Экономическая ситуация на предприятии складывается благополучно: стабильно выплачивается заработная плата, осуществляются социальные выплаты.
На предприятии производится ежегодное медицинское обследование в полном объеме, в полном соответствии с требованиями действующих органов.
Риск, связанный с природными факторами. Этот риск не является существенным, так как предприятие уже не один десяток лет работает в области пищевых технологий. Система технохимконтроля, микробиологического контроля является одним из главных показателей в работе предприятия.
Форс-мажорный риск. Риск наступления форс-мажорных обстоятельств имеется в любом проекте. Для страхования данного вида риска можно рассмотреть вопрос о страховании технологического имущества, предоставляемого в залог.
Проведенный анализ всего многообразия всевозможных рисков данного проекта позволил выделить следующие наиболее существенные и вероятные риски:
- увеличения цен на сырье;
- увеличения ставки налога на прибыль (в данном случае в целях упрощения расчетов под увеличением ставки налога на прибыль подразумевается увеличение налогового бремени вообще, в том числе и в бюджет местных органов власти, а не увеличение конкретной ставки налога);
- увеличения ставки процента по кредиту;
- увеличения издержек по эксплуатации оборудования;
Исходя из этого, спланируем мероприятия по управлению рисками.
Таблица 9 - Примерный план мероприятий по управлению рисками
Мероприятия | Минимизируемые риски | Исполнитель |
Заключение фьючерсных контрактов с поставщиками сырья, а также налаживание личных контактов с последними | Риск увеличения цен на сырье | Зам. директора по финансовым вопросам |
Поддержание личного контакта с представителями власти, в том числе выделение средств на благотворительные цели, активное участие в программах по поддержке малого бизнеса | Риск увеличения налогового бремени | Директор |
Проведение ежемесячных профилактических работ и обучение персонала | Риск увеличения издержек по эксплуатации оборудования | Гл. инженер |
Страхование на случай наступления предельных убытков | Все виды рисков | Гл. бухгалтер |
Для учета фактора риска применим модель «расчет точки безубыточности» и запас финансовой прочности.
Критический (безубыточный) объем продаж определяется по формуле:
,
где Qc – критический объем продаж, единиц;
FC – постоянные издержки по проекту, руб.;
Р – цена реализации единицы продукции, руб.;
VC – переменные издержки на единицу продукции, руб.
116
Таким образом, безубыточность производства достигается при 116 т.
Запас финансовой прочности характеризует тот объем продаж, который позволяет обеспечить безубыточность работы в случае сокращения масштабов деятельности, и определяется по формуле:
,
где S – запас финансовой прочности в относительном выражении, %
Q – планируемый или фактически достигнутый объем продаж, единиц.
В нашем случае:
58,6.
Таким образом, запас финансовой прочности по новому виду продукции очень высок. Следовательно, риск минимален.
8. Расчет экономического эффекта от реализации нового изделия
На ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» планируется производство нового вида пастила в количестве 70 т в квартал по цене 60000 руб. за тонну. План продаж представлен в таблице 10.
Таблица 10 - План продаж пастилы «Шоколадная нежность»
Наименование периода | Выпуск продукции, тонн | Объем продаж, тонн | Реализация продукции, сумма, тыс. руб. |
III квартал 2012 г. | |||
IV квартал 2012 г. | |||
I квартал 2013 г. | |||
II квартал 2013 г. | |||
III квартал 2013 г. | |||
IV квартал 2013 г. | |||
I квартал 2014 г. | |||
II квартал 2014 г. | |||
III квартал 2014 г. | |||
IV квартал 2014 г. | |||
I квартал 2015 г. | |||
II квартал 2015 г. | |||
III квартал 2015 г. | |||
IV квартал 2015 г. | |||
I квартал 2016 г. | |||
II квартал 2016 г. | |||
III квартал 2016 г. | |||
IV квартал 2016 г. | |||
Итого за весь период жизни проекта | |||
Остаток на складе |
Составим план доходов и расходов (табл. 11).
Таблица 11 - План доходов и расходов
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Итого по проекту |
Объем продаж в натуральном выражении, т | ||||||
Цена единицы продукции, руб. | х | |||||
Выручка от реализации продукции (без НДС) всего, тыс. руб. | ||||||
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | ||||||
Прибыль от реализации, тыс. руб. | ||||||
Платежи в бюджет из прибыли, | ||||||
Чистая прибыль, тыс. руб. |
Таким образом, в результате ввода на рынок нового сорта пастилы «Шоколадная нежность» чистая прибыль составит 7571 тыс. руб.
План движения денежных средств представлен в табл. 12.
Таблица 12 - План движения денежных средств, тыс. руб.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
Остаток денежных средств на начало периода | - | 201,35 | 1896,4 | 3725,4 | 5554,4 |
Поступление денежных средств всего: | 2574,63 | 16949,33 | |||
В том числе: Выручка от реализации | |||||
Заемные средства | 234,63 | 149,33 | - | - | - |
Отток денежных средств всего | 2373,28 | 15254,28 | |||
В том числе: Материальные затраты | |||||
Оплата труда | |||||
Прочие производственные затраты | |||||
Налоги | |||||
Выплаты процентов по займам | - | - | - | ||
Выплаты в погашение займов | 191,28 | 191,28 | - | - | - |
Остаток денежных средств на конец периода | 201,35 | 1896,4 | 3725,4 | 5554,4 | 7383,4 |
Таким образом, в результате ввода нового продукта на рынок предприятие сможет генерировать денежные средства в объеме 7383,4 тыс. руб.
Источниками финансирования ввода нового продукта на рынок на начальном этапе являются заемные средства.
Для выпуска данного продукта необходимо рассчитать потребность в оборотных средствах. Для этого используем формулу:
Период оборота оборотных средств для нового продукта примем на уровне 7. Рассчитываем необходимость в оборотных средствах на III квартал 2012 г.:
Рассчитываем потребность в оборотных средствах на IV квартал 2012 г. и последующие, так как выручка от реализации в каждом последующем квартале будет одинаковая, равная:
После I квартала 2013 г. инвестиций в оборотные средства не потребуется. Всего инвестиций в оборотные средства:
85,3 + 149,33 + 149,33 = 383,96 тыс. руб.
Потребность и источники финансирования инвестиций представлены в таблице 13.
Таблица 13 - Потребность и источники финансирования инвестиций, руб.
Потребность в инвестициях | Периоды | Итого | Источники финансирова-ния | Периоды | Итого | ||
2012г. | 2013г. | 2012г. | 2013г. | ||||
1. Основной капитал 2. Оборотный капитал | - 234,63 | - 149,33 | - 383,96 | Собственный капитал Привлеченный капитал | - 234,63 | - 149,33 | - 383,96 |
Таким образом, для ввода нового продукта на рынок предприятию требуются средства в объеме 383,96 тыс. руб.
Финансирование будет осуществляться за счет привлечения льготного кредита под 12% годовых. Срок привлечения кредита – 1 год.
Определим эффективность проекта (табл. 14).
Таблица 14 - Расчет чистого дисконтированного дохода и срока окупаемости проекта, тыс. руб.
Показатели | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | Итого за весь период осуществления проекта |
Чистая прибыль | ||||||
Амортизационные отчисления | 57,6 | 403,2 | 403,2 | 403,2 | 403,2 | 1670,4 |
Инвестиции | 234,63 | 149,33 | ||||
Денежный поток | 77,97 | 2082,87 | 2232,2 | 2232,2 | 2232,2 | |
Коэффициент дисконтирования | 0,8929 | 0,7972 | 0,7118 | 0,6355 | 0,5675 | - |
Дисконтированный денежный поток | 69,62 | 1660,46 | 1588,88 | 1418,56 | 1266,77 | - |
Дисконтированный денежный поток нарастающим итогом | 69,62 | 1730,08 | 3318,96 | 4737,52 | 6004,29 | 6004,29 |
ЧДД | - | - | - | - | - | 6004,29 |
Срок окупаемости | х |
Таким образом, в результате ввода нового товара на рынок (пастилы «Шоколадная нежность») чистый дисконтированный доход составит 6004,29 тыс. руб.
ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» сможет окупить затраты, связанные с вводом нового товара на рынок, в первый год жизни проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основным направлением повышения конкурентоспособности ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат», сохранения и расширения присутствия предприятия на рынке является разработка новых видов продукции.
В качестве продукции предлагается производство нового вида пастилы «Шоколадная нежность».
Пастила «Шоколадная нежность» будет отличаться особой пластичностью и нежным вкусом.
Планом предусматривается производство пастилы «Шоколадная нежность» с целью расширения имеющегося ассортимента пастилы и расширения уже завоеванного рынка сбыта продукции, а также в целях увеличения процента загрузки имеющихся производственных мощностей.
Проведенный анализ показал, что основными конкурентными преимуществами ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» являются цена и качество. Кроме того, в рамках Кировской области предприятие напрямую заключает договора на поставку своей продукции.
Реклама пастилы «Шоколадная нежность» на начальном этапе реализации будет основана на проведении презентаций - дегустаций товара для потребителей и торговых представителей. Для проведения презентаций и дегустаций в г. Кирове задействуются крупнейшие розничные магазины города. Для торговых представителей клиентов завода будет организована презентация товара с освещением в СМИ. Для презентации товара на других региональных рынках планируется участие в выставках-ярмарках, распространение рекламных листков, плакатов, буклетов, реклама товара через сеть Интернет.
Реклама в СМИ планируется с разработкой рекламной кампании на ТВ, на радио и в газетах по представлению товара под новой торговой маркой и в целях разъяснения конкурентных преимуществ продукции завода. Стоимость одного рекламного объявления на ТВ стоимость 1 слова в бегущей строке: 9 канал - 35 руб., 1 канал - 75 руб., 2 канал - 55 руб., 5 канал - 51 руб. В газетах стоимость 1 строки (22 печатных знака): «Народные страницы» - 350 руб., «Из рук в руки» - 465 руб., «Презентация» - 245 руб.
Стимулирование сбыта, увеличение объемов продаж планируется осуществлять посредством:
- рекламной поддержки согласно разработанной рекламной кампании;
- предоставления льгот клиенту по выполнению заявки;
- предоставление скидок от цены на оптовые партии закупа;
- проведение конкурсов с розыгрышем призов для мелкооптовых и розничных покупателей;
- организации сравнительных дегустаций различных видов уже производимых сортов пастилы и сорта «Шоколадная нежность»;
Расчет точки безубыточности позволил выявить, что производство пастилы «Шоколадная нежность» будет обладать высоким запасом финансовой прочности, риск минимален.
В результате ввода на рынок нового сорта пастилы «Шоколадная нежность» чистая прибыль составит 7571 тыс. руб. за пять лет реализации проекта.
Для ввода нового продукта на рынок предприятию требуются средства в объеме 383,96 тыс. руб.
Финансирование будет осуществляться за счет привлечения льготного кредита под 12% годовых. Срок привлечения кредита – 1 год.
В результате ввода нового товара на рынок (пастилы «Шоколадная нежность») чистый дисконтированный доход составит 6004,29 тыс. руб.
ОАО «Кирово-Чепецкий хлебокомбинат» сможет окупить затраты, связанные с вводом нового товара на рынок, в первый год жизни проекта.
Список литературы
1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа». - М.: «Финансы и статистика», 2006.
2. Балабанов И. Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?» - М.: «Финансы и статистика», 2007.
3. Котлер Ф. «Основы маркетинга». - М.: Прогресс, 2002.
4. Крейнина М.А. «Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле». - М.: ДНС, МВ – центр, 2004.
5. Новицкий Н.И. «Основы менеджмента: Организация и планирование производства». – М.: «Финансы и статистика», 2008.
6. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия». Учебное пособие. - Минск: ИП «Экоперспектива», 2005.
7. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции. Сост. Рябова Р. И. 4-е изд. - М., 2009.
8. Шепеленко Г.И. «Экономика, организация и планирование производства на предприятии». – Ростов-на-Дону: издат. центр «Март», 2007.
9. Экономика предприятия / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Е. М. Купрякова. – М.: Банки и биржи, 2010.
10. Экономика предприятия / Под ред. В. Я. Хринача. – Минск: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 2009.