Тема 1. Особенности содержания знаний детей о растениях





Контрольные работы по курсу «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста».

Пояснительная записка

Содержание контрольных работ по дисциплине «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста» отражают вопросы, которым не уделяется пристальное внимание в ходе аудиторных занятий, а потому студенты заочного отделения изучают их самостоятельно. Значимость указанных тем обусловили необходимость их рассмотрения в рамках контрольной работы. Структура написания контрольных работ предполагает рассмотрение теоретических и методических положений обозначенной проблемы, а также самостоятельное применение студентами методик выявления особенностей тех или иных экологических знаний у детей дошкольного возраста. Студентам предоставляется возможность выбора не только темы исследования, но и возрастного периода дошкольного детства.

Структура контрольной работы должна включать следующие компоненты: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Теоретическая часть работы должна содержать сноски или ссылки на литературные источники. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами. Помимо основной литературы, приведенной в каждой теме, желательно использовать дополнительные, самостоятельно обнаруженные студентом, источники.

В разработке первых четырех контрольных работ использовались рекомендации из пособия «Методические указания к самостоятельной работе студентов ОЗО» под ред. Н.Н. Кондратьевой и П.Г. Саморуковой. – С.Пб., 1996.- 40 с. Данные темы дополнены в соответствии с требованиями ГОСт 2005 г.

Тема 1. Особенности содержания знаний детей о растениях

Примерный план контрольной работы:

Введение

I. Психолого - педагогические основы формирования систем знаний экологического содержания о растениях

1. 1 Понятие «система знаний».

1.2 Роль систематизированных и системных знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему.

1.3 Методы и приемы формирования системных знаний о растениях у дошкольников.

II. Особенности знаний экологического характера о растениях у дошкольников

2.1 Цель, задачи и методика выявления знаний о растениях у дошкольников.

2.2. Уровень знаний о растениях у детей.

2.3 Методические рекомендации по совершенствованию знаний о растениях для детей (возраст по выбору студента).

Заключение.

Литература:

1. Зебзеева В.В. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 173 - 187.

2. Кондратьева Н.Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. - Л., 1987.

3. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для пед.уч. по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева / Под ред. Л.М. Маневцевой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с.

4. «МЫ». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: Детство-пресс, 2002.

5. Николаева С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 336 с.

6. Николаева С. Н, Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.

7. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом – природа», М.: «Карапуз-Дидактика» 2005.

8. Саморукова П.Г. Систематизазия знаний детей о природе // Дошкольное воспитание.-1973. - № 4.- с.76.

9. Хайдурова И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей 5 лет //Умственное воспитание детей в детском саду.- Л.,1987.

10. Хайдурова И.А. Программа ознакомления детей старшего дошкольного возраста с зависимостями в растительном мире //Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста.- Иркутск, 1977.

Методические указания:

Изучая психолого-педагогическую литературу, следует раскрыть основные понятия по теме: объектные, систематизированные, системные знания. Кроме того, с современных позиций обосновать значимость приобретения дошкольниками знаний экологического характера. Далее раскрыть важность системных знаний о растениях в умственном развитии ребенка и их влияние на правильное отношение к миру природы. В следующем параграфе описать методы и приемы формирования системных знаний о растениях.

Для выявления содержания и уровня знаний детей следует провести констатирующий эксперимент (для эксперимента взять 8-10 детей). Задания, цель и диагностические материалы представлены в таблице 1. Для данной темы следует выбрать задания, направленные на выявление знаний о растениях. По мере исследования следует вести протокол на каждого ребенка (таблица 2.). При анализе полученных данных в результате эксперимента необходимо отметить: наличие конкретных и обобщенных представлений у детей, элементарных понятий, знаний о связях и отношениях, соответствие выявленных знаний требованиям той «Программы воспитания и обучения в детском саду», по которой работает дошкольное учреждение. Кроме того, необходимо подробно описать полученные уровни знаний о растениях у дошкольников.

На основе изученной литературы и выявленных знаний составить методические рекомендации для воспитателей для повышения уровня знаний детей о растениях для возрастной группы, где обследовались знания детей.

Практическое задание. Схема изучения знаний детей о растениях и животных. Методика обследования (автор – Н.Н. Кондратьева) представлена в следующем издании: Экологическое образование дошкольников в Ломоносове / Авт.: В.В. Смирнова, Н.О. Никонова, Г.М. Парфенова. – СПб., 1998. Ч. I. – 92 с.

Таблица 1.

Диагностика экологических знаний детей о животных и растениях

 

Задания детям Цель Диагностические материалы
1. Выбери среди картинок живое. Объясни, как ты узнал, что это живое. Выявить умение детей видеть живое. Определить, на какие признаки дети при этом опираются. Картинки с изображением неживых объектов, животных, растений с признаками живого.
2. Выбери среди картинок животных/растения. Как ты узнал, что это животные/растения? Определить, на какие признаки опираются дети при узнавании животных/растений. Относят ли к животным рыб, птиц, насекомых или только млекопитающих.   --//--
1. Разложи картинки по группам: звери, рыбы, птицы, насекомые. Как ты отличил их друг от друга? Разложи картинки по группам: деревья, кустарники, травы, цветы. Как ты отличил их друг от друга? Выявить знание детьми классов животных. Какие признаки являются значимыми для отнесения животного к классу. Выявить, владеют ли дети элементарной систематикой растений. Определить признаки классификации растений. Картинки с изображением животных разных классов, по несколько картинок каждого класса с учетом возраста (мл.-по1; ср.-по 2; ст.-3-4. Растения – деревья, кустарники, травы, цветы (количество с учетом возраста).
4.Расскажи, какие органы есть у животного/ растения (называется конкретное животное/рас- тение). Для чего нужен каждый орган (орган называется конкретно). Что будет с животным/ растением, если орган будет поврежден. Выявить знание о внешнем строении животных/растений, а также понимание детьми значения каждого органа и его функции для жизни живого существа как целостного организма. Несколько картинок с изображением одного и того же животного/ растения, на каждом из которых художник «забыл» изобразить какой-либо орган.
5. Расскажи, что нужно для жизни животного/ растения. Выявить знания о потребностях животных/ растений как живых организмах. Картинки, обозначающие жизненные потребности живого (пища, тепло, и др.предметы, не являющие таковыми – луна, машина).
6. Расскажи (разложи на панно), где живут животные разных классов. Посади растения в их среду обитания – лес, луг, цветник, комната. Выявить знания детей о средах обитания животных разных классов. Выявить знания детей о среде обитания растений. Панно с изображением разных сред обитания животных/растений. Можно использовать д/игру «Зоологическое лото».
7. Расскажи, как звери приспособились к жизни на суше, в воде. Могут ли рыбы жить на суше (звери в воде)? Выявить знания о приспособленности животных к средам обитания. Определить понимание детьми экологической связи приспособления к среде.   --//--
8. Расскажи, какими растения бывают осенью (зимой, весной, летом). Почему растения изменяются по сезонам?     Расскажи, как разные животные приспосо-бились к зиме. Как зимует медведь, еж? Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? Почему исчезают насекомые? Где они зимуют? Выявить знания о приспособлении растений к сезонным изменениям среды. Определить понимание детьми того, что сезонное состояние растений зависит от удовлетворения их потребностей (в почвенном питании, тепле, свете и т.д.) Выявить знания о сезонных приспособ- лениях животных. Определить понимание зависимости сезонного изменения образа жизни животных от удовлетворения их жизненных потребностей в пище, тепле. Пейзажные картинки с изображением природы в разные времена года.     Картинки с изображением животных в разные сезоны.
9.Расскажи, как рос горох (огурцы). Разложи картинки в той последовательности, как росло растение (мл./гр.-3 стадии, ср./гр.-4-5 стадий, ст.,подг./гр.-все стадии). Расскажи как рос цыпленок (котенок). Разложи картинки в определенной последовательности. Выявить знания о росте и развитии растений/ животных, понимании последовательности стадий развития.   Картинки с изображением стадий роста растений/ животных. Горох: 1-горошина. 2- проросток. 3 – росток с несколькими листьями. 4 – цветущее растение. 5 – растение со стручком. 6 – растение со стручком, который слегка раскрыт и из него начинают выпадать горошины. 7 – снова горошина. Цыпленок: 1 – яйцо. 2 – цыпленок проклюнулся из яйца. 3 – цыпленок пуховичок. 4 – цыпленок – подросток. 5 – взрослая курица. 6 – опять яйцо.

 

 

Таблица 2.

Форма протокола

 

Вопросы к детям Ответы детей Особенности проявлений и действий ребенка
     

 

Критерии оценки знаний о природе детей дошкольного возраста:

1. Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

2. Существенность знаний - выделение существенного в объекте.

3. Обобщенность знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

4. Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Описание уровней знаний детей о природе.

Низкий уровень – Неустойчивые, поверхностные, часто неадекватны представления о природных объектах и их существенных свойствах. Живыми считают неживые объекты, не относят к живому растения, непостоянные представления о некоторых особенностях живого. Относят к живому животных по существенным и несущественным признакам. Не всегда выделяют группы предложенных растений и животных, не могут аргументировать свой выбор. Не знают внешнее строение растений (животных) и их функции. Не могут выделить стадии роста и развития живых организмов.

Средний уровень: Дети различают объекты природы. У них сложились некоторые представления о живом, знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому преимущественно животных и растений. Называют разные признаки живого (у человека, животных - в основном движение, питание, у растений - рост). Дети недостаточно овладели общими понятиями и связями. В основном правильно называют и выделяют группы предложенных растений и животных, иногда затрудняются аргументировать свой выбор. Называют внешнее строение растений (животных) и частично их функции. В основном правильно выделяют стадии роста и развития живых организмов.

Высокий уровень: Дети самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого у отдельных объектов и группы. Правильно относят животных и растения к живому, знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом. Умеет доказать принадлежность к живому людей, животных, растений (как отдельных объектов, так и группы в целом). Дети называют всю совокупность существенных признаков живого: двигаются, дышат, питаются, растут, рождают себе подобных. Дети называют все органы растения (животного) и их функции, условия необходимые для роста. Верно распределяют по группам предложенные растения и животных. Правильно выделяют стадии роста и развития живого организма. Знания их характеризуются основами системности.

 





Читайте также:
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Методика расчета пожарной нагрузки: При проектировании любого помещения очень важно...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.039 с.