Все прекрасное принадлежит нам, христианам
Рекомендуем прочитать:
· Святитель Василий Великий. Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/22
· Святитель Григорий Богослов. Письмо от Никовула-сына к отцу. https://ru.wikisource.org/wiki/От_Никовула-сына_к_отцу_(Григорий_Богослов)
· Святитель Григорий Богослов. Письмо от Никовула-отца к сыну. https://ru.m.wikisource.org/wiki/От_Никовула-отца_к_сыну_(Григорий_Богослов)
Видеозапись беседы:
· Часть 1. Лекция. https://www.youtube.com/watch?v=sxPGpUQwnjw
· Часть 2. Обсуждение. https://www.youtube.com/watch?v=WnY5HHlpFbs
Зачем нужно образование?
В современном образовании проблема. Выпускники гуманитарных специальностей — филологи, философы, историки — не уверены, смогут ли они найти работу по специальности. Все образование заточено на практику.
Но до второй половины XIX века, до позитивизма, было не так. В античности образование не готовило человека к практической деятельности. Задача античного образования — воспитание человека. Поэтому образование было преимущественно гуманитарным.
Ключевое понятие античного образования — «пайдейя» (др.-греч. παιδεία «воспитание детей»). Это одновременно и процесс воспитания, и сумма всего того, что должен знать и уметь человек, чтобы быть полноценным членом общества.
Чтобы это было легче представить, вспомним, чему учили Евгения Онегина:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Как видим, хорошо говорить и танцевать — это достаточное образование, чтобы в начале XIX века считаться джентельменом.
Зачем тогда нужно классическое образование в античности? Дело в том, что в классическом полисе существовала прямая демократия, все вопросы решались на референдумах. А раз все участвуют в управлении, значит, все должны быть достаточно образованы, чтобы принимать правильные решения. Поэтому хорошее воспитание и образование старались дать каждому.
Система образования в античности
Государственного образования не существовало. До семи лет ребенка просто растили мамки-няньки. Затем учили писать, считать, физкультуре, а также музыке, чтобы петь в хоре. Считалось, что музыка гармонизирует всего человека. Впоследствии эта система наук расширялась. Основную роль в образовании играли философы, которые были главными учителями.
Философ Платон (V-IV век до РХ) считал, что качественное образование должно включить две ступени:
1. Математика.
2. Диалектика — искусство правильно рассуждать. Платон считал, что тот человек, который умеет правильно рассуждать, будет правильно нравственно поступать. Он говорил, что самый лучший метод рассуждения изобрел Сократ. Этот метод называется маевтика: ученику задают наводящие вопросы, с помощью которых он сам приходит к правильным выводам.
При этом Платон не любил риторику (красноречие), потому что на риторику делали ставку софисты, которые могли «заболтать» человека и убедить его в чем угодно.
Базовое образование к IV веку по РХ:
1. Младшая школа, 7-10 лет.
2. Средняя школа, 11-14 лет. Уроки классической литературы.
3. Школа ораторов, 14-20 лет. Изучали риторику и основы философии. Задача этой ступени — дать широкий кругозор.
Подобное образование получили большинство святых отцов I-IVвеков н.э.
В этой система философские школы (высшее образование) остаются элитными, доступными немногим. Например, Григорий отправился в Афины, чтобы получить высшее образование. Василий Великий хорошо знал медицину, что было нетипичным: в обычной высшей школе медицину не изучали.
Как святые отцы относятся к учености?
Святитель Григорий Богослов: «Первое благо — ученость. В том числе ученость внешняя». То есть для христианина важно не только знать Писание и догматы, но и быть широко образованным.
Вместе с Василием Великим и Григорием Богословом учился Юлиан Отступник, пытавшийся возродить язычество. У него это не получилось, потому что «классическое» язычество (многобожие) выдохлось к тому времени, образованные люди над ним смеялись.
Юлиан запрещал христианам учиться в языческих школах. Его аргумент: если христиане не верят в языческих богов, не принимают учения античных авторов, пусть они их и не изучают. Этим Юлиан хотел исключить христиан из общественной жизни. Ведь хорошие ораторы своими выступлениями влияли на общественную жизнь, а если христиане не получат образования — они не смогут публично выступать.
Василий и Григорий воспринимали себя не просто христианами, но именно образованными христианами, и это было важно для них. Григорий: «У меня нет духовных дарований. Но я и не рыбак». Поэтому Василий составляет речь к юношам, первоначально адресованную племянникам, позже доработанную им. Это полемика и с Юлианом, и с некоторыми христианами, которые считают античную культуру чужеродной.
Григорий пишет цикл писем от Никовула-отца к Никовулу-сыну, и от Никовула-сына к Никовулу-отцу. Эти люди действительно существовали, и Григорий как бы вкладывает в их уста те мысли, которые были важны для него самого в юности. А также этим он как бы разговаривает со своим собственным отцом, которого тоже звали Григорием, и которому он доказывает, что ему нужно учиться.
Святитель Григорий считает, что христианин должен изучить:
1. Грамматику.
2. Риторику.
3. Историю, которая есть кладовая мудрости, опыт многих.
Три философских науки:
4. Логику (диалектику).
5. Этику.
6. Физику — науку о природе. Она включала «естественную теологию», то есть изучали, как Бог проявляет себя в строении мира.
Но все это только подготовка для высшей ступени образования:
7. Богословие.
Из этой системы исключены математика, музыка, астрономия, геометрия, поскольку они были тесно связаны с пифагорейскими представлениями о божественной природе числа.
Тезис Григория: широко образованный человек сможет глубже усваивать истины христианства. Аргументы:
· Ум должен быть развит, иначе он воспримет христианство поверхностно.
· Риторика и диалектика важны для рассуждения о Боге.
· Красноречие располагает к тому, чтобы тебя дослушали до конца, когда ты несешь весть о Христе другим людям.
Когда арианские монахи побили Григория камнями и палками, он сказал: «Порядочные люди так не спорят».
Письмо святителя Василия «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений »
Сегодня многие христиане считают, что нужно изучать только Евангелие и святых отцов, а светское искусство и литература только отнимают время, или даже вредят душе.
Святитель Василий отвечает на это: «Нам предлежит подвиг, важнейший из всех подвигов — христианская жизнь». Для подготовки к ней нужно усвоить разнообразные науки. Если между нашим учением и языческий есть сходство, то полезное у них будет нам кстати. А если есть различия, то изучая светские науки, можно лучше увидеть преимущества христианства.
В первые века христианства существовало разное отношение к добродетели вне христианства:
· Иустин Философ считает, что любой добродетельный человек уже христианин, даже некрещеный: Все прекрасное принадлежит нам, христианам, потому что во всем хорошем проявляется Логос.
· Тертуллиан — другая крайность. Он считает, что вне христианства не может быть добродетели: Добродетельный язычник еще хуже, чем злой язычник.
· Григорий и Василий придерживаются среднего пути: Не нужно называть христианином того человека, который христианином не является. Просто хорошо поступать — это еще не христианство.
Как относиться к языческим авторам: Гомеру, Гесиоду? Многие из них пишут о хороших людях и подвигах — это вдохновляет, побуждает им подражать. Пример добродетельного мужа — Эней. Он ведет себя по-христиански. А о пирушках и эротике читать не стоит, потому что вызывает привыкание.
Вывод Василия:
· Нужно брать у язычников то прекрасное, чему они могут научить. Из внешних уроков обретаем силуэт добродетели. То есть из языческой литературы можно извлечь массу положительных примеров.
· Языческая литература хорошо написана, поэтому она делает добродетель привлекательной. Герой должен восхищать. Например, Григорий Богослов писал стихи, потому что хорошо написанный текст обладает большой силой воздействия.
· Не нужно смешивать два понятия: православная литература и хорошая неправославная литература. Все христианское является достойным и хорошим; но не все хорошее и достойное является христианским.
· Не будет из нас хороший христианин, если не получился хороший человек.
Этот подход сформировал современное христианство. Помог ему не превратиться в синкретизм, когда бы мы все хорошее считали христианством. Слава Бог за все.
Беседу вел Петр Пашков
--
Приходите на следующую беседу из цикла «История святых».
Расписание в группе: https://vk.com/historyofthesaints