Ллойд Де Моз и Филипп Арьес




 

Ллойд де Моз первая половина 18 века характеризуется «амбивалентным стилем» - с одной стороны признание души ребенка, а с другой стороны - задачей родителей было «отлить» его в «форму», «выковать». Взрослые эмоционально вовлекались в жизнь ребёнка, но очень своеобразным способом – через бесконечные назидания и строгую дисциплину через наказание и битьё, выбивая все зло и невежество из ребенка. (В связи с историческими событиями – Россия долгое время была изолирована от Европы, шагала позади запада, но Пётр открыл «окно в Европу», открыл международные отношения, связи с Европой и Западом).

 

Во второй половине появляются черты «навязчивого стиля воспитания» Родитель был погружен полностью в мир своего ребенка и пытался в нем что- либо сделать по-своему. Он считал, что все, что заложено в ребенке, это «Плод его стараний». Мальчики и девочки воспитывались по отдельности. Роль женщины была абсолютно понятной. Она не должна была читать «тяжелые» книги, от этого можно было заболеть, это не поощрялось. Ее дело было хорошо изучать этикет, домоводство, музицировать, учиться танцевать, учиться вести непринужденную беседу.

По концепции Филиппа Арьеса в России начала 18 в так же присутствуют черты 17 века европейского отношения к детству. На ребенка смотрят как на маленького взрослого, нет индивидуальных черт, нет семейных чувств. И только во второй половине 18 века В Россию только начинает происходить “открытие” детства, и ребенок становится центром “новой” семьи. Появлением нового образа детства, ростом интереса к ребенку, более четким различением детского и взрослого миров, признанием за детством автономной социальной и психологической ценности. Дети важнее чем понятие «семья».

«Тема детства» в живописи

Тема детства в России 18 века может изучаться по парсунной иконографии (Парсу́на (искажённое лат. persona[1] — «личность», «особа») — ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.) начиная с первой четверти XVIII века.

Первые известные детские портреты в большинстве случаев содержат изображения детей из царской семьи, что было связано с важностью их социального статуса, а не значимостью для общества самого периода детства. Так, например Анна Петровна (И. Н. Никитин «Портрет цесаревны Анны Петровны», до 1716 г., Гос. Третьяк. галерея), Наталья Петровна (Людовик Каравак «Портрет цесаревны Натальи Петровны», 1722 г., Гос. Рус. музей) запечатлены с накинутой на плечи горностаевой мантией — признаком царской власти, а Наталья Петровна еще и указывает рукой на корону.

По семейным портретам царских детей также можно составить некоторое представление о жизни дворянских детей и об отношении к ним взрослых. Одежда и прическа цесаревен соответствуют женской моде первой четверти XVIII века, причем девочки, возраст которых был не больше восьми лет (по соотнесению годов рождения и дат написания портретов), выглядят как маленькие женщины. То же самое относилось и к мальчикам: на семейном портрете Петра I (Григорий Семенович Мусикийский «Семейный портрет Петра I», 1716–1717 гг., Гос. Эрмитаж) его двухлетний сын Петр Петрович выглядит уменьшенной копией взрослого человека и внешне похож на своего старшего двадцатисемилетнего брата Алексея Петровича, стоящего на заднем плане в пышном парике. Одежда, поза, обстановка на картине показывают отношение общества к ребенку, Художник не уделяет внимание анатомическим и мимическим особенностям детского возраста. И только по размеру фигур можно догадаться, что перед нами дети.

Художники начала и середины XVIII века рисовали маленьких мальчиков в одежде для девочек, а девочек — в костюмах взрослых женщин. Об этом писал еще Филипп Арьес, анализируя детскую одежду в Европе XVI века, отмечая сохранение такой традиции и в последующие века.

Так же всматриваясь в «Портрет Алексея Григорьевича Бобринского в детстве» кисти Ф. С. Рокотова (середина 1760-х трудно определить, кто изображен на полотне в длинном платьице — мальчик или девочка. Но видим игрушку. (была она у него или ему ее дали для того, чтобы сидел несколько часов)

С полотен художников середины XVIII века на нас смотрит не ребенок, а миниатюрный взрослый, те же трафаретные торжественные позы без намека на игривость. Нет игрушек и других предметов, связанных с детьми, а изображенные на полотнах фрукты, цветы, книги, домашние животные могут соотноситься как со взрослыми, так и с детьми. Детство для художника не представляет ценности, а будущая взрослая жизнь изображаемых детей легко предсказуема. Все это можно увидеть на примере двух портретов, вероятно парных: Сарры Фермор (И. Я. Вишняков «Портрет С. Э. Фермор», 1749–1750, Гос. Рус. музей) и Вильгельма (И. Я. Вишняков «Портрет В. Г. Фермора», вторая половина 1750-х, Гос. Рус. музей). На портрете последний, одетый в мундир сержанта Лейб-гвардии Преображенского полка, показан мальчиком лет семи-восьми. Фигура выглядит величественно и важно, на детском лице — выражение серьезности, но при этом присутствует некоторая неестественность и скованность модели. Художник создает иллюзию взрослости и предсказывает будущее мальчика, а именно карьеру военного. На портрете Сарры-Элеоноры Фермор изображена девочка лет девяти-десяти в наряде придворной дамы на фоне пейзажа и колонны. В ее правой руке сложенный веер, левой она придерживает шелковое платье на фижмах. В таком наряде девочка уже не могла играть,бегать, она была вынуждена держать спину прямо и грациозно двигаться. Чтобы талия была тоньше, дамы затягивали её в жёсткий корсет из китового уса и металлических пластин. А чтобы юбка казалась пышной, под неё надевали овальный каркас, который назывался фижмы. Такая красота весила очень много, иногда больше 10 килограммов! Таким образом, ребенок оказывался в определенных рамках, и выглядел, и вел себя как взрослый.

Во второй половине XVIII века в Европе началось «великое педагогическое движение», связанное в первую очередь с идеологией Просвещения. Видный представитель этой эпохи Жан Жак Руссо, чьи идеи пользовались популярностью в России, в педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» поднимает важную тему изучения периода детства. Он пишет: «Детства не знают: при тех ложных понятиях, которые имеются о нем, чем дальше идут, тем больше заблуждаются... Они постоянно ищут в ребенке взрослого, не думая о том, чем он бывает прежде, чем стать взрослым»

Появляется литература для детей и литература для родителей, а И. И. Бецкой, советник Екатерины II в вопросах образования, разрабатывает концепцию воспитательных учреждений. Такие изменения в жизни общества, безусловно, не могли не отразиться на детских портретах.

В российском обществе постепенно меняется отношение к ребенку, детство начинают признавать особым состоянием, естественным. Художники второй половины XVIII века начинают изображать ребенка не только в парадной, но и в обыденной, повседневной обстановке, в свободном светлом платье, с распущенными волосами. Дети чисты и неискушенны, ангелоподобны.

Левицкий Дмитрий Григорьевич «Портрет П. А. Воронцовой в детстве» (начало 1790-х гг., Гос. Рус. музей). Перед нами предстает молодая графиня Воронцова в легком платьице, ее глаза игривы, волосы распущены, губы еле сдерживают улыбку. Детские атрибуты на полотне отсутствуют.

Владимир Лукич Боровиковский, в чьем творчестве нашли отражение идеалы сентиментализма. Дети изображаются не в парадной, а в обыденной обстановке, что придавало портретам интимно-бытовой характер. Так, его кисти принадлежит портрет Елены Александровны Нарышкиной в возрасте пяти-шести лет («Портрет Нарышкиной Е. А. в детстве», начало 1790-х гг.,Гос. Рус. музей). Девочка с мечтательным выражением лица запечатлена в воздушном белом платье с завышенной талией по моде того времени, на фоне расцветающих розовых кустов. «Дети с барашком», созданные в 1790-е годы, представляют сентименталистскую тенденцию. Сентиментализм видел в ребенке неиспорченного, «естественного» человека.

Несмотря на то что образы детей на портретах конца XVIII века были идеализированы, произошла важная перемена — в ребенке перестали видеть уменьшенную копию взрослого. Художника начинает интересовать характер и переживания маленького человека, которого наделяют индивидуальными чертами. Пришедший на смену классицизму сентиментализм создал новый образ ребенка, а «уменьшенные взрослые» остались в прошлом.

Художники изображали детей на картине в соответствии с нравственными и социально-общественными понятиями, которые были наиболее предпочтительны в данном социуме. Поэтому можно говорить о некой двойственности амбивалентности отношению к детству: изображение реальной жизни и идеализация образа, согласно вкусам и ожиданиям заказчика и всего общества. Только в XIX веке произошли изменения в портрете, когда на полотнах появились «детские дети» с атрибутами детства.

 

Писатели того периода начинают ориентировать свои произведения не только на взрослое аристократическое общество, но и на детей. В произведениях все больше уделяется внимания детским годам главного героя, но Детство еще пока неразрывно с будущим формированием личности. Взгляд устремлен в будущее. Он носит характер воспитательный, поучительный характер. После второй половины 18 века появляется отношение к ребенку как к личности и именно ему рекомендованы все советы, которые ему нужны в данный момент, забота именно о нём, о его здоровье, благополучии.

1717 году «Юности честное зерцало ». Эта книга была написана по указанию Петра I близкими ему людьми. На страницах «Зерцала» предлагаются правила, касающиеся отношений молодых людей к старшим и их личных качеств. Авторы книги пишут об уважении к родителям, о скромности, трудолюбии и прилежании.

По личной просьбе Петра Первого его ближайшим сторонником Феофаном Прокоповичем было написано и издано 1720г. «Первое учение отрокам». В большом предисловии к книге он изложил свои педагогические взгляды. Прокопович утверждал, что все в человеке закладывается с детства » Каков кто отрок есть, таков муж и будет», «От возраста детского, аки от кореня, и добро и зло во все житие течет».

Феофан Прокопович учился сам и призывал других к постоянному учению, ибо «прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестает никогда учиться».

Григорий Ноколаевич Теплов «Наставления сыну» - кодекс поведения юного дворянина. Здесь мы выделение новой возрастной группы – подростковой. Их содержание - отражение педагогических взглядов видного царского сановника Г. Н. Теплова на воспитание подрастающего поколения дворянства в период наступающего господства «просвещенного абсолютизма» с мягкостью, без розг и наказаний. Быть сдержанным, умеренным во всем, уметь одолевать нищету трудом и прилежанием, не допускать «худых привычек», «здоровье свое почитать первым для себя сокровищем»

Значительную роль в истории педагогических взглядов на проблему детства 18 века сыграл русский просветитель Николай Иванович Новиков. Он уделял большое внимание просвещению и считал что, воспитание есть источник, из которого проистекают благополучие и несчастие народа». Он впервые стал смотреть на педагогику как на науку. Стержнем педагогических взглядов Новикова является воспитание любви к отечеству и благонравия. На детей он смотрел как на «будущую подпору отечества». Главный педагогический труд Новикова - журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума »(1785-1789).В статьях и рассказах, помещенных в журнале, на первом месте стояли идеалы добра и гуманизма уважение к человеку, к его достоинству, в каком бы звании он ни был. Уже в самом названии журнала была установка на нравственное воспитание (развитие в младых сердцах чувствований) и развитие ума – расширение круга общеобразовательных знаний.

 

Эпоха романтизма, сентиментализма. Николай Михайлович Карамзин описывает в ребенке не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его произведения говорят «на языке сердца», а не разума. Образа ребенка здесь нет. Жизнь ребенка в единении с природой. Сказка «Дремучий лес» « пошлите сына в дремучий лес; там найдёт он своё и ваше благополучие – а сыну: поди в дремучий лес; там найдёшь своё и родителей твоих благополучие».

Через литературу

Венцом взглядов на дворянское воспитание стала книга Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» 1782.г В ней он поднимает проблемы воспитания дворянства 18 века. Объясняет, почему дворянские дети вырастают «без души», затрагивает вопрос о браках по принуждению, без любви.

Прослеживается амбивалентный стиль. Он еще зло (последствие брака без любви).

Через скульптуру

Скульптор Никола Франсуа Жилле м бронзовая скульптура «Портрет великого князя Павла Петровича » 1765 г. Изображен как маленький взрослый. Мы не можем понять, кто представлен перед нам. Ребенок или взрослый. По прослеживаются индивидуальные черты (вздернутый носик, полуулыбка)

Михаил Иванович Козловский мраморная скульптура «Читающий ребенок» 1790 год. Противоположная первой скульптуре. Влияние идей романтизма, ребенок естественен, расслаблен, обнажен,он – маленький ангел. Запечатлен за занятием – он читает. Чтение – символ эпохи «Просвещения»

 

Через музыку

В дворянских кругах господствовало представление о музыке как о своеобразном украшении аристократического или придворного быта, приятном развлечении в часы досуга. Занятия музыкой считались в этой среде прежде всего признаком тонкого европейского воспитания и светской "галантности". Распространялось любительское музицирование, обучение музыке становилось обязательной частью дворянского образования. Появление интереса к фортепиано. Также появилось новое направление в музыке - совмещение народной песни и светской инструментальной музыки - народная инструментальная музыка, которая стала очень популярна у дворянского общества.

.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: