ТЕМА: Представитель французской классической
Музыки рубежа XIX и XX веков - Клод Дебюсси
Импрессионизм в музыкальной традиции
Давайте вспомним, что такое импрессионизм? - Это направление в живописи, созданное французскими художниками в конце XIX века, которое оказало большое влияние на музыку.
- Как переводится французское слово «импрессионизм»? – Впечатление.
(Обращаем внимание на картину К. Моне «Впечатление. Восход солнца»)
Э. Моне сказал: «Не создается пейзаж, марина (море), лицо, а создается впечатление от пейзажа, марины, лица».
- Что же необычного сделали французские художники-импрессионисты?
- Они вышли из своих мастерских рисовать на природу, на пленер. Достигли поразительных эффектов на основе теории чистых, «разделенных» цветов.
Художники этого направления стремились передать в своих произведениях мимолетные впечатления от реально существующего мира, пользуясь художественными средствами, создавая иллюзию света и воздуха, используя широкие мазки и цвет во всей его чистоте. Импрессионисты перестали делить предметы на главные и второстепенные. Отныне на картинах появились стога сена, куст сирени, движение толпы, городские здания
Известные художники-импрессионисты – К. Моне, Э. Мане, К. Писсарро, Ренуар и др.
- Светоносность живописи, передаче на холсте бесконечной изменчивости природы. Посмотрите подвижные мазки, положенные под разными углами, контрасты цветовых пятен, то ярких и насыщенных, то разделенных создают эффект вибрации, переливчатости, изменчивости мира. Это направление в живописи перешло и в музыку. Яркими представителями этого направления являются французские композиторы Клод Дебюсси и Морис Равель.
Французский композитор, дирижер и пианист Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
- Сегодня мы продолжим знакомство с музыкой этого композитора, расширив свои музыкальные представления о его творчестве.
Сюита «Ноктюрны». Ноктюрн в переводе означает «ночная музыка».
А у Дебюсси название «Ноктюрны» имеет чисто «декоративный» смысл: «Речь идет не о привычной форме ноктюрна, но обо всем том, что это слово содержит, от впечатлений до особых световых ощущений»
Дебюсси создает эту сюиту в 1897-1899 гг. Толчком к их созданию послужили собственные впечатления композитора от современного Парижа.
В сюите три части: «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из этих частей имеет свою программу, предисловие композитора.
Осенью 1901 года после премьеры симфонического триптиха Дебюсси «Ноктюрны» парижская пресса писала: «Невозможно себе представить симфонию более утонченно импрессионистическую. Она вся создана из звуковых пятен…»
«Когда Дебюсси берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое…» (Н.Я. Мясковский)
1-я часть сюиты - «Облака». (Слушание)
- Какую картину вы себе представили, слушая эту музыку?
– Картину неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут облака, постепенно погружаясь в серое небытие.
- А какие краски преобладают в этой картине?
– Оттенки белой, серой и голубой
. - В каком регистре звучит мелодия? – В верхнем.
- Какие определения можно подобрать к этой музыке?
– Спокойная, неторопливая, проникновенная, печальная
.
- Что можно сказать о ритме?
– Ритм нечеткий, ударные инструменты отсутствуют (мерное, плавное движение облаков).
Вторая часть сюиты «Празднества».
- Что вы услышали? Какие образы вы представили?
Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?
В какой форме написано произведение?
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.
- Как вы думаете, какие выразительные средства помогли композитору создать в музыке настоящую звуковую картину?
– Тембры инструментов. В симфоническом оркестре разные музыкальные инструменты, и, благодаря их тембрам, создаются цветовые ощущения.
- Примечательно, что для Дебюсси симфонический оркестр не столько средство создания звуковой мощи, сколько богатая палитра красок. Почти постоянно он указывает в нотах особые приемы изменения тембров инструментов, требующих специального звукоизвлечения.
В «Празднествах » Дебюсси изобразил картины народных увеселений в Булонском лесу.
В стремлении приблизить музыку «Празднеств» к живой сценке из народной жизни композитор обратился к бытовым музыкальным жанрам: танцу и маршу.
Репродукция картины К. Моне «Бульвар капуцинок». – Сравните музыкальный язык «Празднеств» с языком картины «Бульвар капуцинок в Париже» К. Моне. Что общего между этими произведениями искусства?
О творчестве Дебюсси говорили: «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?»
ВОПРОСЫ:
1. Итак, с какими произведениями вы познакомились?
2. К какому известному течению в искусстве относятся они?
3. Что такое импрессионизм?