Лирика А. С. Пушкина.
Цель занятия – на примере конкретных стихотворений показать философско-эстетическое своеобразие пушкинской лирики, представить пушкинскую концепцию человека через инвариантный сюжет лирики поэта – сюжет духовного возрождения.
1) Пушкинский взгляд на проблему литературного творчества. Романтическая концепция поэта-пророка, поэта-жреца, мотив внутреннего преображения поэта («Пророк», «Поэт»). Смысл противостояния поэта и толпы: насколько, по мнению Пушкина, поэт должен зависеть от своей аудитории («Поэт и толпа»)? Духовная свобода и уединение как непременное условие творчества («Поэту»). Тема бессмертия поэта в памяти читателей («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Сопоставьте пушкинский «Памятник» и стихотворения «Пророк», «Поэту». Почему независимость поэта от мнения читателей и критиков не мешает ему быть «любезным народу» после смерти?
2) Концепция человека в творчестве Пушкина. Проблема пушкинского трагизма («Демон», «Дар напрасный, дар случайный…», «Сцена из Фауста») и «светлой печали» (по С. Франку). Проблема веры и безверия. Сюжет духовного возрождения, воскресения в пушкинской лирике («Возрождение», «Ангел», «В часы забав иль праздной скуки…»). Установка на диалог, готовность к восприятию другого «я» («Друзьям», «Что в имени тебе моем?..»).
3) Состав и композиция каменноостровского цикла 1836 г., его место в творчестве Пушкина. Религиозная и светская проблематика цикла. Проследите, как развивается в каменноостровском цикле сюжет Страстной недели («Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Подражание италиянскому», «Мирская власть»). Подведение итогов и внутренняя готовность к смерти («Когда за городом задумчив я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Утверждение права на внутреннюю свободу и независимость («Из Пиндемонти»). Каменноостровский цикл в контексте «предсмертной» лирики поэта: мотивы побега и духовного поиска («Пора, мой друг, пора…», «Странник»), тема преемственности и духовной связи поколений («Вновь я посетил…»).
|
Художественные тексты: Воспоминания в Царском Селе (1814). Городок. Желание. Друзьям (1816). Безверие. Возрождение. Погасло дневное светило… Нереида. Редеет облаков летучая гряда… К Овидию. Демон. К морю. Сожженное письмо. 19 октября 1825 г. («Роняет лес багряный свой убор…»). Сцена из Фауста. Признание. Пророк. Ангел. Поэт. Воспоминание. Дар напрасный, дар случайный… Предчувствие. Цветок. Поэт и толпа. На холмах Грузии… Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Что в имени тебе моем?.. В часы забав иль праздной скуки… Поэту. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Заклинание. Пора, мой друг, пора… Вновь я посетил… Странник. Каменноостровский цикл: Из Пиндемонти. Отцы-пустынники и жены непорочны… Подражание италиянскому. Мирская власть. Когда за городом задумчив я брожу… Я памятник себе воздвиг нерукотворный….
Литература:
Франк С. О задачах познания Пушкина. Светлая печаль // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в. М., 1990. С. 422–452, 465–481.
Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.
Гинзбург Л. Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Л., 1982. С. 16–31.
Смирнов А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. М., 2007. Гл. 2, 3. С. 76–227.
|
Таборисская Е. М. Онтологическая лирика Пушкина 1826–1836 годов // Пушкин: исследования и материалы. СПб., 1995. Т. 15. С. 76–96.
Старк В. Стихотворение Пушкина «Отцы-пустынники…» и цикл 1836 года // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. С. 193–203.
Тоддес Е. А. К вопросу о каменноостровском цикле // Проблемы пушкиноведения: Сб. науч. тр. Рига, 1983. С. 34–43.
Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1999. С. 68–100.
«Былое и думы» А. И. Герцена:
портрет поколения 1840-х годов
1. Образ эпохи 1840-х годов в книге Герцена в оценке русских философов и современных ученых.
Как воссоздается и характеризуется духовная атмосфера 1840 годов в «Былом и думах»? Опишите «личный пафос» Герцена, его оценку социально-политической и культурной ситуации этого времени. Как это отражается на стиле повествования?
2. Обобщенный образ деятеля 1840-х годов - «русского мальчика», «праздного человека» (гл. 25) и его общественная роль. Семантика термина «праздный человек» и ее подтекст. Особенности жанра «литературного портрета» в «Былом и думах» (на примере портретов В. Белинского, П. Чаадаева, Н. Станкевича, А. Хомякова и др.).
3. Характеристика западников и славянофилов в книге Герцена.
Как объясняет автор раскол русского общества? В чем он видит своеобразие позиции западников и славянофилов? Как согласуются его оценки с данными современной науки? В чем своеобразие позиций самого Герцена? Что означают его слова о «двуликом Янусе»?
3. Особенности русского гегельянства. Сопоставьте текст 25-й главы из «Былого и дум» А. Герцена и 6-й статьи «Очерков гоголевского периода русской литературы» Н. Чернышевского.
|
3. Соотношение суждений Герцена с точкой зрения русских философов начала XX века и с дальнейшим развитием русской жизни и русской культуры. Взгляды Герцена на развитие русской истории (глава «Роберт Оуэн» из 6-ой части).
Список литературы
Герцен А. И. Былое и думы. Ч. 4. (гл. 25,29,30; любое издание). См. также: Ч. 6, глава «Роберт Оуэн».
Он же. Долг прежде всего (любое издание).
Бердяев Н. Русская идея. Гл. 2, ч. 2. (отд. издание; или: Русская литература. 1990. № 2; или: Вопросы философии. 1990. № 1).
Зеньковский В. История русской философии. Т. 1, ч. 2.
Флоровский Г. В. Пути русскогобогословия. Киев, 1991. Гл. 6.
Хомяков А. С. Иван Васильевич Киреевский // Хомяков А. С. О старом и новом. М., 1988.
Чернышевский Н. Г. Очерки гоголевского периода русской литературы: Ст. 6 (любое издание).
Володин А. И. Об историософии Герцена // Вопросы философии. 1996. №9.
Гурвич-Лищинер С. Герцен на пороге XXI // Вопросы литературы. 1996. №5. С. 133-166.
Дрыжакова Е. Н. Герцен на Западе: В лабиринте надежд, славы и отречения. СПб., 1999.
Егоров Б. Ф. Славянофильство, западничество и культурология // Из истории русской культуры. Т. 5 (19 век). М., 19%; Он же. О национализме и панславизме славянофилов // Там же.
Кондаков И. В. Контрапункты: 2 линии в развитии русской культуры (славянофилы и революционные демократы) // Русская литература. 1991. № 3 или: Он же. Раздвоение единого (2 линии в развитии русской культуры) // Вопросы литературы. 1991. №7.
Кулешов В. И Славянофилы и русская литература. М., 1976 (гл. 2),
Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург, 2001. С. 125–133, 385–400.
Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Там же.
Хестанов Р. Александр Герцен: импровизация против доктрины. М., 2001.
Цимбаев Н. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986.