Этап | Содержание | Время |
Организационный | (Под музыкальное сопровождение). Воспитатель: - Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече. И начать наше собрание, я бы хотела с игры «Да-нет». - Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы: «да», если вы согласны с моим высказыванием, и «нет», если не согласны. Скажите, громко и хором, друзья, Деток своих все вы любите? (ДА) С работы пришли, сил совсем нет, Вам хочется лекции слушать здесь? (НЕТ) Я вас понимаю… Как быть, господа? Проблемы деток решать нужно нам? (ДА) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь нам? (НЕТ) Последнее спрошу вас я: Активными все будем? (ДА) Воспитатель: Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнет двери школа, и начнется новый период в их жизни. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете за парты». | 10-15 мин. |
Основной | 1. Теоретическая часть: Поступление ребенка в школу – это вхождение в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Как войдет ребенок в новую жизнь, как сложится первый школьный год, какие чувства он пробудит в душе, какие оставит воспоминания, в огромной мере это зависит от того, что приобрел ребенок за годы дошкольного детства. А приобрели дети не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. Многие родители считают, что, если их ребенок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учебе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Какое же удивление родителей, когда успехов у ребенка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребенка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребенок, который идет в первый класс, а также то, что должны знать родители. Успех ребенка к школе зависит от: психологической готовности ребенка к школе – это, прежде всего желание получать знания, отнюдь не всегда интересные и привлекательные; развитие произвольных когнитивных процессов: мышления, памяти, внимания; развития речи и фонематического слуха. Психологическая готовность к школе не возникает на уроках подготовительных курсах и других центрах подготовки детей к школе. Она возникает как итог всей дошкольной жизни ребенка-дошкольника, подразумевающем то, что малыш много играет сам, со сверстниками, с взрослыми в сюжетно-ролевые игры и игры по правилам. Кроме того, он рисует, лепит, вырезает и клеит самоделки из бумаги, складывает узоры из мозаики, собирает кубики по образцу, занимается с различными конструкторами, играет на игрушечных музыкальных инструментах и, конечно же, слушает сказки, повести, рассказы. Чтение должно стать неотъемлемой частью жизни каждого ребенка. Книги, которые читают детям, не всегда соответствуют их возрасту и развитию. Иногда это чтение с отставанием («Репка», «Колобок» и т.п.) или с опережением (рассчитанные на младшей или средний школьный возраст). Когда вы читаете ребенку, он обязательно должен высказывать свое мнение о прочитанном. Задайте ему вопросы: - О ком или, о чем произведение? - Кто понравился и чем? - Как бы ты поступил на месте героя? - Продолжи сказку (рассказ) - Рассмотри иллюстрацию. К какому сюжету она относится? - Нарисуй свой рисунок. Речевое развитие детей 6-7 летнего возраста предполагает наличие словарного запаса в 3,5-7 тысяч слов, умение правильно произносить звуки, способность к простейшему звуковому анализу слов. Игры в семье. Сегодня в нашем обществе из-за недостаточного внимания, уделяемого в семье игре, она все меньше и меньше заполняет жизнь ребенка. На место игры пришел – телевизор и компьютер. При этом в компьютерной игре не работает ни воображение, ни фантазия ребенка, а ребенок из активного субъекта превращается в пассивного зрителя. И это приводит к снижению интеллектуального развития ребенка и творческого потенциала детей, к угасанию познавательной активности. Перед поступлением в школу ваш ребенок должен иметь определенный запас знаний, основанный на его жизненном опыте. Ребенок должен знать: имя, фамилию, адрес (город, улицу, дом, телефон), имена и отчества родителей, где они работают. Кроме этого ребенок должен знать мир, который его окружает: времена года, дни недели, деревья, птиц, насекомых, зверей и т.д. Ваши дети должны не просто воспринимать действительность, а делать определенные выводы, размышлять. Чаще задавайте детям вопрос: а почему ты так думаешь? Важно, чтобы ребенок научился сравнивать, обобщать, сопоставлять. Нужно ли учить ребенка читать и писать? Министерство образования не рекомендует учить детей читать, усматривая в этом перезагрузку для детей данного возраста. Кроме того, неквалифицированное обучение чтению создает массу трудностей при дальнейшем обучении. Намного сложнее переучить, чем научить. Для того, чтобы ребенок научился в школе читать быстрее, ему надо развивать память (зрительную и слуховую), мышление, воображение. Но все же, если ребенок хочет или уже умеет читать, совершенствовать технику чтения, можно с помощью Н.С. Жуковой, в котором даны рекомендации для вас, дорогие родители. Не пытайтесь учить вашего ребенка писать прописные буквы! Этот процесс очень сложный: необходимо знать методику написания каждой отдельной буквы. Но вы можете помочь учителю и укрепить кисти руки, которой будет писать ребенок, различными упражнениями: - раскрашивание; - вырезывание; - штриховка; - лепка; - застегивание и расстегивание пуговиц; - завязывание и развязывание; - перекладывание мелких игрушек; - закручивание и раскручивание гаек; - перебирание крупы; - мозаика. Игры родителей с детьми дома. (Приложение 1). Я хочу предложить вам игры со счетными палочками, и зубочистками, которые помогут развить не только мелкую моторику рук вашего ребенка, но и его память, внимание, наблюдательность, воображение, а также познакомят его с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. В этих играх вашими помощниками станут не только обыкновенные счетные палочки, но и карандаши, спички или соломинки. Ребенку предлагаются рисунки и простейшие геометрические фигуры, которые ему нужно выложить из палочек на равной поверхности. В процессе игры необходимо пояснить, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце – из многоугольника и т.п., пусть ребенок пофантазирует и придумает свою картинку. Когда ребенок уже запомнил ту или иную геометрическую фигуру, можно предлагать ему задание такого типа: - Верно ли, что та фигура, которую я сложила, называется треугольник? - Сравни рисунок в книге и рисунок на столе: все ли правильно? Какие требования предъявит учитель к вашему ребенку? Детям надо научиться внимательно слушать учителя на уроке. Нельзя кричать с места, вставать без разрешения учителя, выходить из класса. Если ребенок хочет что-то сказать, то нужно поднять руку. Дети должны помнить, что учитель дает задание всему классу и не может повторять его только ему. Ваш ребенок будет постоянно испытывать дискомфорт от того, что в классе для учителя все дети равны и он один из них. Научите ребенка слушать и слышать вас! Выполнять ваши просьбы и поручения! И тогда он будет слышать учителя, и выполнять его требования. Так вы научите своего малыша работать в коллективе, слушать, иногда, когда говорят всему классу и выполнять задание вместе со всеми. И не в коем случае, не привлекать к себе внимание плохим поведением. Воспитатель 2: Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитание в детях самостоятельности, интереса к школе, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами. Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми -семьей. В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком. Практические рекомендации родителям (Приложение 2): - Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. - Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если вчера предупреждали. - Не торопите. Умение рассчитывать время – ваша задача, и, если это плохо удается, это не вина ребенка. - Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много работать. - Ни в коем случае не прощайтесь, «предупреждая»: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих оценок» и т.п. - Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день. - Забудьте фразу «Что ты сегодня получил? - Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени. - Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопитесь с выводами. - После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. - Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) - необходимы. - В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то…», порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. - Постарайтесь найти в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. - Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактике решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного. - Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, (3-4 недели для учащихся 2-4 класса), конец 2 четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина 3 четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребенка. - Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы. Помните, что даже «самые большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Одну из памяток мы вручаем вам на память. (Вручение памяток на тему: «10 советов родителям будущих первоклассников».) (Приложение 3). | 15 мин. |
2. Практическая часть: Практические советы и упражнения для родителей. «Тайм-менеджмент для первоклассников» Вечернюю или утреннюю подготовку к школе удобно организовать с помощью магнитно-маркерной доски. Предложите ребенку крепить на нее лист с заданиями - рисунками. Каждый рисунок соответствует делу, которое ребенок должен сделать вечером или утром, соответственно: Портфель – собрать учебники и тетрадки, Туфли – взять сменную обувь, положить телефон, ключи, очки, кошелек, платок, завтрак и другие необходимые вещи. По мере того, как дело делается, ребенок ставит себе «Плюсик», «Смайлик», «Звездочку» или любой другой знак. Таким образом, мама избавлена от необходимости постоянно напоминать ребенку о его делах, а ребенок самостоятельно собирается в школу и учится планировать свои дела. Мы предлагаем вам взять на вооружение такой способ детского тайм-менеджмента, составленного для девочек и для мальчиков. Эти таблички вы можете положить в свои «Портфели», а дома раскрасить со своим ребенком, добавить свои картинки и изменить как это нужно именно вам. Может быть, такой способ кому-то поможет экономить время. Планируйте с ребенком будущий день и неделю. Анализируйте прошедший день, отмечайте успехи ребенка и хвалите его. Упражнение «Слабые и сильные стороны моего ребенка» Воспитатель: - Предлагаю взять 2 цветных листа бумаги (зеленый и сиреневый) - На зеленом листе выпишите сильные стороны своего ребенка - На сиреневом листе – слабые стороны. (Родители пишут) - Какие личностные качества было писать легко, а какие вызвали затруднения? - Напишите имя своего ребенка на каждом листе. Мы предлагаем вам дома сделать папку куда вы будете складывать памятки, рекомендации, консультации на протяжении всего года, а по необходимости будете просматривать и применять в воспитании и развитии своего ребенка. А конверт сделайте и положите сиреневые листочки, которые помогут вам рассказать о своем ребенке учителю. Ложный стыд или нежелание родителей сообщать учителю о тех или иных особенностях (и особенно «слабостях») своего ребенка усложняют не только работу педагога, но часто являются причиной трудностей самого ребенка. Бывает, учителю требуется не один месяц, чтобы разобраться в причинах этих трудностей, а ведь могло хватить одного разговора. Упражнение «Согни листок» Предлагаю выполнить упражнение. Выполняя его, не смотрите на других, чётко выполняйте инструкцию, ничего не спрашивая. Делайте так, как считаете нужным. Итак, возьмите листок бумаги, сложите его вдвое, оторвите верхний правый угол, снова сложите листок вдвое, оторвите верхний правый угол. И так до тех пор, пока не станет трудно рвать. Разверните свои листы и положите на пол перед собой. Можно ли сказать, что кто-то выполнил это упражнение неправильно? Почему? Видите, насколько по-разному воспринимается одна и также инструкция разными людьми. Мы все хоть чем-то отличаемся друг от друга. От того, что сходства и различия есть между нами, у нас формируются предубеждения и стереотипы по отношению к окружающим. Это происходит потому, что различия преувеличиваются, а сходства недооцениваются. Следующее наше упражнение будет полезно в любом возрасте и не только для детей, а называется оно «Потребность в любви» Упражнение «Потребность в любви» Правила: Присутствующие делятся на две группы. Одни - «дети», другие – «родители». «Дети» встают во внутренний круг, «родители» во внешний, лицом друг к другу. Задача «детей» произносить: «Я хочу, чтобы меня любили». Взрослые, не глядя «детям» в глаза, отвечают: «Мне некогда». Каждый взрослый, должен сказать это каждому ребёнку и наоборот. Внутренний круг на месте, а внешний передвигается. Что вы чувствовали? Чему научило вас это упражнение? Думаю, что каждый из вас сделал для себя определённые выводы. Это упражнение способствует размышлению над организацией воспитания и общения с детьми в семье. Не надо заставлять своего ребенка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребенок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью. Очень важны такие черты характера, как ответственность, способность преодолевать трудности, умение подчиняться общим правилам, считаться с интересами других. Родителям нужно развивать мышление, восприятие, память малыша. Надо помнить, что, играя с дошкольником, выполняя с ним простейшие задания, взрослые в процессе выполнения развивают запоминание, внимание и мышление. Вы - родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми - семьей. ИГРА «НАШИ ЦЕЛИ И МЕЧТЫ» Давайте сейчас каждый из вас напишет на листочке ваши пожелания о том, чему бы вы хотели, чтоб ваш ребенок умел/научился к поступлению в 1 класс (подпишите листочки) – положим в баночку. А в конце года почитаем и посмотрим, добились ли мы с вами этих пожеланий. | 15-20 мин. | |
Заключительный | Воспитатель: Хочется подвести итог в конце нашего собрания: Рефлексия: “Все у меня в руках” Сейчас на листах из школьного дневника впишите свои ответы на вопросы. - Больше всего мне понравилось… - В дальнейшем я буду использовать… -Сегодня для меня было любопытно узнать… - Я расскажу сегодня вечером дома о … - Необычным для меня сегодня было… Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека – не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь, забота, доверительные отношения, телесный контакт нужны ребенку больше всего. Больше разговаривайте с детьми, старайтесь узнать, чем они живут, интересоваться всем, что связано с их миром. - А теперь вы можете себе поставить самые лучшие оценки в этих дневниковых листах. Воспитатель: Уважаемые родители, есть ли у вас вопросы? Задавайте, пожалуйста! Родители: отвечают, задают вопросы. Воспитатель: Спасибо за встречу, диалог и ваше внимание! - Нашу встречу я хочу закончить стихотворением: Берегите друг друга, Добротой согревайте! Берегите друг друга, Обижать не давайте! Берегите друг друга, Суету позабудьте. И в минутку досуга Рядом вместе побудьте! Желаю успехов вам и вашим детям! | 15 мин. |
Приложение 1.