Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы




Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные

Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны…» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16).

По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь2 и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш…»3. Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Приидите, поклонимся…» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Слава» – «Вознесыйся на Крест…», «И ныне» – «Предстательство страшное…». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже…» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив…». Певцы: «Аминь», «Именем Господним…».

Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

Затем «Аллилуия» в прилучившийся глас Октоиха (в данном случае – 8-й), со стихами: «От нощи утренюет…» и проч. Певцы поют: «Аллилуия», по трижды на каждый из четырех стихов. Затем три Троичных тропаря (см. приложение Триоди).

Примечание. На практике Троичные тропари читаются, а окончания (припевы) их поются.

В понедельник к первому Троичному тропарю припев: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, предстательствы безплотных Твоих помилуй нас»; ко второму – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас»; к третьему – «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, Богородицею помилуй нас». Припев к первому тропарю особый для каждого дня седмицы, припевы ко второму и третьему тропарям – постоянные.

Затем стихословятся кафизмы 4-я, 5-я и 6-я, с разделением на три «Славы» и пением великопостным распевом. Стихословие кафизмы начинается с пения хором «захода»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец: «И ныне», и читает кафизму. Малых ектений по кафизмах во всю Четыредесятницу, кроме суббот и Недель, не бывает (если случится праздник, то перед праздничными седальнами малая ектения произносится).

После 1-й кафизмы – седальны рядового гласа Октоиха (см. приложение Триоди). Если в Минее у рядового святого есть кондак, то в седальнах, перед Богородичном, поется мученичен текущего гласа с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» (в приложении Триоди он помещается после седальнов). Если в Минее кондака у рядового святого нет, то мученичен поется по 6-й песни канона (тогда в седальнах этот мученичен опускается).

Примечание. В данном случае мученичен поется в седальнах, т. к. в рядовой службе Минеи есть кондак.

После 2-й и 3-й кафизм – седальны Триоди (на ряду).

По обычаю, хор – запев: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава». Чтец – «И ныне», и читает псалом 50-й.

Иерей (или диакон) на амвоне произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…» (см. на литии великой вечерни). Певцы: «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Милостию и щедротами…». Певцы: «Аминь», и поется канон.

На великопостной утрене три канона – из Минеи (полный) и два трипеснца из Триоди.

Трипеснцы состоят: в понедельник – из 1-й, 8-й и 9-й песней; во вторник – из 2-й, 8-й и 9-й песней; в среду – из 3-й, 8-й и 9-й песней; в четверг – из 4-й, 8-й и 9-й песней; в пятницу – из 5-й, 8-й и 9-й песней4.

Песни, в состав которых входят трипеснцы, поются на 14: канон Минеи со ирмосом на 6 (ирмос единожды), затем трипеснцы на 8. Кроме того, 2-й трипеснец Триоди содержит один или два тропаря, не входящие в число 14; эти тропари должны петься с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Песни, в которых нет трипеснцев, поются на 4, без ирмоса, т. е. ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й (кроме среды) и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. Песни, имеющие в своем составе трипеснцы, непременно заканчиваются катавасией – ирмосом второго трипеснца.

Канон стихословится с библейскими песнями (в изложении специального раздела Ирмология – для Великого поста). Полностью текст библейской песни исполняется только в песнях с трипеснцами. (Таким образом, за седмицу целиком пропевается весь цикл Песней Священного Писания.) В остальных песнях в качестве припевов к тропарям используется только необходимое количество последних стихов.

Если случатся два святых5, то в песнях с трипеснцами два канона Минеи поются на 6, путем соединения в обоих канонах двух тропарей в один. Богородичен первого канона опускается.

Примечание. Оба канона Минеи поются на 6 (со ирмосом) следующим образом: ирмос канона первого святого, два тропаря этого канона за один, тропарь перед Богородичном (Богородичен опускается); из канона второго святого – два тропаря за один, тропарь перед Богородичном и Богородичен.

О пении канонов двух святых в песнях без трипеснцев Типикон умалчивает. Согласно распространенной практике, оба канона Минеи поются на 86, предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й (кроме среды) и 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого на катавасию.

В соответствии с общими указаниями Типикона относительно чина пения канона великопостной утрени, в понедельники песнь 1-я канона стихословится от стиха: «Господеви поем…» до «Огустеша, яко стена…» (по Ирмологию7). После стиха «Огустеша, яко стена…» поется ирмос канона Минеи.

Певцы – стих8: «Рече враг…». Чтец9 – 1-й тропарь канона Минеи.

Певцы: «Послал еси дух Твой…». Чтец – снова 1-й тропарь10.

Певцы: «Кто подобен Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Простерл еси…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Утешил еси…». Чтец – Богородичен канона.

Певцы: «Тогда потщашася…». Чтец – 1-й и 2-й тропари11 первого трипеснца Триоди (за один).

Певцы: «Нападет на ня…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Дондеже пройдут…». Чтец – 4-й тропарь.

Певцы: «Введ, насади я…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Господь, царствуяй веки, и на век…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца Триоди.

Певцы: «И наведе на ня…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен: «Единице простая…».

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен: «Божию Святую Гору воспоим…».

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – тропарь: «Колесница огненная…».

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш…». Чтец – последний тропарь: «Брашно Адам яде…».

Затем на катавасию поется ирмос 2-го трипеснца Триоди, глас 2-й: «Грядите, людие…».

Примечание. Песнь 2-я в понедельник не поется. Она стихословится по вторникам Четыредесятницы.

Песнь 3-я (из Минеи) начинается пением библейских стихов. Сразу после катавасии 1-й песни певцы – стих: «Господь взыде на Небеса…». Чтец – 1-й тропарь канона.

Певцы – стих: «И даст крепость…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы – ирмос 3-й песни Минеи (в данном случае – глас 4-й: «Веселится о Тебе…»). Отличие от обычного исполнения канона в том, что здесь ирмос поется не в начале песни, но – в конце ее, покрывая песнь, как катавасия.

По 3-й песни – ектения малая. Седален святителя, глас 3-й: «Делы просиял еси…». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественнаго естества…».

Песнь 4-я (из Минеи). Певцы – ирмос 4-й песни Минеи и стих: «Господь Бог мой – сила моя…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «И на высокая возводит…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 5-я (из Минеи). Певцы – ирмос 5-й песни и стих: «Воскреснут мертвии…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Роса бо, яже от Тебе…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 6-я (из Минеи) стихословится так же, как 3-я. Сразу же после Богородична 5-й песни поется стих: «Хранящии суетная…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы – стих: «Аз же со гласом хваления…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Певцы – ирмос 6-й песни канона Минеи на катавасию (в данном случае – глас 4-й: «Пожру Ти со гласом хваления, Господи…»).

По 6-й песни – ектения малая. Кондак и икос Минеи (если есть). В данном случае – кондак святителя, глас 2-й: «Священнейшими твоими нравы…».

Примечание. Если в Минее кондака у рядового святого нет, то по 6-й песни поется мученичен Октоиха (см. в седальнах по 1-м стихословии в приложении Триоди)12.

Песнь 7-я (из Минеи). Певцы – ирмос 7-й песни Минеи и стих: «Благословен еси на Престоле славы…». Чтец – 1-й тропарь.

Певцы: «Благословен еси на тверди…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен.

Песнь 8-я поется как 1-я. Хор или чтец стихословит подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите, вся дела Господня…» и до: «Благословите, огнь и вар…». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней…». Чтец – 1-й тропарь Минеи.

Певцы: «Благословите, сланы…». Чтец – снова 1-й тропарь13.

Певцы: «Благословите, свет и тьма…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословите, земля…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, источницы…». Чтец – Богородичен Минеи.

Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.

Певцы: «Благословите, сынове…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословите, священницы…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Благословите, дуси…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Благословите, апостоли…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – тропарь трипеснца.

Певцы: «Хвалим, благословим…» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Древле оросившаго…».

На 9-й песни совершается обычное каждение. Поем «Честнейшую» (с поклоном на каждый припев). Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев…». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи.

Певцы – стих: «И воздвиже рог спасения нам…». Чтец – снова 1-й тропарь14.

Певцы: «Якоже глагола…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Спасение от враг…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Сотворити милость…». Чтец – Богородичен канона Минеи.

Певцы: «Клятву, еюже клятся…». Чтец – 1-й тропарь 1-го трипеснца.

Певцы: «Служити Ему…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «И ты, отроча…». Чтец – 3-й тропарь.

Певцы: «Дати разум…». Чтец – Богородичен 1-го трипеснца.

Певцы: «В нихже посети нас…». Чтец – 1-й тропарь 2-го трипеснца.

Певцы: «Направити ноги наша…». Чтец – 2-й тропарь.

Певцы: «Слава». Чтец – Троичен трипеснца.

Певцы: «И ныне». Чтец – Богородичен трипеснца.

Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца.

Певцы – ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Преестественно плотию…».

Затем – «Достойно есть» (поклон). Ектения малая. Светилен Троичен текущего гласа (см. приложение Триоди). По обычаю, окончания светильна поются по распеву Троичных тропарей. После 1-го исполнения светильна – окончание: «Предстательствы безплотных Твоих, и спаси мя» (в понедельник). «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». (Первое окончание светильна особое для каждого дня седмицы, второе и третье окончания – постоянные.)

Примечание. В светильнах 6-го гласа вместо окончания изменяется начало (например, первый в понедельник: «Предстательствы, Господи, Безплотных Твоих, низпосли душам нашим свет Твой присносущный» и т. п.).

После светильна чтец – хвалитные псалмы: «Хвалите Господа с Небес…» и прочие стихи (по обычаю).После псалмов – «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», и далее – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие).

Если случатся под числом в Минее два святых на ряду, стихиры одного святого (положенные на «Господи, воззвах») поются на вечерне, а другого – на хвалитех, на 4 (первая стихира дважды). «Слава15, и ныне» – Богородичен (в среду и пяток – Крестобогородичен) по гласу стихир на ряду или Богородичен из приложения Минеи по гласу стихир, от меньших. После Богородична – «Слава Тебе, показавшему нам свет», «Слава в вышних Богу…» (вседневное славословие). Таким образом, после стихир «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» не читается.

Читается вседневное славословие16. Ектения просительная, и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры Триоди, глас 5-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Тя, Божию Матерь…».

Примечание. Если святой имеет утреннюю стихиру на «Слава», то «Слава» – святого, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших, из дополнительной части Минеи, а в среду и пяток – Крестобогородичен Минеи на ряду. Если в Минее нет славника, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди (на ряду).

Читается «Благо есть…» (дважды) и Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе: «Яко Твое есть Царство…» – глаголется тропарь Часослова: «В храме стояще славы Твоея…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен…». Глаголется молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего…» и поклоны 3 великих; 12 малых поклонов с молитвой: «Боже, очисти мя, грешнаго», и еще раз – «Господи и Владыко живота моего…» и поклон один великий. Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читается 1-й час. Отпуст утрени совершается после 1-го часа. Иерей, по обычаю, возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь.

Образец совершения первого часа в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы

На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуия» (трижды), во вторник, среду и четверг стихословится рядовая кафизма17. Перед ней «заход»: «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – читается, а не поется18. На «Славах» кафизма прерывается пением, как на утрене, то есть «опевы» кафизмы поются.

После кафизмы (а если ее не бывает, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды). Затем иерей (или «учиненный чтец»), став пред царскими вратами, поет тропарь часа, на глас 6-й: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой», и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей (или «учиненный чтец») – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Иерей (или «учиненный чтец»): «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой…». Когда иерей (или «учиненный чтец») произносит тропарь или стих, певцы и народ творят поклон; когда же певцы поют, тогда иерей (или «учиненный чтец») творит поклон19. Иерей (или «учиненный чтец»): «Слава» (поклона нет). Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Что Тя наречем…».

Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же (по дважды) поются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя»; «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое» (трижды).

Примечание. Стихи часа (особые тропари Часослова после Богородична часа и перед Трисвятым) поются только на 1-м часе, на прочих часах они читаются.

Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь…»; в среду и пяток – «Скоро предвари…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Господи и Владыко живота моего…», с 16 поклонами. Читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете Истинный…». Певцы (по обычаю): «Взбранной Воеводе…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст великий и многолетны.

По Уставу, по окончании 1-го часа совершается лития о усопших, которая, по мысли Типикона, является неотъемлемой частью утреннего богослужения. Заупокойная лития по окончании 1-го часа назначается Типиконом во все седмичные дни. В субботу, Неделю и в праздничные дни этой литии нет. Такая же лития назначается Уставом и после отпуста вечерни в том случае, если вечерня не соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров, т. е. в понедельник, вторник и четверг. (В среду и пятницу вечерня служится в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров.) Не полагается литии о усопших и после вечерни понедельника, которая служится в Неделю вечером.

Таким образом, в период Святой Четыредесятницы Типикон назначает литии по окончании 1-го часа и по отпусте вечерни. Различаются они лишь тем, что на литии после 1-го часа полагается чтение Оглашений прп. Феодора Студита (в среду и пятницу): «И чтутся Оглашения преподобнаго отца нашего Феодора Студита от предстоятеля или от екклисиарха, яко предписася, сиречь в среду и пяток» (см.: Постная Триодь, служба понедельника 1-й седмицы Великого поста)20.

На практике лития совершается следующим образом.

В притворе (или в соответствующем месте храма) заранее устанавливается панихидный стол (тетрапод). По окончании 1-го часа или вечерни священник берет кадило и в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор северными вратами (царские врата и завеса не открываются). За ним, при пении самогласной стихиры храма, следуют хор и молящиеся. Стихира берется из службы того праздника или святого, которому посвящен придел, где совершается служба. Это может быть стихира по 50-м псалме или одна из литийных стихир. (Если святой не имеет праздничного знака, шестеричный или славословный, и его служба не содержит указанных песнопений, стихира берется с «Господи, воззвах» или из другого цикла стихир.)

Иерей возглашает: «Благословен Бог наш…». Певцы: «Аминь». Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Певцы: «Аминь» и тропари, глас 4-й: «Со духи праведных…», «В покоищи Твоем, Господи…». «Слава» – «Ты еси Бог…», «И ныне» – «Едина Чистая…». Иерей (с кадилом) произносит сугубую заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», «Еще молимся о упокоении…», «Яко да Господь Бог…», «Милости Божия…». «Господу помолимся». Певцы: «Господи, помилуй». Иерей читает тайную21 молитву: «Боже духов…», и произносит возглас: «Яко Ты еси Воскресение…». «Слава Тебе, Христе Боже…» и т. д. Отпуст: «Воскресый из мертвых…». По отпусте глаголется особый стих: «Вечная ваша память, достоблаженнии отцы и братия наша, присно поминаемии» (трижды). Во время этого стиха священник окрест кадит тетрапод (трижды), затем произносит: «Бог да ублажит и упокоит их и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец» (единожды).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: