Оценка состояния системы управления образованием в Ростовской области




Ростовская область активно участвует в реализации стратегических направлений государственной политики в сфере образования, в том числе в реализации приоритетного национального проекта «Образование», Комплекса мер по модернизации общего образования, национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, созданию независимой системы оценки качества образования, реструктуризации сети сельских школ.

Ведущая роль в управлении региональной системой (рис. 2) образования принадлежит Правительству Ростовской области, которое:

1) утверждает государственные программы развития образования, учитывая социально-экономические, экологические, демографические, этно-культурные и другие особенности Ростовской области;

2) принимает решения о создании, реорганизации, ликвидации государственных образовательных организаций Ростовской области;

3) обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях, предоставляя субвенции местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми областным законом;

Рис.2 Иерархия органов управлению образованием на примере Ростовской области [16]

4) организует предоставление общего образования в государственных образовательных организациях Ростовской области;

5) финансово обеспечивает получение образования в соответствии с нормативами, определяемыми областным законом;

6) организует предоставление дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Ростовской области;

7) организует предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации[17].

Непосредственное управление сферой образования Ростовской области осуществляет Министерство общего и профессионального образования Ростовской области, Министерство:

1) непосредственно разрабатывает и реализует государственные программы развития образования;

2) осуществляет мониторинг в системе образования на уровне Ростовской области;

3) организует обеспечение подведомственных государственных образовательных организаций Ростовской области и муниципальных образовательных организаций учебниками;

4) формирует аттестационную комиссию для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников и др.

В образовательном комплексе области функционирует (рис. 3):

- 1147 общеобразовательных учреждений;

- 1283 дошкольных учреждения;

- 37 детских домов;

- 18 общеобразовательных школ-интернатов;

- 30 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов;

- 353 учреждения дополнительного образования детей, в т.ч. 3 областных, подведомственных Минобразованию области, и 205 муниципальных учреждений дополнительного образования детей ведомственной принадлежности Минобразования области[18].

В целях создания равных условий для получения качественного образования организован подвоз обучающихся, проживающих в отдаленных сельских территориях. На сегодняшний день 899 школьных автобусов, полностью соответствующих требованиям безопасности перевозок детей, подвозят более 34 тысяч обучающихся к базовым общеобразовательным учреждениям.

В школах области насчитывается более 44 тысяч современных компьютеров, из них более 38 тысяч используется в учебном процессе. Все образовательные учреждения области, реализующие общеобразовательные программы, обеспечены доступом к сети Интернет, что значительно расширило возможности использования современных информационных технологий в образовательном процессе. Нагрузка обучающихся в общеобразовательных учреждениях на 1 компьютер составляет 7,7 человек.

Рис. 3 Структура сети образовательных учреждений Ростовской области [19]

Ростовская область – одна из лидеров среди субъектов Федерации по дистанционному обучению детей-инвалидов. На базе санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону создан центр дистанционного образования детей-инвалидов, открыты 3 его филиала (Волгодонский, Зерноградский и Новошахтинский). В дистанционной форме обучается 100% детей этой категории, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения.

В области ведется постоянная и целенаправленная работа по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных детей и талантливой молодежи. 25 одаренных учащихся области ежегодно получают премии Губернатора Ростовской области по 10 тыс. рублей.

В системе дополнительного образования занимается около 278 тыс. детей по 70 направлениям детского творчества и 53 видам спорта, на базе общеобразовательных учреждений открыто около 12 тысяч кружков.

В области функционирует 37 учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 269 приемных семей, в которых воспитываются 711 детей[20].

Управление системой образования в Ростовской области строится на принципах: открытости образования к внешним запросам; применения проектных методов; конкурсного выявления и поддержки лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресности инструментов ресурсной поддержки и комплексного характера принимаемых решений.

Сегодня в донском регионе работают 1490 детских учреждений, из них: 143 группы полного дня на базе 76 школ, 85 негосударственных и частных детских садов (ИП).

В 2015 г. запланировано ввести более 16 тысяч мест, из них более 9 тысяч – за счет строительства новых детских садов, остальные – путем приобретения и монтажа модульных детских садов, а также благодаря негосударственному сектору, вводу в эксплуатацию детсадов после капремонта и возврата ранее перепрофилированных ДОУ.

Сеть таких учреждений разнообразна и не ограничивается только традиционными детскими садами. 1 350 (90,6 процента от общего количества учреждений дошкольного образования) составляют государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения; 16 (1,1 процент) – учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; 110 (7,4 процента) – общеобразовательные учреждения, в которых созданы группы для детей дошкольного возраста; 13 негосударственных дошкольных образовательных учреждений (0,9 процента).

 

96 процентов школ используют в учебном процессе электронные образовательные ресурсы по основным общеобразовательным предметам, 54 процента общеобразовательных учреждений используют компьютерное программное обеспечение для автоматизации процессов управления. 90 процентов общеобразовательных учреждений области имеют веб-сайты.

Среди основных итогов развития отрасли «Образование» в Ростовской области в 2013-2014 гг. можно отнести следующее:

1. Разработан Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

2. Разработан план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Ростовской области» и обеспечена его реализация.

3. Разработана государственная программа Ростовской области «Развитие образования» на 2014-2020 годы.

4. Обеспечена реализация Указов Президента Российской Федерации, Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Обеспечено повышение среднемесячной зарплаты учителей, а также других категорий педагогических работников. Все соответствующие показатели выполнены.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2016 годы с целью решения основных проблем региона, приоритетных на период 2013-2016 годов:

- осуществлен капитальный ремонт 63 муниципальных и 7 подведомственных областных образовательных учреждений;

- осуществлено устройство внутренних санузлов в 261 здании общеобразовательных учреждений, кроме того поставлены 71 блок-модуль санитарных узлов в 61 школу, тем самым улучшены санитарно-гигиенические условия для более 41,8 тыс. учащихся;

- проведена замена около 8 тыс. ветхих окон и наружных дверей общей площадью более 34,8 тыс. кв. м на металлопластиковые в 93 зданиях образовательных учреждений, что позволило улучшить температурный режим пребывания для более 13,5 тыс. учащихся;

- обеспечена реализация Проекта модернизации региональных систем дошкольного образования, в ходе которой в 2013 году создано 9,4 тыс. дополнительных дошкольных мест (план – 5,1 тыс. мест), а также достигнута положительная динамика сокращения очередности детей в возрасте от трех до семи лет для получения дошкольного образования.

- создана региональная автоматизированная система «Электронный детский сад», обеспечена открытость и доступность процедуры постановки детей в очередь на предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях через Единый портал государственных услуг, усовершенствован инструментарий для анализа и прогнозирования очередности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Обеспечена реализация федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для 83,6 % обучающихся (план - 83,5%), 1-3 классы – 100 %; основного общего образования – для 4,9 % обучающихся (5-6 классы) по мере готовности школ (план – 4,0%).

В Ростовской области создано 12 многоуровневых учреждений профессионального образования. Функционируют 18 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, начат инновационный процесс формирования научно-образовательных и учебно-производственных кластеров: создано 2 таких кластера. Ведется организационная работа по формированию многофункциональных центров прикладных квалификаций.

В структуре высшего профессионального образования (ВПО) Ростовской области действует 14 государственных вузов, в том числе:

1 федеральный университет, 7 университетов, 5 академий, 1 институт. В структуру ВПО области входят также 11 негосударственных вузов. Государственные и негосударственные вузы области сформировали широкую сеть филиалов, как на территории области, так и за ее пределами[21].

На базе 14 государственных вузов созданы комплексы с многоуровневой системой образования (лицей – профлицей – колледж – вуз – центр дополнительного образования).

Кроме того, в области ведут образовательную деятельность филиалы государственных и негосударственных вузов из других субъектов Российской Федерации. Общее количество филиалов вузов – 65. Из них: 47 филиалов государственных и 18 филиалов негосударственных вузов.

Общая численность студентов, обучающихся в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, расположенных на территории Ростовской области, по всем формам обучения составляет 198,2 тысячи человек. На очной форме обучения – свыше 95 тысяч человек.

В настоящее время в самом крупном вузе - Южном федеральном университете - обучается около 50 тыс. студентов. Сегодня ЮФУ – исследовательский университет инновационно-предпринимательского типа. Он занимает четвертое место в рейтинге российских университетов. Предполагается, что к 2020 году – ЮФУ войдет в число 100 лучших университетов мира. 13 ноября 2012 года Правительством Ростовской области утвержден Комплекс мер по поддержке развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в 2012 – 2017 годах.

При Минобразования Ростовской области создан Общественный совет в составе 14 представителей различных общественных организаций, СМИ, педагогических работников и родителей обучающихся.

Вместе с тем, системе общего образования Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы и противоречия, затормаживающие процесс ее модернизации. В основном это связано с дефицитом финансовых средств на совершенствование школьной инфраструктуры в соответствии с требованиями стандарта, комплексное переоснащение учебного и учебно-наглядного оборудования общеобразовательных учреждений, оборудования спортивных залов, совершенствование организации школьного питания, внедрение действенных механизмов привлечения молодых педагогов в общеобразовательные учреждения и повышение кадрового потенциала отрасли, создание полноценных условий для получения качественного образования всеми обучающимися, в том числе и детьми со специальными потребностями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: