Перечень зим Белого Коня




Как заявила Жозефина Воггонер, в перечнях зим были зарегистрированы доблестные поступки великих людей. Перечни зим – это учебник: главным образом там представлены сражения, смерть известных мужчин и необычные инциденты, зарегистрированные языком рисунков; они интересны тем, кто может понять их значение. Любой, кто изучает историю – знает и может понимать их. Воггонер,Свидетельства.

1788-89. Год, когда много ворон замёрзло насмерть. Его назвали "Годом Смерти Ворон". Это была очень холодная зима, с большими страданиями для индейцев. Вороны замерзали насмерть, что было редким явлением – перечень зим Пламени. Перечень зим Баптиста Гуда: "Зима множества умерших ворон". Перечень зим Облачного Щита: Зима была настолько холодной, что много ворон замёрзло насмерть. Перечень зим Убийцы Белой Коровы: "Зима, когда много черных ворон умерло". Перечень зим Американского Коня: "Холод был настолько сильным, что вороны замерзали в воздухе и замертво падали около палаток". В перечне зим Бена Киндла есть подсказка – вороны, о которых идёт речь, были не "летние", перелётные, а те, которые оставались зимовать. Перечень зим Белого Коня представляет большую чёрную птицу. Сравнивая с другими календарями и пиктограммами, можно предположить, что здесь речь идёт о смерти ворон.

Этот случай различные перечни относят к самому серьезному холоду, очевидно – к трем последующим зимам. Это может означать, что брюле (Истинные Тетоны), огалала (Истинные Оглала) и саоне (миниконжу) жили в одном регионе – к востоку от Миссури. Дэвид Томпсон, написавший в 1796г, сообщил, что эти сиу уже использовали лошадей вместо каноэ, и это изменение произошло сравнительно недавно. Эти сиу были хорошо вооружены огнестрельным оружием, так как уже 1795г Трудо написал, что их боятся на Миссури из-за огнестрельного оружия, которым они всегда хорошо обеспечены. Они обладали этим оружием, поскольку каждую весну посещали ярмарки на реке Джеймс, где в обмен на свои меха получали порох и пули, котлы, топоры, ножи и другие европейские товары от других сиу. Они знали, что где-то там, на западе, за Миссури, есть Чёрные Холмы. Их человек, Стоящий Бизон, уже побывал там и притащил оттуда длинную жердь. Он рассказал, что в Холмах растут сосны удивительной высоты, из которых местные народы сооружают огромные палатки, в то время как сами они живут в жалких лачугах. Эти сиу знали, что народы, живущие в Холмах, богаты лошадьми. И хотя сами они уже использовали лошадей, их было не так много, как у западных племён, и стоили они очень дорого.

1789-90. Миниконжу убили двух манданов, перечень зим Пламени. Особая причёска отличает племя. В XVIII столетии манданы были одним из самых многочисленных и цивилизованных племен Миссури. В 1804г Льюис и Кларк упомянули, что манданы обосновались здесь за сорок лет до их прихода, то есть в 1764г, в девяти деревнях, 80 миль ниже их положения в 1804г (к северу от реки Нож): семь деревень на западе и две на востоке Миссури. Две деревни были уничтожены оспой и лакотами. Выжившие объединились и переместились к арикара. В перечне зим Белого Коня представлены две фигуры с характерной причёской манданов. Отсутствие рук указывает, что они были убиты. Эта пиктограмма отражает отношения между саоне и оседлыми племенами Миссури.

Когда западные общины дакота достигли Миссури, то стали бичом осёдлых племён. Трудо написал, что они "являются врагами манданов, гро-вантров и рикари, а также других народов. Все боятся сиу из-за огнестрельного оружия, которым они всегда хорошо обеспечены; одно их имя вызывает ужас: они часто разоряют рикари и захватывают их жен и детей". Льюис и Кларк описали не только их "пиратскую агрессивность, но и ограбления и убийства беззащитных дикарей с Миссури, от устья Платт до хидатса, и на западе, до Скалистых гор". Перрен Дю Лак написал о сиу: "Эти люди лживы и жестоки, и часто грабят рикари и шайеннов, отбирая одежду и лошадей, а у манданов маис и табак".

Пьер Антуан Табо, летописец экспедиции Лоизеля, описал сиу следующим образом:

Весной и летом они следуют за бизонами по обширным прериям, которые отделяют реку Сент-Пьер от Миссури, а осенью они снова приближаются к большой реке, где каждое племя устанавливает свой зимний лагерь. Весь народ сиу разделен на пять основных племен, которые в свою очередь разделены между различными вождями с разнообразными наименованиями. К ним можно добавить ассинибойнов, их врагов, которые говорят на том же языке и, без сомнения, имеют то же самое происхождение. Их язык, со временем, столь изменился, что сиу с озер, которые хотят посетить сиу с Миссури, не могут понять их, как парижанин, который посещает провинции Франции, не может понять язык провинциалов.

Основные подразделения сиу: Люди озер, Люди листьев, Сиссетон, Янктон, Титон. Первые три племени живут около реки Сент-Пьер. Часть янктонов посещают реку Де-Мойн (Mohens). Другая часть иногда выходит к Миссури, на территорию, которая принадлежит тетонам. Тетоны разделены на сичангу, окандана, миниконжу и саоне. В свою очередь, саоне состоят из Tatchindi-chindja, Hitasiptchone или санс арк, Hont-papas или хункпапа и Minican-hojou илиминиконжу.

1790-91. Первый флаг Соединенных Штатов в стране, доставленный войсками, перечень зим Пламени. Убийца Белой Коровы говорит: "Зима, когда все индейцы видели флаг". Пламя интерпретирует это событие, как получение первого американского флага от военных (Моллери), однако, невозможно обнаружить никаких исторических подтверждений. Испанский документ 1791г упоминает, что английские торговцы вышли к Миссури, чтобы торговать с индейцами (Назатир). В перечнях зим оглала это событие представлено в 1807-08гг – экспедиция Льюиса и Кларка. Таким образом, можно предположить, что эта пиктограмма – поздняя вставка, а значение события утрачено или искажено. В перечне зим оглала Трубки сказано, что оленью кожу использовали в качестве флага, и пронесли по всей стране. Макула, историк оглала сообщил, что книгу белого человека пронесли по всем лагерям сиу, и никто не знал, что это такое. Белый Бык объяснил, что какие-то белые мужчины наняли индейца, чтобы отнести книгу другим белым, обосновавшимся в стране сиу. Оглала по имени Красная Собака отнес книгу далеко на северо-запад, в верховья реки Милк. Никто не знает, что было в этой книге.

1791-92. Мандан и лакота встретились на середине Миссури, перечень зим Пламени. Мандан и лакота встретились на середине Миссури, плывя через реку. Они обменялись рукопожатием и заключили мир. Маллиган, переводчик в форте Буфорд, сказал, что это произошло у форта Бертольд. Исторический факт: несколько лет спустя тот же самый мандан убил того же самого лакота. В перечне зим Белого Коня представлены две фигуры, пожимающие руки. Фигура слева, с характерной причёской, представляет мандана. Фигура справа, с косами – представляет лакота.

1792-93. Лакота и арикара разбили совместный лагерь, и жили в мире. Изображены два типа жилья, то есть, типи лакота, и земляной дом арикара – перечень зим Пламени. В это время Жак Д’Эглис, первый белый торговец, который прошёл вверх по Миссури, побывал в деревнях арикара и тетонов.

…Арикара и сиу живут вместе. Первые получают от них ружья, одеяла, шляпы, котлы, сукно и другие товары, полученные от англичан. Арикара боятся их, желая избежать слишком многих врагов среди сиу. Последние посещают их, выпрашивают пищу, делая большие обещания о хорошем союзе, курят их табак, едят их маис, свободно охотятся на бизонов в их землях зимой и осенью. Они уходят на другой берег, чтобы убивать арикара и снимать их скальпы. Они объединяются с другими деревнями сиу, которые держатся друг друга на реках Сент-Пьер и Де-Мойн (Журнал Трудо).

Подчинение арикара сиу – факт, прокомментированный во множестве журналов со времён Трудо. Ле Рэй, который был среди арикара в 1802г, добавил: "... сиу... держат их в подчинении, часто грабят и даже убивают, а рикари даже не смеют обидеться на это. Эту информацию я получил от старого вождя из нижней деревни". Табо предлагает детальный отчет о характере отношений, в которых арикара полностью подчинены сиу, которые диктуют им условия в торговле или просто грабят: “Для сиу рикари представляют некоторый вид рабов, которые выращивает для них маис и которых, как они говорят, держат в качестве женщин... они всегда живут в состоянии войны и взаимного недоверия. Рикари не могут выпускать своих лошадей из поля зрения, и вынуждены ночью привязать их около домов... В конце августа сиу приходят со всех сторон, загруженные высушенным мясом, жиром, шкурами и некоторыми товарами. Они устанавливают на них собственную цену, выменивая маис, табак, бобы и тыквы. Их лагерь находится поблизости, откуда они открыто грабят, выслушивая только жалобы и слабые упреки. Они крадут лошадей и избивают женщин. Они бродят вокруг в течение некоторого времени, формируя барьер, который препятствует бизонам подходить к деревне. Оттуда они приносят мясо и шкуры, которые представляют основную часть одежды рикари”.

1793-94. Тонкое Лицо, известный вождь лакота, был убит арикара, перечень зим Пламени. Убийца Белой Коровы говорит, что "Маленькое Лицо был убит зимой". Баптист Гуд относит это событие к следующему году, 1794-95 – "Зима, когда пауни убили Маленькое Лицо". В перечне зим Белого Коня изображён человек с маленькой головой, пронзённый стрелой. По версии Левой Цапли – Маленькое Лицо, враг, который был убит в сражении.

1794-95. Вождь манданов убил известного вождя лакота с длинными волосами и снял с него скальп – перечень зим Пламени. Убийца Белой Коровы называет это: "Зима убийства Длинноволосого". В перечне Белого Коня изображён человек с причёской кроу или манданов. Он изображён без рук, с кровавой раной – следовательно, он был убит. По версии Левой Цапли – Длинноволосый был убит на Платт. Вероятно, речь идёт о кратковременной войне между оглала и шайеннами. По версии Американского Коня – в сражении с шайеннами они убили длинноволосого человека, чтобы отомстить за смерть Владельца Флейты, который был убит шайеннами годом прежде.

1795-96. Окруженный врагами, лакота, с риском для жизни, отправился за водой для своего отряда. Переводчик, Алекс Ларави, заявил, что это было около агентства Шайенн-Ривер, перечень зим Пламени. Баптист Гуд сообщает об этом событии, но с другим объяснением.

На мой взгляд, лучшее объяснение этому событию можно найти у Белого Быка: Однажды зимой красивая замужняя женщина вышла из лагеря сиу, и направилась за водой. У реки незнакомец попросил ее напиться. Она испугалась, но сохранила спокойствие, дав ему напиться из чашки. Человек сказал: 'Пойдём со мной, и будь моей женой'. Девушка боялась, что этот враг убьет ее, если она пойдёт с ним. Она ответила: 'Я думаю, что ты красивый мужчина, так что я пойду с тобой. Но сначала я должна возвратиться в лагерь, чтобы взять мокасины, шило и принадлежности для шитья. Пожалуйста, подержи мой мешок для воды, пока я не вернусь'. Он согласился.

Он позволил ей возвратиться в лагерь. Она немедленно рассказала мужчинам об этом. Когда она возвратилась, чтобы встретиться с ним, сиу спрятались вокруг. Они окружили этого врага и убили. Когда его тело окоченело, мужчины, ради шутки, поставили его вертикально, подперев палками, и повесили на руку мешок для воды. Так этот год получил своё название.

1796-97. Вождь манданов, "Человек в Шляпе", стал известным воином – перечень зим Пламени. Точно так же часто изображают белого человека. Ошибка в переводе возможна из-за отсутствия сведений, был ли такой вождь манданов, как показано пиктограммой.

В перечне зим Американского Коня указано, что "хороший белый человек" пришел с двумя другими мужчинами. Он обещал, что, если ему и его друзьям позволят свободно пройти, он возвратится и принесёт оружие, которым они могут без труда убивать любую дичь. Они дали им шкуры бизонов и собак, чтобы тащить груз, и отпустили. Белого человека обозначают шляпой на голове, или, как на языке жестов показывают – тот, кто носит шляпу.

Хороший белый человек, упомянутый в перечне зим Американского Коня – это Жан-Батист Трудо. Трудо и его отряд провели зиму 1794-95гг в форте, который они построили на левом берегу Миссури, немного выше участка форта Рэндалл. Ловкость и мужество Трудо стоят красноречивого заявления одного из вождей сиу, который сказал, “что он не может понять, как человек, у которого было столь маленькое тело, может испугать весь мир и установить соглашение всего одним своим словом между всеми плохими сердцами”.

Однако, возможно, это был не Трудо; возможно это был Жак Д’Эглис. Джордж Хайд высказал своё мнение: в перечне Американского Коня указано, что Хороший Белый Человек пришёл с двумя другими мужчинами к лагерю тетонов в 1794-1795гг; с ними хорошо обращались, и к отъезду дали груз мехов. В 1797-1798гг он послал торговца по имени Маленький Бобер, Лоизеля, чтобы торговать с тетонами, и в 1799-1800гг, он возвратился с оружием, чтобы торговать. Д’Эглис – единственный французский торговец, который, как известно, был на верхней Миссури во всех обозначенных датах (Народ Красного Облака). Он работал на Миссурийскую Торговую Компанию, и зимовал в деревне арикара на реке Шайенн.

1797-98. Женщина арикара была убита лакотами, собирая ''помм бланш" – перечень зим Пламени. В перечне зим Белого Коня представлена женщина с разветвленной палкой, используемой для сбора помм-бланш.

1798-99. Лакота убили троих арикара, перечень зим Пламени. В перечне зим Белого Коня изображены три фигуры с характерной причёской. Отсутствие рук означает, что они были убиты.

1799-1800. Хункпапа убили двоих арикара, перечень зим Пламени. В перечне зим Белого Коня указано имя человека, совершившего этот подвиг – возможно, Чёрное Лицо или Узел на Лбу. В перечне зим оглала Трубки указано имя – Itela cehuhu toka nump wicakte – Обугленное Лицо убил двух врагов.

1800-01. Тридцать лакота были убиты индейцами кроу, перечень зим Пламени. Рисунок состоит из тридцати параллельных черных линий в трех колонках. Такие черные линии всегда представляют смерть лакота, убитых врагами. Мато Сапа говорит, что тридцать лакота были убиты гро-вантрами между фортом Бертольд и фортом Юнион. Тридцать лакота убиты гро-вантрами между фортами Бертольд и Юнион, перечень зим Лебедя.

…Военный отряд тетонов был атакован кроу около устья реки Паудер, потеряв тридцать воинов. Тетоны разослали военные трубки, собрав большой отряд из оглала, брюле, миниконжу и шайеннов. Они отправились в страну кроу, где неожиданно атаковали и захватили целый лагерь (Хайд, Народ Красного Облака).

1801-02. Лакота заразились оспой; многие умерли, перечень зим Лебедя. Многие умерли от оспы, перечень зим Пламени. В перечне зим Белого Коня представлена фигура, покрытая красными пятнами – оспа.

1802-03. Лакота украли несколько подкованных лошадей. Впервые увидели подковы, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит: Черноногие лакота украли подкованных лошадей у американцев. Убийца Бело Коровы называет это: "Зимой появления подков". В перечне зим Белого Коня изображена подкова – впервые увидели подкованных лошадей.

1803-04. Хункпапа украли у арикара пять покрытых шерстью лошадей, перечень зим Лебедя. Черноногие лакота украли много вьющихся лошадей у ассинибойнов, перечень зим Пламени. Мато Сапа говорит: Хункпапа украли у арикара пять лошадей, покрытых вьющимися волосами. Нет Ушей: Śunġuġula awicaglipi. Они привели домой вьющихся лошадей. Делория прокомментировала это: " Ġuġula относится к волосам, и означает – подобно шерсти".

1804-05. Исполнили танец трубки перед выступлением на войну, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня изображён жезл для проведения церемонии. Нет Ушей: Tasinte on akicilowanpi. Они пели друг другу, используя хвосты животного. Волкер идентифицировал это, как хвосты лошадей, а также Делория в своём переводе перечня зим Киндла. Однако, комментируя перечень зим Нет Ушей, Делория написала: "Это относится к изменению жезла, от простой палки до украшенного хвостами бизона, который используется в церемонии Hunka ".

Около 1800г среди миниконжу было три главных "максимальных общины". Это были Hohwozhu (или Истинные Миниконжу), Taku-hkpa-ya и Wanonwakteninan. Каждая из этих общин включала нескольких сотен человек, и несколько расширенных семейств. В перечне Белого Коня не указано, кто провёл церемонию.

1805-06. Восемь миниконжу убиты индейцами кроу в устье реки Паудер – перечень зим Лебедя. Убийца Белой Коровы называет это "Зимой убийства восьмерых лакота". Мато Сапа говорит: Восемь миниконжу убиты кроу в устье реки Паудер. В перечне зим Белого Коня изображены восемь фигур без рук – восемь лакота были убиты.

1806-07. Индеец арикара, охотившийся на орлов, убит индейцами Два Котла – перечень зим Лебедя. Много пойманных орлов, перечень зим Пламени. В перечне зим Белого Коня человек с орлом изображён без рук, следовательно – охотник на орлов был убит.

1807-08. Хункпапа по имени Красная Рубаха убит индейцами арикара, перечень зим Лебедя. Красная Рубаха был убит арикарами, перечень зим Пламени. Убийца Белой Коровы называет этот год "Зимой убийства Красной Рубахи". Мато Сапа говорит: Красная Рубаха, хункпапа, был убит арикарами. В перечне Белого Коня изображён человек, пронзённый двумя стрелами.

1808-09. Черноногий лакота, названный Сломанная Нога, убит индейцами арикара, перечень зим Лебедя. Лакота Сломанная Нога убит арикарами, перечень зим Пламени. Мато Сапа говорит: Сломанная Нога, черноногий лакота, был убит арикарами. В перечне Белого Коня изображён черноногий человек, пронзённый стрелами. Согнутая нога указывает его имя.

1809-10. Белый французский торговец, названный Маленький Бобёр, взорвался на Малой Миссури, перечень зим Лебедя. Маленький Бобер – белый траппер, который случайно сгорел в своём доме на Уайт-Ривер, перечень зим Пламени. В перечне зим Белого Коня изображён бобёр. Это имя человека, данное лакота французскому торговцу Регису Лоизелю, который прибыл в их страну в 1797-98гг. Его бревенчатый пост был расположен на острове Кедра, на Миссури, Южная Дакота. Другие перечни отмечают, что торговый пост сгорел от взрыва пороха. Перечень зим Железной Вороны предлагают, что Маленький Бобер умер зимой 1808г. Однако, Лоизель умер в 1804г (Назатир).

1810-11. Миниконжу, названный Маленький Хвост, впервые сотворил "магию" со шкурой белого бизона, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит: Миниконжу, названный Маленький Хвост, впервые сотворил магию со шкурой белой коровы бизона. В перечне Белого Коня представлен человек, тело которого выкрашено в чёрный цвет, с черепом бизона.

1811-12. Двадцать гро-вантров убиты лакотами в земляном доме. Они загнали их в заброшенный земляной дом арикара и убили, перечень зим Лебедя. Двадцать семь манданов окружены и убиты лакотами, перечень зим Пламени. Мато Сапа говорит: Двадцать гро-вантров убиты лакотами в земляном доме.

1812-13. Лакота впервые использовали аркан для ловли диких лошадей, перечень зим Лебедя. Поймано много диких лошадей, перечень зим Пламени. В перечне Белого Коня изображена лошадиная голова и урга.

1813-14. Лакота имели кашель, многие умерли. Попытка подобным образом представить кашель сделана в перечне зим Пламени и Одинокой Собаки.

1814-15. Индеец Wetapahata (странный индеец, национальность которого не была установлена переводчиком) убит брюле, во время посещения лагеря лакота, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит: Индеец Wetopahata был убит брюле во время посещения лакота. Риггс перевёл Wi-ta-pa-ha – кайова, Словарь Дакота. Перечень зима Американского Коня сообщает, что этот случай произошел, когда лакота пришли в деревню кайова у истоков Хорс Крик (шесть миль от Скоттс Блафф), чтобы заключить мир.

Witapaha – старинное слово лакота, которое они использовали для обозначения Блэк-Хилс, а так же народов, которые жили в Холмах, включая кайова, и, возможно, подразделения шайеннов. Джон Мур предположил, что Wetepahato и Wotapio – это сходные названия одной общины. Название Wotapio появилось в восемнадцатом столетии, до войны с сиу, прежде чем шайенны пересекли Миссури. Джордж Бент сообщил, что эта община произошла от шайеннов, которые вступали в брак с " Moiseyev ", общиной тетонов, упомянутой последний раз в 1814г.

1815-16. Санс арк построили земляной дом около Пеории. Земляной дом считается постоянным жильем. Над домом изображён лук, перечень зим Лебедя. Убийца Белой Коровы называет это: "Зимой постройки дома". Перечень зим Одинокой Собаки сообщает: "Санс Арк впервые попытались построить земляные дома. Это было около современного Пирра, Южная Дакота". В перечне Белого Коня изображён земляной дом, на вершине которого находится лук – санс арк построили земляной дом.

1816-17. Лакота имели необычное количество бизонов, перечень зим Лебедя. Очень много бизонов, перечень зим Пламени. Железная Ворона: Tatarpa ota iwanitipi. Они разбили зимний лагерь с множеством мяса с груди бизона. Делория прокомментировала этот случай в перечне зим Огненного Грома 1816г: " T'at'áhpa – большой кусок мяса с груди бизона. Я не могу сказать, как это действительно называют, но они говорят, что это очень большой кусок, и находится вокруг ребер, ниже и выше". В перечне зим Белого Коня изображена бизонья шкура – много бизонов.

1817-18. Торговый пост был построен на реке Миссури, 10 миль выше форта Томпсон, Южная Дакота, перечень зим Лебедя. Перечень зим Бена Киндла: Sic'ángu c'anpunpun un t'icagapi, "Брюле построили дома из сгнившей древесины" (Беквит). По версии Волкера, это строение было построено у большого изгиба реки Миннесота. Перечень зим Одинокой Собаки: "Другой торговый склад был построен, на сей раз Луи ла Конте, в форте Пьер, Дакота" (Моллери). Баптист Гуд указывает имя торговца – Чозе (Моллери). В перечне Белого Коня изображён деревянный дом белого человека.

1818-19. Все лакота заразились корью, многие умерли, перечень зим Лебедя. Баптист Гуд говорит: "Оспа уничтожила их снова". В это время они жили на Малой Уайт-Ривер, приблизительно 20 миль выше агентства Роузбад. Облачный Щит говорит: "Многие умерли от оспы. Убийца Белой Коровы называет это "Зимой оспы". В перечне зим Белого Коня изображён человек, покрытый красными пятнами – оспа.

1819-20. Торговый пост был построен на реке Миссури, около форта Пьер, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня снова изображён дом белого человека.

1820-21. Миниконжу, названный Две Стрелы, построил себе земляной дом, перечень зим Лебедя. Нет Ушей: Wan nunblala wicicaśke caġapi. Они сделали пояс только для Две Стрелы. Возможно, это относится к созданию поясов для военного общества (Моллери). По версии Джона Колхоффа этот человек был дедом Красного Облака (Пауэрс). Железная Ворона: Wan noumlala adowanpi. Они пели только для Две Стрелы. Висслер перевел имя, как "Несет Две Стрелы". Согласно рукописи, хранящейся в архиве Исторического Общества Южной Дакоты, Воронье Перо был хранителем трубки. "Ему было около восемнадцать лет, когда в 1824г он построил хижину, и сделал трубку, которую позднее использовали военные отряды, и которая считалась второй после оригинальной трубки мира, и, как говорят, в ранние дни считалась священной и всегда привязывалась к шесту, установленном на холме, на некотором расстоянии от лагеря..., он построил бревенчатую хижину, в которой проводил церемонии, и был первым индейцем, который создал священную трубку... " (к сожалению, на этом рукопись заканчивается). Возможно, это сообщение не имеет отношение к этой пиктограмме. В перечне зим Белого Коня изображён земляной дом, с торчащими стрелами. Это может означать, что дом, возможно, построили санс арк, или, имя человека, проводившего церемонию в этом доме – Две Стрелы. Из вершины дома выходит чёрная линия с красным концом – полоска ткани, означающая проведение церемонии.

1821-22. Индейцы лакота видели, как огромный метеор прошел с юго-востока на северо-запад, и взорвался с большим шумом, перечень зим Лебедя. Большая ревущая звезда упала. Она пришла с востока, разбрасывая огненные искры, перечень зим Облачного Щита. В перечне зим Белого Коня изображена падающая звезда, и её след. Она взорвалась на западе, вызвав землетрясение.

1822-23. Торговый пост был построен в устье Малой Миссури, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня опять изображён дом белого человека – торговый пост.

…Много лет торговцы были долгожданными гостями; никогда не было никаких неприятностей, пока не появились охотники на бизонов. Именно тогда Белый Лебедь понял, что может случиться в будущем, и затем он стал врагом белых, которые наводнили его страну после 1824г. Он понимал, что может случиться (Воггонер, Свидетельства).

1823-24. Американские солдаты сражались с индейцами арикара, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня изображён белый человек, стреляющий в земляной дом. Несомненно, упоминается участие лакота в нападении полковника Генри Ливенворта на деревню арикара в июне 1823г, в течение которой лакота ограбили маисовые поля арикара (Моллери).

В 1823г несколько общин тетонов объединились с американскими торговцами и армией США, чтобы еще раз оттеснить арикара. Эта стратегия, возможно, была связана с намерением тетонов управлять потоком лошадей на равнинах и победой в роли поставщиков пушнины. После 1825г рост населения, торговля лошадьми и расширение американской торговли внесли вклад в племенные изменения на Высоких равнинах. Шайенны, самые близкие союзники тетонов и ключевые поставщики лошадей, переместились на юг, из Блэк-Хилс в верховья Платт. Вместе со своими союзниками арапахо они заняли вакуум, оставленный перемещением на юг команчей (Брей, Тетоны).

1824-25. Лебедь, индеец миниконжу, потерял двадцать лошадей, убитых ревнивым индейцем, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня изображена лошадь, пронзённая стрелой. Вероятно, речь идёт о втором Белом Лебеде, который родился около 1778г и умер около 1880г. Он был вождём общины Wipĥásabyá, "Черные Вершины Палатки". Он и его старый отец, вместе со своей общиной Mnikĥówožu, в 1800г жили на западной стороне Миссури, в устье Шайенн-Ривер. На речных берегах они занимались земледелием. Его отец был старым фермером, занимавшийся этим ещё в Миннесоте, где жил на берегу озера Тетон. Там его община получила название Mnikĥówožu – Те, Кто Сеют Около Воды. Эта община заняла старые поля, несколько лет назад брошенные шайеннами (Воггонер, Свидетельства).

Причина ревности мне не известна.

1825-26. Тридцать палаток дакота утонули во время внезапного наводнения на Миссури, около Лошадиной Головы, 15 миль ниже форта Райс, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня изображены индейские палатки, вероятно, затопленные.

1826-27. Военный отряд лакота убил бизона; съев его, они все умерли, перечень зим Лебедя. Делория прокомментировала этот случай в перечне зим Огненного Грома 1826г: " Kaiwa żó g.li ca, Человек по имени Кайва, свистя, он возвращается. Это относится к событию, когда воины ожидали врага у слияния двух рек, там, где теперь находится Альянс, Небраска. Там они голодали и убили бизона, у которого была увеличенная поджелудочная железа. Они подумали, что не стоит есть это, так как это могла быть болезнь, или 'wakan'. Но, продолжая голодать, все они ели это мясо и умерли, когда их скаут по имени 'Kaiwa' возвратился с холмов. 'Иди быстрее', сказали они, 'для тебя есть новости, которые ты должен отнести домой'. Они послали это сообщение и умерли. Скаут пришёл домой в муках. Прибыв туда, свистя, он передал новости о призраках" (Моллери).

1827-28. Миниконжу был ранен гро-вантром с большим ножом, перечень зим Лебедя. Большой нож – это сабля, и индеец, который был ранен, впоследствии был назван Сломанным Плечом. Это случай замены имени в честь известного события в жизни, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня изображён черноногий человек, раненый в плечо большим ножом.

1828-29. Торговый пост открылся в земляном доме на реке Миссури, немного ниже устья Малой Миссури, перечень зим Лебедя. В перечне Белого Коня изображён белый человек внутри дома – торгового поста. Лицо человека покрыто чёрными пятнами. Возможно, это не болезнь, так как другие пиктограммы обозначают оспу или корь красными пятнами.

1829-30. Янктонай был убит индейцами Плохая Стрела, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит: Янктонай был убит индейцами Плохая Стрела. В перечне зим Белого Коня изображён черноногий человек, пронзённый стрелой.

Wanonwakteninan, что означает случайно убитый, также была известна как Сломанная Стрела, от названия одной из подгрупп – Wanhinwega (сломать стрелу ногой – обряд, используемый в правдивости клятвы девственности девушки или преданности женщины). Согласно историку Шайенн-Ривер Бронко Лебо, Сломанная Стрела и Серьги Змеи были самыми старыми общинами миниконжу. Два Котла отделились от родительской общины около 1840г, и создали автономное племя, или oyate. В 1839г Николетт заявил, что община Wanonwaktonila состояла из 80 палаток (приблизительно 600 человек), живших на реке Бель-Фурш и у Медвежьей горы. Он называет Нет Сердца II и Четыре Медведя вождями этого подразделения. Последний представлял подгруппу Wanonwaktonila. В конце 1830-ых – начале 1840-ых годов община постепенно распадалась. Главным демографическим результатом этого распада было формирование новой независимой общины, или небольшого племени – народа Два Котла, главным вождём которых был Четыре Медведя, упомянутый Николеттом. Часть общины присоединились к новому племени. Часть Не Едят Собак сформировала основное tiyospaye Два Котла, возглавляемое Длинным Манданом. По рождению он был сихасапа, женившись в Wanonwaktonila в 1830-ых. Не все Wanonwaktonila присоединились к новому племени. Многие из них присоединились к другим племенам лакота. Следовательно, некоторые из "Плохих Стрел" были идентифицированы с сихасапа, другие с хункпапа Сидящего Быка – Плохие Луки. Другие присоединились к брюле и оглала. Две подгруппы старой общины Wanonwaktonila оставались связанными с миниконжу – Не Едят Собак во главе с Нет Сердца II и III, и Сломанные Стрелы. В перечне Белого Коня изображён черноногий человек, пронзённый стрелой.

1830-31. Двадцать кроу и один шайенн были убиты лакотами у Медвежьей горы, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит: Один шайенн и двадцать кроу были убиты лакотами у Медвежьей горы. В перечне зим Белого Коня изображён человек в красной рубахе и военном головном уборе. Отсутствие рук означает смерть. Вождь Красная Рубаха был убит?

1831-32. Торговец по имени Ле Бо убил одного из своих служащих на реке Шайенн, ниже Вишневого ручья, перечень зим Лебедя. В перечне Белого Коня пиктограмма представляет дуэль между двумя белыми. Один из них изображён с кровавой раной.

1832-33. Миниконжу, отец Одинокого Рога, сломал ногу, преследуя бизона. Лебедь отмечает подобный случай в 1846-47гг. Моллери идентифицирует этот случай с самоубийством Одного Рога, вождя миниконжу, рассказанный Джорджем Кэтлином. Оплакивая смерть своего сына, Один Рог попытался убить быка бизона, используя только нож (Кэтлин). В перечне зим Белого Коня изображён человек с рогом на голове и согнутой ногой – Один Рог сломал ногу.

Большинство источников различают Одинокого Рога, как отца и сына. Недавние исследования и сами лакота утверждают, что Одинокий Рог II был сыном Красной Рыбы или Черного Быка. Воггонер пишет, что старший Один Рог родился в год, когда Противоположный был убит. Множество перечней зим сообщают об этом событии в 1787-88гг (Пламя, Батист Гуд). Джордж Кэтлин написал портрет Одного Рога в 1832г; он описывает его, как мужчину "средних лет". Перечни зим представляют запутанную информацию. Пиктограммы обычно представляют ногу, согнутую под странным углом, и сопровождающий рассказ – "отец Одинокого Рога сломал ногу", или "отец Одинокого Рога потерял ногу" в борьбе с бизоном, или, возможно, во время охоты на бизонов. Гарик Моллери заявил, что этот инцидент произошёл в 1834г. Кэтлин описывает как будто тот же самый инцидент, в котором вождь и бык боролись друг с другом насмерть. Но Кэтлин пишет, что этот инцидент случился "спустя несколько лет после того, как я написал портрет этого человека". Некоторые источники утверждают, что Одинокий Рог обезумил после того, как случайно убил "своего единственного сына" и, в припадке безумия, вышел в прерию искать смерть. Странно, если бы он действительно был отцом второго Одинокого Рога, поскольку этот человек имел множество сыновей, включая Большую Ногу и Лягушку. Но если Пятнистый Вапити и Лягушка были младшими братьями старшего Одинокого Рога, то впоследствии могли стать Одиноким Рогом II. Ни один перечень зим не сообщает, что в 1832-33гг Одинокий Рог был убит, а просто как год, когда он сломал ногу, охотясь на бизонов. Тогда кажется возможным, что несколько лет спустя вождь действительно был убит бизоном, но этот случай не был зарегистрирован ни в одном перечне зим. Моллери пишет, что его смерть произошла в устье Малой Миссури в 1834г; Дьюи Берд сказал, что это случилось у Бер-Бьют в 1835г. Второй Одинокий Рог родился в 1815-16гг и стал одним из шести владельцев скальповой рубахи миниконжу. Он был отцом Коснись Туч, известного соратника Бешеного Коня. Он умер в первые месяцы 1876г, в своём доме в резервации Шайенн-Ривер.

1833-34. Лакота засвидетельствовали метеоритный дождь; многие очень испугались, перечень зим Лебедя. Баптист Гуд называет это "Зима падающих звезд", и изображает типи со звездами, падающими вокруг. Многие перечни зим, включая Пламени, Одинокой Собаки, майора Буша, Мато Сапа, Лебедя, Американского Коня, Облачного Щита, Убийцы Белой Коровы, отмечают этот метеоритный дождь.

1834-35. Знахарь хункпапа убит индейцами арикара, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит: Знахарь хункпапа был убит арикарами. В перечне Белого Коня изображён человек в красной рубахе и головном уборе. Отсутствие рук означает смерть – Красная Рубаха убит?

1835-36. Вождь миниконжу Хромой Олень застрелил ассинибойна три раза одной и той же стрелой. Он был так близко к врагу, что вынимал её и стрелял снова, перечень зим Лебедя. Мато Сапа говорит, что миниконжу Хромой Олень застрелил ассинибойна три раза одной и той же стрелой. В перечне зим Белого Коня изображён человек, вытаскивающий из своего тела стрелу. Хромой Олень (Thahca Huste; около 1821г – май 1877г) иногда идентифицируется как "вице вождь". Он был известным мужчиной, владельцем скальповой рубахи, и, по существу, считался вождём. Перечни зим миниконжу отмечают существенный поступок Хромого Оленя в 1834-35гг, Когда Хромой Олень Вытянул Свою Стрелу. Это объясняет Стэнли Вестал: "Сиу отправились пешком в военный поход и столкнулись с пешими врагами. Враги бежали. Сиу преследовали их. Хромой Олень был впереди и выстрелил во врага. Враг продолжал бежать, но Хромой Олень догнал его, вытащил свою стрелу, и использовал её снова. Этот враг умер" (Тропа войны: правдивая история). Если он родился, как указывает Воггонер, этот случай произошёл, когда Хромому Оленю было около четырнадцати лет. Возможно, он был слишком молод, чтобы отправиться с военным отрядом. У Хромого Оленя было три брата. Осведомитель Воггонер – Левая Цапля (Makhula) из Пайн Ридж, сказал Элле Делория: "Нас было четверо, и мы одновременно были приглашены присоединиться к обществу Tokala... Kinyanhiyaya (Он Идет, Летя), Mato-hlo-inyanka (Медведь Бежит, Рыча), Paunka (Он заставляет падать, подталкивая) и я". Элла Делория "Люди Бизоны". Со слов Левой Цапли, у Хромого Оленя было, по крайней мере, два брата – Пролетающий и Paunka.

1836-37. В перечне Белого Коня изображена бизонья шкура. Нет Ушей: Tatanka wan cepa opi – Застрелили жирного бизона.

1837-38. Лакота убили сто вапити в Блэк-Хилс, перечень зим Лебедя. В перечне зим Белого Коня изображён вапити, пронзённый стрелой. В



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: