Семейное образование – мой опыт




Всегда с удивлением слушаю людей, вспоминающих об учебе в школе, как о чем-то веселом и увлекательном. Мои воспоминания о сем периоде весьма далеки от радужных. Может быть, им очень повезло со школой и учителями, судить не берусь, или же они вспоминают о школе, как о времени детства и юности, в любых условиях, разумеется, прекрасных. Да, и к слову сказать, встречи с такими людьми скорее исключение. Большинство же повзрослевших учеников, в разговоре с которыми поднималась тема школы, вспоминают о ней с содроганием, радуясь тому, что наконец-то закончился этот кошмар детства, который, однако, не забывает иногда посещать их во сне.

Когда у нас с мужем стала подрастать старшая дочурка, я с огорчением думала о предстоящей школе. Как мне хотелось найти причину, позволяющую этого избежать.

В то время мы жили в городе и еще смотрели телевизор. Как-то раз, вечерком, включили мы программу «Тема». Темой для обсуждения были виды образования. Тогда-то я впервые и услышала словосочетание «Семейное образование». И вот с 2004 года мы обучаем детей дома. Часто путают понятия «Семейное образование» и «Домашнее образование», между тем, они имеют большое существенное различие. Домашнее образование ребенок получает при каком-либо серьезном заболевании, не позволяющем ему посещать школьные занятия, оформляется этот вид обучения официально в школе, и ребенка, в обязательном порядке и абсолютно безплатно (для родителей), обучают учителя, назначенные школой.

А вот семейное образование – это радость, печаль, и забота только и только родителей. Обучать детей самим – это и здОрово и здорОво (с ударениями на первом и втором слоге). Но ОЧЕНЬ непросто.

Много известных талантливейших людей получали образование в семье. Например:

 

 

Фёдор Иванович Тютчев — русский поэт, дипломат. Родился 5 декабря 1803 года. Проходил домашнее обучение. Помимо базовых предметов, изучал латынь, древнеримскую поэзию. А в тринадцать лет уже переводил оды Горация. А с 1817 года стал посещать Московский университет в качестве вольнослушателя на Словесном отделении и в 1821 году получил аттестат.

Александр Николаевич Островский – известный русский драматург, творчество которого коренным образом повлияло на развитие отечественного национального театра, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

С детства у Островского наблюдалась тяга к литературному труду. Он получил хорошее домашнее образование и воспитание от няни, которая была шведкой по происхождению и которая привила мальчику любовь к европейскому искусству. Уже с малых лет Александр Николаевич охотно занимался музыкой и изучал немецкий, французский, греческий и латынь. Позже так же добавились английский, испанский и итальянский языки.

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgangus Amadeus Mozart) - гениальный композитор и музыкант

Отец Вольфганга сам был музыкантом и музыкальным педагогом, поэтому очень рано проявил незаурядную одаренность своего сына. Отец учил маленького Моцарта всему, что умел сам.

Граф Алексей Константинович Толстой – русский писатель, автор исторических, социально-психологических и научно-фантастических романов, рассказов, повестей, публицистических произведений, а также общественный деятель.

Счастливое деревенское детство будущего писателя прошло под Самарой на хуторе Сосновка и привило мальчику жизнелюбие и любовь к природе. Первоначальное образование Толстой получил в домашних условиях под руководством наемного учителя.

Воспитанием мальчика также занимался его дядя Алексей, который приходился матери писателя родным братом. Он был известным беллетристом и воспитывал в племяннике любовь к литературному творчеству и книгам, а также знакомил мальчика с таким известными литераторами, как А.С. Пушкин, К.Ф. Рылеев, В.А. Жуковский и другими. Именно дядя писателя в последующем послужил прототипом образа Пьера Безухова в известном романе Льва Толстого «Война и мир».

 

 

Но чем больше я про это думала, тем очевиднее становится отличие их семей от нашей. Во-первых, достаток, во-вторых, многочисленные помощники. На матери лежали всего лишь организационные вопросы и сохранение благодатной атмосферы в семье.

А что же у нас… Маме (мы говорим о семейном образовании) нужно быть прежде всего мамой, потом кухаркой (завтрак, обед, ужин), потом учителем, потом политиком, чтобы договариваться с учителями за приемлемую цену, горничной, чтобы дома было подобие порядка, прачкой, и прочее… Все это очень непросто, очень!

Но перейду к сути. Раньше обучающиеся на семейном образовании числились в школе. Школа получала от государства деньги на содержание учеников (кто бы про это знал!), и так как наши дети не посещали школу, то эти деньги мы получали на руки, включая сухой паек, то есть продукты, полагающиеся им от государства на завтраки. Эти деньги ошибочно называют зарплатой родителям, но это не так. Еще раз повторю, это те деньги, которые школа получает от государства на каждого ученика. Кстати, не маленькие денежки, хотя нам так полностью их и не выплачивали, лишь часть, но и благодаря этому было легче, намного легче, чем сейчас.

На данный момент, дело обстоит так: дети в школу не зачисляются. Мы в свободном плавании. Только в апреле мы пишем заявление в школе, с просьбой зачислить наших детей в школу на две недели для прохождения промежуточной аттестации. Потом нам выдают справку с оценками, и мы отправляемся восвояси.

Еще одно современное новшество – отмена классного журнала для «семейников». Мы лишились текущих оценок. Раньше мы сдавали только основные предметы: диктант по русскому, контрольную по математике.

Нынче мы в конце учебного года сдаем экзамены по всем предметам учебного плана школы. В этом году сын сдавал за восьмой класс двадцать два предмета, а дочери по двенадцать предметов. Очень непросто, я вам скажу, но, в принципе, возможно. Наши старшие дочери учились на семейном образовании до девятого класса. Десятый и одиннадцатый учились в школе. Я побоялась, что не хватит финансов. Старшая дочь окончила одиннадцать классов с золотой медалью, учится сейчас на четвертом курсе медицинского института. Вторая дочь закончила обучение с двумя четверками, но сдала ЕГЭ почти на сто баллов. Выбрала институт искусств, куда блестяще поступила, сдав все экзамены на 100 баллов и учится сейчас на третьем курсе.

Так что же нужно для обучения в семье. Самое главное – это желание и уверенность, что все получится. И не оглядываться. Когда я начинаю оглядываться и осмысливать, что я несу, то мне в голову приходит сравнение с Сизифом. И становится так тяжело и так себя жалко, что даже противно. Но потом вспоминаю, что помощь Божия всегда рядом. И как бы ни было трудно, Он никогда не оставлял, в отличие от ближних.

Если ваши дети уже учатся в школе, то нужно написать заявление на имя директора с просьбой отчислить ребенка из школы в связи с переходом на семейное образование. Большая удача, если вы сами образованы, владеете языками, тогда ваши финансы не сильно пострадают.

Я предметы начальной школы веду сама. Со второго класса три раза в неделю приглашаем учителя английского языка. С пятого класса стала приглашать учителя математики. Старшие девочки занимались самостоятельно, а вот с младшими посложнее, и мы пригласили учителя. А потом физика. Учитель химии у нас замечательный, приглашает детей на урок в школу абсолютно безплатно. Но здесь играет роль то, что нашу семью давно знают. Нам даже выдают школьные учебники, что очень облегчило жизнь, так как я устала гнаться за программами. Четыре года и учебник не тот.

Теперь о программах. Математика в начальной школе – Л. Г. Петерсон. Не очень красивые учебники, зато удобные. Рассчитаны на детей с разными способностями и что для меня очень важно, эта программа снабжена хорошими методичками. И, чтобы не выглядеть совсем глупо перед детьми, можно достойно подготовиться к уроку. Хотя сейчас становлюсь мудрее и понимаю, что не знать – это не стыдно. Можно вместе с ребенком искать ответ, и он привыкает пользоваться словарями и справочниками. Да и детки очень веселятся, когда у них что-то получается, а у меня нет.

«Русский язык» изучали по Бунеевым. Жуткое оформление – очень смущают иллюстрации с домовятами, но составлены учебники удобно, очень ёмкие и понятные правила. И, опять-таки, есть методички.

Со средними детками занимались русским языком по программе «Школа России». Учебники симпатичные, но немного путанные. И правила там мутные. Это мое субъективное мнение. Скорее всего, вернемся опять к Бунеевым, хотя, разумеется, и там есть свои недостатки.

Просто беда – предмет «Окружающий мир». В сетях по этому поводу высказано очень много цензурной и не очень, мягко говоря, цензурной лексики. В разных учебниках представлена совершенно разная информация. Нет какой-то единой системы подачи знаний об окружающей среде. Раньше мне нравились учебники из программы «Планета знаний». Хороший шрифт, красивое оформление, замечательные иллюстрации, как-то приятно взять книгу в руки и начать изучение. С четвертым и пятым ребенком нам пришлось изучать «Окружающий мир» по программе «Школа России». Почему-то А. А. Плешаков стал очень популярен в общеобразовательных учреждениях, и, так как наши ученики привязаны к аттестации, мы вынуждены были обратиться к его программе. Хотя он всегда вызывал у меня негативные эмоции. Мне неприятно давать оценки учебникам, и вообще, очень много уже сказано о современном образовании. Огромный объем, а качества никакого. И, если бы не эта привязанность к аттестации, то по-другому бы я обучала своих детей. Тем более, что все детки разные, с разными способностями. Что хорошо для одних, то беда и непосильный труд для других.

Вообще есть, говорят, еще другой вариант. Можно сдать экзамены сразу после начальной школы, потом после девятого класса, а там и после одиннадцатого.

Хочу попробовать такой вариант с шестым моим ребенком. Если Бог благословит. Хотя бы начальную школу. Потому что, по какой бы программе не учился ребенок, контрольные сдает в конце четвертого класса одинаковые. Так же и ОГЭ в конце девятого класса и ЕГЭ в конце одиннадцатого.

В завершение, хочу сказать, что плюсов у семейного образования очень много. Но и трудностей хватает. Дай Бог сил всем тем, кто хочет идти этим нелегким путем!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: