УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА




УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫИ ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ СЕВЕРОДВИНСКА


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №3» г. Северодвинска

 

 

РАССМОТРЕНА на заседании методического совета МБУ ДО «ДМШ №3» 11.05.2022, протокол № 4   УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО «ДМШ №3» Данилюк Л.С. _______________
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБУ ДО «ДМШ №3» 07.06.2022, протокол №5  

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По учебному предмету

ИНСТРУМЕНТ (ДОМРА ТРЁХСТРУННАЯ)

 

Северодвинск - 2022

 

Разработчики:
Бекетова Елена Викторовна
, преподаватель высшей квалификационной категории (домра)
МБУ ДО «ДМШ №3» г. Северодвинска;

Быкова Юлия Борисовна, преподаватель первой квалификационной категории (домра),
МБУ ДО «ДМШ №3» г. Северодвинска.

 


 

I. Пояснительная записка

 

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент» (домра трёхструнная) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Инструментальное музицирование» разработана с учётом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на народных музыкальных инструментах в детских школах искусств.

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доступности, песенной основе, помогает развивать музыкальность в ребенке, пробуждает интерес к занятиям.

Программа рассчитана на пятилетний срок обучения.

Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 – 12 лет.

Недельная нагрузка по предмету «Музыкальный инструмент (домра трёхструнная)» составляет 2 часа в неделю.

 

Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Затраты учебного времени Всего часов
Годы обучения 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год
Полугодия                    
Количество недель                    
Аудиторные занятия                      
Максимальная учебная нагрузка            

 

Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена.

Форма проведения учебных занятий:

Занятия проводятся в индивидуальной форме.Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель учебного предмета:

Обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об исполнительстве на домре, формирование практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета:

ознакомление детей с народными инструментами, их разнообразием и исполнительскими возможностями;

формирование навыков игры на домре;

приобретение знаний в области музыкальной грамоты;

приобретение знаний в области истории музыкальной культуры и народного творчества;

формирование основных понятий о музыкальных стилях и жанрах;

оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения;

воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, досуговой деятельности.

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, просмотр видеоматериалов, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета:

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам, фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Класс должен быть оборудован музыкальными инструментами, аудио и видео техникой, компьютером и интернетом по возможности.

II. Содержание учебно – тематического плана

1 класс

Исполнительское развитие · Правильная и удобная посадка за инструментом. · Формирование игрового аппарата, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, организация рациональных игровых движений. · Осмысленное представление – звуковое и мышечное - об основных способах звукоизвлечения. · Развитие слухового контроля, умение слушать себя, свое звучание. · Красочные приемы игры- pizz большим пальцем правой руки, шумовые эффекты (игра медиатором по панцирю). · Отработка одиночного удара медиатором по открытым струнам. · Последовательное подключение пальцев левой руки в игру, точность фиксирования лада (особенно мизинцем). · Игра медиатором с подключением левой руки. · Воспитание начальных исполнительских навыков. · Освоение штрихов - удар вниз, переменный штрих, дубль штрих, тремоло нон-легато. · Освоение простых ритмических формул (сочетание половинных, четвертей, восьмых), выработка координации движений. · Понятие аппликатуры. · Хроматическая аппликатура. · Освоение приемов уверенной ориентировки на грифе до 5 лада «слепым методом» (тактильная ориентировка рук) и игры по открытым струнам. · Развитие интонационного, тембрового, звуковысотного слуха путём простейшего анализа несложного музыкального материала: определение лада, движения мелодической линии (вверх, вниз). · Чтение с листа несложных пьес в 1 позиции с простым ритмическим рисунком в тональностях до трех знаков включительно. · Знать знаки альтерации, динамические оттенки. · Объяснить знаки нотного сокращения (реприза, вольта), построение пьесы (в такт или из-за такта), паузы, темп. Технический комплекс: · во 2 полугодии - ознакомление с однооктавными мажорными гаммами до 2 - х знаков. · Этюды с простым ритмическим рисунком.   Количество пройденных произведений за год: 3- 4 этюда, 15-20 попевок и пьес разного характера, 10-12 пьес для чтения с листа.    
Нотная грамота, развитие музыкального кругозора · Исторические сведения об инструменте. Ознакомление с инструментом в адаптированной форме, соответствующей возрасту ребёнка с использованием иллюстративного материала, средств мультимедиа. · Устройство домры. · Строй инструмента, обозначения струн, расположение нот на грифе до 7 лада. · Знакомство с понятиями тембр, темп, динамика, штрихи. Их роль в создании музыкального образа. · Работа с музыкальной информацией в виде ассоциативных иллюстраций на исполняемые пьесы. Интеллектуальное и творческое развитие (умение словесно охарактеризовать исполняемое произведение). · Работа над характером произведения. · Изучение основных музыкальных терминов и нотной грамоты. · Объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте. · Вопросы на размышление: что такое музыка, кто такие музыканты (исполнители, композиторы), для чего человеку нужна музыка; знакомство с различными музыкальными инструментами (с помощью дидактических иллюстративных материалов, материалов мультимедиа, компьютерных игр. · Слушание музыки, определение характера, жанра, содержания. Осознание ритмического своеобразия жанров. · Воспитание навыков самостоятельной работы. · Подготовка к концертному выступлению. Воспитание внимательного слушателя, контроль за посещением ребёнком различных концертных мероприятий, проводимых в школе (и не только) и ориентированных на его возраст.  

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления репертуара
1 класса:

 

1. Моцарт А. «Аллегретто»

2. Люлли Ж. «Жан и Пьерро»

3. Р.Н.П. «Как под горкой, под горой»

4. Шаинский В. «Песенка про кузнечика»

5. Кабалевский Д. «Маленькая полька»

6. Кабалевский Д. «Вприпрыжку»

7. Филиппенко А. «Цыплятки»

8. У.Н.П. «Зайчик» обр. Красева М.

9. Иорданский М. «Голубые санки»

10. Красев В. «Песенка зайчиков»

11. Шитте Л. «Этюд» Ре мажор

12. Куликов П. «Этюд» Ля мажор

Класс

Исполнительское развитие · Корректировка посадки за инструментом, корректировка постановки игрового аппарата. · Закрепление навыков, полученных в первом классе. · Изучение грифа до 12 лада. · Красочные приемы игры- pizz большим пальцем правой руки, шумовые эффекты (игра медиатором по панцирю), натуральные флажолеты. · Развитие беглости пальцев левой руки. · Наработка правильных мышечных ощущений, способствующих формированию самостоятельности в работе пальцев левой руки, осознание связи слуховых и двигательных ощущений. · Освоение упражнений с целью наработки технической выносливости. · Игра мелких длительностей на ноте для подготовки к исполнению тремоло. · Отработка штрихов: удар вниз, переменный штрих, дубль штрих, тремоло нон-легато, стаккато. · Начальные навыки в исполнении кантилены. · Аппликатурные закономерности. · Уверенная ориентировка на грифе до 7 лада «слепым методом» (тактильная ориентировка рук) и игры по открытым струнам. · Чтение с листа пьес в 1и 2 позициях, в размерах 2\4, 4\4. Ритмические рисунки с использованием сочетания длительностей: половинных, четвертных, восьмых, шестнадцатых. · Умение определить тональность, лад, объяснить знаки альтерации, строение пьесы, динамические оттенки, темп, метр, штрихи, знаки нотного сокращения (реприза, вольта, сеньо, фонарь), паузы, акценты, знаки удлинения нот (лига, фермата).   Технический комплекс: · в течение года: однооктавные мажорные и минорные гаммы до 3х знаков по схеме: - тремоло-деташе - удар вниз - переменный штрих · Ритмические формулы - дуоли, триоли, квартоли на ноте, синкопа. Арпеджио. · Однооктавные хроматические гаммы до 3 лада. · Этюды на любой вид техники. Количество пройденных произведений за год: 3-4 этюда на различные виды техники, 12-14 пьес разного характера (в том числе ансамбли), 10-12 пьес для чтения с листа.  
Нотная грамота, развитие музыкального кругозора · Работа над разнохарактерными пьесами, разучивание народных обработок. · Повторение пройденных и освоение новых теоретических понятий, объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте. · Развитие художественного мышления. · Мысленное представление образов, раскрывающихся в произведении. · Развитие способности передачи образов с помощью музыкальных и выразительных средств. · Развитие эмоциональной отзывчивости на пьесы разного характера. · Динамические оттенки, артикуляция, агогика, форма и целостность произведений. · Понятие культуры звука. · Воспитание навыков самостоятельной работы. · Подбор индивидуальной программы для выступлений, развитие памяти, игра наизусть выученных произведений. · Исполнение пьес на академическом или классном концерте. · Освоение навыков ансамблевого музицирования.    

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления репертуара
2 класса:

1. Люлли Ж. «Песенка»

2. Дусек И. «Старинный танец»

3. Пьерпон Ж. «Бубенчики»

4. Гедике А. «Маленькая пьеса»

5. Прима А. «Пой, пой, пой»

6. Лещинская Ф. «Полька»

7. Крылатов Е. «Песенка о лете» из м\ф «Дед Мороз и лето»

8. Ч.Н.П. «Аннушка»

9. Р.Н.П. «Как под яблонькой» обр. Андреева В.

10. Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет»

11. Пильщиков М. «Этюд» №2

12. Яньшинов А. «Этюд» ля мажор

 

3 класс

Исполнительское развитие · Организация игрового аппарата. · Развитие беглости пальцев: выработка свободных игровых движений. · Использование пьес и этюдов с усложненным ритмическим рисунком. · Освоение тремоло легато, продолжение работы над различными видами исполнения «тремоло» и основными штрихами. · Красочные примы игры – натуральные, искусственные флажолеты, pizz ср. пальцем правой руки, шумовые эффекты (игра за подставкой). · Эпизодическое знакомство с принципами исполнения двойных нот. · Закрепление слухового и мышечного представления об основных способах звукоизвлечения. · Освоение верхнего регистра. · Освоение навыков свободной ориентации в выборе аппликатуры, закрепление аппликатурных формул. · Штриховая культура. · Воспитание исполнительских качеств, таких как: яркость исполнения, эмоциональность, уверенность. · Навыки настройки инструмента. · Учащиеся должны уметь читать произведения в размерах 2\4, 3\4, 4\4, исполнять ритмические рисунки с использованием сочетания различных длительностей. · Дать анализ нотной записи: уметь определить тональность, лад, объяснить знаки альтерации, строение пьесы, динамические оттенки, темп, метр, ритм, штрихи, знаки нотного сокращения (реприза, вольта, сеньо, фонарь), паузы, акценты, знаки удлинения нот (лига, фермата). · Умение самостоятельно разбирать произведения. Пьесы для самостоятельной работы. Технический комплекс: · в течение года: однооктавные мажорные и минорные гаммы до 4х знаков различными штрихами и ритмическими формулами. Двухоктавные гаммы: Ми мажор и ми минор – дуоли, триоли, квартоли на ноте. · Трезвучие. · Однооктавные хроматические гаммы до 5 лада. · Этюды на любой вид техники. Количество пройденных произведений за год: 3-4 этюда на различные виды техники,10-12 пьес разного характера (в том числе ансамбли), 6 -8 пьес для чтения с листа.  
Нотная грамота, развитие музыкального кругозора · Работа над разнохарактерными произведениями, обработками русских народных песен, классическими произведениями. · Повторение пройденных и освоение новых теоретических понятий, объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте. · Метроритмическая организация, динамические краски, тембральное разнообразие. · Развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков. · Подбор индивидуальной программы для выступлений. · Развитие памяти, игра наизусть выученных произведений. · Ансамблевое и оркестровое музицирование. · Прослушивание аудио и видео записей.  

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления репертуара
3 класса:

 

1. Гассе Г. «Бурре»

2. Селени И. «Маленький болтун»

3. Бах И. «Весной»

4. Андреев В. «Вальс»

5. Попонов В. «Наигрыш»

6. Р.Н.П. «Вдоль да по речке» обр. Давыдовича Ю.

7. Р.Н.П. «Эх, Настасья» обр. Фурмина С.

8. Р.Н.П. «Белолица круглолица» обр. Фурмина С.

9. Петерсен Р. «Маленький пожарник»

10. Жилинский А. «Аллегретто»

11. Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

12. Тактакишвили Ш. «Утешение» из сюиты «Детские сны»

13. Панин В. «Этюд» Ре мажор

14. Шевчик О. «Этюд» ля минор

 

Класс

Исполнительское развитие · Закрепление профессиональных навыков. · Продолжение работы над различными видами исполнения «тремоло» и основными штрихами. · Красочные приемы игры - натуральные и искусственные флажолеты, прием qlissando, pizz средним пальцем правой руки, мелизмы - форшлаг. · Игра на грифе и у подставки, шумовые эффекты (игра за подставкой, игра по панцирю, игра по зажатым струнам). · Развитие комплекса исполнительских и слуховых навыков. · Позиционная игра. · Свободная ориентация в выборе аппликатуры, закрепление аппликатурных формул. · Воспитание навыков беглости в сочетании с ритмо - динамической точностью. · Продолжение работы над развитием интонационного мышления. · Работа над кантиленой. · Умение настроить инструмент. · Сделать устный анализ нотной записи. · Уметь самостоятельно найти в новой пьесе знакомые структурные связи. · Точно исполнить нотный текст, используя различные приемы игры, штрихи и динамику. · Объяснить термины, встречающиеся в нотном тексте. · Пьесы для самостоятельной работы. Технический комплекс: · в течение года: двухоктавные мажорные и минорные гаммы до 4х знаков различными штрихами и ритмическими формулами. · Трезвучие. · Двухоктавные хроматические гаммы до 3 лада. · Этюды на любой вид техники. Количество пройденных произведений за год: 3-4этюда на различные виды техники, 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли), 6 -8 пьес для чтения с листа.
Нотная грамота, развитие музыкального кругозора · Работа над произведениями крупной формы, разнохарактерными пьесами, обработками русских народных песен, классическими произведениями, оригинальными сочинениями, произведениями современных композиторов. · Повторение пройденных и освоение новых теоретических понятий, объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте. · Фразировка, форма и целостность произведения. · Динамические краски, агогика, тембральное разнообразие. · Развитие самостоятельности учащегося в создании образа исполняемых произведений. · Воспитание навыка самостоятельной ориентации в работе над различными исполнительскими проблемами. · Продолжение работы, связанной с приобретением навыков анализа интонационного, метроритмического построения музыкального материала, формы произведения. · Артистическая свобода. Воспитание устойчивых концертно - исполнительских навыков. · Ансамблевое и оркестровое музицирование.    

 

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления репертуара
4 класса:

1. Муффат Г. «Бурре»

2. Шуберт Ф. «Менуэт»

3. Линике И. «Маленькая соната»

4. Моцарт В. «Немецкий танец»

5. Панин В. «Маленький концерт»

6. Чайковский П. «Неаполитанская песенка»

7. Шольц П. «Непрерывное движение»

8. Р.Н.П. «То не ветер ветку клонит» обр. Дителя В.

9. Андреев В. «Вальс «Бабочка»

10. Федоров С. «Игра дельфинов»

11. Гуляев В. «Плясовая»

12. Кабалевский Д. «Полька»

13. Хачатурян А. «Андантино»

14. Пильщиков А.» Этюд» № 23

15. Блинов Ю. «Этюд» си минор

 

Класс

Исполнительское развитие · Закрепление профессиональных навыков. · Повторение пройденных и освоение новых красочных приемов игры - pizz левой рукой (срывы), игра pizz указательным пальцем правой руки. Мелизмы - двойной форшлаг, мордент, трель. · Исполнение кантилены. · Усложнение образно-смысловой стороны изучаемых произведений. Осознание стилевых особенностей музыкального материала. · Работа над образным мышлением, связанным с использованием оркестровых тембров. · Введение в репертуар пьес, сочетающих различные виды техники, требующих умения использовать одновременно различные исполнительские приёмы. · Работа над мелкой техникой. · Аккордовая техника. · Умение самостоятельно настроить инструмент · Зрительный анализ нотной записи. · Умение самостоятельно найти в новой пьесе знакомые структурные связи. · Исполнение нотного текста, с правильным применением аппликатурных формул, штриховым и динамическим соответствием. · Использование различных приемов игры, штрихов и динамики. · Образная передача характера и содержания музыки. · Развитие точности моторной реакции игровых движений. · Терминология. Технический комплекс: · в течение года: двухоктавные мажорные и минорные гаммы до 5 лада различными штрихами и ритмическими формулами, двухоктавные хроматические гаммы до 5 лада. · Трезвучия с обращениями. · Этюды на любой вид техники. Количество пройденных произведений за год: 2-3 этюда на различные виды техники, 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли), 6 -8 пьес для чтения с листа.
Нотная грамота, развитие музыкального кругозора · Работа над произведениями крупной формы, разнохарактерными пьесами, обработками русских народных песен, классическими произведениями, оригинальными сочинениями, произведениями современных композиторов. · Повторение пройденных и освоение новых теоретических понятий, объяснение терминов, встречающихся в нотном тексте. · Продолжение работы, связанной с приобретением навыков анализа интонационного, метроритмического построения музыкального материала. · Развитие самостоятельности учащегося в создании образа исполняемых произведений: умение предложить свой вариант штрихов, аппликатуры. · Умение выявлять и анализировать собственные исполнительские недочёты. · Артистическая свобода. Воспитание воли и сценической выдержки. · Задания на самостоятельную интерпретацию произведений и подбор репертуара. · Ансамблевое и оркестровое музицирование. · Подбор индивидуальной программы для выпускного экзамена.  

Примерный перечень произведений, рекомендуемых для составления
репертуара 5 класса:

 

1. Бах И. «Рондо»

2. Марчелло В. «Скерцандо»

3. Дюран А. «Чакона»

4. Чиполлони А. Венецианская баркарола»

5. Хьюзен Д. Берк Д. «Платье в горошек и лунный свет»

6. Балакирев М. «Полька»

7. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»

8. Р.Н.П. «То не лист осенний» обр. Иванова А.

9. Р.Н.П. «Ах, вы сени, мои сени» обр. Дителя В.

10. Городовская В. «За окном черемуха колышется»

11. Баев Е. «На ранчо из сюиты «Детские сны»

12. Дулов Г. «Этюд» Ля мажор

13. Лемуан Г. «Этюд» Соль мажор



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: