ТРЕВОГА ПРИ РАССТАВАНИИ
Расставание без большой печали.
Для всех нас жизнь полна расставаний – иногда со слезами, но ни у кого они не бывают такими мучительными, как у детей. У детей – дошколят очень остро выражается эта тревога расставания плачем, даже ревом, когда мы оставляем их в детском саду. Тревога расставания не только нормальна, это верный признак привязанности ребенка к вам. Но есть способы уменьшить слезы и боль при расставании.
Внушите ребенку, что вы обязательно вернетесь к нему. Если мать говорит, что ее ребенок поднимает крик всякий раз, когда она оставляет его, это объясняется так: «Вы просто недостаточно часто уходите от него», эти крики могут означать неуверенность ребенка в том, что мама придет обратно, после нескольких расставаний ребенок поймет, что мама уходит и всегда возвращается.
Без долгих прощаний. Само расставание должно быть решительным и быстрым. Хуже всего остановиться в дверях и начать уговаривать ребенка – это вызывает лишнее беспокойство. Напомните себе, что страдание в момент расставания скорее пройдет, как только вы уйдете.
Хоть и короткое, но ласковое. Хорошо расставаться с ребенком со словами: «Я люблю тебя» и поцелуем.
Оставьте с ним кусочек себя. Если вы оставляете ребенку что-то свое – какое-нибудь украшение или платок, например, или обещайте ему закончить совместно начатую работу дому вместе с ним. Так вы даете ему понять, что вернетесь за ним.
Мамин след. Пусть мама, прощаясь с ребенком, поцелует его накрашенными помадой губами. След от поцелуя, оставленный, скажем, на запястье, где ребенок может его видеть, станет напоминанием о мамином присутствии.
Организуйте встречу. Плохо, если вы просто оставите ребенка в толпе детей. Придите в сад пораньше, пока нет еще других детей, чтобы воспитатель мог встретить ребенка. Желательно, если воспитатель присядет рядом ребенком, чтобы оказаться на уровне, и поговорит с ним немного. Это поможет переходу от домашней обстановки к обстановке детского сада и отсутствию родителей.
Любимую игрушку - с собой. Находясь в детском учреждении, особенно первое время, ребенок будет чувствовать себя увереннее, имея при себе какую-либо любимую домашнюю вещь, например, мягкую игрушку.
Дайте ориентир во времени. Маленькие дети часто не ориентируются во времени, поэтому лучше обозначить для них его какими-то событиями. Скажите ребенку, что сегодня вечером будете с ним чем-то заниматься, желательно приятным. Или же скажите, что сначала он поиграет, потом поест и ляжет спать, потом погуляет, а после прогулки за ним придете.
Интересуйтесь поведением ребенка в свое отсутствие. Бывает, что даже по прошествии значительного времени, скажем нескольких недель, самочувствие ребенка в детском саду, вам кажется не улучшается. Не исключено, что стоит вам скрыться из виду, он начинает играть и прекрасно проводит время до вашего прихода. Обсудите с воспитателем, как чувствует себя ребенок, ослабевает ли его интенсивность его эмоциональных переживаний, вызываемых расставанием с вами. Если ребенок, сильно расстраиваясь в начале, быстро восстанавливает душевное равновесие, беспокоится не о чем.
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действиях сопровождаемых улыбкой, ласковой интонации проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всего выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Игры - развлечения
Иди ко мне
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: " Какой ко мне хороший Коля пришел!" Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит ребенка руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба "падают" на землю. Вариант игры:
Вокруг розовых кустов.
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг.
Дружно прыгаем мы вдруг,
ГЕЙ! Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом: Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе!
По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Покружимся
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь.
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Хоровод с куклой
(проводится с двумя-тремя детьми)
Материал. Кукла средних размеров.
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева).
Вариант: игра проводится с мишкой. (Из опыта работы воспитателя 1мл.группы Касумовой С.А.)
Беседа с детьми
по стихотворению З.Александровой "Что взяла, клади на место"
(из опыта работы Чугуновой О.А.)
Цель: Формировать у детей навыки самообслуживания: убрать
игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Воспитатель рассказывает стихотворение:
Это Оленьке известно:
Что взяла, клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо все начать сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там…
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.
«Куда Оля должна поставить кружку?» - спрашивает воспитатель
/ в буфет/.
«Куда положить подушку?» /на кровать/.
«А ботинки?» /на паркет/.
«Вот, молодцы, ребята, помогли Оле расставить вещи по местам. А теперь посмотрите все ли вещи у нас в группе лежат на своих местах.» Воспитатель предлагает отдельным детям убрать вещи на свои места, объясняя, что и где должно находиться / конструктор - на отведенной ему полке, куклы – на диванчике,
пирамидки и вкладыши – на столах, мячи – в ящиках /.
«Ребята, посмотрите, теперь у нас в группе порядок» – говорит воспитатель, - «и все игрушки счастливы, потому, что стоят на своих местах».