распылителя не выливается. Система холостого хода предназначена для обеспечения подачи топлива в смесительную камеру карбюратора на режиме холостого хода и переходных режимах. Пусковая система предназначена для обогащения смеси при запуске. Основные элементы системы: жиклер 13, клапан подсоса 16, воздушный канал 15.
Жиклер 13 расположен между топливной полостью поплавковой камеры и каналом подсоса.
Регулирование режимов работы двигателя осуществляется дроссельной заслонкой 8, установленной на валике. Поворот заслонки производится рычагом 5. Уплотнение деталей карбюратора осуществляется уплотнительными прокладками.
|
Работа карбюратора.
Всасывающее действие работающего двигателя вызывает расход воздуха через воздушный тракт карбюратора, в результате чего в диффузоре создается разрежение. В зависимости от угла открытия дроссельной заслонки подключаются в работу системы карбюратора.
Система холостого хода:
При прикрытой дроссельной заслонке (заслонка на упоре в винт 6) разрежение в диффузоре мало и топливо через главный топливный жиклер не подсасывается. В этом случае создается значительное разрежение за дроссельной
заслонкой. вследствие чего топливо начинает подсасываться через жиклер 19. Через отверстие, расположенное перед дроссельной заслонкой, к топливу за жиклером 19 подмешивается воздух. Истечение топливной смеси происходит через постоянные отверстия Д и отверстие, регулируемое иглой качества 20.
Пусковая система:
Для обогащения топливной смеси на запуске необходимо прикрыть дроссельную заслонку и ручкой подсоса 18 открыть клапан 16. Вследствие высокого разрежения за дроссельной заслонкой при прокручивании коленчатого вала топливо через жиклер 13 в смеси с воздухом поступающим через отверстие 15 подводится в смесительную камеру.
Главная дозирующая система:
При открытии дроссельной заслонки в диффузоре создается разрежение и на жиклере 10 возникает перепад давлений, под действием которого происходит истечение топлива в воздушный тракт карбюратора через распылитель 11.
Уровень топлива в поплавковой камере поддерживается постоянным с целью исключения его влияния на истечение из распылителя. Поддержание уровня обеспечивается поплавком 1, воздействующим через рачат на запорную иглу 2. При падении уровня топлива из-за расхода поплавок опускается и игла открывает подвод топлива в поплавковую камеру. При повышении уровня -подвод закрывается.
Увеличению открытия заслонки приводят к увеличению разрежения в диффузоре, т.е. к повышению расхода топлива. Через жиклер 4 к топливу, поступающему через жиклер 10,подмешивается воздух с целью обеспечения оптимального состава топливной смеси.
Регулирование карбюратора
Карбюратор имеет два регулированных элемента: иглу качества смеси малого газа и винт регулировки частоты вращения коленвала на режиме холостого хода.
Регулировка качества смеси на малом газе производится иглой 20, при завертывании которой происходит обеднение рабочей смеси на малом газе, а при отвертывании - обогащение.
Частота вращения коленвала на режиме холостого хода регулируется винтом 6 на рычаге дроссельной заслонки, который ограничивает закрытие дроссельной заслонки.
При ввертывании винта частота вращения коленвала на режиме холостого хода увеличивается, при вывертывании - уменьшается.
5. Контрольные вопросы
1. Конструкцию каких элементов двигателя пришлось бы изменить для увеличения ресурса?
2. Каким образом подается топливо в карбюратор?
3. Каким образом регулируется скорость вращения вала двигателя на режимах малого газа и максимальном?
4. Как приводится в действие подкачивающий насос карбюратора?
5. Как и с помощью чего соединяются кривошипы коленчатого вала?
6. Как осуществляется реверс?
7. Что произойдет при задевании гребного винта о препятствие?
8. Почему поплавковая камера карбюратора называется несбалансированной?
9. Как двигается вода в системе охлаждения двигателя?
10.Как осуществляется запуск двигателя?
11. При помощи каких элементов центрируются элементы картера и коленвал