Сущность, структура сферы образования, этапы ее формирования и основы управления




Введение

В российском образовании в целом и в региональных системах в частности происходят глубокие перемены, обусловленные как рубежом тысячелетий, так и демократическим строительством в нашем государстве.

Ключевой задачей сегодня является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребностей экономики и нового общества. В связи с этим в Концепции модернизации Российского образования на период до 2015 года наряду с мерами, направленными на обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования поставлена задача – достижение совершенно нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования.

Аспекты реализации государственной политики в области образования субъектами Федерации на региональном уровне требуют серьезного внимания не только управленческих, но и педагогических групп специалистов, органов исполнительной власти всех уровней. Это очень важно, так как действующее законодательное обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов управления образованием нуждается в уточнении с учетом новых особенностей межбюджетных отношений, проводимой в нашей стране административной реформы, поставленных временем вопросов о соучредительстве образовательных учреждений и других элементов современной образовательной политики.

Нужны квалифицированные кадры для развития и совершенствования этой области, необходимо создать благоприятные условия для работников сферы образования, поднимать престиж России.

Обобщение накопленного опыта государственного регулирования и определение возможных направлений развития особенно важно сейчас. Реформа образования и современные проблемы региональной политики коснутся каждого гражданина, проживающего в России. Эти обстоятельства определяют актуальность темы исследования.

Таким образом, цель работы - рассмотреть основы формирования системы управления образованием на региональном уровне.

Для достижения поставленной цели предстоит решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, структуру, этапы эволюции сферы образования в РФ;

2. Изучить систему государственного регулирования образования в РФ;

3. Исследовать систему управления образованием в Ростовской области;

4. Выявить проблемы системы управления образованием Ростовской области и предложить пути их решения.

Теоретической базой для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, интернет-источники, а также труды таких авторов, как Фурин А.Г., Ахматов И.И., Балашева И.Н., Куров С.В., Судоргина Л.В., Терлей Р., Пушкарёва Е.А., Резер Т.М., Чуракова Р.Г., Борисова С.А., Черникова А.А.

Объект исследования – система образования России.

Предмет исследования – система управления образованием региона (на примере Ростовской области).

Цели, задачи и методы определяют структуру работы. Она состоит из двух глав, четырех параграфов, введения, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫРАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Сущность, структура сферы образования, этапы ее формирования и основы управления

В современных условиях российское общество перестраивается, переоценивает свои ценности и цели, и эти перемены влекут за собой изменения в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции гражданского общества нашли свое место в образовательном процессе. Во многом это происходит благодаря многообразию типов общеобразовательных заведений и вариативности образовательных программ, что напрямую связано с развитием сети негосударственных общеобразовательных учреждений.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

- сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

- органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

- объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В педагогической литературе под системой образования понимается совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, учреждений среднего и высшего профессионального образования[1].

Сфера образования - это наиболее динамично развитая область общественных отношений. Образовательные учреждения всегда подталкивали наиболее умственно развитую часть общества в ее стремлении к прогрессу. Также сфера образования - это основа человеческого развития, движения вперед, познания мира, человек не может развиваться без прохождения через данную область. Поэтому государство, понимая огромную важность образования, стремится урегулировать данную область общественных отношений.

Согласно новому Закону Российской Федерации «Об образовании», вступившему в силу в сентябре 2013 года, образование – это единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Российское образование является непрерывной системой последовательных уровней, которая включает в себя государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов[2]:

- дошкольные;

- общеобразовательные;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);

- учреждения дополнительного образования;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе стандартных положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Этапы эволюции образования в Российской Федерации можно условно разделить на три этапа: Российская империя, СССР, современная Россия.

Необходимость осуществления активной государственной политики в такой сфере, как образование в России и понимание этого пришло в связи с проведением Петром Первым фундаментальных реформ, изменивших экономический и политический строй в стране. Такие преобразования требовали подготовки огромного количества квалифицированных кадров в различных областях знания и увеличения объема самих этих знаний.

Петровская политика государственного управления образованием, заложенная им, продолжалась и последующими правителями Российской империи. Достаточно упомянуть эпоху Елизаветы Петровны, когда по инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет. Деятельность учебных заведений должна была способствовать профессиональной подготовке среднего слоя населения, образованию граждан для того, чтобы обеспечивать увеличивающиеся нужды национальной экономики России[3].

Государственная политика в области образования во времена Российской империи была нацелена на вознесение и утверждение среди населения религиозных и нравственных понятий. Одной из задач являлась необходимость распространить по стране первоначальные полезные знания.

Демократические настроения в системе организации образования не редко сменялись периодами ужесточения централизованного управления. Считалось, что децентрализация не способствует эффективному функционированию образовательной системы, напротив, приносит разлад и регресс в данную структуру.

Структуру организации образования приняли лишь в начале XIX века. В соответствии с ней, учебные заведения, входящие в состав учебных округов, подчинялись университетам, при которых создавались училищные комитеты.

Однако уже к 1828 г. в основу образовательной системы вернули иерархию и сословность. В связи с этим, управление школами округа и контроль над ними перешли от университетов к попечителям, назначаемым из членов Главного управления училищ Министерства народного просвещения.

Позднее совсем развеялась демократичность в этом вопросе. Это случилось после покушения на царя в 1866 г. Напротив, ужесточился государственный контроль над системой образования. Органам управления просвещением поручалось быть хранителями религии и существующего строя. Ведь царь по религии был посланником Бога, приравнивался к нему и должен был быть единственным правителем государства[4].

Государственная политика для поддержки образования использовала такой элемент, как система гарантий социального обеспечения работников науки и образования.

Подытожив, можно сказать, что в Российской Империи существовала централизованная система государственного управления в сфере образования. А характеризовалась она четкими точными целями, слаженной организацией и своевременным регулированием.

Грандиозный шаг вперед был сделан в области отечественной науки и образования в советское время. Во - первых, это связано с изменением целей, поставленных новой властью перед образованием. Во - вторых, также нельзя забывать, что были изменены ценностные ориентации в обществе, открыты новые возможности по распределению сил и средств для реализации поставленных задач. Помимо этого, изменения совпали с периодом мировой научно-технической революции.

На протяжении всех лет существования советской власти шел активный поиск организационных форм управления народным образованием. Поэтому единый централизованный орган управления образованием всех уровней периодически сменял набор ведомств. От управления из союзного центра временами переходили к передаче определенных полномочий на места. Реорганизации продолжались и после войны.

Перемены происходили не только в высшем руководящем уровне, но менялся и подход к организации системы образования в стране.

Необходимо сказать о том, что при кардинальных реорганизациях в системе все же сохранялся принцип единого образовательного пространства и единых государственных образовательных стандартов.

При смене социального строя страны в 1991 году происходит много изменений в образовании[5]. Исполнительная власть в своей политике указывает на некоторое отстранение от управления наукой и образованием, так как большее внимание уделяется другим отраслям экономики. Несмотря на это в образовании все же происходят изменения, например, делегируются полномочия по решению важных государственных проблем в регионы. Если конкретизировать, то финансирование и собственность в системе начального профессионального образования с федерального уровня передается на уровень субъектов Российской Федерации. Но здесь возникает проблема издания федерального комплекта учебной литературы, которая полностью ложится на субъект Российской Федерации.

Система образования, как и любая другая система, нуждается в управлении. Рассмотрение проблем управления образованием предполагает исследование общих положений управления последним.

Отечественные исследователи Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров[6] трактуют управление образованием следующим образом: «1)(как организация) сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей».

Управление образованием в России осуществляется посредством:

- разработки и реализации политики в области общего образования;

- законодательного регулирования производства и потребления услуг общего образования;

- производства образовательных услуг, являющихся общественными благами (государственные школы);

- субсидирования частных производителей общественных благ (негосударственные образовательные учреждения);

- субсидирования потребителей образовательных услуг через стипендии и т.д.;

- обеспечение социальных гарантий гражданам и работникам в сфере общего

образования.

В целом управление системой общего образования можно представить, с одной стороны, как структурированный набор действий государства, его субъектов или муниципальных образований по постановке и решению актуальных проблем системы общего образования, в рамках которого:

- определяются основные цели или главные задачи;

- выделяются приоритеты или основные направления их решения;

- определяются действия, реализуемые в рамках приоритетов или основных направлений образовательной политики;

- определяются мероприятия, осуществляемые в рамках этих действий.

С другой стороны, все вышеизложенное позволяет выделить составные части действий государства в рамках управления системой общего образования:

-определение целей, достижение которых должно обеспечиваться деятельностью каждого управляющего субъекта;

- определение необходимых, допустимых и недопустимых изменений в сфере образования в процессе достижения поставленных целей;

- определение необходимых, допустимых и недопустимых действий каждого субъекта управления системой общего образования для достижения поставленных целей;

- определение ресурсов, которые могут или не могут быть привлечены и использованы для достижения поставленных целей.

Таким образом, управление системой общего образования может рассматриваться как своего рода план или программа, направленная на изменение состояния системы общего образования, в которой определены допустимые способы ее реализации.

Проще говоря, управление системой общего образования – это, прежде всего, формулирование государством или иным субъектом принятых на себя обязательств в отношении:

- решения определенных проблем в установленный период времени, причем решение этих проблем необязательно должно осуществляться непосредственно самим субъектом;

- применяемых при этом методах и способах решения проблем;

- привлечения институтов общества к решению этих проблем;

- используемых ресурсов.

 

Система управления образованием обязательно должна носить открытый характер, т.к.:

- общество должно знать, как поведет себя государство или отдельный орган управления в той или иной ситуации;

- действия в соответствии с объявленной политикой должны приводить к сокращению числа решаемых текущих вопросов и ускорению их решения;

- в результате открытой системы управления можно ожидать стабилизации процессов в системе образования, т.к. действия государства в рамках образовательных отношений будут прогнозируемы.

Соответственно перед управлением системой образования ставится две группы целей: 1. Формирование образовательной политики – разработка и принятие правил образовательной деятельности. 2. Реализация сформированной образовательной политики – осуществление деятельности строго в соответствии с разработанными правилами для достижения целей, сформулированных в образовательной политике.

Первая группа целей достигается в ходе формирования образовательной политики посредством определения ее составляющих. Управление должно обеспечивать выполнение комплекса работ по разработке этих составляющих.

Вторая группа целей достигается в ходе реализации образовательной политики теми субъектами, которые участвуют в этой работе. Управление должно обеспечивать их деятельность и взаимодействие таким образом, чтобы необходимые результаты были получены.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что управление системой образования рассматривается как система, представляющая собой совокупность всех субъектов образовательного процесса, их органов самоуправления и органов государственного (муниципального) управления образованием, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием, процедур и механизмов их взаимодействия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: