Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.
Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Российское государство провозглашает область образования приоритетной.
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей с условиях многонационального государства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
Общие требования к организации воспитательно-образовательного процесса включают: дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.
Классный руководитель может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование:
1. Организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанную с реализацией права на образование:
- имеет ли право ребенок потребовать оценку качества обучения, воспитания, которое он получает в школе,
- могут ли учащиеся подавать жалобы на работу школы.
Данные и подобные вопросы достаточно подробно регламентированы в ФЗ РФ «Об основных гарантиях».
2. Продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программу правового просвещения.
3. Выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правом ребенка в сфере образования.
4. Содействовать развитию детской и молодежной инициатив правозащитной и правоохранительной направленности: по разработке ученического Устава или Кодекса чести, правил правопорядка.
Достаточно сложным направлением является работа классного руководителя с детьми «группы риска», в отношении которых может быть принято решение о помещении их на определенный срок в открытые или закрытые специальные учреждения системы образования. Помощь в подготовке решения и подборе необходимых документов на несовершеннолетнего классный руководитель играет активную роль.
III. Муниципальный уровень представлен пакетом нормативных документов, где также говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие.
Таким образом, зная различные законодательно-нормативные акты, классный руководитель может своевременно решить отдельные проблемы, выступая в роли консультанта – информатора: разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствия. Классный руководитель проводит правовое образование детей, просвещение родителей.
Классный руководитель в своей деятельности опирается на следующие правовые нормы:
- международное законодательство,
- федеральное законодательство,
- региональные нормативные акты (региональный закон о правах ребенка),
- ведомственные нормативные акты (типовые положения, реализацию программ «Дети России», инструкции данной программы).
1.2. Обязанности, права и основные функции классного руководителя.
Рассматривая весь спектр деятельности классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами и условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей, возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
Воспитательный процесс преимущественно осуществляется в конкретном классном коллективе как первичном объединении школьников, где складываются неповторимые взаимоотношения, которые активно (позитивно или негативно) влияют на процесс социализации личности, ее духовно-нравственное становление, требующей постоянной педагогической корректировки. Без активной работы классного руководителя в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети, подростки могут себя по настоящему раскрыть и творчески реализовать.
Однако до сих пор четко не определены функции классного руководителя, содержание его работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения им педагогических задач. В связи с этим проблема оптимизации деятельности классного руководителя весьма актуальна. В практике современных школ сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель), куратор параллели.
Рассматривая нормативно-правовой аспект классного руководства, можно взять за основу предложенный вариант А.С. Мухиным. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в настоящее время возможны два варианта классного руководства:
Первый, традиционный: выполнение этой функции учителем, преподающим в классе.
Второй, сравнительно новый: введение в штат образовательных учреждений в рамках имеющихся средств должностей классных воспитателей.
Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой Устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают свои положения о содержании деятельности классного руководства. За основу берутся Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования, непосредственно классного руководителя.
Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
- условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;
- экономическими возможностями школы и родителей;
- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
- подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.
Цель деятельности классного руководителя – обеспечение результативности воспитательного процесса в классе.
Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:
- создание, организация и развитие классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
-организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания;
- коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствовать свободному и полному проявлению и развитию их способностей;
- помощь в становлении личности обучающегося, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;
Возможны варианты должностных обязанностей, прав и функций классного руководителя, которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.