Список текстов, выносимых на рубежные контрольные работы




Курс состоит из двух модулей – Западноевропейская литература 17 века и Западноевропейская литература 18 века – и предполагает углублённое изучение не только литературы, но и культуры и истории Западной Европы в эти два века. В течение 4-го семестра студентам читаются лекции и проводятся практические занятия по наиболее важным темам курса. В рамках изучения курса студенту следует обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям, хрестоматиям и рекомендованной учебной и научной литературе.

Лекции проводятся в интерактивной форме и предполагают активное участие студентов в обсуждении представляемых на лекциях тем. В рамках лекций возможны выступления студентов с докладами и презентациями на заданные темы, однако тексты докладов и материалы презентаций должны быть заранее утверждены преподавателем.

Практические занятия предполагают углубленное изучение ряда текстов, выносимых в программу курса для обязательного чтения. В ходе практических занятий возможны дискуссии, круглые столы, дебаты, целью которых является не только более пристальное прочтение изучаемых художественных текстов эпохи, но и развитие навыков ведения аргументированного спора, публичного выступления, участия в полемике и т.д. Подготовка к практическому занятию обязательно предполагает апелляцию к дополнительной научной литературе по теме. Студенческая активность на лекционных и практических занятиях и регулярная хорошая подготовка к практическим занятиям поощряются бонусными баллами в конце семестра.

Модуль 1. При изучении данного модуля перед студентами ставится задача освоения основных понятий, характеризующих процесс бытования западноевропейской литературы в 17 веке, а также прочтения и критического осмысления текстов, вынесенных в список обязательной литературы. Цель изучения данного модуля – дать учащимся представление о специфике западноевропейского литературного процесса в 17 веке, о его национальных вариантах и основных представителях. Данный модуль включает в себя несколько тематических блоков (общетеоретический блок, французская / английская / испанская литература). Модуль 2 решает аналогичные цели и задачи, но относительно западноевропейского литературного процесса 18 столетия. Особое внимание в этом тематическом блоке уделяется спорным теоретическим проблемам, связанным с изучаемой эпохой (понятие Просвещения и споры вокруг него в литературоведении, понятия рококо, сентиментализма и предромантизма в современной науке о литературе).

В ходе изучения зарубежной литературы 17-18 веков студенты столкнутся с некоторыми новыми культурно-историческими и общими литературоведческими терминами и понятиями, знание которых обязательно для успешного освоения курса и формирования их профессиональных компетенций. В связи с этим студентам рекомендуется вести личный глоссарий, который содержал бы разъяснения литературоведческих терминов и культурно-исторических понятий, с которыми учащиеся сталкиваются в процессе изучения данного курса. Составление словаря, естественно, требует работы с различными учебными и справочными пособиями, что не только систематизирует и закрепляет знание ключевых для данного курса терминов и понятий, но также развивает навык работы со словарными и энциклопедическими ресурсами, в том числе электронными. Индивидуальный словарь может быть использован учащимся в ходе экзамена по курсу, что может значительно облегчить процесс прохождения аттестации. Разъяснения по каждому из представленных в глоссарии терминов могут представлять собой компиляцию из нескольких энциклопедических или учебно-методических источников, при этом ссылки на использованные источники обязательны. В качестве источников могут выступать только авторитетные издания учебников, словарей и энциклопедий (в том числе их электронные версии).

Композиция глоссария определяется потребностями учащегося. В качестве примера предлагается глоссарий, содержащий два раздела: 1) культурно-исторические понятия, 2) термины, определяющие собственно литературный процесс. Ниже приводятся примеры кратких определений понятий из соответствующих разделов:

1. Культурно-исторические понятия

Барокко (barroco) – одно из направлений в искусстве и литературе 17 века, особенно сильно проявившее себя в таких европейских странах, как Испания, Италия, Германия. Барокко возникает как реакция на глубокий исторический, социальный, философский, нравственно-психологический кризис, который переживает Европа в период перехода от Возрождения к Новому времени. (Возможна апелляция к точкам зрения различных литературоведов для сравнения позиции).

Классицизм (neoclasicisimo) – наряду с барокко, направление в искусстве и литературе 17 - 18 веков, основывавшееся на следовании античным канонам и образцам. Наибольшего расцвета классицизм достиг во Франции 17 века. (Эстетические идеи классицизма, основные представители, споры вокруг классицизма в современном литературоведении и т.д.)

Просвещение (Ilustración) – интеллектуально-философское и культурное движение, распространившееся в странах Европы с конца 17 в. и завершившееся в конце 18 века, в период Великой французской революции. Основными деятелями Просвещения были Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Монтескьё и др.

И т.п.

2. Термины, определяющие собственно литературный процесс

Культеранизм (culteranismo), или «тёмный» стиль поэтическое течение внутри испанского барокко, основателем и идеологом которого был Луис де Гонгора. Произведения культеранистов основаны на принципе метафоризации. Основное положение культеранистов – чем труднее произведение воспринимается читателем, тем ценнее вложенный в него смысл (возможны примеры из текстов).

Консептизм (conceptismo), или «трудный» стиль – поэтическое течение внутри испанского барокко, основателем и идеологом которого был Франсиско де Кеведо. Консептисты отвергают принцип метафоризации и выступают за глубину смысла и лаконизм (возможны примеры из текстов). И т.п.

Также в рамках курса возможно составление учащимися индивидуальных карточек, содержащих цитатный материал. Данный вид работы помогает структурировать прочтенный материал и отобрать цитатный материал, который может пригодиться в рамках практических занятий или во время экзамена. Карточками, написанными от руки в отдельной подписанной тетради, учащиеся могут пользоваться в ходе экзамена.

Программа курса предполагает проведение ДВУХ РУБЕЖНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ по следующим темам: «Литература Франции и Испании 17 века» и «Литература Франции и Германии 18 века». Каждая из контрольных работ оценивается в 25 баллов.

Список текстов, выносимых на рубежные контрольные работы:

1. Ф. де Кеведо «История жизни пройдохи по имени дон Паблос»

2. Кальдерон де ла Барка «Жизнь есть сон», «Дама-невидимка», «Саламейский алькальд»

3. П. Корнель «Сид»

4. Ж. Расин «Федра», «Андромаха»

5. Ж.-Б. Мольер «Дон Жуан», «Тартюф»

6. М. де Лафайет «Принцесса Клевская»

7. Д. Дидро «Монахиня»

8. Вольтер «Кандид», «Простодушный»

9. Бомарше «Безумый день, или женитьба Фигаро»

10. А. Прево «История кавалера де Грийе и Манон Леско»

11. Гёте «Фауст», «Страдания юного Вертера»

12. Ф. Шиллер «Коварство и любовь»

В рамках курса предполагается также выполнение учащимися ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАБОТ. В течение семестра учащиеся должны подготовить рецензии на экранизации/постановки 2-х художественных текстов, входящих в список обязательных к прочтению и относящихся, соответственно, к 17 и 18 столетиям.

Требования к написанию рецензий:

Рецензия должна содержать общую информацию о фильме/постановке, а также демонстрировать знание худож.текста и фильма, содержать критические замечания к фильму и характеристику сильных сторон экранизации/постановки, осмысление того, насколько режиссеру удалось сохранить проблематику, образы героев и атмосферу исходного текста. Отдельное внимание уделяется костюмам, декорациям, свету и др. приемам, позволяющим приблизить фильм/постановку к исходному тексту. При оценивании учитываются также грамотность текста и оформление работы.

Выбранный для рецензирования материал (фильм, театральная постановка) должен быть заранее согласован с преподавателем. Окончательно определиться с темами рецензий необходимо до конца марта 2017 г. Данный вид работы выполняется в течение семестра, работы должны быть сданы на проверку не позднее 10.05.2017 г.

Ориентировочный план занятий к курсу «Зарубежная литература 17-18 вв.», 2 семестр 2016-2017 уч.г. [1]

1. «Новое время» в истории западноевропейской цивилизации. Культурно-историческая ситуация в Европе 17 столетия. Рационализм и эмпиризм как основные направления философской и научной мысли эпохи. Барокко и классицизм как направления в искусстве 17 века (лекция 4 ч.).

2. Литература испанского барокко: характеристика литературного процесса в Испании 17 столетия. Поэзия испанского барокко: культеранизм и консептизм. Творчество Л. де Гонгоры. Поэзия Ф. де Кеведо (лекция 2 ч.).

3. Жанр плутовского романа в испанской литературе 17 века. Роман Ф. де Кеведо «История жизни пройдохи Паблоса» (лекция 2 ч.).

4. Испанский театр барокко: творчество П. Кальдерона де ла Барка. Религиозно-философская проблематика драмы «Жизнь есть сон» (лекция 2 ч., практич.з. 2 ч.).

5. Литературный процесс во Франции в 17 столетии, культурно-исторический контекст. Эстетика классицизма и ее отражение в «Поэтике» Буало (лекция 2 ч.).

6. Французский классицистический театр: творчество П. Корнеля. Проблематика и художественные особенности трагедии «Сид» (лекция 2 ч.).

7. Французский классицистический театр: творчество Ж. Расина. Проблематика и художественные особенности трагедии «Федра» (лекция 2 ч., практич.з. 2 ч.).

8. Французский классицистический театр: жанр «высокой комедии» в творчестве Ж.-Б. Мольера. Социальная проблематика и художественные особенности комедий «Тартюф», «Мещанин во дворянстве». Социальная и философская проблематика комедии «Дон Жуан» (лекция 2 ч.).

9. Французская просветительская проза. Жанр романа во французской литературе 17 в. Творчество М. де Лафайет. Проблематика и художественные особенности романа «Принцесса Клевская», особенности психологизма в романе М. де Лафайет (лекция 2 ч.).

10. Рубежная контрольная работа на тему: «Литература Франции и Испании 17 века» (2 ч.).

11. Содержание понятия «Просвещение». Культурно-исторический контекст и периодизация эпохи Просвещения в Европе. Рококо и сентиментализм как художественные направления эпохи Просвещения. Хронологические рамки и особенности французского Просвещения. Типология романа в литературе французского Просвещения. Творчество А. Прево. «Манон Леско» как социально-психологический роман рококо (лекция, 2 ч.; пр.з., 2 ч.)

12. Творчество Вольтера. Философские и эстетические взгляды Вольтера. Философская проблематика романа «Кандид». Социальная критика в повести «Простодушный». (лекция, 2 ч.)

13. Творчество Ж.-Ж. Руссо. Философские и эстетические взгляды Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза» как сентиментальный психологический роман (лекция, 2 ч.)

14. Творчество Д. Дидро. Философские и эстетические взгляды Д. Дидро. Деятельность «энциклопедистов». «Монахиня» как социально-психологический роман. Эстетика рококо и сентиментализма в романе Дидро. (лекция, 2 ч., пр.з. 2 ч.)

15. Творчество Бомарше. Эстетические взгляды Бомарше. Трилогия о Фигаро: изменение образа главного героя, усиление социальной проблематики. Революционный характер комедии «Женитьба Фигаро» (лекция, 2 ч.)

16. Культурно-исторические особенности и периодизация немецкого Просвещения. Эстетические взгляды Лессинга. Движение «бури и натиска»: состав движения, хронологические рамки, идеи Гердера и Гёте и их роль для формирования идеологии «штюрмеров» (лекция, 2 ч.)

17. Контрольная работа «Литература немецкого и французского Просвещения» (2 ч.)

18. Творчество Гёте. «Страдания юного Вертера» как роман, иллюстрирующий кризис штюрмерских настроения Гёте. Эстетика сентиментализма в романе Гёте. Вертер как собирательный образ молодого поколения Германии. (лекция, 2 ч.)

19. Источники «Фауста». Особенности композиции и жанровая специфика произведения. Функция «Пролога на небесах» для раскрытия замысла Гёте. Внутренняя эволюция Фауста. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера. Образ Гомункула в драме. Варианты прочтения финала (лекция, 2 ч., пр.з. 2 ч.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: