М.Штейнберг, К.Элиасберг, И.Соллертинский, А.Глазунов, Б.Бриттен, В.Маяковский, Е.Мравинский, Г.Свиридов, Е. Евтушенко, В.Мейерхольд, Д.Ойстрах,




м) Реши кроссворд

 

                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

 

По горизонтали: 1.Возникновение цикла "24 прелюдии и фуги" говорит в любви Шостаковича к ___?________

2. Писатель, произведение которого послужило основой для создания оперы "Леди Макбет Мценского уезда"

3 Любимый жанр творчества Шостаковича

4.Город, в котором родился Шостакович

5.Что ввел Шостакович в свои 13 и 14 симфонии?

По вертикали: 1. Одна из специальностей Шостаковича.

11. Как именовали музыканта, играющего в кинотеатре во время немого показа фильма?

12. Учитель Шостаковича в консерватории.

13. Название кинофильма, в котором звучит знаменитый "Романс" в исполнении виолончели.

14. Событие, повлиявшее на создание симфонии №7

 

IV. Творчество А.И. Хачатуряна.

1. Прочитай высказывание Асафьева о мире звуковых образов Хачатуряна и ответь на вопрос: почему так красочно Асафьев описывает музыку Хачатуряна?

"Это прежде всего пир музыки. Нечто рубенсовское в пышности наслаждающейся жизнью мелодики и роскоши оркестровых звучаний. И не только тут пышность, но и изобилие, щедрость: грозди мелодий и орнаментов. Словно вкушаешь музыку, расточительно привольную, радующуюся своему изобилию Он не может создавать вне ощущения солнца, света, яркости тканей в игре напевов и ритмов, в сочности красок оркестра… Повторяю, это Рубенс нашей музыки, но Рубенс восточных сказок, потому что Хачатурян - музыкант из стран дивных красочных поэм и прекрасных узорчатых мелодий… В какой бы форме не являлась музыка Хачатуряна, в ней все же непременно обнаружится импровизационно-привольное звеньевое построение, то есть данные напев и ритм в вариантных сопоставлениях со множеством узоров на остинатном рисунке. Гамма построений и смена их - беспредельны: от томных, нежных, изысканно-рыцарственных высказываний и образов до величаво-грозных, плотоядно-страстных, жгуче солнечных. И всюду всегда слух ошеломлен щедростью средств и неисчерпаемостью выдумки… словно пересыпаются лучистые драгоценные камни и нанизывается ожерелье за ожерельем, и смены красок в оркестре и смены звеньев - настроений кажутся перемежающейся игрой сияния камней, от яркости бриллиантовых лучей до элегической прелести жемчуга! В Хачатуряне музыкальное сказание о Востоке переживает пышное Возрождение и даже новую жизнь, и еще более того - открытие новых стран - сфер музыки, озаренных светом радостного жизнепостижения и любовью красоте жизни… Искусство Хачатуряна зовет: "Да будет свет! И да будет радость!"

2. Какие произведения Хачатуряна знакомы?

3. Каков ведущий жанр творчества этого композитора?

4. Подумай, музыка Хачатуряна национальна или интернациональна?

5. Выбери правильный ответ.

а) На каком инструменте первоначально учился играть Хачатурян?

1) на скрипке, 2) на виолончели, 3) на фортепиано

б) Педагог Хачатуряна по композиции в Московской консерватории.

1) Д.Шостакович, 2) М.Штейнберг, 3) Н.Мясковский

в) Был ли Хачатурян дирижером? 1) да, 2) нет

г) Кому посвящен знаменитый Скрипичный концерт композитора?

1) Д.Ойстраху, 2) Л.Когану, 3) С. Стадлеру.

д) Основная тональность скрипичного концерта Хачатуряна - 1) D dur, 2) d moll, 3) a moll

е) Балет Хачатуряна по роману Р.Джованьоли - 1) "Гаянэ", 2) "Спартак", 3) "Счастье".

ж) Балет, в котором звучит знаменитый "Танец с саблями" - 1) "Гаянэ", 2) "Спартак", 3) "Счастье".

з) Тему Адажио Спартака и Фригии в балете Хачатуряна исполняют… 1) скрипки, 2) деревянно-духовые инструменты, 3) виолончели.

и) Первым и лучшим исполнителем партии Красса в балете "Спартак" был… 1) В.Васильев, 2) М.Лиепа, 3) Ю.Григорович

к) Произведение, для которого был написан знаменитый Вальс композитора… 1) Музыка к драме Лермонтова "Маскарад", 2) Балет "Спартак", 3) Балет "Гаянэ".

6. О каком произведении Хачатуряна идет речь?

а) … вначале эта неизбывная жизненная энергия заключена в строгие рамки классического сонатного аллегро, где волевая тема-эпиграф, народно-танцевальная главная и поэтически возвышенная побочная партии как бы связаны мелодически и вырастают одна из другой. Но их характеры контрасты, и это является основным стимулом для разработки. Ее содержание - не противоборство антагонистических начал, а пафос самоутверждения: образам мужественным, решительным противостоит мир высоко поэтической лирики.”

7. Определи следующие фрагменты:

 

V . Творчество Г.В. Свиридова

1.Назови ведущий жанр творчества композитора.

2.Какова роль поэзии в творчестве Свиридова? Какие поэты особенно любимы им?

3.Ответь на вопросы:

а) где и у кого Свиридов учился?

б) В каких произведениях Свиридов первым среди композиторов распел стихи Маяковского?

в) На чьи стихи было написано первое вокальное сочинение Свиридова - цикл из шести романсов? Какие еще произведения на слова этого автора создал Свиридов?

г) В каком веке и в творчестве какого русского композитора достиг расцвета жанр хорового концерта a capella?

д) Какие помнишь наиболее известные оркестровые сочинения Свиридова?

е) Какая главная тема творчества этого композитора?

ж) Эпиграфом к "Метели" Пушкина послужили строки В.Жуковского:

Кони мчатся по буграм, топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм виден одинокий.

К какой пьесе Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина эти строки также могут послужить эпиграфом?

 

4. Выбери правильный ответ.

а) Ведущие жанры творчества композитора 1) симфонии, 2) кантаты и оратории, 3) квартеты, 4) песни и вокальные циклы.

б) Известное сочинение Свиридова, написанное на народные слова… 1 ) "Патетическая оратория", 2) "Весенняя кантата", 3) "Курские песни ".

в) Произведение Свиридова, в котором он "открыл" музыкальность стихов Маяковского… 1) "Патетическая оратория", 2) "Весенняя кантата", 3) "Курские песни".

г) Название концерта для хора и инструментального ансамбля… 1) "Пушкинский венок", 2) "Есенинский венок", 3) "Некрасовский венок".

д) Жанр произведения Свиридова "Метель"… 1) Кантата, 2) Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 3) Музыка к кинофильму.

е) Знаменитый шотландский поэт, на стихи которого композитор создал вокальный цикл 1) Шелли, 2) Блейк, 3) Бёрнс.

ж) Фортепианная пьеса Свиридова "Парень с гармошкой" входит в его 1) "Детский альбом", 2) "Альбом пьес для детей", 3) "Альбом для юношества".

з) Кинофильм, тема из которого долгое время была музыкальной эмблемой информационной программы 1 канала телевидения… 1) "Полюшко-поле", 2) "Воскресение", 3) "Время, вперед!".

5. О каких произведениях Свиридова эти слова?

а)… спокойно, задумчиво, грустно звучит рояль; аккорды возникают неторопливо, словно медленные шаги старого человека. Поначалу скупая, сдержанная и суровая мелодия становится торжественной и величаво-лиричной, она достигает глубокого эмоционального напряжения, но вновь властный и тяжелый шаг аккордов сковывает ее. Фортепианное заключение звучит как светлое воспоминание о прожитой жизни.

б) … предваряющие вступление хора яркие, искрящиеся колокольные звучания, в основе которых лежит повторяющаяся мажорная трихордовая попевка, насыщенное форте, блестящая оркестровка (высокие деревянные и струнные, колокола, арфа, рояли) рисуют картину пылающего заката. На фоне этого остинато оркестра звучит радостная фанфарная мелодия, провозглашаемая всем хором и поддержанная валторнами.

в) … "________________" так вдохновенно передающую романтику героических трудовых будней советского народа, "можно назвать маленьким шедевром в нашей симфонической музыке» (Е.Светланов)

г)…пьесы "___________" - тонкие пейзажные зарисовки, скромные и задумчивые, овеянные безотчетной щемящей грустью, выполненные с большой любовью и проникновением в душу русской природы.

д) … задолго до того, как Свиридов создал ____________ "________ ____" - произведение, особенно наглядно раскрывшее новые возможности творческого освоения русского фольклора - в его сочинениях постоянно звучали русские народно-песенные интонации, гармонии, подголоски, звучали с первозданной свежестью и вместе с тем современно. В обработки народных песен он вдохнул новую жизнь, не обработал Свиридов подлинные старинные песни своей родины, а раскрыл их душу, заставил их сиять красками то изысканно тонкими, прозрачными, нежными, то густыми и темными, то сверкающими, ослепительными, буйными…

7. Определи следующие фрагменты:

 

 

3.
VI. Кто автор следующих опер:

"Мертвые души", "Любовь к трем апельсинам", "Катерина Измайлова", "Обручение в монастыре", "Не только любовь", "Война и мир", "Игрок", "Игроки", "Повесть о настоящем человеке", "Нос"

С.Прокофьев______________________________________________

Д.Шостакович ____________________________________________

Р.Щедрин_________________________________________________

 

VII. Определи авторов следующих балетов:

"Золушка", "Анюта", "Конек-горбунок", "Кармен-сюита", "Ромео и Джульетта", "Спартак", "Золотой век", "Сказ о каменном цветке", "Анна Каренина", "Гаянэ"

С.Прокофьев ______________________________________________

Д.Шостакович ____________________________________________

Р.Щедрин ________________________________________________

А.Хачатурян ______________________________________________

В.Гаврилин _______________________________________________

 

VIII. Кто эти выдающиеся деятели отечественной культуры?

М Плетнев, В.Гергиев, И.Моисеев, И.Браудо, М.Ростропович, Б.Асафьев, Н.Мясковский, В.Андреев, Ю.Темирканов, В.Спиваков, В. Васильев.

1 Русский балалаечник-виртуоз, создатель первого отечественного оркестра народных инструментов ____________________.

2.Создатель первого государственного ансамбля народного танца ________________.

3.Один из крупнейших исполнителей-органистов ______________

4.Музыковед, композитор, лектор, критик ____________________

5.Знаменитый танцовщик, бывший художественный руководитель Большого театра __________________

6.Выдающийся виолончелист, дирижер, общественный деятель, организатор многих фестивалей и конкурсов _________________

7.Скрипач, руководитель камерного оркестра "Виртуозы Москвы" ________________.

8. Главный дирижер Мариинского театра ___________________.

9.Пианист-виртуоз, возглавляющий Российский национальный оркестр _________________

10.Один из крупнейших советских симфонистов, педагог, музыкальный критик ___________________

11.Главный дирижер Петербургской филармонии _______________.

 

IХ.Ответь на вопросы итоговой викторины.

1. Кто изображен на фотографиях?

 

 

2. Выбери правильный ответ:

1.Прокофьев был сокурсником по консерватории и большим другом… Чайковского, Мясковского, Шостаковича.

2.Полистилистика, коллаж, алеаторика - особая форма использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения, чужого или своего.

3.Автобиографию написал… Шостакович, Прокофьев, Мясковский.

4."Классическая симфония" - это произведение… Гайдна, Прокофьева, Шостаковича.

5.Шостакович, Мясковский, Хачатурян… создал 27 симфоний, множество произведений в разных жанрах, но не написал ни одной оперы.

6.Чайковский, Прокофьев, Шостакович - автор 15 симфоний.

7. Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова называют "историком и гражданином нашего времени".

8. Асафьев восхищался "пышностью наслаждающейся жизнью мелодики и роскошью оркестровых звучаний" в музыке… Мясковского, Прокофьева, Хачатуряна.

9. Музыка для театра - ведущий жанр в творчестве Прокофьева, Мясковского, Шостаковича.

10."Майская ночь", "Сорочинская ярмарка", "Кузнец Вакула", "Ночь перед рождеством", "Нос", "Мертвые души" - это оперы русских композиторов, написанные на сюжеты произведений …Толстого, Пушкина, Гоголя? Вспомни авторов этих опер.

11. "Конек-горбунок", "Кармен-сюита", "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой" - балеты, оперы, оратории Хачатуряна, Шостаковича, Щедрина.

12. "Маддалена", "Игрок", "Любовь к трем апельсинам", "Огненный ангел", "Семен Котко", "Обручение в монастыре", "Война и мир", "Повесть о настоящем человеке" - оперы Прокофьева, Шостаковича, Свиридова.

13. "Пушкинский венок" Свиридова - это хоровой концерт, вокальный цикл, сюита.

14. Алеаторика, полистилистика, коллаж - это течение в современной музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства.

 

Х. Определи авторов и названия следующих музыкальных тем:

 

XI.Определи авторов следующих тем:


 

ХII. Определи названия следующих музыкальных тем:

 


XIII. Укажи правильные инициалы данных композиторов:

Бортнянский Алексей Иванович

Березовский Сергей Алексеевич

Фомин Игорь Сергеевич

Варламов Георгий Константинович

Алябьев Петр Григорьевич

Гурилев Михаил Порфирьевич

Верстовский Сергей Дмитриевич

Глинка Максим Васильевич

Даргомыжский Евстигней Николаевич

Бородин Антон Николаевич

Мусоргский Анатолий Ильич

Балакирев Александр Сергеевич

Римский-Корсаков Дмитрий Львович

Чайковский Александр Степанович

Рахманинов Александр Петрович

Скрябин Николай Иванович

Лядов Альфред Васильевич

Прокофьев Александр Сазонтович

Шостакович Милий Александрович

Свиридов Александр Андреевич

Шнитке Дмитрий Константинович

Стравинский Модест Егорович

Глазунов Сергей Федорович

Рубинштейн Александр Ипатьевич

Танеев Александр Гарриевич

 

ХIV. Выбери правильные названия:

1.Дунаевский Увертюра из кинофильма “Дети капитана Гранта”.

2.Прокофьев “Джульетта-девочка”

3.Прокофьев “Монтекки и Капулетти” из балета “Ромео и Джульетта”

4.Прокофьев Гавот из “Классической симфонии”.

5.Прокофьев Вальс из оперы “Война и мир”.

6.Шостакович побочная партия из 1 части Седьмой симфонии.

7.Свиридов Вальс из музыкальных иллюстраций к “Метели”.

8.Свиридов Романс из муз. иллюстраций к пушкинской “Метели”.

9.Гаврилин Тарантелла из балета “Анюта”.

10.Дашкевич Увертюра к телефильму “Шерлок Холмс и доктор Ватсон”

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: