ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»
Психологический факультет
Кафедра «Психология и педагогика»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам.директора по учебной работе
__________Л. А. Давлетшина
«____»__________2013 г.
Р.Ф.Сулейманов, Р.З.Галимова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО ПСИХОЛОГИИ
По направлению подготовки 030300.62 Психология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная/ заочная /заочная (сокращенные сроки)
Г. Нижнекамска
Г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. | |
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… | |
1. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ | |
1.1. Общие требования к курсовой работе…………………………… | |
1.2. Общие рекомендации к выбору темы……………………………. | |
1.3. Составление плана курсовой работы…………………………….. | |
1.4. Библиографический подбор и изучение литературных источников………………………………………………………………. | |
1.5. Сбор и анализ эмпирического материала………………………... | |
2. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………………………….. | |
2.1. Титульный лист……………………………………………………. | |
2.2. Содержание (оглавление)…..……………………………………... | |
2.3. Введение…………………………………………………………… | |
2.4. Главы основной части…………………………………………….. | |
2.5. Выводы и заключение…………………………………………… | |
2.6. Список использованной литературы…………………………….. | |
2.7. Приложение………………………………………………………... | |
3. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………. | |
3.1. Правила оформления курсовых работ | |
3.2. Защита курсовых работ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… | |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Курсовые проекты являются неотъемлемой частью подготовки бакалавров с высшим психологическим образованием в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования и способствуют формированию компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Курсовая работа по общей психологии должна подтверждать уровень подготовленности студентов, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.
Цель курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Данные навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и психологам–практикам. В процессе подготовки и написания курсовых работ, обучающиеся должны научиться проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии. В результате этой работы они должны:
знать: основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний;
уметь: проводить стандартное психологическое исследование, описывать и представлять его результаты;
владеть: навыками проведения психологических исследований, обработки и описания его результатов, составления и оформления отчётов.
Студентам факультета психологии ИЭУиП, обучающимся по направлению подготовки 030300.62 «Психология», необходимо выполнить курсовую работу: по дисциплине «Общая психология» (в 4 семестре студентам дневной и заочной форм обучения и во 2 семестре – студентам заочной формы с сокращёнными сроками обучения). Студентам, обучающимся по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» во 2 семестре так же необходимо выполнить курсовую работу по дисциплине «Общая и специальная психология».
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследовательскую деятельность.Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.
Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия – помочь студентам, работающим над курсовой работой, правильно выбрать тему, проанализировать и обобщить библиографический и фактический материал по теме; выделить научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу, организовать и провести сбор эмпирических данных; проанализировать и обобщить их, оформить свой текст в соответствии с определенными требованиями и т.д.
Компетенции студента, осваиваемые при выполнении курсовой (бакалаврской) работы
Студент по направлению подготовки 030300.62 «Психология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями:
КОМПЕТЕНЦИИ | Перечень компонентов | |
индекс | формулировка | |
ОК-4 | Использует систему категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики | Знать: специфику и значение психологического знания для понимания современной научной картины мира в системе наук о человеке; Уметь:устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека; Владеть: категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской) |
ПК-6 | Способность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека | Знать: психические явления, категории, методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики, существующие в мировой психологической науке направления, теоретические подходы Уметь: применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности в целях понимания, постановки и разрешения профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; Владеть: основами профессионального мышления психолога, позволяющими осознавать и концептуализировать окружающую действительность с позиции общепсихологического знания |
ПК-9 | Способность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики | Знать: методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности; Уметь: прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих психики в норме и при психических отклонениях; Владеть: критериями выбора психодиагностических и психокоррекционных методик. |
ПК-10 | Способность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности | Знать: методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности Уметь: анализировать собственную профессиональную деятельность и возможные пути профессионального саморазвития, в том числе основания для выбора дальнейшего образовательного маршрута; Владеть: категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской); |
ПК-11 | участие в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии | Знать: методы и результаты классических и современных исследований психических явлений, состояний и свойств личности Уметь: применять общепсихологические знания о познавательной, эмоциональной, мотивационно-волевой сферах личности в целях понимания, постановки и разрешения профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности; Владеть: категориальным аппаратом психологической науки для реализации различных целей профессиональной деятельности (научно-исследовательской, практической, преподавательской, просветительской) |
Критерии оценки курсовой (бакалаврской) работы
По результатам защиты курсовой работы выставляется оценка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «отлично» выставляется при условии, что:
· работа выполнена самостоятельно, носит творческий характер, возможно содержание элементов научной новизны;
· собран, обобщен и проанализирован достаточный объем литературных источников;
· при написании и защите работы студентом дневного отделения продемонстрирован высокий уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, теоретические знания и наличие практических навыков;
· работа хорошо оформлена и своевременно представлена на кафедру, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению курсовых работ;
· на защите освещены все вопросы исследования, ответы студента на вопросы профессионально грамотны, исчерпывающие, результаты исследования подкреплены статистическими критериями;
Оценка «хорошо» ставится, если:
· тема работы раскрыта, однако выводы и рекомендации не всегда оригинальны и / или не имеют практической значимости, есть неточности при освещении отдельных вопросов темы;
· собран, обобщен и проанализирован необходимый объем психологической литературы, но не по всем аспектам исследуемой темы сделаны выводы и обоснованы практические рекомендации;
· при написании и защите работы студентом продемонстрирован средний уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, наличие теоретических знаний и достаточных практических навыков;
· работа своевременно представлена на кафедру, есть отдельные недостатки в ее оформлении;
· в процессе защиты работы были неполные ответы на вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится, когда:
· тема работы раскрыта частично, но в основном правильно, допущено поверхностное изложение отдельных вопросов темы;
· в работе недостаточно полно была использована психологическая литература, выводы и практические рекомендации не отражали в достаточной степени содержание работы;
· при написании и защите работы студентом продемонстрирован удовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций, поверхностный уровень теоретических знаний и практических навыков;
· работа своевременно представлена на кафедру, однако не в полном объеме по содержанию и / или оформлению соответствует предъявляемым требованиям;
· в процессе защиты выпускник недостаточно полно изложил основные положения работы, испытывал затруднения при ответах на вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если:
· содержание работы не раскрывает тему, вопросы изложены бессистемно и поверхностно, нет анализа практического материала, основные положения и рекомендации не имеют обоснования;
· работа не оригинальна, основана на компиляции публикаций по теме;
· при написании и защите работы студентом продемонстрирован неудовлетворительный уровень развития общекультурных и профессиональных компетенций;
· работа несвоевременно представлена на кафедру, не в полном объеме по содержанию и оформлению соответствует предъявляемым требованиям;
· на защите студент дневного отделения показал поверхностные знания по исследуемой теме, отсутствие представлений об актуальных проблемах по теме работы, плохо отвечал на вопросы.