Метод аудитивной стимуляции по М. Нёкер –Рибопьер (Monika Noeker- Ribaupierre)




АУДИТИВНАЯ СТИМУЛЯЦИЯ НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

Краткий обзор исследовательской деятельности в Западной Европе и США

Елена Демина

e.demin@web.de

 

Число детей, по тем или иным причинам преждевременно появившихся на свет растёт. Только в Германии рождается ежегодно 50 000 недоношенных детей (в Германии для таких детей нашлось более мягкое слово «Frühchen» (от слова «Früh» – «ранний»).

Благодаря техническому прогрессу в медицине шансы на выживание недоношенных детей значительно возросли. С другой стороны, интенсивное медицинское обслуживание столь незрелых новорожденных не обходится для них без побочных эффектов. Разница между сверхраздражимостью и недостатком в раздражителях для недоношенных чрезвычайно мала. Проблемой является: как уменьшить число раздражителей негативного характера и увеличить число позитивных раздражителей, таких как интеракция с матерью или отцом ребенка. К счастью, постепенно возникают новые течения в терапии, которые также своей целью ставят улучшение психического и эмоционального состояния этих детей, изменение качества их жизни в отделении интенсивной терапии, и уменьшение негативных последствий преждевременного рождения. Все больше берутся во внимание эмоциональные и социальные аспекты коммуникации недоношенного ребенка с внешним миром. Ведь настоящая «встреча» человека с человеком, их телесное и душевное соприкосновение произойдут у этих детей значительно позже, чем у «зрелых» новорожденных.

Целью исследований ученых-музыкотерапевтов, проводящих свои опыты независимо друг ог друга, является вопрос, способно ли аудитивное стимулирование оказывать позитивные действие на поведение и развитие недоношенного ребенка и насколько измеримы будут психологические параметры этих изменений.

 

Метод кенгуру

 

В 1992 году детский врач Марина Маркович (Marina Marcovich) первой в немецко-говорящих странах начала развивать и внедрять концепцию щадящего ухода за недоношенными детьми (sanfte Therapie- «нежная», «мягкая» терапия). Недоношенные дети должны являться не только объектом технической, фармакологической и терапевтической системы, но и нуждаются в большой степени в человеческом участии, в целостном (ganzheitlich) и индивидуальном подходе. Как, например, тактильная и вестибулярная стимуляция через покачивание ребенка в специально подвешенном в инкубаторе гамаке, массаж или телесный контакт недоношенного с его родителями, когда ребенок кладется голеньким на обнаженную грудь матери или отца. Этот терапевтический метод был назван «методом кенгуру» («Kangarooing»). Как только состояние новорожденного стабилизировано, мать имеет возможность взять ребенка на руки, покачивать его, разговаривать с ним и даже пробовать кормить его грудью.Этот контакт «кожа к коже» стимулирует:

Слух (через голос и звук сердцебиения родителей)

Обоняние (через запах тела матери или отца, запах материнского молока)

Осязание (через непосредственный контакт и поглаживание)

Кинестетику (через движения родителей) новорожденного:

Справедливости ради нужно сказать, что внедрение метода «Sanfte Therapie» требовало от его создательницы огромного мужества, т.к. многие ее коллеги восприняли это новаторство как предательство по отношению к «аппаратной медицине». Новый подход вызвал волну дискуссий в прессе и демонстрации родителей недоношенных детей на улицах. Неоспоримым фактом, однако, являлось то, что уровень смертности недоношенных детей в практике доктора Маркович был значительно ниже. Теперь во многих медицинских центрах для недоношенных детей в Германии интенсивная медицина комбинируется с «методом кенгуру».

Метод аудитивной стимуляции по М. Нёкер –Рибопьер (Monika Noeker- Ribaupierre)

 

Моника Нёкер-Рибопьер создала свой метод, являясь музыкотерапевтом в университетской клинике г. Мюнхена. К сожалению, ее дочь тоже появилась на свет недоношенной.

Целью ее рецептивного музыкотерапевтического метода является воссоздание диады «Мать – дитя», разрушенной преждевременными родами: от травматизирующего разъединения к новому воссоединению.

Суть метода такова: Мать напевает на аудиокассету колыбельные и другие детские песни, наговаривает стихи, рассказывает истории, которые каждый день в течении 30 минут дают слушать малышу. Материнский голос должен вызывать у ребенка положительные эмоции, необходимые для редуцирования стресса. «Я хочу указать на то, что музыка, о которой я говорю, должна быть записана для одного конкретного ребенка и только для него транслироваться в инкубатор. Я не говорю об «озвучивании» всего отделения интенсивной терапии. Я не считаю этот, часто распространенный метод, положительным, скорее вредным, т.к. музыка, как правило, звучит слишком громко и не учитывает индивидуальные особенности ребенка,» - такова позиция госпожи Нёкер-Рибопьер.

Моника Нёкер-Рибопьер наблюдала 26 – 30 недельных детей весом 780-1270 г. в течение 6-10 недель. Перед, в течение и после аудитивной стимуляции наблюдалась и оценивалась активность и парциальное давление кислорода.

Исследование пришло к следующим результатам:

Реакция детей изучаемого возраста (начиная с 26 недель) на аудитивную стимуляцию явно наблюдаема и измерима.

Материнский голос имеет успокаивающий эффект, нервозность спадает.

Высвобождается энергия, предназначенная для дальнейшего вызревания и роста.

Парциальное давление кислорода возрастает.

Позитивное действие на дыхание и кровообращение.

 

Также проводилось длительное наблюдение за недоношенными детьми в возрасте 24-30 недель, которые получали ежедневную 30-минутную аудитивную стимуляцию в течение 6-9 недель. Их дальнейшее развитие наблюдалось до тех пор, пока дети не достигли 20-месячного возраста и сравнивалось с развитием недоношенных детей такого же возраста, не получавших стимуляции.

Результаты исследования были следующими:

Продолжительность пребывания в клинике «стимулированных» детей меньше, чем продолжительность пребывания контрольной группы («нестимулированные» дети).

Коммуникативное и моторное развитие аудитивно стимулирлванных детей

в первые месяцы жизни происходит быстрее.

50% «стимулированных» детей по сравнению с 12,5% детей из контрольной группы могли получать молоко непосредственно из груди матери.

Огромное значение имеет такая практика и для матерей недоношенных детей, которые,

по высказыванию одной из них, могли «по крайней мере оставить ребенку свой голос, для того, чтобы он мог меня слышать и узнавать». Госпожа доктор дает также практические советы медицинскому персоналу, обслуживающего ребенка: «Если вы хотите дать ребенку прослушать музыку или голос, вы должны знать, в какой фазе развития находится сейчас ребенок и что является основными условиями звуковой стимуляции.»

Работа доктора Нёкер-Рибопьер показывает, что аудитическое стимулирование материнским голосом может вести к улучшению физического и психического состояния как недоношенного ребенка, так и его матери.

Госпожа Нёкер-Рибопьер продолжала свои наблюдения за детьми, преждевременно появившимися на свет, в течение нескольких лет. Удивительным фактом явилось то, что дети, получавшие аудитивное стимулирование, в шестилетнем возрасте показывали лучшее понимание языка, чем дети из контрольной группы.

Такой же точки зрения по этому аспекту придерживается и Джейн Стэндли (Jayne M. Standley), музыкотерапевт, профессор государственного университета во Флориде. Она убеждена, что дети, находящиеся в инкубаторе, получают с голосом матери, хотя бы и в форме колыбельных песен, информацию, важную для дальнейшего языкового развития, ту информацию, которую каждый ребенок получает в течении последних 3 месяцев внутриутробного развития. В то время, как музыкотерапия для недоношенных детей в Европе известна только в небольших кругах, в США, благодаря усилиям Джейн Стэндли, уже готовят музыкотерапевтов, специализирующихся в этой области.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: