Тема 1. Педагогическая ситуация как единица педагогической деятельности




Целевые установки:

· усвоить понятия “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача” как элементов профессиональной педагогической деятельности;

· отработать алгоритм решения педагогической задачи;

· выявить способы учета возрастных и половых различий при решении педагогических задач.

Основные вопросы содержания материала, ключевые понятия [1]

Пе­да­го­ги­че­ская си­туа­ция пред­став­ля­ет со­бой со­во­куп­ность ус­ло­вий и об­стоя­тельств, ко­то­рые тре­бу­ет от учи­те­ля бы­ст­ро­го при­ня­тия педагогически вер­но­го ре­ше­ния. Это есть фраг­мент реальной жиз­ни учи­те­ля и уче­ни­ка. Су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные точ­ки зре­ния на клас­си­фи­ка­цию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций. Ча­ще все­го пе­да­го­ги­че­ские ситуации подразделяют на сти­хий­но воз­ни­каю­щие в пе­да­го­ги­че­ском про­цес­се, а так­те целенаправленно конструируемые, соз­да­вае­мые учи­те­лем с оп­ре­де­лен­ной це­лью.

В клас­си­фи­ка­ции Брюйн де По­ля представлены та­кие 4 ви­да:

· Си­туа­ции-ил­лю­ст­ра­ции: ка­кой-то кон­крет­ный при­мер, об­ра­зец пред­ла­га­ет­ся для де­мон­ст­ра­ции;

· Си­туа­ции-уп­раж­не­ния: в пред­ла­гае­мой для де­мон­ст­ра­ции кон­крет­ной си­туа­ции обу­чае­мые долж­ны вы­явить оп­ре­де­лен­ные эле­мен­ты;

· Си­туа­ции-оцен­ки: пред­ла­гае­мая про­бле­ма уже ре­ше­на, но обу­чае­мые долж­ны оце­нить ее;

· Си­туа­ция-про­бле­ма: разыгрывается си­туа­ция и ста­вит­ся ряд во­про­сов, ко­то­рые на­до проанализировать и ре­шить.

В. А. Пав­лов пред­ла­га­ет та­кую ти­по­ло­гию пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций:

· на­прав­лен­ные на фор­ми­ро­ва­ние эмоциональных со­стоя­ний, здесь ха­рак­тер­но соз­да­ние и ре­ше­ние раз­лич­но­го ро­да про­ти­во­ре­чий, а так­же си­туа­ции общения, сво­бо­ды вы­бо­ра дея­тель­но­сти и т.д.;

· сти­му­ли­рую­щие ов­ла­де­ние зна­ния­ми и уме­ния­ми, опы­том сво­бод­но­го вы­бо­ра по­ве­де­ния и дея­тель­но­сти, стрем­ле­ния к вы­пол­не­нию дея­тель­но­сти;

· сти­му­ли­рую­щие про­яв­ле­ние об­ще­ния, твор­че­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва в кол­лек­тив­ной дея­тель­но­сти (кол­лек­тив­ное ре­ше­ние за­дач, взаимопроверка, взаимоконтроль, об­су­ж­де­ние ре­зуль­та­тов в груп­пе, ро­ле­вые иг­ры и т.д); — идей­но-по­бу­ди­тель­но­го ти­па, рас­кры­ваю­щие мо­ти­вы по­ве­де­ния, перенос на се­бя опы­та со­ци­аль­но­го об­ще­ния.

Общепризнанна клас­си­фи­ка­ция и по уров­ню ор­га­ни­за­ции дея­тель­но­сти уча­щих­ся. Ус­лов­но их на­зы­ва­ют: низ­кий, сред­ний и вы­со­кий.

Под “низкими” уров­нем по­ни­ма­ет­ся ор­га­ни­за­ция взаимодействия, ос­но­ван­ная на сис­те­ме “учи­тель-уче­ник”. Хо­тя в ней и рас­смат­ри­ва­ет­ся оп­ре­де­лен­ная про­бле­ма, ос­нов­ная роль в ней от­во­дит­ся учи­те­лю. Он ру­ко­во­дит, направляет ра­бо­ту всех уча­щих­ся, при­слу­ши­ва­ет­ся к их мне­нию, но вы­во­ды де­ла­ет сам.

Под “сред­ним уров­нем” под­ра­зу­ме­ва­ют си­туа­ции ти­па “учитель–ученик–ученики”. Осо­бен­ность та­ко­го ти­па си­туа­ций в фор­ми­ро­ва­нии у от­дель­ных уча­щих­ся от­вет­ст­вен­но­сти за ре­ше­ния, при­ни­мае­мые в груп­пе под его ру­ко­во­дством, от­стаи­вать свою точ­ку зре­ния, при­ни­мать точ­ку зре­ния дру­гих. Од­на­ко, вся дея­тель­ность за­ра­нее пла­ни­ру­ет­ся с учителем, а реа­ли­зу­ет­ся од­ним из уче­ни­ков.

Под “вы­со­ким уров­нем” по­ни­ма­ет­ся си­туа­ции ти­па “Ученик–ученики”. Существенный при­знак — ор­га­ни­за­ция кол­лек­тив­но­го поиска про­блем, раз­лич­но­го ро­да ре­ше­ний в ус­ло­ви­ях об­ме­на информацией, де­ло­вых от­но­ше­ний в кол­лек­ти­ве.

Пе­да­го­ги­че­ская за­да­ча — осоз­на­ние пе­да­го­гом пе­да­го­ги­че­ской си­туа­ции, свя­зан­ной с не­об­хо­ди­мо­стью пе­ре­вес­ти уче­ни­ков с од­но­го уров­ня на дру­гой (обу­чен­но­сти, вос­пи­тан­но­сти, уме­нии и т.д. по наи­бо­лее оп­ти­маль­но­му пу­ти).

За­да­ча воз­ни­ка­ет так­же ес­ли нуж­но пе­ре­вес­ти из од­но­го со­стоя­ния в дру­гое (не­зна­ние — зна­ние, распущенность — дис­ци­п­ли­нированность, от не­уме­ния к уме­ни­ям, от от­ри­ца­тель­но­го к по­ло­жи­тель­но­му от­но­ше­нию). Пе­да­го­ги­че­ская за­да­ча мо­жет иметь дос­та­точ­но боль­шое чис­ло ре­ше­ний, так как она все­гда субъ­ек­тив­на. И спо­со­бы ее ре­ше­ния за­ви­сят от осо­бен­но­стей уче­ни­ков и учи­те­ля.

Пе­да­го­ги­че­ская за­да­ча есть ре­зуль­тат осоз­на­ния пе­да­го­гом це­ли и ре­аль­ных ус­ло­вий ее дос­ти­же­ния. Про­цесс ре­ше­ния пе­да­го­ги­че­ской за­да­чи пред­став­ля­ет­ся как по­иск вы­хо­да из за­труд­не­ния в ха­рак­те­ре взаимодействия с уча­щи­ми­ся (кол­ле­га­ми, ро­ди­те­ля­ми) и про­цесс дос­ти­же­ния це­ли.

Про­цесс ре­ше­ния пе­да­го­ги­че­ской за­да­чи со­сто­ит из следующих элементов:

· ана­ли­за си­туа­ции и ха­рак­те­ра за­труд­не­ний, т.е. вы­яв­ле­ние ха­рак­те­ра про­ти­во­ре­чий;

· фор­му­ли­ров­ка пе­да­го­ги­че­ской це­ли, т. е. че­го хо­тим до­бить­ся;

· по­иск пу­тей и средств дос­ти­же­ния по­став­лен­ной це­ли;

· ана­лиз по­лу­чен­но­го ре­зуль­та­та;

· ана­лиз оши­бок и воз­мож­но­сти дру­гих пу­тей ре­ше­ния педагогической задачи.

Алгоритм решения педагогической задачи:

1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.

4. Определите несколько вариантов решения конфликта.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.

6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.

 

Обязательная литература

1. Кон­д­ра­шо­ва Л.В. Сбор­ник пе­да­го­ги­че­ских за­дач. М.: Просвещение, 1987.— 144 с.

2. Ку­ри­лен­ко Т.М. За­да­чи и уп­раж­не­ния по пе­да­го­ги­ке.

3. По­таш­ник Пе­да­го­ги­че­ские си­туа­ции. М.,1983

 

Дополнительная рекомендуемая литература

1. Ме­то­ды сис­тем­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния / Под ред. Н. В. Кузь­ми­ной.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1980

2. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А.Зязюна.— М.: Просвещение, 1990.- 399 с.

План проведения занятия

1. Обсуждение понятий: “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача”, их значения в педагогической деятельности, алгоритма решения педагогической задачи, выполнения заданий для СРС.

2. Фронтальное решение педагогической задачи, предложенной преподавателем.

3. Группа разбивается на четыре подгруппы, каждой из которых предлагается для решения одна и та же педагогическая задача. Дается время на выработку коллективного решения каждой группой. Затем все они поочередно выслушиваются и выбирается наиболее логичный и интересный вариант решения.

4. Следующая задача решается каждым студентом самостоятельно в качестве письменной работы и сдается преподавателю на проверку.

Задания для СРС

1. Подготовиться к обсуждению вопросов:

а) что такое “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача”, в чем состоит педагогический смысл какой-либо ситуации?

б) какие сведения необходимо получить, чтобы успешно действовать в педагогической ситуации?

в) какую проблему можно назвать педагогической? в чём может заключаться педагогический аспект какой-либо проблемы?

г) что называют целью? какая цель может быть названа педагогической?

в) чем объясняется необходимость предусматривать несколько вариантов деятельности в педагогической ситуации? что является основанием для каждого нового варианта?

г) какими критериями следует руководствоваться при выборе оптимального варианта решения педагогической задачи?

д) что может служить критериями для оценки достижения педагогической цели? какими методами можно оценить достижение педагогического результата?

2. Познакомьтесь со следующей педагогической ситуацией.

Разговор с отцом

Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога:

Поймите, у меня ответственная работа, она имеет государственное значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!

Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:

— Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям...

Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.

 

Попробуйте самостоятельно вычленить и решить по предложенному выше алгоритму педагогическую задачу. Не торопитесь и не перескакивайте через очередные этапы. Зафиксируйте свои затруднения в процессе решения задачи. Сообщите о них на занятии.

3. Вспомните проблемную ситуацию из своей школьной жизни. Запишите её в тетрадь и предложите на занятии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: