Драматургия А. Н. Островского




«Гроза»

1. История создания произведения и проблема прототипов.

2. Основной конфликт «Грозы». Новаторский характер изображения «темного царства». Два поколения героев и система их взаимоотношений.

3. Своеобразие жанра пьесы: «народная трагедия» или социально-бытовая драма? Полемика Д. Писарева с Н. Добролюбовым.

4. Противостояние Катерины и «темного царства». Специфика проблемы «свободы и необходимости» и ее решение. Борьба в душе Катерины и трактовка финала произведения. Трагизм образа героини.

5. Поэтика пьесы: ремарки; монолог; символика названия; вещь - символ; сравнение - символ; язык действующих лиц. Мифопоэтика образов, хронотоп.

6. Особенности исполнения роли Катерины в театре (на примере известных русских актрис XIX–XX веков).

Список литературы

Островский А. Н. Гроза (любое издание).

Григорьев А. Литературная критика. М., 1967 (или: Григорьев А. Театральная критика. Л., 1985).

Добролюбов Н. Темное царство; Луч света в темном царстве (любое издание).

Писарев Д. И. Мотивы русской драмы // Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 2. М., 1955.

Анастасьев А. «Гроза» Островского. М., 1975.

Вайман С. Т. Неэвклидова поэтика: Работы разных лет. М., 2001. Раздел 4.

Журавлева А. «Гроза» А. Н. Островского // Лит. в школе. 1984. № 2.

Она же. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Лебедев Ю. В. О народности «Грозы», «русской трагедии» А. Н. Островского // Русская литература. 1981. № 1.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961. Гл. 6.

Мильдон В. И. Открылась бездна… Образы места и времени в классической русской драме. М., 1992.

Островский А. Н., Чехов А. П. и литературный процесс XIX-XX вв.: Сб. М., 2003. Статьи А. И. Ревякина, М. И. Свердлова, Г. И. Романовой.

Тамарченко Н. Д. Точка зрения персонажа и авторская позиция в реалистической драме «Гроза» А. Н. Островского // Автор и текст: Сб. статей / Под ред. В. М. Марковича и В. Шмида. СПб., 1996.

Штейн А. Мастерство русской драмы. М., 1973.

 

«Бесприданница»

 

1.Тема девушки-бесприданницы в творчестве Островского.

2.Мотив «горячего сердца» в пьесах и образ Ларисы Огудаловой. Функции монологов, пейзажа, музыки в воссоздании натуры героини.

3.Значение образов Паратова, Кнурова и Вожеватова в судьбе Ларисы. Мотив «вещи» и его завершение. Роль шута Робинзона в игре хозяев.

4.Глубина характеров и психологической характеристики героев: текст и подтекст; деталь; лейтмотив.

5. Вариант образа «маленького человека» у Островского (Карандышев). Ключевые слова, подчеркивающие его «малость».

6.История пьесы на сцене и в кино.

 

Список литературы

Островский А. Н. Бесприданница // Островский А. Н. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 5. М., 1975.

Журавлева А. И. Русская драма и литературный процесс XIX века. М., 1988.

Журавлева А. И. Некрасов В. Н Театр А. Н. Островского. М., 1986.

Костелянец Б. «Бесприданница» А. Н. Островского. Л., 1982.

Лакшин В. Я. А. Н. Островский. М., 1976.

Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М., 1961. Гл. 10. Рязанов Э. Неподведенные итоги. М., 1986.

Холодов Е. Мастерство А. Н. Островского. М., 1963.

Штейн А. Три шедевра. М., 1983.

Штейн А. Мастер русской драмы. М., 1973.

 

 

Повесть Ф. М. Достоевского «Записки из подполья»

 

1. Как построено произведение? В чем смысл такого построения? Расшифруйте понятие «подполье». Восстановите, опираясь на текст, ход рассуждений «подпольного». С кем полемизирует герой, утверждая мыслительную активность, преимущества развитого сознания? Критика рационалистических, просветительских теорий о человеке и прогрессе в повести. Оцените аргументы «подпольного», диалектику его размышлений. Что значат слова «дважды два четыре есть уже не жизнь... а начало смерти»? Что, с точки зрения героя, «выгоднее всех выгод» для человека? Почему «подпольный» отрицает «хрустальные дворцы»?

2. Почему вторая часть повести называется «По поводу мокрого снега»? Смысл и функции эпиграфа. Полемическое переосмысление традиционных сюжетов. Как раскрывается здесь герой? «Подпольный» и Лиза. Проанализируйте сцену объяснения. Что значат самоопределения героя: «трус» и «раб»? Верны ли они? Проблема свободы и своеволия. Смысл финала.

3. «Записки...» как философский пролог «великого пятикнижия».

Список литературы

Достоевский Ф. М. Записки из подполья (любое издание)

Достоевский Ф.М. Сочинения, письма, документы. Словарь-справочник. Спб., 2008. С. 77–89.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл. 5, раздел 2.

Зеньковский В. В.. История русской философии. Л. Т. 1, ч. 2. С. 229–236.

Кийко Е. И. Записки из подполья [Примечания] // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 5. Л., 1973. С. 374–386.

Латынина А. Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский - художник и мыслитель: Сб. статей. М., 1972. С. 220–226, 249–252.

Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 187-195.

Назиров Р. Г. Об эстетической проблематике повести «Записки...» // Достоевский и его время. Л., 1971.

Он же. Проблема художественности Ф. М. Достоевского // Творчество Ф. М. Достоевского: искусство синтеза. Екатеринбург, 1991.

О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881–1931 гг. М., 1990 (статьи Н. А. Бердяева, Г. В. Флоровского, С. Л. Франка, Ф. А. Степуна).

Шестов Лев. Избр. соч. М., 1993. С. 194–199, 223–231,242.

Щенников Г. К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 101–109.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: