Целевые установки:
· усвоить понятия “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача” как элементов профессиональной педагогической деятельности;
· отработать алгоритм решения педагогической задачи;
· выявить способы учета возрастных и половых различий при решении педагогических задач.
Основные вопросы содержания материала, ключевые понятия [1]
Педагогическая ситуация представляет собой совокупность условий и обстоятельств, которые требует от учителя быстрого принятия педагогически верного решения. Это есть фрагмент реальной жизни учителя и ученика. Существуют различные точки зрения на классификацию педагогических ситуаций. Чаще всего педагогические ситуации подразделяют на стихийно возникающие в педагогическом процессе, а такте целенаправленно конструируемые, создаваемые учителем с определенной целью.
В классификации Брюйн де Поля представлены такие 4 вида:
· Ситуации-иллюстрации: какой-то конкретный пример, образец предлагается для демонстрации;
· Ситуации-упражнения: в предлагаемой для демонстрации конкретной ситуации обучаемые должны выявить определенные элементы;
· Ситуации-оценки: предлагаемая проблема уже решена, но обучаемые должны оценить ее;
· Ситуация-проблема: разыгрывается ситуация и ставится ряд вопросов, которые надо проанализировать и решить.
В. А. Павлов предлагает такую типологию педагогических ситуаций:
· направленные на формирование эмоциональных состояний, здесь характерно создание и решение различного рода противоречий, а также ситуации общения, свободы выбора деятельности и т.д.;
· стимулирующие овладение знаниями и умениями, опытом свободного выбора поведения и деятельности, стремления к выполнению деятельности;
· стимулирующие проявление общения, творческого сотрудничества в коллективной деятельности (коллективное решение задач, взаимопроверка, взаимоконтроль, обсуждение результатов в группе, ролевые игры и т.д); — идейно-побудительного типа, раскрывающие мотивы поведения, перенос на себя опыта социального общения.
Общепризнанна классификация и по уровню организации деятельности учащихся. Условно их называют: низкий, средний и высокий.
Под “низкими” уровнем понимается организация взаимодействия, основанная на системе “учитель-ученик”. Хотя в ней и рассматривается определенная проблема, основная роль в ней отводится учителю. Он руководит, направляет работу всех учащихся, прислушивается к их мнению, но выводы делает сам.
Под “средним уровнем” подразумевают ситуации типа “учитель–ученик–ученики”. Особенность такого типа ситуаций в формировании у отдельных учащихся ответственности за решения, принимаемые в группе под его руководством, отстаивать свою точку зрения, принимать точку зрения других. Однако, вся деятельность заранее планируется с учителем, а реализуется одним из учеников.
Под “высоким уровнем” понимается ситуации типа “Ученик–ученики”. Существенный признак — организация коллективного поиска проблем, различного рода решений в условиях обмена информацией, деловых отношений в коллективе.
Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников с одного уровня на другой (обученности, воспитанности, умении и т.д. по наиболее оптимальному пути).
Задача возникает также если нужно перевести из одного состояния в другое (незнание — знание, распущенность — дисциплинированность, от неумения к умениям, от отрицательного к положительному отношению). Педагогическая задача может иметь достаточно большое число решений, так как она всегда субъективна. И способы ее решения зависят от особенностей учеников и учителя.
Педагогическая задача есть результат осознания педагогом цели и реальных условий ее достижения. Процесс решения педагогической задачи представляется как поиск выхода из затруднения в характере взаимодействия с учащимися (коллегами, родителями) и процесс достижения цели.
Процесс решения педагогической задачи состоит из следующих элементов:
· анализа ситуации и характера затруднений, т.е. выявление характера противоречий;
· формулировка педагогической цели, т. е. чего хотим добиться;
· поиск путей и средств достижения поставленной цели;
· анализ полученного результата;
· анализ ошибок и возможности других путей решения педагогической задачи.
Алгоритм решения педагогической задачи:
1. Уясните в деталях педагогическую ситуацию, описанную в задаче (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).
2. Вычлените проблему: реально существующий или назревающий конфликт, к которому ведет ситуация, описанная в задаче. Выясните или предположите истоки этого конфликта.
3. Определите педагогическую цель, которую необходимо достичь в процессе решения описанной в задаче ситуации.
4. Определите несколько вариантов решения конфликта.
5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант решения задачи.
6. Определите критерии, по которым возможно судить о достигнутых результатах.
Обязательная литература
1. Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987.— 144 с.
2. Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике.
3. Поташник Педагогические ситуации. М.,1983
Дополнительная рекомендуемая литература
1. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой.— Л.: Изд-во ЛГУ, 1980
2. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А.Зязюна.— М.: Просвещение, 1990.- 399 с.
План проведения занятия
1. Обсуждение понятий: “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача”, их значения в педагогической деятельности, алгоритма решения педагогической задачи, выполнения заданий для СРС.
2. Фронтальное решение педагогической задачи, предложенной преподавателем.
3. Группа разбивается на четыре подгруппы, каждой из которых предлагается для решения одна и та же педагогическая задача. Дается время на выработку коллективного решения каждой группой. Затем все они поочередно выслушиваются и выбирается наиболее логичный и интересный вариант решения.
4. Следующая задача решается каждым студентом самостоятельно в качестве письменной работы и сдается преподавателю на проверку.
Задания для СРС
1. Подготовиться к обсуждению вопросов:
а) что такое “педагогическая ситуация” и “педагогическая задача”, в чем состоит педагогический смысл какой-либо ситуации?
б) какие сведения необходимо получить, чтобы успешно действовать в педагогической ситуации?
в) какую проблему можно назвать педагогической? в чём может заключаться педагогический аспект какой-либо проблемы?
г) что называют целью? какая цель может быть названа педагогической?
в) чем объясняется необходимость предусматривать несколько вариантов деятельности в педагогической ситуации? что является основанием для каждого нового варианта?
г) какими критериями следует руководствоваться при выборе оптимального варианта решения педагогической задачи?
д) что может служить критериями для оценки достижения педагогической цели? какими методами можно оценить достижение педагогического результата?
2. Познакомьтесь со следующей педагогической ситуацией.
Разговор с отцом
Идет разговор в учительской с родителем трудного ученика. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Отец его, доктор наук, руководитель одной из крупнейших проблемных лабораторий, говорит в ответ на советы педагога:
Поймите, у меня ответственная работа, она имеет государственное значение. У меня нет времени заниматься сыном. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!
Когда педагог заметил, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе и самого папы, он опять возразил:
— Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, он имеет прекрасную коллекцию пластинок, сколько раз его возили в Москву... водили по музеям...
Отец долго перечислял элементы своего участия в воспитании. Считал это главным, и на беспокойство школы по поводу поведения сына взирал с усмешкой.
Попробуйте самостоятельно вычленить и решить по предложенному выше алгоритму педагогическую задачу. Не торопитесь и не перескакивайте через очередные этапы. Зафиксируйте свои затруднения в процессе решения задачи. Сообщите о них на занятии.
3. Вспомните проблемную ситуацию из своей школьной жизни. Запишите её в тетрадь и предложите на занятии.