Опыт профессора Х. Шахингера




 

Еще будучи студентом Харальд Шахингер установил позитивное действие музыки на недоношенных детей: дыхание и удары сердца становятся равномернее и стабильнее. Тогда же он начал играть на виолончели перед своими крохотными пациентами. Со временем аудитическое стимулирование стало неотъемлемой частью терапии недоношенных детей в клинике Waldkrankenhaus: они слушают музыку Моцарта, Вивальди, других классиков. Этот простой, но очень действенный метод получил свое дальнейшее развитие: посредством ультразвука записываются шумы из материнскоголона беременных женщин и проигрываются недоношенным детям. Таким акустическим образом имитируется дальнейшее пребывание ребенка в утробе матери.

Независимые исследования ученых, проводивших в Гейдельберге подобные же эксперименты, подтвердили наблюдения профессора Шахингера:

Дыхание становится спокойнее и равномернее

Дыхательные паузы реже.

Торакальное дыхание становится менее выраженным.

Паузы между бодрствовантем и сном становятся короче.

Частота сердечных сокращений стабилизируется.

«Дыхание новой жизни». Терапевтическая музыка Тибора Леваи.

С декабря 2001 года женской клинике лейпцигского университета (Universitäts-Frauenklinik Leipzig) под руководством профессора Фогтманна (Vogtmann) с примечательным успехом применяется терапевтическая музыка «Дыхание новой жизни» Тибора Леваи.

Музыкант Тибор Леваи, отец, переживший драму преждевременного рождения своего сына, создал в тесном сотрудничестве с учеными музыкальные произведения,которые естественно и мягко «приглашают» в жизнь, специальный «мир звуков» для недоношенных детей, продолжающих свое развитие в инкубаторе, музыку, поддерживающую жизненные функции новорожденного.

Терапевтическими целями являются:

Стабилизация дыхания и сердечного ритма, для того, чтобы оптимизировать содержание кислорода в крови и головном мозге.

Уменьшение, насколько возможно, применения медикаментов.

Создание атмосферы безопасности для ребенка.

 

Недоношенный ребенок, чей слух к шестому месяцу внутриутробного развития уже полностью сформировался, способен воспринимать звуки внешней среды. Кроме стресса преждевременного появления на свет, в инкубаторе он подвергается дополнительному слуховому стрессу, вызываемым шумами медицинской аппаратуры, достигающими уровня 110 дб, что является чрезмерной нагрузкой на слух недоношенного ребенка.

В отделении недоношенных детей в одной из клиник Мюнхена (Harlachinger Klinikum München) был записан шум, вызываемый медицинской аппаратурой в инкубаторе и звуками окружающей среды. Эти шумы являются стрессообразующим фактором для недоношенных деней. В звукозаписывающей студии эти шумы были тщательно «забальзамированны» и «вплетены» в музыкальную ткань, состоящую из таких компонентов как:

Повторяемость музыкальных мотивов, простых ритмических структур,что вызывает чувство покоя, защищенности и доверительности.

Минимализм: небольшие, несложные музыкальные формы, спокойный характер звучания.

Определенный музыкальный лад без полутонов – пентатоника (праматерь всех муз. ладов) придает музыке «округлый» характер, не создает слухового стресса.

 

Недоношенным детям с весом около 1000 г. с еще не стабильными дыхательными функциями в течение 60 мин. проигрывалась музыка Тибора Леваи. Перед, во время и после прослушивания при помощи обычной аппаратуры измерялись частота дыхания и сердечных сокращений, кислородное насыщение крови, а также периферическая и центральная температура тела. Данные регистрировались и протоколировались, а затем обрабатывались третьим, независимым лицом. Результаты исследований показали:

 

Повышение кислородного насыщения крови (Оптимум 100 %):

кислородое насыщение крови Ср. показатель (%) Максимум Минимум
С музыкой 97,47 % 98,75 93,35
Без музыки 94,49 % 96,27 91,20

 

Уменьшение степени спада кислородной насыщенности в единицу времени

Уменьшение частоты сердечных сокращений:

Нормальная частота сердечных сокращений дежит в пределах от 100 до 150 ударов в мин. (Оптимум–120 ударов в мин.)

 

Частота пульса Ср. показатель (удары в мин.) Максимум Минимум
С музыкой 135,7 140,4 131,7
Без музыки 143,2 153,1 135,4

Уменьшение частоты дыхания (Оптимум 50 дых. движений в мин.):

Частота дыхания Ср. показатель (кол. в мин.) Максимум Минимум
С музыкой 42,44 49,9 36,64
Без музыки 43,61 56,22 34,74

 

Уменьшение разницы между центральной и периферической температурами тела.

В этом случае речь идет о достоверно положительных, статистически подтвержденных воздействиях на физиологические параметры ребенка.

 

„Womb sounds“ - «Звуки материнского лона» Ф. Шварца

 

Ф. Дж.Шварц (Fred J. Schwartz) и Р. Ричи (Ruthann Ritchie) начали свои работы по аудитивному стимулированию недоношенных детей в январе 1998 года в Piedmont Hospital (Atlanta). Их целью являлось стимуляция звуком веса, объема головы (как показателя размера головного мозга), влияние аудитивной стимуляции на дыхание (редуцирование искусственного дыхания) и на продолжительность пребывания недоношенного ребенка в больнице (сокращение финансовых затрат), сравнение данных исследования с показателями контрольной группы («нестимулированные» дети).

В ходе исследования были желательны следующие изменения:

Возрастающее кислородное насыщение крови

Уменьшение частоты сердечных сокращений

Минимальное падение кровяного давления

 

Известно, что недостаточное насыщение крови кислородом и чрезмерный расход кислорода являются следствиями стресса. Повышенная реакция на стресс «съедает» драгоценные калории, энергию, необходимую для роста и развития.

Чтобы уменьшить возможную опасность перевозбуждения, авторы выбирали музыку, соответствующую следующим критериям:

Спокойный темп

Равномерный ритм

Простые повторяющиеся мелодии и гармонии

Плавные переходы при изменении темпа и динамики

Несложная инструментовка

Негромкая динамика

Качество, отсутствие упрощенности

Эмоциональная выразительность, передающая чувство любви, защищенности

Исследователи опирались также на ранее полученные данные, что новорожденные предпочитают женские голоса и, прежде всего, голос матери. Одним из главных моментов в создании метода музыкотерапии Шварца была убежденность, что шумы текущей по сосудам крови, материнского дыхания в сопровождении ритмичных ударов сердца имеют глубокое воздействие на ребенка до и после рождения. В результате был создан ряд композиций, которые в соответствии с их аудитивным содержанием должны быть предложены к прослушиванию:

CD1: нежная музыка +«womb sounds» & «female vocals sounds»

CD2: как CD1 + слышимое дыхание матери

CD3/4: колыбельные песни, напетые женщинами, соответствующие выше названным критериям.

CD5: несложные классические композиции (прежде всего Моцарт) в соответствии с критериями.

 

Предположения Шварца и Ричи получили свое подтверждение:

Объем головы увеличивался быстрее у «стимулированных» детей

Потребность в применении аппаратов искусственного дыхания у «стимулированных» детей оказалась меньшей, чем у «нестимулированных».

Затраты на медицинское обслуживание недоношенных детей, к которым применялась музыкотерапия, понизились. Дети из этой группы могли покинуть отделение интенсивной терапии на 3-5 дней раньше, чем дети из другой группы.

 

Однако главным выводом этих исследований явилось подтверждение того, что музыка может быть тем каналом, по которому детям, изолированным от их родителей, передается чувства любви и защищенности.

 

Дополнительная информация:

Noecker-Ribauoierre, M.: Auditive Stimulation nach Frühgeburt.

Gustav Fischer Verlag Stuttgart, 1995

 

M. Noecker-Ribaupierre.Förderung zu früh geborener Kinder mit Musik und Stimme.

www.stillen.de/we_stillen/pdf/publikationen/161004_Noecker-Ribeaupierre.pdf

 

 

F.Tirpitz. Ansätze der Musiktherapie in der Betreuung von Frühgeborenen.

Diplomarbeit im Studiengang Musiktherapie am Institut für Musiktherapie,

Fakultät für Medizin, Universität Witten/Herdecke.

www.musictherapyworld.net/modules/archive/dissertations/pdfs/Tirpitz_Friederike_de_01_01.pdf

Peter Hübner.Digitale Pharmazie: https://www.digipharm.de/index.htm

Tibor Levay. "Der Atem des neuen Lebens": https://www.fruehchenmusik.de/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: