Участие гражданского общества в сфере охраны окружающей среды




 

Ведущую роль в сфере охраны окружающей среды играет государственная политика. Экологическая функция государства сегодня дополняется планомерным и структурным участием граждан в защите окружающей среды, состоящим в воздействии гражданского общества на правоприменение в сфере экологии. (слайд 3)

Главная проблема - малая заинтересованность частных лиц в снижении экологического вреда. Для производителя экологический вред является всего лишь «внешним неценовым эффектом производственного цикла[1]». Его минимизация влечет увеличение издержек, что сказывается на потребительском спросе на продукцию предприятия. Потребительский же спрос неизбежно упадет, если издержки на компенсацию экологического вреда будут включены в цену товара. Отсутствуют экономические стимулы к повышению затрат на модернизацию производства и на безопасное сырье, правовых же стимулов очевидно недостаточно[2]. (слайд 4)

Итак, если воздействия государства на производителей и потребителей недостаточно, кто же должен взять в руки решение проблем экологии? Гражданское общество, способное дополнять государственное регулирование. Кандидат биологических наук А.В. Питрюк приводит перечень видов природоохранной деятельности общественных организаций[3]: экологическая инспекция, экологическое консультирование, экспертные услуги, информационная деятельность, просветительская деятельность. (слайд 5) Вышеперечисленные виды проистекают из важнейшей функции гражданского общества в сфере защиты природы – общественного экологического контроля. Из самой сущности гражданского общества выясняется главное требование к субъектам общественного контроля – независимость. На этапе становления гражданского общества рано говорить о независимости, так как еще не создана необходимая правовая база. (слайд 6)

Итак, общественный контроль преследует цели усиления публичности и открытости экологического контроля. Обратимся к части 4 статьи 68 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» (далее - Закон)[4]: «Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды». Согласно ст. 3 Закона результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, представленные в органы государственной власти и местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению. Ст. 12 Закона предусматривает права и обязанности общественных объединений и некоммерческих организаций в области охраны окружающей среды. Правовед А.П. Анисимов классифицирует общественные объединения по критерию характера осуществляемых видов деятельности[5]: (слайд 7)

À общественные объединения, осуществляющие неюридическую природоохранную деятельность (научную, образовательную, воспитательную, культурно-оздоровительную и т.д.);

À общественные организации, ведающие конкретными проблемами охраны окружающей среды (Межреспубликанский благотворительный фонд в защиту животных «Россиянин», Союз охраны птиц в России);

À общественные объединения, участвующие в разработке нормативных правовых актов, осуществляющие правовую помощь населению, общественные экологические экспертизы, участвующие в подготовке референдумов по экологическим вопросам и т.д.

Ч. 1 ст. 13 вышеупомянутого закона указывает на обязанность органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц «оказывать содействие гражданам, общественным объединениям и некоммерческим организациям в реализации их прав в области охраны окружающей среды». (слайд 8)

Ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» определяет[6], что сведения «о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства» не подлежат отнесению к государственной тайне. Государственные органы обязаны предоставлять информацию общественному экологическому контролю.

Невозможно законодательно закрепить исчерпывающий список форм общественного экологического контроля. Даже не обладая удостоверением общественного инспектора по охране окружающей среды, граждане могут сообщать об известных им экологических правонарушениях, участвовать в проверках, пикетах и иных формах уличных мероприятий для осуществления экологического контроля[7]. (слайд 9)

В России действует более одной тысячи общественных экологических объединений[8]. И все же по-прежнему неоднозначна роль граждан в реализации предоставленных им экологические прав. Обратимся к практике нормотворчества и судебной защиты экологических прав по Магаданской области. (слайд 10) Крайне спорным представляется положение Государственной программы Магаданской области «Природные ресурсы и экология Магаданской области» на 2014-2020 годы об участии органов местного самоуправления, общественных, научных, иных организаций и органов в реализации государственной программы[9]: «В ходе реализации государственной программы предусматривается участие органов местного самоуправления муниципальных образований Магаданской области в реализации мероприятий подпрограмм "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды Магаданской области" на 2014-2020 годы, "Развитие водохозяйственного комплекса Магаданской области" на 2014-2020 годы». Участие общественных, научных и иных организаций в реализации государственной программы не предусмотрено». (слайд 11) Показательным является Апелляционное определение Магаданского областного суда от 17.05.2016 о признании незаконными разрешения на строительство, действий по строительству линий электропередач, обязании прекратить строительство[10]. Фабула дела такова: публичным акционерным обществом «Магаданэнерго» было получено разрешение на строительство линий электропередач в охранной зоне объединенной гидрометеостанции «Магадан». «В результате данных действий возникла угроза получения недостоверных сведений об экологической и метеорологической обстановке, вследствие чего может возникнуть опасность причинения вреда жизни и здоровью жителей г. Магадана, которые своевременно не будут проинформированы о возможных чрезвычайных ситуациях природного характера». Нам же скорее интересен источник заявленных требований. Им послужило коллективное обращение жителей г. Магадана, в результате которого была проведена проверка по вопросу нарушения требований законодательства при строительстве линий электропередач. Итогом стало признание судом «незаконными действия публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" по строительству линий электропередач в охранной зоне объединенной гидрометеостанции "Магадан"». (слайд 14)

В заключение, отметим актуальные тенденции развития общественного экологического контроля. Первая из них – построение единой системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с гражданским обществом (включая политические партии и СМИ) в региональном масштабе. Вторая тенденция представляет собой амбициозное устремление к выходу национальных общественных объединений на международный уровень. Однако следует оговорится, что развития институтов гражданского общества невозможно достичь лишь средствами самих граждан. Правовое поле для его формирования и эффективной деятельности в силах создать только социальное государство экономической демократии. (слайд 15)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: