Как святые отцы относятся к учености?




Все прекрасное принадлежит нам, христианам

Рекомендуем прочитать:

· Святитель Василий Великий. Беседа 22. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/Besedi/22

· Святитель Григорий Богослов. Письмо от Никовула-сына к отцу. https://ru.wikisource.org/wiki/От_Никовула-сына_к_отцу_(Григорий_Богослов)

· Святитель Григорий Богослов. Письмо от Никовула-отца к сыну. https://ru.m.wikisource.org/wiki/От_Никовула-отца_к_сыну_(Григорий_Богослов)

 

Видеозапись беседы:

· Часть 1. Лекция. https://www.youtube.com/watch?v=sxPGpUQwnjw

· Часть 2. Обсуждение. https://www.youtube.com/watch?v=WnY5HHlpFbs

Зачем нужно образование?

В современном образовании проблема. Выпускники гуманитарных специальностей — филологи, философы, историки — не уверены, смогут ли они найти работу по специальности. Все образование заточено на практику.

 

Но до второй половины XIX века, до позитивизма, было не так. В античности образование не готовило человека к практической деятельности. Задача античного образования — воспитание человека. Поэтому образование было преимущественно гуманитарным.

 

Ключевое понятие античного образования — «пайдейя» (др.-греч. παιδεία «воспитание детей»). Это одновременно и процесс воспитания, и сумма всего того, что должен знать и уметь человек, чтобы быть полноценным членом общества.

 

Чтобы это было легче представить, вспомним, чему учили Евгения Онегина:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно;

Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Как видим, хорошо говорить и танцевать — это достаточное образование, чтобы в начале XIX века считаться джентельменом.

 

Зачем тогда нужно классическое образование в античности? Дело в том, что в классическом полисе существовала прямая демократия, все вопросы решались на референдумах. А раз все участвуют в управлении, значит, все должны быть достаточно образованы, чтобы принимать правильные решения. Поэтому хорошее воспитание и образование старались дать каждому.

Система образования в античности

Государственного образования не существовало. До семи лет ребенка просто растили мамки-няньки. Затем учили писать, считать, физкультуре, а также музыке, чтобы петь в хоре. Считалось, что музыка гармонизирует всего человека. Впоследствии эта система наук расширялась. Основную роль в образовании играли философы, которые были главными учителями.

 

Философ Платон (V-IV век до РХ) считал, что качественное образование должно включить две ступени:

1. Математика.

2. Диалектика — искусство правильно рассуждать. Платон считал, что тот человек, который умеет правильно рассуждать, будет правильно нравственно поступать. Он говорил, что самый лучший метод рассуждения изобрел Сократ. Этот метод называется маевтика: ученику задают наводящие вопросы, с помощью которых он сам приходит к правильным выводам.

При этом Платон не любил риторику (красноречие), потому что на риторику делали ставку софисты, которые могли «заболтать» человека и убедить его в чем угодно.

 

Базовое образование к IV веку по РХ:

1. Младшая школа, 7-10 лет.

2. Средняя школа, 11-14 лет. Уроки классической литературы.

3. Школа ораторов, 14-20 лет. Изучали риторику и основы философии. Задача этой ступени — дать широкий кругозор.

Подобное образование получили большинство святых отцов I-IVвеков н.э.

 

В этой система философские школы (высшее образование) остаются элитными, доступными немногим. Например, Григорий отправился в Афины, чтобы получить высшее образование. Василий Великий хорошо знал медицину, что было нетипичным: в обычной высшей школе медицину не изучали.

Как святые отцы относятся к учености?

Святитель Григорий Богослов: «Первое благо — ученость. В том числе ученость внешняя». То есть для христианина важно не только знать Писание и догматы, но и быть широко образованным.

 

Вместе с Василием Великим и Григорием Богословом учился Юлиан Отступник, пытавшийся возродить язычество. У него это не получилось, потому что «классическое» язычество (многобожие) выдохлось к тому времени, образованные люди над ним смеялись.

 

Юлиан запрещал христианам учиться в языческих школах. Его аргумент: если христиане не верят в языческих богов, не принимают учения античных авторов, пусть они их и не изучают. Этим Юлиан хотел исключить христиан из общественной жизни. Ведь хорошие ораторы своими выступлениями влияли на общественную жизнь, а если христиане не получат образования — они не смогут публично выступать.

 

Василий и Григорий воспринимали себя не просто христианами, но именно образованными христианами, и это было важно для них. Григорий: «У меня нет духовных дарований. Но я и не рыбак». Поэтому Василий составляет речь к юношам, первоначально адресованную племянникам, позже доработанную им. Это полемика и с Юлианом, и с некоторыми христианами, которые считают античную культуру чужеродной.

 

Григорий пишет цикл писем от Никовула-отца к Никовулу-сыну, и от Никовула-сына к Никовулу-отцу. Эти люди действительно существовали, и Григорий как бы вкладывает в их уста те мысли, которые были важны для него самого в юности. А также этим он как бы разговаривает со своим собственным отцом, которого тоже звали Григорием, и которому он доказывает, что ему нужно учиться.

 

Святитель Григорий считает, что христианин должен изучить:

1. Грамматику.

2. Риторику.

3. Историю, которая есть кладовая мудрости, опыт многих.

Три философских науки:

4. Логику (диалектику).

5. Этику.

6. Физику — науку о природе. Она включала «естественную теологию», то есть изучали, как Бог проявляет себя в строении мира.

Но все это только подготовка для высшей ступени образования:

7. Богословие.

 

Из этой системы исключены математика, музыка, астрономия, геометрия, поскольку они были тесно связаны с пифагорейскими представлениями о божественной природе числа.

 

Тезис Григория: широко образованный человек сможет глубже усваивать истины христианства. Аргументы:

· Ум должен быть развит, иначе он воспримет христианство поверхностно.

· Риторика и диалектика важны для рассуждения о Боге.

· Красноречие располагает к тому, чтобы тебя дослушали до конца, когда ты несешь весть о Христе другим людям.

 

Когда арианские монахи побили Григория камнями и палками, он сказал: «Порядочные люди так не спорят».

Письмо святителя Василия «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений »

Сегодня многие христиане считают, что нужно изучать только Евангелие и святых отцов, а светское искусство и литература только отнимают время, или даже вредят душе.

 

Святитель Василий отвечает на это: «Нам предлежит подвиг, важнейший из всех подвигов — христианская жизнь». Для подготовки к ней нужно усвоить разнообразные науки. Если между нашим учением и языческий есть сходство, то полезное у них будет нам кстати. А если есть различия, то изучая светские науки, можно лучше увидеть преимущества христианства.

 

В первые века христианства существовало разное отношение к добродетели вне христианства:

· Иустин Философ считает, что любой добродетельный человек уже христианин, даже некрещеный: Все прекрасное принадлежит нам, христианам, потому что во всем хорошем проявляется Логос.

· Тертуллиан — другая крайность. Он считает, что вне христианства не может быть добродетели: Добродетельный язычник еще хуже, чем злой язычник.

· Григорий и Василий придерживаются среднего пути: Не нужно называть христианином того человека, который христианином не является. Просто хорошо поступать — это еще не христианство.

 

Как относиться к языческим авторам: Гомеру, Гесиоду? Многие из них пишут о хороших людях и подвигах — это вдохновляет, побуждает им подражать. Пример добродетельного мужа — Эней. Он ведет себя по-христиански. А о пирушках и эротике читать не стоит, потому что вызывает привыкание.

 

Вывод Василия:

· Нужно брать у язычников то прекрасное, чему они могут научить. Из внешних уроков обретаем силуэт добродетели. То есть из языческой литературы можно извлечь массу положительных примеров.

· Языческая литература хорошо написана, поэтому она делает добродетель привлекательной. Герой должен восхищать. Например, Григорий Богослов писал стихи, потому что хорошо написанный текст обладает большой силой воздействия.

· Не нужно смешивать два понятия: православная литература и хорошая неправославная литература. Все христианское является достойным и хорошим; но не все хорошее и достойное является христианским.

· Не будет из нас хороший христианин, если не получился хороший человек.

 

Этот подход сформировал современное христианство. Помог ему не превратиться в синкретизм, когда бы мы все хорошее считали христианством. Слава Бог за все.

 

Беседу вел Петр Пашков

 

--

 

 

Приходите на следующую беседу из цикла «История святых».

Расписание в группе: https://vk.com/historyofthesaints



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: