Закон Российской Федерации «Об образовании»




Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней.

Под получением обучающимся образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Российское государство провозглашает область образования приоритетной.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- единство федерального культурного и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей с условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

Общие требования к организации воспитательно-образовательного процесса включают: дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Классный руководитель может следующим образом участвовать в защите прав ребенка на образование:

1. Организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям, связанную с реализацией права на образование:

- имеет ли право ребенок потребовать оценку качества обучения, воспитания, которое он получает в школе,

- могут ли учащиеся подавать жалобы на работу школы.

Данные и подобные вопросы достаточно подробно регламентированы в ФЗ РФ «Об основных гарантиях».

2. Продумывать и инициировать разработку и реализацию в школе программу правового просвещения.

3. Выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правом ребенка в сфере образования.

4. Содействовать развитию детской и молодежной инициатив правозащитной и правоохранительной направленности: по разработке ученического Устава или Кодекса чести, правил правопорядка.

Достаточно сложным направлением является работа классного руководителя с детьми «группы риска», в отношении которых может быть принято решение о помещении их на определенный срок в открытые или закрытые специальные учреждения системы образования. Помощь в подготовке решения и подборе необходимых документов на несовершеннолетнего классный руководитель играет активную роль.

 

III. Муниципальный уровень представлен пакетом нормативных документов, где также говориться о реализации прав детей на физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие.

Таким образом, зная различные законодательно-нормативные акты, классный руководитель может своевременно решить отдельные проблемы, выступая в роли консультанта – информатора: разъясняя возможные последствия действий, комментируя нормативно-правовую базу действий и их последствия. Классный руководитель проводит правовое образование детей, просвещение родителей.

Классный руководитель в своей деятельности опирается на следующие правовые нормы:

- международное законодательство,

- федеральное законодательство,

- региональные нормативные акты (региональный закон о правах ребенка),

- ведомственные нормативные акты (типовые положения, реализацию программ «Дети России», инструкции данной программы).

 

1.2. Обязанности, права и основные функции классного руководителя.

Рассматривая весь спектр деятельности классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами и условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей, возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Воспитательный процесс преимущественно осуществляется в конкретном классном коллективе как первичном объединении школьников, где складываются неповторимые взаимоотношения, которые активно (позитивно или негативно) влияют на процесс социализации личности, ее духовно-нравственное становление, требующей постоянной педагогической корректировки. Без активной работы классного руководителя в школе трудно и даже невозможно создать психологический комфорт и творческую атмосферу, условия, в которых дети, подростки могут себя по настоящему раскрыть и творчески реализовать.

Однако до сих пор четко не определены функции классного руководителя, содержание его работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения им педагогических задач. В связи с этим проблема оптимизации деятельности классного руководителя весьма актуальна. В практике современных школ сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель), куратор параллели.

Рассматривая нормативно-правовой аспект классного руководства, можно взять за основу предложенный вариант А.С. Мухиным. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в настоящее время возможны два варианта классного руководства:

Первый, традиционный: выполнение этой функции учителем, преподающим в классе.

Второй, сравнительно новый: введение в штат образовательных учреждений в рамках имеющихся средств должностей классных воспитателей.

Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой Устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают свои положения о содержании деятельности классного руководства. За основу берутся Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования, непосредственно классного руководителя.

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

- условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

- экономическими возможностями школы и родителей;

- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

- подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Цель деятельности классного руководителя – обеспечение результативности воспитательного процесса в классе.

Следовательно, основными задачами классного руководителя являются:

- создание, организация и развитие классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;

-организация всех видов коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации, с помощью представителей всех социальных институтов воспитания;

- коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствовать свободному и полному проявлению и развитию их способностей;

- помощь в становлении личности обучающегося, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей;

Возможны варианты должностных обязанностей, прав и функций классного руководителя, которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: