И ЗОЛОТОЙ ТРОН САМАРКАНДА




НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОГО ХАНА

 

Аннотация: В статье рассматривается время прихода Тимура ибн Тарагая Барласа к власти, его роль в формировании централизованного государства узбеков и его соперничество с так называемой Золотой Ордой. Большое внимание уделяется влиянию, оказанному Тимуром на политику и культуру Средней Азии.

Ключевые слова: Центральная Азия; Восточный Иран; Тимур.

Можно согласиться с большинством исследователей (архивистов, историков, этнографов, историков культуры), что личность Тимура, не может принадлежать отдельно взятой стране – она является достоянием многих стран и культур: до сих пор в местностях, встреченных на пути к власти и могуществу этого влиятельного и энергичного лидера, сохранилась крепкая память о нем. При этом речь идёт не только о его военной политике, но и о существенном вкладе этой выдающейся личности в развитие местной живописи и литературы.

В конце 1237 года венгерский монах-миссонер Юлиан, направляясь к живущим на Урале финно-угорским племенам, застал продвижение к Этилю, или Волге, воинства хана Батыя. Эти военизированные отряды, по утверждениям посланника Рима, обращенным к легату Перуджи, состояли из «135 тысяч отборнейших воинов их закона в строю» [1], то есть представителей тех монгольских племен, родов, или тюркоязычных народов, которые последовали в эту кампанию, повинуясь «закону», или «ясе». Это был свод законов, регулирующий поведение родов и племен, присягнувших Тэмуджину, и контролировал, направлял иногда действия подчиненных его правлению, в результате походов, общностей. До сего времени не сохранилось полной версии “Великой Ясы”, по крайней мере, это уложение постоянно подтверждалось преемниками великого хана, например, согласно историку Джувейни, жившего с 1226 по 1283 годы, в Хорасане, (Северо-Восточный Иран), подобный список хранился в сокровищнице каждого потомка Чингисхана. Объединенному традициями, ведением войны, поведением в обществе, и мирной жизни, конгломерату племен и родов, которым решил руководить, Чингиз-хан в определенной степени вечные, неукоснительно соблюдаемые законы, как для времени своего правления, так и для соратников, на которых бы он мог опираться в своих претензиях на обладание доминирующим положением в регионе. Эти справедливые, честные, и весьма полезные, как он полагал, правила миропорядка он находит в преданиях, обычаях и воззрениях своего рода, Борджигин. возводя эти обычаи и воззрения до степени свода законов централизованного государства.

Первоначально войско правителя региона мало чем отличалось от орды, активной, опасной, но не слишком приверженной дисциплине. Тут под ордой следует понимать статичное в плане стратегии, подвергнутое желанию действовать скорее наобум, воинство. Впоследствии некоторых шагов по укреплению централизации власти в командовании и ведении походов, набегов, из общей среды выливаются нукеры, дружинники на службе у феодалов, когда сыновья и внуки Чингиз-хана вели династические игры в борьбе за власть. Они выступали унитарной силой в воинстве своего повелителя, чем больше их мог поднять в копье правитель, тем лучше было для последнего, тем более что после завершения кампании нукеры не распускались окончательно, подобно йигитах, которых и в военное то время было трудно контролировать. Двор правителя содержал приближенных, советников и воспитателей, домашнюю стражу, которую составляли те же нукеры, а также челяди, состав и положение которой варьируются в зависимости от региона.

Границы улуса Джучи, позднее названного “Золотой Ордой”, окончательно сформировались после Западного похода (1236-1242), в котором участвовал его сын Бату (в русских источниках Батый). На востоке в эту территорию попадало Аральское озеро, с другой стороны Крымский полуостров, на юге она соприкасалась с Ираном, а на севере подступала вплотную к Уральским горам, на его территории исповедовали ислам, христианство, иудаизм. Например, учрежденная в Сарае, при дворе хана Сартака, третьего правителя улуса, была учреждена для пользования населения христианского вероисповедания, епархия, в 1261 году Киевский митрополит Кирилл III назначил первым ее епископом Митрофана. Взаимоотношения христиан и мусульман вполне регламентировались, ведь границы епархии в основном совпадали с границами улуса.

На территории Золотой Орды проживали как ираноязычные, так и тюркоязычные народы, а также фино-угры и славяне, и многие улусы попытались стать независимыми. В 1320 году хан Узбек принял ислам, казалось бы, единение многих этнических общностей, исповедовавших эту религию, могло сплотить бурлящую мелкими конфликтами державу, но не так-то было. Следует заметить, что наиболее влиятельные по своим характеристикам конфликты происходили либо на территории, называемой ханством кипчаков, либо как то были связаны с ней, и которое более знакомо по несколько урбанизированному термину “Золотая Орда”. Это ханство являлось в определенной степени западной частью более крупного по территории региона, благодаря которому, известного как Улус Джучи, собственно, и получили такой интерес вышеупомянутые конфликты. Непосредственно изменения в политике Сырдарьинского улуса, исторически сложившегося региона Восточного Дашт-и Кипчака, связаны с отношениями, возникшими в другом улусе, который великий хан отдал своему второму сыну, Чагатаю. Поскольку в XIII веке Дашт-и Кипчак вошел в состав улуса Джучи, но его восточная часть простиралась до Тобола и низовьев Сырдарьи, то есть, как бы подпадала под юриспруденцию Чагатая. Именуясь Могулистаном, землей могулов, так в Средней Азии, в тюркоязычных и персоязычных сочинениях слово “монгол” превращено в “могул”, восточные границы Дешт-и-Кипчка, вплоть до предгорий Тянь-Шаня, именовались в эпоху расселения кыпчакских и монгольских племен. Николай Мункуев, как и ряд других исследователей, отмечают, что этноним «монгол » впервые встречается в китайских источниках «Цзю Тан шу» в форме «мэн-у ши-вэй» — «монголы-шивэйцы», и в «Синь Тан шу» в форме «мэн-ва бу» — «племя мэн-ва».

Эти племена, из которых они состояли, делились на две большие группы: на племена лесные, или звероловные, и племена степные, или скотоводческие. Звероловы жили у озера Байкал, в верховьях Енисея и по Иртышу; скотоводы кочевали по степям и горным пастбищам к югу от Байкала и до западных отрогов Небесных (Алтайских) гор. Сами себя эти кочевники именовали «таталы», откуда и появилось позднее русское название монгольских племен — татары. Образ жизни как бы определил основной род их войск, а их общественное и политическое устройство, которое сводилось в свод законов под обобщенным названием “Яса”, “закон великой власти”, послужило основой организации войска. В войске обязаны были служить все монголы, способные носить оружие, подвластные им племена выставляли вспомогательные силы. Это было войско скотоводов-кочевников, массовая легкая конница Востока.2

По изложенному в “Джами ат-таварих”, сочинению на персидском, Рашид ад-Дина, визиря государства Хулагуидов, государства, основанного внуком Чингиз-хана, Хулагу, обширные территории Дащт-и Кимпчка были поделены между Джучи, Чагатаем, и Угедеем, вотчиной которого стали северо-восточные земли, верховья Иртыша и озеро Балхаш. Тут можно добавить, что литература, искусство и поэзия включенных завоевательными походами монголов, была нацелена на определение владычества оных как целостного, исторически сложившегося государства.

В 1359—1380 годах в Золотой Орде произошли события, коренным образом изменившие само отношение к власти, будь то выражение покорности, вопрос о наследовании, или определение жизненного уклада, выражавшегося в законах предков, почитании Неба, как верховного божества. Также характерным для того периода являются и все более усиливающиеся преобразования тех традиций, которые были свойственны изначально кочевникам, в обычаи покоренных или соседних народов, и наоборот, превращавшие кочевые племена в конгломерат родовой общности и новоприобретенных обычаев. Эти изменения, именуемые, выражаясь словами русских летописей, «великой замятней», сыграли большую роль в становлении многих будущих правителей, в том числе и Тамерлана, безусловно, определили пути его преемников и наследников. В 1370-х годах возвысился хан Сырдарьинского улуса, Урус-хан, сумевший покорить своим правлением “Синюю Орду”, в которую входили улусы Орда-Ичена, Шибана и Тука-Тимура, выходец из рода Тука-Тимура, одного из многочисленных отпрысков великого Джучи.

Любопытно, что на тот момент в государственном устройстве улуса Джучи, вполне еще далекого от централизации, нарастали с каждым сменявшимся правителем изменения, положившие начало развитию отношений, приведших к благоприятным для многих честолюбивых улусбеков обстоятельствам. Например, изложение событий, их описание приводит Никоновская (Патриаршая) летопись. Под 6865 г. (1357 г.) там говорится: «Того же лета замятия в Орде не престааше, но паче возвизашеся». Далее говорится, что у Джанибека (Чанибека), наследовавшего хану Узбеку, путем убийства своего братьев Танибека (Исанбека), наследника, и Хазыра. У него был темник Товлубий (Тоглу-бай), обладавший живым изощренным умом, желавший проявить влияние на царевича и умело пользовавшийся представлявшимся возможностями. Стремясь на первых ролях в Золотой Орде, он начал «шептати цареву сыну Чянибекову Бердибеку, хваля его и вознося, глаголя: «яко время ти есть седети на царстве, а отцу твоему уже время снити с царствиа»». Товлубий уговорил Бердибека убить отца. Заговорщики привлекли на свою сторону «многих князей ордынских», обещая им разные выгоды. Когда все было подготовлено, они вошли к Джанибеку и удавили его. После этого «Бердибек по нем сяде на царстве, и уби братов своих 12; окаанным князем, и учителем своим и доброхотом Товлубием наставляем отца своего уби и братью своюпоби…»

Бердибек процарствовал всего два года, а затем был убит вместе со своим фаворитом Тоглу-баем (Товлубием). Едва воссев на белый войлок, Бердибек велел верным нукерам резать всех представителей рода Бату-хана, оставлять их живыми для него было мучительно боязно, ведь все предыдущие смерти в семье давили на его сознание, заставляли видеть в родичах реальными или настоящую или хотя бы видимую, опасность. В число убиенных двенадцати сородичей оказался и восьмимесячный брат, по рассказу арабского автора Муин ад-Дин Натанзи, новоиспеченный правитель бросил его об землю. Затем началась эпоха смуты, когда за период 1359—1380 годов сменяются двадцать ханов.

В истории развития региона Центральной Азии эпоха, получившая название тимуридской, выделяется заметно развивающимися социальными и экономическими отношениями, определенным ослаблением феодального строя централизацией власти и заметным пиком культуры. Как пишет в своем труде, ставшем своеобразным литературным памятником эпохе, “Бабур-наме”, Захир-ад-дин Мухаммед Бабур, выходец из тюрок-барласов, политический деятель и поэт, владевший как тюркским, так и персидским, Фергана при бережливом отношении могла прокормить две, три тысячи способного к войне населения, речь идет об йигитах и нукерах. Амир Тимур, который путем длительных махинаций с обретениями верных союзов постепенно нашел свой путь к власти. В регионе уже действовала ветка Шибанидов, основателем которого был чингизид Джучи, и от представителя которой, собственно, Мухаммеда Пулада, или Мухаммеда Тимур-султана, и принял, в 1342 году, Казан-хан в свои руки власть. В 1346 году он переносит столицу региона в Карши. Воспользовавшись тем, что чагатаиты, считающие себя полноправными хозяевами в улусе, носившем имя одного из сыновей великого хана, Джагатая, или Чагатая, и видимо, не слишком считавшиеся с правами узбекской кочевой аристократии, он возглавил мятеж кочевой аристократии, нацеленный на свержение действующей власти. Приняв, после смерти чагатаида Мухаммед Пулада в 1342 году, в свои руки бразды правления, Казан-хан в 1346 году перенес столицу улуса в город Карши. Собственно, походы сыновей великого хана внесли определенные коррективы в устоявшуюся, казалось бы, жизнь народов, так или иначе попавшихся на пути их повозок, изменили не только быт и культуру многих из них, но и существенно повлияли на юридические и законотворческие процессы. В независимости от занимаемого правителем положения, главным в его политике являлся тот факт, считает ли он сам себя чингизидом, то есть потомком одного из сыновей великого хана, и как он сам относится к другим явным или считавшими себя таковыми, наследникам централизованной власти в улусах. В частности, наследование велось от одного чингизида к другому, например, династия Шибанидов ведет свое начало от Абу-л Хаира, Абулхаира, с 1428 по 1468 годы занимавшего трон хана узбекского улуса, и потомка Джучи, а точнее его сына Шибана от главной жены. При этом его внук, Мухаммед Шейбани, как будто считается основателем этой династии, хотя все ее представители восходят как раз к Абулхаиру. Что же до отношения, то Тамерлан выбрал своим наследником, в уложение делами своего обширного государства, своего старшего сына Джахангира, подобно тому, как Тэмуджин, или Чингиз-хан, из четверых сыновей выбрал старшего, Джучи. Если верить сочинению «Шаджарат Ал-Атрак» («Родословие тюрков»), представляющему перечисление потомков великого хана, то Чингисхан любил Джучи-хана больше, чем всех своих детей мужского и женского пола, так что ни у кого не было смелости в присутствии Чингисхана произнести имя Джучи-хана с неодобрением. Что до Ульджай, она считается, возможно, если не любовью, поскольку у этого человека амбиции редко сочетаются с нравственными чувствами, то, по крайней мере, одним из наиболее значимых фаворитов, фавориткой она стать не могла, поскольку уже была его женой. В 1356 году становится матерью его первого и самого любимого сына Джахангира.

В результате произошедшего сражения между восставшей узбекской аристократии и войском под предводительством последнего, в 1346 году, Казан-хан был убит, а сам Казаган, возглавивший мятеж, пораженный попаданием в глаз стрелой, получил серьезное ранение, выжил, но глаза лишился. Не смотря на эту, казалось бы, относительно легкую победу, и воцарение у трона действующей узбекской аристократии, вопрос о том, каким образом будет осуществляться это самое правление, оставался открытым. Тимур ибн Тарагай Барлас оставил после себя богатое наследство, исчисляемое как в проводимой им политике ведения походов, мобилизации войск, так и введение в градостроительство инновационных технологий.

Тамерлан выбрал их своих предполагаемых наследников старшего сына Джахангира, назначив его своим преемником в восточном Афганистане (Балх, Кабул и Кандагар), именно ему Тимур поручает догнать побеждённого в битве правителя Могулистана эмира Камар-ад-дина. Тогда же Джахангир взял в плен его дочь и жену, Дильшад-ага и Хужон-ага. Впоследствии, в 1375 году Тимур женился на Дильшад-ага, она в августе 1377 года родила ему сына, Шахруха. Джахангир умер за год до этого. До 1376 года Гияс-ад-дин Муххамед Джахангир принимает участие в трех походах, в Джете, область в Могулистане, на пути в “Белую Орду”, и в Хорезм. Но в то же время его же братья оказались наделенными богатыми наделами, но при некотором верховенстве Гияс-ад-дин Муххамед Джахангира, еще успевшего назначить своим наследником Пир Мохаммеда ибн-Джахангира, сделав его и преемником своего отца. Тем не менее, государство тимуридов представляло собою регионы с феодальной раздробленностью.

Один из его братьев, Мираншах, в возрасте тридцати восьми лет получил Моган, Азербайджан (Таурис) и Арабский Ирак (Багдад). Но этот принц, мозг которого был поврежден во время падения с лошади, отличался такими экстравагантными выходками и небывалой жестокостью, что Тамерлан лично отдал его на присмотр уже его сына, двадцатидвухлетнего Мирзы Омара, который правил его территорией от его имени. Два других сына Мираншаха – Абубекр и Халиль не замедлили проявить свои амбициозные намерения.1

В 1376 году, после смерти брата Джаганхира, Миран-шах женится на внучке Узбек-хана, ставшей его главной женой, Ханзаде бегим.

В 1393 году Тамерлан назначает своего сына наместником в Сольтание, или Сультании. При Джалаиридах, выходцах из монгольского племени джалаир, стал приходить в упадок, но благодаря влиянию развитого торгового пути, и вниманию к нему ставленников Тимура, например, визиря Рашид ад-Дина, приобрел черты столицы. В 1400 году, во время «семилетнего похода», в области, управляемой Миран-шахом, начались волнения, вызванные, по всей вероятности, разнузданностью местной аристократии, пользовавшейся при полубезумном ильхане, большими возможностями для обогащения. Тимур низлагает со своего сына, так подведшего его, бразды правления, тушит очаги мятежа, сумел разбить и врагов, решивших воспользоваться случаем и нанести удар по слабо управляемой территории.

 

 

Список литературы:

1. Сапронов Е., Численность воюющих сторон во время татаро-монгольского нашествия на Русь. – URL: https://alternathistory.com

2.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: