Тема
1. Понятие затрудненного общения
Современная психология постоянно обращается к изучению человека как субъекта многообразных видов деятельности и его жизнедеятельности в целом.
В зарубежной психологии понятие «затрудненное общение» обозначается термином «miscommunication». В широком смысле под затрудненным общением понимается появление во взаимодействии и общении любого рода проблем, а в узком смысле затрудненное общение представляет собой факты непонимания, возникающие в общении.
В отечественной психологии в настоящее время достаточно активно обсуждается проблема затрудненного общения. На первое место ставятся состояния напряженности, неудовлетворенности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта.
Анализ литературы по данной проблеме приводит к выводу о том, что термин «затрудненное общение» используется, то как широкое понятие, объединяющее такие явления, как трудности, затруднения, сбои, осложнения, препятствия, преграды, барьеры, конфликты, то как весьма узкое определение, фиксирующее незначительные трудности общения, преодолеваемые партнерами в процессе коммуникации и не имеющие далеко идущих деструктивных последствий.
Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:
· в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;
· как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;
· как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д.
|
2. Классификация нарушений общения у детей. Классификация нарушений общения у детей.
Типичные для дошкольников варианты конфликтных отношений ребенка к сверстникам (повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность дошкольников).
Агрессивные дети. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место просоциальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.
Обидчивые дети. В общих чертах обиду можно понимать как болезненное переживание человеком игнорирования или отвержения со стороны других людей. Это переживание направлено на конкретного другого. Явление обиды возникает уже в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до 3–4 лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер – малыши не застревают на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей полноте начинает проявляться после 5 лет, что связано с появлением потребности в признании и уважении – сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.
|
Застенчивые дети. Застенчивость является одной из самых распространенных и самых сложных проблем межличностных отношений. Известно, что застенчивость порождает ряд существенных трудностей в общении людей. Среди них такие, как проблема познакомиться с новыми людьми, отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неумелое представление себя, скованность в присутствии других людей и пр.Наблюдения показали, что застенчивость появляется у многих детей уже в 3-4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Вместе с тем выраженность застенчивости претерпевает изменения на протяжении дошкольного периода. Слабее всего она проявляется в младшем дошкольном возрасте, резко возрастает на 5 году жизни и сокращается к 7 годам. При этом на 5 году жизни усиление застенчивости приобретает характер возрастного феномена. Выраженность застенчивости здесь, очевидно, связана со становлением новой потребности в общении ребенка – в признании и уважении других людей.
Демонстративные дети. Хвалиться и демонстрировать свои достоинства любят все дети. Однако часто демонстративность перерастает в устойчивую личностную особенность. Основным мотивом поведения ребенка становится похвала окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Для них гораздо важнее соблюсти внешнюю картину одобряемого поведения, чем реально помочь сверстнику. Демонстративное поведение отражает определенную направленность личности, ее внутренние мотивы. Демонстративные дети проявляют яркий интерес к действиям сверстника: делают замечания и комментируют, однако их вовлеченность носит явно оценочный характер. Ярко выраженная конкурентная направленность проявляется в том, что ребенок изо всех сил старается обесценить деятельность сверстника. Конкурентность проявляется также в реакциях ребенка на успехи и неудачи сверстников. У этих детей ярко выражена потребность в другом ребенке, при сравнении с которым можно оценить и утвердить себя.
|
3. Причины трудностей в общении детей дошкольного возраста:
· Ребёнок не знает, как общаться, игровые навыки и навыки взаимодействия находятся на низком уровне (чтобы привлечь внимание сверстника, толкают его, например);
· Ребёнок не хочет общаться по той причине, что при любом общении и взаимодействии необходимо управлять собой. Что даётся ему с большим трудом. Такие трудности характерны для импульсивных и гиперактивных детей.
· Нежелание общаться со сверстниками в связи с индивидуальными особенностями ребёнка (в большей степени для ребёнка характерны переживания внутреннего плана: ребёнок не делиться своими проблемами). Например, ребёнок не может спросить, как куда-то пройти.
· Уже в дошкольном возрасте ребёнок проявляет способности в какой-то сфере, и эта сфера, этот интерес занимает много места в жизни малыша.
· Трудности в общении со сверстниками могут быть связаны у ребёнка с преобладанием эгоистических мотивов в поведении. В этом случае от окружающих ребёнка сверстников он требует беспрекословного подчинения.
· Воспитательная неуверенность взрослых создаёт неуверенность в общении у воспитываемых ими детей. Происходит «заражение» неуверенным типом поведения, которое выражается в конфликтах (происходит социальное наследование стиля общения).