Б е с е д а н а т е м у
П с и х о л о г и ч е с к и й п о р т р е т
Н а р к о м а н а
Анкета.
1. Что такое наркотики?
2. Какие вещества Вы относите в разряд наркотических?
3. Из какого источника вы узнали о наркотиках?
4. Когда, по Вашему мнению, наркомания становится проблемой?
5. Как Вы считаете, для чего употребляют наркотики?
6. Вы хотя бы раз пробовали наркотические вещества?
7. Как необходимо бороться с наркоманией?
Понятие о наркомании.
Наркоманией называется группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема.
Этиология наркомании.
В 50-60 годы наркомания исследовалась лишь в узкопрофессиональных кругах – проводились либо чисто медицинские исследования, либо юридические, связанные с уголовно-наказуемыми деяниями.
Но постепенно ситуация начинает меняться – проблема наркомании становится актуальной, так как в России существует стремительно нарастающая угроза наркотизации общества, увеличивается процент женщин, употребляющих наркотики; существует нелегальный рынок наркотиков. Дело осложняется еще тем, что больные наркоманией составляют около 10% от общего числа молодых людей, потребляющих наркотические средства.
Клиническая картина.
Диагноз наркомания, устанавливается только в том случае, если присутствует определенный комплекс клинических признаков заболевания:
1. Непреодолимое влечение к принятию наркотиков.
2. Тенденция к повышению дозы.
3. Психическая и физическая зависимость от наркотиков.
|
Психическая зависимость:
Возникает во всех случаях систематического употребления наркотических веществ. Чаще всего отмечается негативная привязанность, при которой наркотик применяют с целью избавления от плохого самочувствия, напряжения и т.п.
Позитивная привязанность отмечается, тогда, когда наркотик принимается для получения приятного эффекта.
Физическая зависимость:
Отмечает тягостные, мучительные ощущения, вызванные прерыванием наркотизации.
Проявляется физическая зависимость абстинентным синдромом воздержания от наркотика 12- 48 часов после прекращения приема наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, доставляющие ему страдание.
Психологический портрет наркомана периода взросления.
Исследование и описание специфических для наркоманов периода взросления черт личности и поведения имеют особую важность. Так как они позволяют отделить индивидуально-психологические характеристики молодого человека от сформированных наркоманским образом жизни, эффективно планировать и осуществлять мероприятия по первичной и вторичной профилактике наркомании среди молодежи.
Аспектам личностной динамики при наркомании посвящено много исследований, которые позволяют создать обобщенный психологический портрет наркомана периода взросления:
1. Слабый или смешанный тип высшей нервной деятельности; преобладает астеническое телосложение.
2. Гипотимный или эмотивный тип реагирования.
3. Характеристика - пассивность, мягкость характера, уступчивость, развитое чувство вины; добродушие и кротость, совестливость, высокая моральность, верность; высокая чувствительность к средовым воздействиям, нерешительность, боязливость, застенчивость, склонность перекладывать принятие решений и ответственность на плечи окружающих, тревожность, мнительность, настроение в значительной мере зависит от отношения окружающих к нему, впечатлительность, склонность к глубокой привязанности, интровертированность, пессимистичность, необщительность, склонность к фантазированию, поиск признания, стремление к сотрудничеству; лживость, капризность, скрытая повышенная страсть к самодемонстрации и склонность к драматизации имеющихся проблем, стремление потакать своим слабостям.
|
Обобщение характеристик создает образ человека, лишенного азарта экзистенциального творчества.
Структуре личности наркомана свойственны:
- сниженная интегративная функция "Я", мотивационная и эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость;
- аффилиативная ведущая потребность, т.е. поиск покровителя;
- высокий уровень мотивации избегания неуспеха, преобладание страха перед неуспехом над надеждой на успех;
- ярко выраженые пассивно-страдательная позиция, сильное "Супер-эго";
- отсутствие потребности в признании; выраженное стремление прятать душевные и сексуальные переживания;
- пассивно-зависимый стиль межличностного поведения; выраженное стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мир фантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего "Я";
- стиль мышления, сочетающий в себе вербально-аналитические и художественные наклонности; в стрессе происходит блокировка и нерешительность;
- защитные механизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от самореализации.
В силу ослабленного самоконтроля и нарушения сбалансированности противоположностей у наркоманов наблюдается болезненная деформация влечений, которая выражается в сужении спектра их проявления и заостренных характеристиках: высокая тревожность, болезненно выраженная инертность превращается в алчность, агрессивность, высвобождаясь из-под контроля сознания, проявляется вспышками разрушительной враждебности, интроверсия трансформируется в аутичность, пассивность - в мазохизм, пессимистичность преобразуется в депрессию, мнительность и сензитивность - в ипохондричность, эмотивность - в импульсивное поведение. Это свидетельствует о том, что наркоманы по сути дела находятся в состоянии дезадаптации.
|
При обследовании группы наркоманов выявлено следующее. Симптомы истерической акцентуации присущи 40% из них, эпилептоидной - 20%, параноидальной - 10%. Садомазохистские тенденции проявляются у 20% обследованных, склонность к циклотимическим расстройствам присутствует у 10%.
У наркоманов снижены способности к рефлексии, анализу и самоанализу. Сочетание противоречивой структуры потребностей, мотивационной неустойчивости с бессознательными механизмами защиты (агрессия, вытеснение, "уход") свидетельствует о невротическом характере 90% обследованных, психологический инфантилизм проявляется у 10%. Личная тематика является более значимой для наркозависимых, чем тема достижений. Отношения обследованных с людьми не своего круга, родителями носят конфликтный характер, а их потребности в достижении, автономии и любви фрустрированы. Они не верят в собственные силы и не удовлетворены собой.
Рисунки наркоманов на тему "Мое прошлое, настоящее и будущее" показывают высокую тревожность в отношении настоящего, будущего и жизненной перспективы в целом. Они не могут реализовать в жизни свои влечения. Их склонности к коллективизму и пассивности преобразуются в мазохизм и саморазрушающее поведение.
Обнаруженная деформация влечений и базисных свойств личности связана с формой их реализации в социально-культурной жизни испытуемых. Мы считаем, что она может быть лишь обострена употреблением ими наркотиков, т.к. эти тенденции обнаруживаются уже в детстве, а стаж наркотизации у них составляет всего несколько лет.
"Уход" от настоящего и будущего с помощью наркотиков способствует снижению тревоги и имеет защитный характер.
Факт снижения у наркоманов интегративной функции "Я" и выраженное "Супер-эго" требует особого внимания.
По мере углубления и развития наркотической зависимости личность начинает изменяться. Внутренние конфликты обостряются, а слабая психическая адаптация становится все более очевидной. Развитие наркомании сопровождается снижением психосоциальной адаптированности молодых людей. Наблюдаются неустойчивость мнестической функции, колебания из-за недостаточности волевых усилий активности познавательной деятельности. Е.Л. Милютина обнаружила у наркоманов со стажем употребления опиума более пяти лет существенное снижение волевой активности, что проявляется "в неспособности прекратить наркопотребление, преодолеть обычные жизненные затруднения". Н.С. Курек, изучая целенаправленную активность больных опийной наркоманией, выявил у них следующие нарушения [33]:
- повышенный уровень установки на волевую активность и числа способов достижения цели (особенно антисоциальных) в ситуации приобретения наркотиков; сниженный интерес к приобретению предметов домашнего обихода;
- адинамия уровня притязаний в ситуации определенности и повышение частоты неадекватных успеху-неуспеху изменений уровня притязаний в ситуации неопределенности;
- чем ниже уровень интеллекта и настроения, тем выше уровень установки на волевую активность в ситуации приобретения наркотиков.
Н.С. Куреком выявлены особенности эмоциональной активности наркозависимых: снижение точности восприятия эмоций другого человека по мимике, жестам и позам; нормальный или повышенный уровень собственной эмоциональной экспрессии; нивелировка половых различий в эмоциональной сфере между юношами и девушками.
Т.И.Букановская изучала эмоциональные переживания у больных опийной наркоманией в различных ситуациях. Она обнаружила у них снижение уровня мотивационной деятельности. Однако в состоянии наркотической интоксикации происходит значительная активация мотивационной деятельности, проявляющаяся в переживании интереса; осуществлении безболезненного переживания горя-страдания [19, c.161]. Актуальность последнего для больных наркоманией определяется высокой напряженностью аффекта, низкой способностью к переживанию, наличием эмоций гнева-отвращения (протеста-неприятия). Высказано предположение, что защитная роль опийной интоксикации заключается в том, что она позволяет пережить эмоциональное состояние горя-страдания на качественно ином уровне, дающем чувство удовлетворения (приятия).
Приведем несколько примеров.
Виктор, 20 лет.
Снижение уровня обобщения и отвлечения, инертность и конкретность мышления; садомазохистская тенденция; демонстративность; эпилептоидный склад личности со склонностью мучить близких и любимых людей; снижение интегративной функции "Я".
Юрий, 18 лет.
Слабая интегративная функция "Я", утрата чувства собственного достоинства, слабоволие; сильно выражены тенденции "уйти" или спрятать свои переживания, стремление к присвоению и инертности; симбиотические отношения с матерью; повышенная страсть к самодемонстрации, поиск признания не вполне осознанные и неудовлетворенные в поведении конфликтные отношения с женщинами.
Рустам, 20 лет.
Снижение интегративной функции "Я"; эпилептоидный склад личности; выражено желание изменить ситуацию, не переходящее в активные действия; конфликтные отношения с матерью и окружающими; сниженный самоконтроль; склонность к аффективным взрывам.
Денис, 22 года.
Гипотимный тип реагирования; сниженные способности "Я" к интеграции и внимание к окружающему; нарушенное восприятие (сдвиг в сторону внутренних тенденций); гиперсоциальность установок; в стрессовой ситуации аффективные реакции приводят к дезорганизации его активности; доминирующий мотив - "избегание неуспеха"; вытеснение из сознания истинных влечений, т.к. потребности в достижении, доминировании, любви фрустрированы; депрессивное состояние; конфликтные отношения с окружающими.
Дмитрий, 25 лет.
Слабость интегративной функции "Я"; садомазохистская тенденция, не осознает противоречивость и сосуществование в нем разнонаправленных тенденций; испытывает затруднения в самовыражении из-за дилеммы: проявляться во всем своем естестве или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции; фрустрация потребностей в агрессивном поведении, любви; конфликтные отношения с женой и другими женщинами.
Сергей, 21 год.
Снижение интегративной функции "Я"; гипотимный тип реагирования; сильное "супер-эго"; стремление "уйти" от чувств и действий; несчастлив и беспомощен, не готов к завязыванию новых контактов; конфликтные отношения с матерью и окружающими.
Олег, 19 лет.
Снижение интегративной функции "Я"; истерическая акцентуация характера; трудности в самовыражении из-за дилеммы: проявляться во всем своем естестве или прятать свои экзистенциальные и сексуальные тенденции перед окружающими; потребности в самодемонстрации, признании, любви фрустрированы; либидозастойная личность; конфликтные отношения с матерью, женщинами; контакт с окружающим миром нарушен.
Евгений,22 года.
Психологический инфантилизм; нарушенное восприятие; сдвиг в сторону внутренних тенденций; плохо осознает свои границы ("Я" или "не Я"), чувства; не ставит целей, уходит от действий и ответственности; гиперотрофированы и фрустрированы потребности в безопасности, стабильности, приобретении; инертность трансформирована в алчность; склонность к циклотимическим расстройствам; в момент обследования находился в депрессивной фазе.
Дмитрий, 23 года.
Угроза дезинтеграции "Я"; чувство несчастливости и тревоги в связи с утратой объекта привязанности, признания; стремление "уйти" от своих переживаний; не готов к завязыванию новых контактов; боязнь замкнутого пространства, телесного контакта, своего стремления к наркотическому опьянению; низкая концентрация внимания, ошибки восприятия, снижение уровня обобщения и отвлечения, инертность и конкретность мышления; конфликтные отношения с матерью, отцом и мужчинами.
Александр, 19 лет.
Слабость интегративной функции "Я"; сильно выраженная тенденция к персональной агрессии, сексуальным отношениям, самодемонстрации; сниженная способность к осознанию своих чувств и чувств других людей, нарушенное восприятие (сдвиг в сторону внутренних тенденций); подозрительность, стремится "уйти" от собственных переживаний.
Исследования показывают, что по мере возрастания срока употребления наркотиков у человека все сильнее разрушается индивидуальность, а трансформация личности приводит к его полному обезличиванию.
Профилактика - это развитие здорового поведения и ресурсов личности и духа человеческого, препятствующих риску употребления нароктиков и других психоактивных веществ. Это значит, что человек должен иметь возможность развиваться как здоровая эффективная личность, способная справляться с проблемами и стрессами повседневной жизни, самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного здоровья, быть ответственным за свою жизнь. Знать, что наркотики - это плохо - недостаточно. Знать - это не значит уметь. Это даже не значит - понимать. В вопросе любых психоактивных веществ и зависимости от них это - всего лишь недооценивать. Людям свойственно не признавать того, чего они не хотят признавать. Главная задача сделать так, чтобы и Вы дети, и мы взрослые хотели, умели и могли жить здоровой жизнью.
Этого можно достичь, если будут развиты его духовные, личностные, средовые ресурсы. Это значит, что профилактика - это, прежде всего, предоставление возможности человеку формировать здоровое поведение на основе развития духовного, физического, психического и социального благополучия, а личности - развивать психологические, социальные и духовные начала.
С психологической точки зрения к наиважнейшим ресурсам личности относится представление человека о себе, его Я-концепции. Это очень серьезные и важные вопросы, которые человеку необходимо решать на протяжении всей его жизни. "Кто я? Кто ты? Что во мне и тебе есть? Какие чувства я испытываю, когда и почему? Как мы идентифицируем свои чувства? Как мы умеем отделять свои чувства от поведения? Умеем ли мы осознавать, что с нами происходит, анализировать свое состояние? Каковы ценности моей и твоей личности? Является ли наше здоровье такой ценностью? Как мы общаемся? Умеем ли мы понимать окружающих, оказывать им поддержку или искать ее? У кого и как мы можем искать помощь и какую? Кто мы с точки зрения духовной, психической и физической? Каков наш организм и по каким законам он работает? Кто мы как социальные существа? Как нам справляться с социальными стрессами? Какие духовные основы в нас есть и какие следует развивать, чтобы жить здоровй и эффективной жизнью? Как действительно действуют на человека наркотики и другие психоактивные вещества? Как он становится зависимым от них? Перечень этих вопросов можно продолжать до бесконечности. Они всегда возникают, на каждом этапе жизни человека, и их всегда надо ставить. Человек не может получить ответы на них раз и навсегда. Каждый раз ему требуется более глубокий, более сложный ответ на каждый из этих вопросов. Усложнение это бесконечно и неисчерпаемо. Однако человеку недостаточно просто получить ответ. Ему необходимо самому осознать себя в физическом, психическом, социальном и духовном пространствах, подобрать там себе место. Помощь человеку, блуждающему в пространствах своего Я, - это настоящая профилактика зависимости от наркотиков. В результате такой помощи человек становится более состоятельной личностью, более ресурсной.
Еще один важный вопрос, который постоянно необходимо решать человеку - это вопрос об ответственности за свою жизнь и свой выбор. Важнейшая экзистенциальная дилемма свободы и ответственности решается человеком бесконечно, пока он живет. К ресурсам человека относятся и такие вехи личностной и духовной зрелости как своя собственная позиция по отношению к жизни и смерти, любви, одиночеству, вере, духовности и духовным ценностям.
Ведение человека по лабиринтам его души от одного осознанного ответа до другого, от одного выбора до другого, от одного модуса поведения до его осознанного изменения в более гуманистическом, нравственном, духовном и эффективном направлении и есть профилактика, и есть путь к выздоровлению зависимой личности.
Делать это можно по-разному. Есть для этого воспитательные, психологические, психотерапевтические и духовные технологи, методы и подходы.
1) Неуправляемость психической деятельности: в эмоциональной сфере – невозможность подавить тревогу, страх, другие отрицательные чувствования. Последние толкают больного на поиск и прием наркотика, не считаясь с социальными и моральными ограничениями. В сфере восприятия (иллюзии, галлюцинации) при некоторых интоксикациях иногда (опиаты), при других (психодезлептики) всегда с какого-то момента опьяневший не в состоянии изменить волевым усилием их содержание. В мышлении свободное, спонтанное течение мыслей (опиаты, алкоголь, седативные); при других видах интоксикации возникают мысли, от которых невозможно освободиться.
2) Диссоциация психической деятельности: Нередко она создается в темпах функций отдельных сфер психики. Так, быстрой смене психосенсорных впечатлений может не соответствовать замедленность мышления, что дает ощущения “наплыва”. При опийном, гашишном опьянении, приеме других психодизлептиков возможны диссоциации мышления, наблюдения за своими переживаниями, их оценка со стороны. Иногда диссоциирует сознание “я”, когда “душа” со стороны наблюдает за “телом”. Эта диссоциация не только интеллектуальная, но и психосенсорное нарушение психосенсорного синтеза особенно характерно для психодизлептиков, которые использовались в древних культах, колдовстве. В пределах интеллектуальной функции видима диссоциация восприятия и запоминания, понимания и способности вербализации. “Все становится ясным”, “другой смысл всего” наряду с невозможностью сказать, что “все” и что “другое”. Диссоциация хотя и редко, но наблюдается в эмоциональной сфере: притом, что впечатления чувственно насыщенны, возможны отстранения, отчуждения, самооценка переживаний в конкретный момент. К диссоциативным следует отнести наплыв мыслей, а также ощущение пустоты в чувствах и мыслях, “остановку” мыслей при вытрезвлении. (5)
Психическая зависимость включает психическое (обсессивное) влечение к наркотику и способности достижения психического комфорта в интоксикации. Психическое влечение выражается в постоянных мыслях о наркотике, подъеме настроения в предвкушении приема. Подавленности, неудовлетворенности в отсутствие наркотика. Часто влечение сопровождается борьбой мотивов. В сочетании с навязчивостью мыслей о наркотике это дает основание называть психическое влечение обсессивным (Портнов А.А., Пятницкая И.Н., 1971). Если компульсивное влечение диктует поведение больного, то психическое, обсессивное определяет настроение, эмоциональный фон. В своем течении обсессивное влечение волнообразное. Оно не выражено, если необходимый ритм наркотизации соблюдается без задержки, в этом случае возникающее влечение удовлетворяется тут же. Оно может временно подавляться крупным конфликтом вследствие наркотизации, госпитализацией больного, каким-либо эмоционально сильным увлечением, не связанным с наркотиком. Влечение обостряется при неприятных переживаниях, встречах с друзьями наркоманами, разговорах о наркотиках.
Физическая зависимость включает: 1) физическое (компульсивное) влечение; 2) способность достигать состояния физического комфорта в интоксикации и 3) абстинентный синдром.
Физическое (компульсивное) влечение, один из широко известных признаков наркоманий, выражается в неодолимом стремлении к наркотизации. Влечение достигает высокой интенсивности, вытесняя даже такие витальные влечения, как голод и жажду. От обсессивного компульсивное влечение отличается не только своей интенсивностью, но и тем, что способно подчинять все содержание сознания в настоящий момент, не оставляя места другим, не связанным с наркотизацией представления. Компульсивное влечение не только определяет умонастроение и аффективный фон, оно диктует поведение, подавляет и устраняет противоречащие мотивы и контроль. Компульсивное влечение определяет поступки больных, мотивацию их действий. При компульсивном влечении все направлено на поиск наркотика и на преодоление препятствий к этому. Кроме того, компульсивное влечение сопровождается характерными вегетативными проявлениями в виде расширения зрачков, сухости во рту, гиперрефлексии, тремора даже при тех наркоманиях, для которых тремор нетипичен. Можно выделить три вида компульсивного влечения: 1) возникающее вне интоксикации; 2) входящее в структуру абстинентного синдрома; 3) возникающее при опьянении.
Единой причины возникновения наркомании не существует. Но имеют большое значения личностные факторы личности человека. Более склонные к наркомании люди инфантильные, пассивные, зависимые, демонстративные, эмоционально- неустойчивые. Так же важную роль играют и определенные социальные факторы: низкий уровень образования, отсутствие интереса к жизни, безыдейность, не умение занять свой досуг, влияние окружающий микро среды, неблагополучная обстановка в семье и обществе, низкий уровень элементарных медицинских знаний.