Кафедра ИТМЕН
Методические указания к выполнению
виртуальной
Лабораторной работы № 04
Определение гиромагнитного отношения
методом магнетрона
Октябрьский, 2015 г.
Методические указания предназначены для ознакомления студентов с закономерностями движения электрона в электрическом и магнитном полях, а также с классическим опытом по определению отношения зарядка электрона к его массе.
Является основой для выполнения плановых лабораторных работ по курсу «Электричество и Магнетизм» согласно учебного плана в технических университетах.
Составлено на основе ГОСов специальностей горно-нефтяного профиля.
Рекомендуется для выполнения студентами всех специальностей форм обучения.
Методические указания разработаны в рамках выполнения гранта ФГБОУ УГНТУ «Инновационные образовательные технологии для формирования компетенций выпускника вуза. 2015 г.»
Публикуется по рекомендации Методического Совета филиала ФБГОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском.
Составители: Р.Н. Сулейманов, доцент, к.т.н.
Д.Ш. Шакирова, зав. лабораториями.
Рецензент: А.С.Галеев, профессор, д.т.н. (ФГБОУ АГНИ)
© ФГБОУ ВПО «УГНТУ», филиал в г. Октябрьском, 2015
Известно, что среди природных явлений, изучаемых в вузовском курсе физики, есть процессы, непосредственное наблюдение которых в рамках практикума затруднено или требует специального оборудования. И мало того: с усложнением форм движения, (что как раз и является предметом физики), понятие «наблюдение» превращается в «верую»…. То есть мир, данный нам в ощущениях [1] (зрительных, осязательных, обонятельных,, слуховых и еще Бог знает в каких, превращается в мир, опосредованный «приборными ощущениями», и Человеку остается лишь довериться параметрам, измеренными датчиками и т.п.
Но сегодня в связи с прогрессом в быстродействии ЭВМ наглядное представление таких явлений осуществимо методами мультипликации в ходе решения уравнений математической модели, причем, «наблюдаемые» параметры явления будут полностью обусловлены «натурными» значениями исходных данных. Это и реализовано в предлагаемых лабораторных работах, выполняемых в диалоговом режиме на ЭВМ.
Авторский коллектив выражает благодарность бывшему старшему преподавателю кафедры ИТМЕН (ныне старший консультант по информационным технологиям ЗАО "Компания Информконтакт", г. Москва) Артуру Зайдуллину за креативное отношение к нашей работе и оригинальные советы; старшему методисту Руфине Бикбаевой за энергичное сопровождение и компьютерный набор рисунков и текста, и в целом, коллективу кафедры Физики и кафедры ИТМЕН филиала ФГБОУ ВПО УГНТУ в г. Октябрьском за доброжелательное обсуждение промежуточных результатов.
Лабораторная работа № 04
4. Определение гиромагнитного отношения методом магнетрона
Введение
В данной работе изучаются закономерности движения электрона в электрическом и магнитном полях, а также классический опыт по определению отношения зарядка электрона к его массе (классический физический эксперимент, впервые проведенный английским физиком Джозефом Томсоном в 1897 году). Для осмысленного следования пунктам программы (выполнения виртуальной лабораторной работы) необходимо изучение и защита теоретической части (т.н. «теоретический допуск») у преподавателя.
Рассмотрим теоретические представления, развитые достаточно полно и широко известные.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Исследовать закономерности движения электрона в электрическом и магнитном полях, определить значение гиромагнитного отношения.
Метод магнетрона
Магнетрон представляет собой цилиндрический диод (электровакуумный прибор), помещенный в продольное (параллельное оси цилиндра) магнитное поле, создаваемое соленоидом (см. Рис. 4.1): амперметр А измеряет силу тока в соленоиде, вольтметр V – напряжение между катодом и анодом диода, миллиамперметр mA – силу анодного тока. Источник переменного тока
создает ток накала катода для термоэлектронной эмиссии электронов с поверхности катода. Величина магнитного поля определяется соотношением:
, (4.1)
где µ0 = 4*π*10-7 Гн\м - магнитная постоянная, µ - магнитная проницаемость среды, n – число витков на единицу длины соленоида, I – сила тока.
В отсутствие магнитного поля электроны, вылетающие с поверхности катода, движутся к аноду прямо по радиусам (рис. 4.2, а, траектории представлены штриховыми стрелками).
Магнитное поле действует на движущийся электрон с силой Лоренца:
, (4.2)
которая всегда перпендикулярна направлению вектора скорости . Сила Лоренца не совершает работы, а может только повернуть вектор скорости, искривляя траекторию движения. Поэтому при включении магнитного поля траектории электронов в диоде начинают искривляться (кривые траектории 1, 2 – сплошные стрелки, рис. 4.2, а) и приобретают более сложный характер, начинаясь на катоде и кончаясь на аноде. При определенном критическом значении магнитной индукции
электроны совсем перестанут достигать анода (траектория 3, рис. 4.2, а), и анодный ток через диод прекратится (участок 3 ломаной сплошной линии на рис.6 2, б).
При электроны образуют объемный отрицательный заряд, который вращается в пространстве между катодом и анодом, но сила
анодного тока при этом близка к нулю. Таким образом, в данном методе сами траектории электронов не измеряются, но косвенно, по скачку анодного тока, фиксируется выход электронов на критическую траекторию с известными заранее параметрами. По параметрам этой траектории и рассчитывается удельный заряд .
Найдем величину критического поля . Ввиду аксиальной симметрии электродов рассмотрим движение электронов в цилиндрических координатах
с началом в центре диода (рис. 4.3). По закону сохранения энергии скорость электрона у анода
определяется пройденной им разностью потенциалов U между анодом и катодом:
(считаем, что начальная скорость электрона равна нулю).
Момент импульса электрона в нашей задаче имеет только z -составляющую. Рассмотрим ее изменение. При вылете из катода момент импульса электрона равен нулю (
). При критическом значении индукции
траектория электронов касается анода (кривая 2 на рис. 2, а). В точке касания момент импульса
(4.3)
так как скорость направлена перпендикулярно радиусу. Изменение момента импульса электрона обусловлено только магнитной составляющей силы Лоренца, поскольку электрическая составляющая силы направлена по радиусу и ее момент всегда равен нулю. Момент силы Лоренца имеет только z -составляющую:
, (4.4)
где - азимутальная составляющая силы,
– радиальная составляющая скорости.
Закон изменения z -составляющей момента импульса имеет вид
, (4.5)
где r – время полета электрона от катода до анода. Подставляя в него найденные выше соотношения, получаем:
. (4.6)
Интегрируя, получаем:
, (4.7)
где – радиус катода. Исключая
, получаем связь между напряжением на диоде и критической индукцией магнитного поля:
. (4.8)
Если радиус катода мал по сравнению с радиусом анода (), то:
. (4.9)
Таким образом, измерение критического поля для заданного напряжения на диоде U дает возможность сразу найти
.
Задание по лабораторной работе
Работа по математическому моделированию движения электрона во взаимно-перпендикулярных полях ведется на ЭВМ в диалоговом режиме, т.е. все сообщения выдаются на экран дисплея (см. Рис. 4.4).
4.3.1. Внимательно изучите состояние экрана, т.е. сообщение программы.
4.3.2. Установите значение напряжения U=N*10 В, радиус цилиндрического анода R2=(10+N/3) см (где N – номер студента по списку учебной группы); радиус катода R1= R2/10 ( по умолчанию).
4.3.3. Упражнение 1
Изменяя значения силы тока в соленоиде Ic от 1 до 26 mА с шагом 5 mА, получите семейство траекторий движения электрона в пространстве между катодом и анодом. Фиксируйте значения анодного тока. Используя скрин-шот экрана, скопируйте в буфер и вставьте полученные результаты в таблицу вида:
ТАБЛИЦА 1 Исследование траекторий при разных токах в соленоиде | |||||
N по списку | R2, см | U, V | Ic, mA | Траектория | Iа, mA |
![]() | |||||
4.3.4. Упражнение 2
Найдите значение тока соленоида Ic, при котором траектория движения электрона вырождается в круг и, соответственно, сила анодного Ia тока становится равной нулю. Рассчитайте значение Вкр (см. ф 4.9). Занесите результаты в Табл. 2.
ТАБЛИЦА 2 Определение гиромагнитного отношения e/m | |||||||
N по списку | R2, см | U, V | Ic, mA | Траектория | Iа, mA | e/m, Кл\кг | ∆(e/m), Кл\кг |
![]() | |||||||
Средние значения |
4.3.5. Используя значение силы тока из п. 4.3.4, найдите значение отношения e/m.
4.3.6. Повторите п.п. 4.3.4. для 5 разных значений напряжения U=N*10 В с шагом N В.
4.3.7. Определите среднее значение e/m, ∆(e/m).
4.3.8. Сравните полученное значение e/m с табличным значением в виде:
(e/m)среднее ±∆(e/m)среднее (e/m)табличное.
4.3.9. Сделайте вывод
Оформите Отчет по выполнению лабораторной работы (см. Методические указания по выполнению вводной лабораторной работы).
ЛИТЕРАТУРА
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авенариус,_Рихард
2. Т.И. Трофимова. Курс физики: Учебник для студ. вузов. – М.: Высш.шк.,1985.-432 с.
3. Сайт физфак Белорусского государственного университета.-physfak.org/bntu/electro/17- magnetron. doc
4. Сайт «Облако знаний», раздел «Физика» https://www.physics.ru/
5. Сайт Южного Федерального университета, Физический факультет https://phys.rsu.ru/
6. Трофимова Т. И. Курс физики: учеб. пособие для вузов.— М.: Издательский центр Академия, 2006. — 560 с.
7. Детлаф Н.Е., Явроский Б.М. КУРС ФИЗИКИ. – М.: Высш.шк.,1989.
8. Б.М. Явровский и др. «Курс физики», т.1,2,3. 1963 г.
9. И.С. Савельев. «Курс физики», т.1,2,3. 1977 г
10. Г.А. Зисман и О.М. Тодес. «Курс физики», т.1,2,3. 1974 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
1. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике. – М.: Мир, 1976.
2. Берклеевский курс физики. Перевод с англ. под ред. А.И. Шальникова и А.О. Вайсенберга. – М.: Наука, 1975.
3. С.Э. Хайкин. «Физические основы механики», 1971.
4. А.В. Тиморева и С.Э. Фриш. «Курс физики», т.1,2,3. 1961 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
4.1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ... 4
4.2. Метод магнетрона.. 4
4.3. Задание по лабораторной работе.. 9
ЛИТЕРАТУРА.. 11