Ритуальные функции наготы в чешской обрядовой культуре




В земледельческом хозяйстве обнаженное тело должно было усилить действенность труда крестьянина, благоприятно повлиять на его результаты и содействовать получению хорошего урожая. Нагота как магическое средство использовалась при начале полевых работ, пахоте и подготовке почвы, при севе и посадке зерновых, овощей и фруктов, при жатве, при разведении скота и птицы, при доении коровы и сбивании масла. При севе зерновых или посадке фруктовых деревьев и овощей нагота на основе гомеопатической магии должна была стимулировать оплодотворение и будущий рост. При севе огурцов и тыквы человек должен был быть голым или хотя бы как можно менее одетым, чтобы шкурка плодов не была толстой. Для получения крупных и обильных плодов садились или ложились в борозду, катались по полю и грядкам при севе и посадке. Из разных областей имеется информация разного времени об обрядовом катании обнаженных или частично одетых людей по полю и лугу, в основном в канун праздника св. Йиржи (Юрия) и в святоянскую ночь (ночь перед Иваном Купалой). В Чехии молодые женщины и девушки в канун праздника св. Яна Крестителя катались по конопле, а утром гадали, выйдут ли они замуж (по тому, как быстро растения выпрямятся); в других местах валялись по земле при посадке огурцов, капусты, картошки, при прополке мака. Чтобы картофель уродился крупным, в южной Чехии (в Нездржеве) женщины старались повалять в борозде мужчин, а мужчины женщин. В Словакии женщины катались по озимым, в Силезии, Польше, Германии и Чехии - также по льну и луку. Передачу плодовитости обеспечивали совместно катающиеся по земле супружеские пары, которые должны были симуляцией соития провоцировать природу к более высокому урожаю. В большей мере, чем в чешских и моравских регионах, эти и подобные обычаи сохранились в Словакии и особенно у восточных и южных славян. Магия плодородия применялась и в запретах - в традиции некоторых неевропейских народов в течение нескольких дней перед засеванием практиковалось воздержание в еде и половом общении

Источник: https://naukarus.com/ritualnye-funktsii-nagoty-v-cheshskoy-obryadovoy-kulture

 

А. Мещеряков (российский историк, японист, литератор. Доктор исторических наук)

Тело обнаженное и тело одетое: японский вариант

Первые европейцы (в основном миссионеры) проникли в Японию в середине XVI века. Однако менее чем через столетие они были изгнаны, ибо власти увидели в их проповеди подрывную деятельность — миссионеры учили, что власть духовная важнее власти светской. Военное правительство страны (сёгунат Токугава, 1603–1867) объявило Японию «закрытой страной», въезд и выезд были строжайше запрещены. Исключение сделали только для Ост-Индской голландской компании, обосновавшейся на крошечном островке Дэсима возле Нагасаки. При этом количество кораблей, которые разрешалось посылать голландцам, было крайне ограниченным. «Второе пришествие» европейцев датируется серединой XIX века. И это были уже не только миссионеры, но и торговцы, моряки, дипломаты, промышленники, военные, что, однако, не отменяет их конфессиональной принадлежности и вытекающей из нее христианской картины мира.

Характеризуя японцев — в отличие от столь многих других «азиатов» — как народ образованный, организованный, чистоплотный, воспитанный и трудолюбивый, они по-прежнему продолжали возмущаться тем, что японцы совершенно не стесняются своей наготы, а их отношения между полами отличаются полной «безнравственностью». Японские крестьяне и ремесленники работали полуобнаженными, матери кормили младенцев грудью прямо на улице, японцы купались в совместных общественных банях, публичные дома процветали, «порнографические» гравюры продавались на каждом углу, элита практиковала полигамию.

[...] В то же самое время в Японии отсутствовало изображение обнаженного тела как такового, вне связи с половым актом, общественной баней или какой-то другой бытовой ситуацией. То есть любованию телом и его формами в японской культуре не находилось места. Ничего подобного античной (а вслед за ней и европейской) скульптуре, где предметом изображения является тело как таковое, Япония не знала. Японцы не вычисляли пропорции идеального тела. «Автопортрет» Дюрера, где он представлен совершенно обнаженным, в японской культуре был невозможен. Поэтому западные репрезентации обнаженного тела вызывали откровенное удивление уже у японцев. Вот как отзывался о парковой скульптуре Царского Села попавший в Россию в конце XVIII века японец: «Среди них есть и мужчины и женщины, все они голые, некоторые из них сидят, другие стоят, а иные скорчились. У них все сделано откровенно, вплоть до тайных мест. Работа настолько искусная, что невозможно выразить словами, но смотреть на них очень неприятно и както жутковато» (Хосю 1978: 125)

[...] В своем докладе, прочитанном в 1887 году в искусствоведческом обществе «Рютикай» («Общество драконового пруда»), заместитель председателя Хосокава Дзюндзиро с некоторым недоумением заявлял: на Западе нагое тело вытеснено из публичной жизни, но является предметом высокого искусства; в Японии же дело обстоит наоборот — простые японцы не стесняются своего обнаженного (полуобнаженного) тела, но «настоящие» художники его не изображают.

Источник: https://polit.ru/article/2011/01/13/mescheryakov/

 

В. Е. Добровольская

Запреты и предписания, связанные с обнажением человеческого тела (на материале Владимирской и Ярославской областей) // Научный альманах Традиционная культура 1/2010

В обыденной жизни полное обнажение встречается крайне редко. Действительно, довольно трудно представить ситуацию, при которой вне ритуальных или магических действий человек, принадлежащий к сфере традиционной культуры, окажется голым. Таких ситуаций тоже две: обнажение во время сна и обнажение во время купания. Повсеместно у русских был распространен запрет спать голыми: «У, голыми спать ни-ни. Нельзя голыми-то спать. Ругали за это. Как это. Рубашонкой какой- нето прикройся» (Алексеева М. И., 1920 г. р., с. Непейцыно, Судогодский р-н Владимирской обл). Мотивировок у данного запрета несколько. Самая распространенная связана с тем, что голый человек привлекает к себе нечистую силу: «У нас строго было. Голыми спать не давали. Прям, хоть какая жара — прикройся. Нельзя голыми спать — нечистый дух к тебе подвалит. Будет к тебе ходить» (Гасова А. Н., 1918 г. р., д. Копнино, Селивановский р-н Владимирской обл).

[...] Еще одна мотивировка для рассматриваемого запрета связана с тем, что в традиционной культуре наличие у человека или предмета такого признака, как «голый», всегда трактуется негативно [Агапкина, Валенцова 1995]. Полагали, что тот, кто спит голым, будет бедным и потеряет все что имеет: «Вот голыми никогда не спят. Кто спит голым — у того денег не будет» (Волганова А. Б., 1919 г. р., с. Фоминки, Гороховецкий р-н Владимирской области). Особенно оберегали детей, полагая, что небрежение этим запретом родителей может повлиять на будущую жизнь ребенка: «Вот за детьми следили. А как же. Родители следили. Как будут вести ребенка, так у его и жизня сложится. Если ребенок голым спит, то родители виноваты. Ребенок голым спать не должен — он бедным будет, нищим будет. Кто голым спит — тот побираться будет» (Логинова А. И., 1921 г. р., с. Драчёво, Селивановский р-н Владимирской обл.).

[...] Несколько иная ситуация с обнажением во время купания. Так, некоторым группам людей можно купаться голыми, а некоторым нельзя. Неодетыми могут купаться дети и старики. На мужчин запрет на купание обнаженными в основном не распространяется: они могут купаться как одетыми, так и раздетыми. Исключение составляют два случая. Нельзя купаться голыми рекрутам и всем мужчинам призывного возраста в случае войны. При нарушении этого запрета возможна преждевременная смерть

 

Григорий I Великий (Папа римский, годы жизни: 540–604 г. н.э.)

«Тело есть отвратительное вместилище души»

 

Жак Ле Гофф, Николя Трюон (Франция, историки-медиевисты)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: