Темы, выносимые на самостоятельное изучение




Модуль 1. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 17 ВЕКА

Тема 1.1. Общая характеристика и периодизация литературы 17 века. Новое время как историко-культурный феномен. Основные исторические события в Европе 17 века (завершение буржуазной революции в Нидерландах, движения реформации и контрреформации, Тридцатилетняя война, Фронда, английская буржуазная революция). Формирование науки как социального института в 17 веке и ее роль в становлении картины мира, концепции человека в Новое время. Роль философских идей Гоббса, Декарта, Гассенди, Паскаля, Спинозы в научном и художественном познании мира.

Литературные направления 17 века. Споры о литературных направлениях 17 столетия в современной науке. 17 век – эпоха барокко и классицизма. Значение и история термина «барокко». Философия барокко. Антиномичность в барочной картине мира. Мироощущение человека барокко. Идея иллюзорности человеческого бытия. Классицизм и его роль в культуре и литературе 17 столетия. Классицизм и рационалистическая философия.

Тема 1.2. Испанская литература 17 века. 17 век в Испании: идеи контрреформации как определяющий фактор духовной жизни общества, социальные, политические и экономические особенности развития страны. Теория испанского барокко: трактат Бальтасара Грасиана «Остроумие, или искусство изощрённого ума». Понятие художественного вкуса в трактате Грасиана. Оппозиция «тёмного» и «трудного» стилей в поэтике барокко, культеранизм и консептизм в испанской литературе 17 века.

Тема 1.3. Поэзия испанского барокко. Гонгора – основоположник «тёмного стиля» в испанской поэзии. Принцип метафоризации и эстетизм в поэзии Гонгоры. Мотивная система поэзии Гонгоры. Жизнь и творчество Франсиско де Кеведо. Художественная специфика так называемого «трудного» стиля в поэзии Кеведо. Жанровое разнообразие и мотивная система поэзии Кеведо. Сатирическая тенденция в творчестве Гонгоры и Кеведо.

Тема 1.4. Проза испанского барокко. Разновидности жанра романа в испанской литературе 17 века. Культурно-исторические предпосылки возникновения плутовского романа: феномен «pícaro» в испанской культуре 17 века. Художественная специфика жанра плутовского романа. «Отрицательная» эволюция героя-плута. Роман Франсиско де Кеведо «История жизни пройдохи Паблоса» как произведение зрелого барокко. Барочная картина мира и её отражение в романе Кеведо. Развитие жанра плутовского романа в европейской литературе 17-18 вв.

Тема 1.5. Драматургия испанского барокко. Жизнь и творчество Кальдерона де ла Барка. Жанровое своеобразие и периодизация творчества Кальдерона. Отражение философских идей барокко в драмах Кальдерона. Проблема веры и свободной воли человека как центральные проблемы драматургии Кальдерона. Пьеса «Жизнь есть сон» как программное произведение испанского барокко. Мотив иллюзорности жизни в драме. Образ главного героя. Барочная символика драмы «Жизнь есть сон». Комедии «Драмы чести» в творчестве Кальдерона: традиции и новаторство жанра. Проблема чести в творчестве Кальдерона. Развитие традиций «комедии плаща и шпаги» в драматургии Кальдерона.

Тема 1.6. Драматургия французского классицизма: трагедия. Основные принципы эстетики классицизма. Эстетические взгляды Буало (трактат «Поэтическое искусство»). Формирование классицистического театра во Франции и его развитие в 30-50-е гг. Жизнь и творчество П. Корнеля. Ранние комедии П. Корнеля: особенности героя и конфликта, специфика комического. Трагикомедия Корнеля «Сид». Жанровое своеобразие произведения. Особенности построения образов Химены, Родриго. Особенности трагической коллизии, образная система и этапы развития конфликта. Споры о «Сиде» в литературно-критической мысли Франции, его роль в становлении целостной концепции классицистической драматургии.

Творчество Ж. Расина как новый этап в развитии французского театра 17 века, жанр любовно-психологической трагедии в творчестве драматурга. Периодизация творчества Расина. Концепция трагического в трагедии «Андромаха», уравновешенность формы и напряженность нравственно-психологического конфликта пьесы. Конфликт разума и страсти в трагедии. Особенности поэтики трагедии «Федра». Трагический конфликт «Федры», его этапы и художественное разрешение. Особенности развития психологического конфликта Федры. Концепция частичного этического оправдания «преступника по неволе» в драматургии Расина.

Тема 1.7. Драматургия французского классицизма: комедия. Жизнь и творчество Мольера. Понятие «высокой» комедии в творчестве Мольера. Особенности главного конфликта и характера комедии «Тартюф». Социальная проблематика комедии. Роль фарсовых элементов в пьесе. Способы построения характеров. Социальная и философская проблематика комедии Мольера «Дон Жуан», своеобразие трактовки образа главного героя. Специфика развития конфликта в комедии. Основные способы комического изображения. Проблематика комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Трагическое и комическое в образе господина Журдена. Роль фарсовых элементов в комедии.

Тема 1.8. Прозаические жанры французского классицизма. Афоризм как литературный жанр. Творчество Ларошфуко. Основные вехи биографии. Художественные особенности французского афоризма. Психология человечества в афористике Ларошфуко. Судьба романа во французской литературе эпохи классицизма. Творчество мадам де Лафайет. Основные вехи биографии писательницы. Особенности нравственно-психологического конфликта романа «Принцесса Клевская».

Модуль 2. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 18 ВЕКА

Тема 2.1. Общая характеристика и периодизация литературы 18 столетия. 18 век как самостоятельная историко-литературная эпоха. Содержание понятия «Просвещение», проблема Просвещения в современном литературоведении. Основные философские системы столетия, их общественная роль и воздействие на литературу (Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант). Специфический характер религиозности в 18 веке. Деизм. Споры о литературных направлениях эпохи в современном литературоведении. Классицизм, рококо и сентиментализм как основные литературные направления 18 столетия. Своеобразие литературного процесса в странах Западной Европы в 18 веке.

Тема 2.2. Французская литература 18 века. Своеобразие историко-социального развития Франции XVIII столетия. Своеобразие французского Просвещения как наиболее радикального среди других национальных типов Просвещения. Основные этапы литературного развития во Франции XVIII столетия. Творчество Вольтера. Основные вехи биографии писателя. Своеобразие жанра философской повести в творчестве Вольтера. «Кандид» как лучший образец философско-художественной прозы Вольтера. Специфика системы персонажей в «Кандиде». Образ «благородного дикаря» в повести «Простодушный», проблема варварства и цивилизованности. Социальная критика в «Простодушном». Воздействие сентиментализма на поэтику произведения. Историко-литературное и общественное значение творчества писателя. Творчество А. Прево. Основные вехи биографии писателя. «Манон Леско» как социально-психологический роман рококо. Творческая история романа. Особенности конфликта и системы персонажей. Дискуссионные проблемы в истолковании романа. Творчество Ш. де Лакло. Основные вехи биографии писателя. Роман «Опасные связи». Особенности художественного психологизма в романе. Система персонажей романа. Творчество Бомарше. Основные вехи биографии писателя. Драматургия Бомарше. Трилогия о Фигаро. Эволюция образа героя от «Севильского цирюльника» к «Женитьбе Фигаро». Острота просветительской проблемы пьесы, ее критицизм и жанрово-стилевые особенности комедии рококо в поэтике произведения. Творчество Ж.-Ж. Руссо. Основные вехи биографии писателя. Место Руссо в просветительском движении: Руссо и руссоизм. Специфика философских, социально-политических и исторических взглядов Руссо и их отражение в трактате «Общественный договор». Эпистолярный сентименталистский роман «Юлия, или Новая Элоиза». Новаторство Руссо в создании сентименталистского романа-исповеди («Исповедь»).

Тема 2.3. Немецкая литература 18 века. Особенности развития социально-экономических отношений в Германии 18 столетия. Специфические задачи немецкого Просвещения: политико-идеологические (национальное объединение), эстетические (формирование литературного языка). Основные этапы немецкой литературы 18 столетия и их периодизация. Эстетические взгляды Лессинга и его роль в формировании эстетики немецкого Просвещения. Движение «Бури и натиска» как полемика с ранним немецким Просвещением и как динамическое развитие просветительских идей и тенденций в Германии. Литературная программа штюрмеров. Творчество Гете. Основные вехи биографии писателя. «Страдания юного Вертера» как сентименталистский роман. Особенности романного повествования в контексте традиции эпистолярной прозы. Психологизм и социальность «Вертера». Воздействие гетевского романа на эволюцию европейской романистики рубежа XVIII-XIX вв. «Фауст» как вершина творчества писателя и художественный синтез немецкого Просвещения. Творческая история произведения. Проблема жанра «Фауста». Философская проблематика «Фауста». Основные этапы духовной эволюции Фауста. Концепция научного познания в «Фаусте».


Темы, выносимые на самостоятельное изучение

Модуль 1.

Английская литература 17 века. Особенности социально-политического развития Англии в 17 веке. Взаимосвязь политических и религиозных конфликтов. Английская революция 1648-1649 гг., ее воздействие на социокультурную атмосферу в Англии и в Западной Европе. Периодизация английской литературы 17 века, основные литературные направления. Английская поэзия 17 века. Творчество Д. Донна. Эволюция барочных тенденций в лирике Д. Донна. Трактовка человека и мира, специфика метафорической образности, экспрессивность стиля в лирике Д. Донна. Английская литература периода революции и гражданской войны: расцвет публицистических жанров. Жизнь и творчество Дж. Мильтона. Поэма Мильтона «Потерянный рай», синтез барокко и классицизма в поэме. Проблематика поэмы и ее трактовка. Образная система поэмы.

Модуль 2.

Английская литература 18 века: Особенности социально-политической ситуации в Англии XVIII века. Раннее формирование просветительских тенденций в английской литературе. Философские теории Локка, Беркли, Юма, их значение для становления и эволюции новой литературы. Основные этапы развития английской литературы. Творчество Д. Дефо. Основные вехи биографии писателя. Место романа «Робинзон Крузо» в творчестве писателя Концепция «естественного» человека и его варианты в произведении Дефо. Особенности просветительской проблематики и поэтики романа. Творчество Д. Свифта. Основные вехи биографии писателя. Общественно-политическая деятельность Свифта и его публицистика. Роман Свифта «Путешествие Гулливера» как философский роман. Специфика свифтовской фантастики, ее рационалистическая основа. Сатирическое изображение Англии и размышление о человеческой природе в романе Свифта. Творчество Г. Филдинга. Эволюция творчества Филдинга-романиста. «История Тома Джонса» как вершина романного творчества писателя. Поэтика рококо в «Истории Тома Джонса». Концепция человека в романе и ее соотношение с просветительской традицией. Творчество Л. Стерна. Основные вехи творческой биографии писателя. Литературное новаторство Стерна. Жанровое своеобразие сентиментально-юмористического романа писателя («Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»).

Немецкая литература 18 века: Роль Лессинга в развитии немецкого Просвещения. Формирование и развитие эстетических взглядов писателя. Драматургия Лессинга. Социальная проблематика пьесы. Штюрмерский период в творчестве Гете и Шиллера. Своеобразие лирики Гете штюрмерского периода. Творчество Шиллера. Основные вехи биографии писателя. Штюрмерский период в творчестве Шиллера. Лирика Шиллера. Бунтарский характер и жанровое новаторство ранней драматургии («Коварство и любовь»). «Коварство и любовь» как образец мещанской драмы. Специфика развития конфликта в драме «Коварство и любовь».




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: